Технологическая карта урока «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шкуратова Ксения Валерьевна

Урок способствует воспитанию интереса к предмету, умению аргументированно доказывать свою точку зрения, формирует коммуникативные навыки, навыки контроля, взаимоконтроля, самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx40.7 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Класс: 3, Система развивающего обучения академика Л.В. Занкова                      

Дата: 23.01.14

Вид урока: урок открытия нового знания.

Тема урока: «Мягкий знак  после шипящих на конце существительных».

Цель: вывести алгоритм правописания имен существительных  с шипящим звуком на конце путем организации исследовательской работы учащихся.

Задачи:

 Образовательная                                                                                                                              

- выработать алгоритм правописания имен существительных с  основой, оканчивающейся на шипящий звук;научить применять на практике правило правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих; формировать  орфографические навыки, информационные навыки; учить высказывать свои  мысли и понимать позицию  собеседника.

Развивающая
-
развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое  мышление, память, речь учащихся, интерес  к предмету, умение анализировать свою деятельность.

Воспитательная 
-
воспитывать  любовь к родному языку, бережное отношение к окружающему миру, культуру общения, аккуратность, усердие, взаимовыручку.

 Оздоровительная                                                                                                                        

- создание на уроке атмосферы непринужденности, психологического комфорта, предупреждение учебной перегрузки.

 Компетенции:

Учащиеся должны знать:

- правила правописания слов с изученными орфограммами;

Учащиеся должны уметь:

-видеть в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы;

- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

- правильно писать имена существительные с шипящими на конце;

- применять изученную орфограмму при написании имен существительных;

- правильно списывать слова, предложения, проверять написанное;

- работать в  парах и группах;

- вести самостоятельный диалог между собой по вопросам  решения учебной задачи.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I.Организационный момент.

Побудительная мотивация.

 - Встряхнулись, потянулись, улыбнулись друг другу и настроились на серьёзную работу.Итог урока во многом зависит от вашей работы.

- Сегодня у нас на уроке гость. А кто? Вы узнаете, если правильно выполните задание.

Подготовка класса к работе.  Настрой на дальнейшую работу.

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация

Повторение о ь – разделительном и ь –показателе мягкости согласных.

-Отгадайте загадки, отгадки напишите.

А) Висит за окошком кулёк ледяной,

     Он полон капелью и пахнет весной. (сосулька)

Б) Каждый год я к вам лечу, зимовать у вас хочу.

     И ещё красней зимой ярко-красный галстук мой. (снегирь)

В) Рассыпала Лукерья серебряные перья,

    Закрутила, замела, стала улица бела.(метель, вьюга)

Г) В голубеньких рубашках

    Бегут по дну овражка. (ручьи)

-Чем похожи эти слова?

- Какую роль играет мягкий знак в написанных словах?

-Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?

- Итак, кто же наш гость на уроке?

Чистописание.

ь ььььььь

А что вы ещё знаете о мягком знаке?

Мотивация учащихся на изучение темы.

Запись слов.

(во всех словах пишется мягкий знак)

(В словах сосулька, снегирь, метель – ь указывает на мягкость предыдущего согласного, а в словах вьюга, ручьи он разделяет согласный звук от гласного, не давая им сливаться.)

( в корне слова, перед гласными  -е, -ё, -ю, -я, -и).

(мягкий знак)

Вывешивается карточка с  мягким знаком

(звука не обозначает)

Предметные результаты:
понимают задание, как его надо выполнить.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные: 

сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга;
умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные:
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия

III. Сообщение цели.

-А как вы думаете, всё ли мы знаем о мягком знаке?-Как вы думаете, чем будем мы заниматься на сегодняшнем уроке?

- Сегодня на уроке мы узнаем, какую ещё роль ( работу) выполняет Ь.

Формулирование цели урока.

- Будем развивать внимание, память, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы, развивать речь; воспитывать аккуратность при работе в тетради, культуру общения и поведения на уроке.

Метапредметные результаты:
сформированный способ деятельности.
Личностные результаты:
самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

IV. Постановка и решение учебной задачи.

1. А сейчас мы узнаем, какую ещё работу может выполнять ь.

Прочитайте слова:

Рожь, меч, ночь, шалаш, сторож,дочь, ёж, чиж, мышь, стриж, молодёжь,грач.

-Чем похожи эти слова?

Проблема: Почему у одних существительных с шипящими на конце пишется мягкий знак, а у других – нет?

Можете дать ответ?

- Вот эту проблему нам сегодня на уроке нужно решить.


