Конспект урока по русскому языку. Имя существительное
план-конспект урока по русскому языку на тему

Горьканова Светлана Петровна

Цели урока: познакомить с именами существительными, учить находить существительные в тексте, классифицировать существительные на одушевленные и неодушевленные, развивать любознательность, мышление, речь. Воспитывать сдержанность, умение выслушать мнение товарищей, интерес к учению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Торбеевская средняя общеобразовательная школа №3»

Конспект урока

по русскому языку

«Имя существительное»

Подготовила: учитель начальных классов

Горьканова С.П.

п. Торбеево

2013 год

Имя существительное.

Цели урока: познакомить с именами существительными, учить находить существительные в тексте, классифицировать существительные на одушевленные и неодушевленные, развивать любознательность, мышление, речь. Воспитывать сдержанность, умение выслушать мнение товарищей, интерес к учению.

Оборудование: компьютер, портрет Красной Шапочки, конверты с заданиями, учебник.

Организационный момент.

–Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок русского языка. На протяжении всего урока покажите свое умение, старание, находчивость. Прочитайте девиз нашего урока:

–Чтоб чему-то научиться

Надо очень потрудиться,

Потому что без труда

Не вынешь рыбку из пруда.

–Отгадайте, кто еще к нам придет на урок.

Бабушка девочку очень любила

Шапочку Красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое

А ну, подскажите, как звали ее?

(Красная Шапочка – на компьютере.)

–Сегодня у нее в корзинке вместо пирожков задания для вас. Выполнив все задания, мы поможем Красной Шапочке дойти до домика и спасем ее бабушку.

Задания:

  1. Чистописание.

–Итак, первое задание. Мы повторим письмо заглавной и строчной буквы Т и соединение с другими буквами.

        Тт        Тр        Тот        тт        Тв

        Труд кормит, а лень портит.

–Прочитайте предложение. Что это такое? (пословица) Как вы понимаете ее? Напишите в тетрадь. (правило посадки)

  1. Повторение пройденного. Игра «Угадай-ка!».

–Посмотрите на экран компьютера. Красная Шапочка написала слова:                тетрадь, сильный, играет, добрый, школа, встречает, учебник, веселый, учиться.

–Назовите слова, которые обозначают предметы.

–Признаки предметов.

–Действия предметов.

–Молодцы! С заданием справились. Двигаемся дальше.

  1. Загадка. Введение в тему.

–Отгадайте загадку. (Слайд)

–Давно живем мы в мире этом

Даем названия предметам. (Имена существительные)

–Назовите предметы, которые вы видите вокруг себя.

–Молодцы! Вы знаете очень много имен существительных.

–Так что же такое Имя существительное?

–Совершенно верно! Его величество Имя существительное живет в королевстве под названием «Части речи» и является его королем. (Слайд)

Ученик: «Я, имя существительное. Самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Я наиболее самостоятельная часть речи. Весь мир птиц, животных, растений, явлений природы, события – все названо, все имеет свое имя, и все это имена существительные. С помощью существительного люди общаются и понимают друг друга, выражают свое настроение и чувства».

Учитель: «И сегодня, мы будем учиться различать имена существительные, которые отвечают на вопросы кто? что?

  1. Новая тема. (Работа по учебнику)

Разгадайте кроссворд. (Картинки)

–На какие две группы можно разделить слова? (Одушевленные и неодушевленные)

–Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто?

                                        

 –Назовите слова, которые отвечают на вопрос что?

–Какие слова отвечают на вопрос кто?

–на вопрос что?

        Правило прочитать.

  1. Закрепление. Коллективная работа.

–Двигаемся дальше. Красная Шапочка на пути встретила Волка. Не пускает серый волк Красную Шапочку дальше, если не справитесь с заданием. Поможем Красной Шапочке выполнить Упр.228 стр.118

–Выписать из словаря учебника слова, которые отвечают на вопрос кто?

слова, которые отвечают на вопрос что?

  1. Физминутка.
  1. Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места!

Раз присели, два привстали

Ванькой-встанькой будто стали

А потом пустились вскачь,

Будто мы упругий мяч!

  1. Кот-мурлышка, кот-царапка

Хочет с нами танцевать

Ну-ка левой, ну-ка правой

Раз, два, три, четыре, пять.

  1. Игра «Исключи  лишнее слово».

–Красная Шапочка осталась очень довольна, и предлагаем поиграть.

–Какое лишнее слово написала Красная Шапочка?

  1. Черепаха, кружка, кошка, кролик.
  2. Айболит, Репка, Карабас, Золушка.
  3. Пенал, дом, посуда, медведь.
  1. Самостоятельная работа.

–Случилось невероятное. Пока Красная Шапочка шла по тропинке лесной, потеряла некоторые слова в тексте.

                –Можно ли понять текст без существительных?

–Поможем найти слова и вернуть их в текст.

        Здесь промчался трусливый (…). Белочка грызет (…). Стучит по стволу дерева (…). Только лежит в своей берлоге (…).

–Подчеркните главные члены в предложениях.

–На какой вопрос отвечает подлежащее?

–Какой частью речи является?

Карточки у доски. (3 ученика)

                №1. ВЫПИСАТЬ ТОЛЬКО ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:

                Мальчик, белый, идет, снег, кубик, собака, плывет, стол, ручка, коричневый.

                №2. Спиши. Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос кто?

                Мальчик спешил в школу. Впереди шла старушка с сумкой. Миша помог бабушке.

                №3. Вставить пропущенную букву. Подчеркнуть орфограммы:

                К.р.ндаши, п.нал, т.традь, м.л.ко, к.ньки, б.реза, м.роз.

        Творческая работа. (3 ученика составляют текст по учебнику)

1 ученик: Наступила ранняя весна. Снег начал таять. Взрослые и дети гуляли на улице. Мальчик Кирилл заметил, как лисичка плывет по реке на льдине. Он позвал всех. Взрослые и дети с интересом наблюдали за лисой, волновались за нее! Лисичка, наверное, плыла на другой берег. Она очень смелая и красивая.

  1. Игра-эстафета. (Групповая работа)

1 ряд – кто?

2 ряд – что?

3 ряд работает по теме «явления природы».

  1. Итог урока. (Игра с корзиной)

–Вот и помогли мы дойти Красной Шапочке до домика, выполнили все задания. Красная Шапочка благодарит всех ребят 2 «А» класса за работу и дарит подарки в память о нашем уроке. (Картинки)

–Назовите картинки, которые отвечают на вопрос кто? на вопрос что?

–Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? на вопрос что?

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. Имя существительное.

Урок с использованием групповых форм обучения....

Конспект урока по русскому языку "Имя существительное" 4 класс

Данный урок проводится после изучения темы "Имя существительное"....

Конспект урока по русскому языку "Имя существительное"( 2 класс)

  Разработанный урок русского языка предназначен в помощь учителям, работающим по программе «Школа России».   На этом уроке дети не заучивают готовые правила, а учатся наблюдать,...

Конспект урока по русскому языку "Имя существительное как часть речи"

Наблюдение над ролью существительного в тексте....

Конспект урока по русскому языку «Имя существительное. Безударные окончания существительных в единственном числе» 3 класс УМК «ПНШ»

Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании безударных окончаний имен существительных в единственном числе, отработка навыков последовательности действий при написании безударн...