Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Род имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

На уроке использвались групповые формы работы, проблемное обучение, а также подготовлена презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russk_rod.docx21.15 КБ
Файл rod_sushch.pptx669.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе

 Тема: «Род имен существительных»

Цели:

  __     познакомить с понятием рода имён существительных; научить его определять путём подстановки личного и        притяжательного местоимения;

     развивать умение группировать слова по определённым признакам;

     развивать и обогащать речь учащихся;

     развивать интеллектуальные и коммуникативные навыки;

     воспитывать любовь к родному языку.

 

Этап урока

Описание урока

Примечание

(комментарии)

1

Оргмомент

(мотивация к учебной деятельности)

Проверка готовности к уроку.

- Какую часть речи мы с вами изучаем? (Имя существительное)

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать имя существительное и каждый из вас попробует сам «открыть» для себя новый признак имени существительного.

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Актуализация знаний

Постановка проблемы

«Открытие» нового

Физкультминутка

Продолжение работы над темой урока

Первично закрепление

Физкультминутка

Самостоятельная работа

Подведение итогов

Рефлексия

-Для того, чтобы открыть новое, давайте  вспомним и приведем в систему изученное об имени существительном. Что мы уже хорошо знаем о существительном? Какие признаки имени существительного мы изучили?

(Знаем, что такое имя существительное. Знаем, что существительные бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные и они изменяются по числам, т.е. называют уже изученные постоянные и непостоянные признаки имени существительного.)

- Какие из этих признаков постоянные?

 (Собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные)

- Что значит термин «постоянный признак»?

( Не изменяются.)

-  Что значит термин «непостоянный признак»? ( Изменяются)

- Кокой признак непостоянный? (Число)

НА ЭКРАНЕ слова:

мороз, зима, озеро, иней, одеяло, каток, вьюга, серебро, метель, поземка, снегирь, пороша, солнце, окно, лед

- Чтобы сформулировать сегодня тему урока, объединимся в группы и выполним следующее задание: прочитайте слова и попробуйте распределить их в группы по определённому признаку. Сколько будет групп, вы должны решить сами и обосновать свое решение.

- Какие трудности у вас возникают? (Невозможно разделить на группы, потому что все существительные единственного числа, все – нарицательные и все неодушевленные)

- Что же можно предположить? (Существует ещё признак существительного, о котором мы не знаем)

- Как о нем узнать? (Можно посмотреть в учебнике). – Откройте стр. и прочитайте тему урока (Род имени существительного) – Как вы думаете, чему мы будем учиться? (Учится определять род существительных)

- Попробуйте слова разделить по родам. Сколько столбиков у вас получилось? (Три) – Проверим на экране

- Постоянный это признак имени существительного или непостоянный? Докажите.

(Учащиеся приходят к выводу, что род имени существительного – постоянный признак)

-Назовите имена существительные, род которых вы затруднялись определить? (Это сущ. среднего рода)

- Прочитаем правило в учебнике (стр.   ) Совпадает ли правило с тем, что вы открыли? – А для чего нужно знать правило? (Чтобы кратко, четко объяснять)

Уточним  лексическое значение слов «поземка», «метель», «вьюга», «пороша».

Делаем движения : «метель» - руки вверх, «поземка» - присесть, «пороша» - руки в стороны, «вьюга» - покачались в стороны

 - Вернемся к теме урока. Итак, мы говорим о роде имен существительных. Чтобы нам было быстрее определять род, я предлагаю вам присвоить себе все предметы, которые обозначены этими существительными. Как вы скажете, что «мороз» принадлежит вам?

(Мы скажем слово «мой»)

- давайте выстроим АЛГОРИТМ доказательства рода имени существительного:

мороз – он мой – имя существительное муж. рода;

зима – она моя - имя существительное ж. рода;

озеро – оно мое - имя существительное ср. рода.

- А сейчас каждая группа получит карточку  с именами существительными. У каждой группы своя карточка. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

(Учащиеся коллективно обсуждают распределяют слова в три столбика, работают в тетрадях. По окончании, доказывают свой выбор по алгоритму, выделяют окончания. Обращают внимание на окончания существительных ср.рода)

Для глаз

-  Итак, мы сегодня научились… (определять род существительных)

Теперь самостоятельно выполним упр. №   на стр

Сбор тетрадей

-Какой новый признак имени существительного вы сегодня открыли?