Путешествие в “Страну существительных” (Чтение сказки учителем на фоне музыки “Голоса леса”, сопровождается размещением на доске полосок со словами, дети читают слова в полосках хором. )
Сказка. 
– Мягкий знак отправился в путешествие. 
Вдруг он оказался в загадочном лесу. Там он увидел шалаш. У входа стоял сторож
– Здравствуйте! Кто здесь живёт? – спросил Мягкий знак. 
– Мы, существительные с шипящими на конце: ёж, чиж, стриж, грач?
- А ты кто? – спросил сторож. 
– Я – Мягкий Знак! Давайте дружить!
– Нет! Ни в коем случае! Закричали все хором. Сторож даже поднял меч.
– Уходи! Не будем с тобой дружить! Ведь тогда ребята будут получать двойки! – возмутился и замахал крыльями грач. 
Мягкий знак обиделся, заплакал и пошёл прочь. Он вышел к полю, на котором росла рожь.Вдруг видит: у дороги сидит серая мышь.
– О чём ты плачешь? – спросила она. 
Мягкий знак поведал свою печаль. 
– Не горюй, я буду с тобой дружить!
– И я, – пропищала из норки мышь.
– И твоя дочь?
Мягкий знак обрадовался и не заметил, как наступила ночь.
– Я тоже буду с тобой дружить, – прошептала тихо ночь. 
Тут вмешалась мышь. 
– Пусть запомнит молодёжь
такую вещь: Мягкий знак - нам верный друг. 

- Ребята, а вы ещё не догадались, почему одни слова прогоняли Ь, а другие называли его другом?
- Что общего в этих словах?

- На какие группы вы разбили бы данные слова, используя какие-то закономерности, свойственные этим группам?

- Молодцы, ребята, вы предложили несколько вариантов.

- Я предлагаю мальчикам выписать имена существительные мужского рода, а девочкам –женского рода.

-Сравните написание существительных.

-Когда имена существительные с шипящим на конце пишутся с мягким знаком?

-Значит, какова же новая роль (работа) мягкого знака?

- Что нужно уметь, чтобы правильно написать имена существительные с шипящими на конце?

Высказывания учащихся.

(это имена существительные, оканчивающиеся на шипящий звук)

(дети сомневаются).

Ответы - предположения детей.)

- Это существительные, они оканчиваются на шипящий. 

(одушевлённые и неодушевлённые, мужского рода и женского рода, с мягким знаком на конце и без мягкого знака)

Высказывания учащихся.

(если они женского рода)

(он указывает, что это существительные женского рода)

(уметь определять род имён существительных)

Предметные результаты: 
формулировать тему урока, учебную задачу
Личностные:
проявлять любознательность при получении знаний
Метапредметные результаты:
Познавательные -
самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера
Регулятивные –
регулировать свои усилия для решения возникшей проблемы

V. Открытие детьми нового знания. (Работа в группах)

  1. Работа в группах.

-  Объединитесь в группы. Прочитайте задание и, обсудив проблему, выполните его. Сделайте вывод, записав схематично.  

Алгоритм исследования:

  1. Прочитайте слово.
  2. Определите часть речи.
  3. Какие звуки слышатся на конце слова?
  4. Определите грамматические значения слов.
  5. Определите, на какие группы можно распределить слова.
  6. Запишите слова, распределив их в группы.
  7. Понаблюдайте, где пишется ь знак, где не пишется.
  8. Сделайте вывод.

Слова на карточках:

Вещь, врач, плащ, ложь, еж, малыш, мелочь.

- Какова же работа ь знака в этих словах? (Грамматическая, он указывает на род).

 - Как это показать схемой?

2.Составление правила по заданию в учебнике стр.27, упражнение 323.

- Нам необходимо составить  совместный план действий – алгоритм.

Рисунок 2

- Сформулируйте правило о правописании мягкого знака после шипящих на конце существительных.  

Работа в группах.

Каждая группа выполняет задание на листах. Пробуют сделать вывод, записав схематично. Защита своих выводов у доски.

Высказывания учащихся.

Обсуждение.

В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм.

Идет озвучивание алгоритма детьми.

Формулируют правило.

Метапредметные результаты:
Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании «ь» после шипящих;
уметь формулировать правило по написанию «ь».
Предметные результаты:
выстраивают модель алгоритма
по написанию имен существительных женского рода с шипящим на конце; формулируют правило

VI.Физминутка.

Мы задание выполняли

И немножечко устали.

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам всем,  друзья.

- Я буду называть слова, а вы, если услышите слово женского рода, то хлопайте в ладоши, а мужского – топайте ногами.

Этаж, вещь, стриж, молодёжь, лещ, тишь, камыш, мелочь, шалаш, калач, кирпич, полночь, ёрш, матч, душ, печь.

- Как напишите имена существительные женского рода с шипящими на конце?

Самоконтроль

Метапредметные результаты:
Регулятивные

VII.Применение знаний в знакомой и незнакомой ситуации..

Упражнение в правописании имён существительных с шипящими на конце.

1.Работа с учебником.Стр. 26, упр.320

-Назовите существительные с шипящими на конце.

-В первом предложении найдите главные члены предложения.Определите части речи.

2. Работа по карточке в парах.

-Замени одним словом и напиши слова с шипящим на конце:

Приспособление с помощью которого открывается замок (ключ)

Часть суток от вечера до утра (ночь)

Маленький ребёнок (малыш)

Человек с высшим образованием, который лечит больных (врач)

Каменное сооружение для отопления помещений (печь)

Суп со свёклой и другими овощами (борщ)

Растение, из зёрен которого выпекают ржаной хлеб (рожь)

- Прочитайте существительные с мягким знаком на конце.Почему написали мягкий знак?

- Что нужно уметь, чтобы грамотно писать существительные с шипящими на конце?

 - С одним из существительных составьте предложение и напишите его. - Чьё предложение вам понравилось?

  1. Групповая работа

К каждому имени существительному из левого столбика подбери близкие по значению существительные из правого столбика. У существительных с шипящим на конце определи род.

Трепет              экипаж…

Старики           товарищ…

Сила                 клич…

Команда          дрож…

Призыв            мощ…

Друг                молодёж…

Работа в тетрадях.

Записывают предложения с комментированием по цепочке. Указывают форму числа, род существительных.

Самоанализ

Самопроверка.

Высказывания учащихся.

(уметь определять род имён существительных)

Работа в тетрадях.

Запись и чтение предложений.

Работа в тетрадях.

Взаимопроверка

Метапредметные результаты:
Самоопределяются в УД.
Работа с информацией:
работа с материалом учебника
искать и выделять необходимую информацию

VIII. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков. 

Выявление уровня усвоения новых знаний. (самостоятельная работа)

Для контроля усвоения темы урока я предлагаю вам выполнить задания разной степени трудности. Три уровня 1,2,3.

1уровень

Напиши имена существительные в единственном числе, укажи род.

Чертежи, вещи, дочери, трубачи, гаражи, моржи, мелочи, богачи, коржи.

2 уровень

Спиши, вставляя нужные слова с шипящей на конце.

Перочинный …, холодный …, полярная …, душистый …, скорая …, звонкий …

3 уровень

Напиши мини- сочинение на тему «На реке», используя слова:

Петрович, пейзаж, луч, тишь, камыш, лещ, помощь.

- Выберите задание. Прочитайте его внимательно, определите задачу и приступайте к её решению. О результатах работы вы узнаете на следующем уроке русского языка.

Работа в тетрадях.

Самоанализ

Метапредметные результаты:
Самоопределяются в УД.
Личностные результаты:
осознают смысл изучения правописания «ь» в словах, понимают значимость правильного написания «ь» в словах.

Метапредметные результаты:
сформированный способ деятельности.
Личностные результаты:
самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

IX. Итог урока. Рефлексия.

- Давайте вернёмся к проблеме урока: почему у одних имён существительных, оканчивающихся на шипящий, пишется мягкий знак, а у других нет?

- О какой новой функции(работе) мягкого знака вы узнали сегодня на уроке?

 - Что нужно уметь, чтобы правильно писать существительные с шипящими на конце?

- Кому было легко? - Кто испытывал затруднения? В чём? Где пригодятся знания, которые вы сегодня получили на уроке?

- Кого можно отметить за работу на уроке?
- А как вы работали на уроке?

- Оцените свою работу по шкале успеха.

Краткое повторение нового содержания, оценка личного вклада в урок.

(Мягкий знак на конце существительных после шипящих указывает, что они женского рода)

(уметь определять род имён существительных)

Самооценка.

Взаимооценка.

Личностные результаты:
Самооценка личного вклада в общий результат деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
оценивать результат выполнения работы своих одноклассников.

X. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Дома вы будете выполнять упражнение 321 на стр.26 учебника.

- Из слов отгаданных в ребусах, вам нужно будет выбрать два существительных разного рода и изменить их форму по вопросам.

Учащиеся читают задание про себя.
Задают вопросы по выполнению задания.
Понимают, как надо выполнить домашнее задание.

Метапредметные результаты:
Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Личностные результаты:
осознавать смысл изучения правописания «ь» после шипящих на конце имён существительных женского рода


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный урок в 3 классе Тема урока: « Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих».

Задачи урока:  Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; Формировать умение различать слова мужского и жен...

Технологическая карта урока русского языка по теме « Род имён существительных»

Технологическая карта урока русского языка по теме « Род имён существительных»...

технологическая карта урока русского языка по теме "Числа имён существительных"

Это материал представлен по русскому языку по теме "Числа имён существительных" для 3 класса....

Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён существительных" (3 класс, УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка. Разработана в соответствии с образовательной программой....

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: «Род имён существительных»

Учащиеся знакомятся с приемами распознавания рода имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу. Тип урока: изучение нового материала Задачи: Обучающая: формировать умение опр...

Технологическая карта урока по теме "Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе" (русский язык, 4 класс)

Урок открытия новых знаний и способов действия. Цель: создать условие для знакомства с новым приёмом выбора букв в безударном падежном окончании имени существительного в единственном числе....