- Как определить род существительного?

- Постоянный это признак или нет? – Докажите на примере.

- Предлагаю запомнить правило в стихотворной форме:

Женский род запомню я и скажу: «Она – моя».

И запомню род мужской и опять скажу: «Он – мой».

Средний род: «Оно – моё». Это правило твоё.

(На доске вывешивается малая опорная схема-памятка)

-Итак, мы научились определять род имен существительных. Но наша речь состоит не только из существительных. Для того, чтобы речь была более точной, выразительной, красивой нам нужны… (прилагательные)

- Как вы думаете, есть ли род у прилагательных?

- Подберите имя прилагательное и вставьте его в предложение: Пришло _______ утро.

Слова для справок: зимний, зимнее, зимняя

(Это слово «зимнее») – Догадались, почему именно «зимнее»? (Потому что «утро» - оно, моё – среднего рода)

- Значит, род прилагательного отчего зависит? (От имени существительного!)

- Да, какого рода существительное - такого рода и прилагательное.

Сегодня еще одно открытие! И поверьте, таких открытий у нас будет в дальнейшем много.

- Дополни предложение: - Сегодня а уроке я понял …

                                           - После урока я хотел бы …

СЛАЙД 1

Групповая работа

Групповая работа

СЛАЙД  2

СЛАЙД 3 (развитие речи)

Возвращаемся к СЛАЙДУ 2

Фронтальная работа

Групповая работа

Каждый из членов группы дают объяснение по цепочке

Работа по учебнику

Работа с доской

11

Домашнее задание

.

- Учебник стр.    упр …

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Карточка №1    Ветер, море, град, шуба, ромашка, лось, небо, ущелье, подушка, телефон, рысь, пламя, огонь, поле, радость.

Карточка № 2   Село, заря, медведь, дождь, улыбка, змея, стол, ракета, дерево, рыба, чудо, камень, колесо, гром, стая.

Карточка № 3   Насекомое, игра, ветер, сын, мебель, дуб, осина, пальто, волк, котёнок, вечер, письмо, тень, животное, страница.

Карточка № 4    Обед, покрывало, лампа, кошелёк, берёза, пшено, бревно, ручка, картина, обед, утро, маяк, стекло, роза, мёд.

Карточка № 5    Платье, сирень, стена, мыло, будильник, башня, пирог, снег, яблоко, слон, сосна, соловей, жираф,  дерево, лицо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прочитай имена существительные и раздели их на группы по определенному признаку. Мороз, зима, озеро, иней, одеяло, каток, вьюга, серебро, метель, позёмка, снегирь, пороша, солнце, окно, лёд.

Слайд 2

Род имени существительного м ороз зима озеро и ней вьюга одеяло к аток метель серебро снегирь позёмка солнце л ёд пороша окно Муж. род «мой», «он» Жен. род «моя», «она» Ср. род «моё», «оно»

Слайд 3

Лексическое значение слов Метель - Позёмка- Пороша- м етель без снегопада, во время которой снег переносится ветром по поверхности земли п еренос ветром снега, поднятого с поверхности земли с вежий слой выпавшего с вечера снега ВЬЮГА – сильная метель, буря


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 4 класс по теме: "Изменение имен существительных по падежам"

Развитие умений извлекать информацию на слух и при чтении из разных источников (учебных, художественных текстов, стихотворных строк, таблиц) преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу...

конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Склонение имён существительны"

Материал содержит разработку урока и презентацию к нему. Может быть использован при объяснении  по теме " Три склонения имён существительных"....

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Изменение имен существительных по числам"

Урок русского языка во 2 классе. "Школа России" Тема: «Изменение имен существительных по числам»Учебник: Русский язык 2 класс, 2 часть ,с. 62-63 (Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горец...

Конспект урока по русскому языку, 3 класс, по теме "Род имен существительных", УМК Начальная школа 21 века

План- конспект по русскому языку, 3 класс, по теме "Род имен существительных".Цель: создать условия для развития умения определять род имен существительных....