урок русского языка 4 класс "Род и число имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

урок русского языка по ФГОС с УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx53.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

4 класс

Учитель Бревникова Е.П.

Тема: РОД И ЧИСЛО ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Педагогические задачи

Создать условия для формирования умения изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; совершенствовать умения подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные, выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными, выделять окончания имен прилагательных, определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам; способствовать развитию навыка образовывать однокоренные прилагательные от существительных; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с родовыми окончаниями имен прилагательных; научатся изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные; выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными; составлять словосочетания с данными прилагательными; выделять окончания имен прилагательных; определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам; образовывать однокоренные прилагательные от существительных

Метапредметные УУД

Познавательные: проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета

Личностные
результаты

Проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «народ», «национальность», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого» и т. д.; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Конспект урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности учащегося

1

2

3

4

I.

Организационный момент

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Записывают: Пятнадцатое января.

                       Классная работа.

Настраиваются на получение знаний.

II. Актуализация знаний,
необходимых для изучения
и понимания нового мате-риала.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.( упр. 7)

– Какие слова называют синонимами?

– Какие слова называют антонимами?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе.

Зачитывают пары синонимов.

Сообразительный – смекалистый, грустный – печальный, маленький – крошечный, ароматный – душистый, скорый – быстрый, апельсиновый – оранжевый.

Зачитывают пары антонимов.

Грустный – радостный, маленький – большой, узкий – широкий, медленный – скорый.

Читают предложение с любым именем прилагательным.

Бабушка заварила ароматный чай.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соот-ветствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять вы-сказанные

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Прочитайте и запишите устойчивые выражения и отрывок стихотворения.

– Какой звук повторяется в них?

– Дайте характеристику звукам [б’] и [б].

– Запишите соединения с буквой «б».

Прочитайте орфоэпически верно слова на бук-ву «б».

Выполняют чистописание.

Бродит в роще листопад

По кустам и кленам,

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном.

                        (А. Плещеев)

Без муки нет науки. Бабье лето. Беда мудрости учит.

Бало́ванный, бензопрово́д, бутербро́д [тэ].

мнения по существу полученного
задания

Работа со словарным словом

Организует работу над словарным словом– Отгадайте загадку:

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество.

Это … (электричество).

– Запишите словарное слово в словарики, используя прием ассоциаций.

Записывают словарное слово в словарик.

III. Сообщение темы
урока.

Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Попробуйте угадать, о какой части речи у нас пойдет разговор.  

     Я слово ищу,     необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое.

Оно уменьшительное или ласкательное,

Еще называют его … («Имя прилагательное»).

Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова.

– Что нужно делать, если хочешь получить новые знания?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

– Мы продолжим наше знакомство с именем прилагательным.

Сегодня на уроке мы уточним понятия «род»
и «число»; научимся определять род и число имен прилагательных.

– Чтобы получить новые знания, надо трудиться, работать самому, проявлять терпение в работе, прислушиваться к мнению других

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу.

Осознанно
и произвольно строить
речевое вы-
сказывание
в устной
форме

IV. Объяснение нового
материала.

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

Звучит «Оранжевая песня» (муз. К. Певзнера,сл. А. Арканова).

Оранжевое небо,

Оранжевое море,

Оранжевая зелень,

Оранжевый верблюд.

Оранжевые мамы

Оранжевым ребятам

Оранжевые песни

Оранжево поют.

– Какое имя прилагательное повторяется в тексте песни? Что происходит с прилагательным «оранжевый»? С чем это связано?

– Послушайте сказку «Скромные просители»
и ответьте на вопрос: с какой частью речи связаны имена прилагательные?

Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с существительными, да вот
незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.

– А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, – мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.

– Почему же прилагательные связаны именно с именами существительными?

В самом названии «имя прилагательное» уже содержится намек на то, что слово этой части речи должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Имена прилагательные «прилагаются» к именам существительным, во всем с ними согласуясь – в роде, числе, падеже, отображают признаки предметов, явлений, обозначаемых существительными – цвет, вкус, качество и т. д.

– В чем же согласуются имена прилагательные с именами существительными? Какие признаки
берут они у имени существительного? Проведем исследование.

– Подставьте имя прилагательное «вкусный» к именам существительным женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа

Выводят языковые закономерности, лежащие
в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила, данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

– У имени прилагательного «оранжевый» изменяется окончание, поскольку это имя прилагательное согласуется в тексте с разными именами существительными.

– Имена прилагательные тесно связаны с именами существительными.

Подставляют данное прилагательное к именам
существительным разного рода и числа.

-ая

-ое

-ый

-ые

вкусный

вкусная

вкусное

вкусные

арбуз
(м. р.)

груша

(ж. р.)

яблоко

(ср. р.)

фрукты

(мн. ч.)

Делают вывод: признаки рода и числа у имени прилагательного непостоянные, одно слово мо-жет быть в форме мужского, женского, среднего
рода и в форме множественного числа

Осуществлять анализ объектов. Делать
выводы,
извлекать информацию из различных источников.

Аргументировать свою
позицию. Планировать свое действие
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реали-
зации

V. Первичное закрепление знаний.

Работа по учебнику (упражнение 8).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.

– На какой вопрос отвечают имена прилагательные, имеющие окончания -ые, -ие? В каком числе они употреблены?

– Приведите примеры имен прилагательных
в этом числе. Запишите.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Участвуют
в обсуждении вопросов по теме. Делают вывод.

– Имена прилагательные, имеющие окончания 
-ые
, -ие, отвечают на вопрос «какие?». Они употреблены во множественном числе.

Приводят примеры и записывают имена прилагательные во множественном числе.

Осознанно

и произвольно строить
речевое вы-
сказывание
в устной форме, обосновывать свое мнение. Осуществлять контроль
по результату

Физкульт - минутка

VI. Закрепление знаний.

Работа по учебнику (упражнение 9)

– Прочитайте. Озаглавьте текст.

– Определите тему и главную мысль текста.

– Найдите имена прилагательные. В каком числе они употреблены?

– Выпишите словосочетания с именами прилагательными. Выделите окончания имен прилагательных

Подбирают названия к тексту: «Живые цветы», «Гости у кормушки».

Выписывают словосочетания с именами прилагательными, выделяют окончания.

Выполняют звуко-буквенный разбор слова
«грудки»

VII. Рефлексия Итог урока.

Организует оценку результатов выполнения
заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися.

– Оцените свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

Какая
задача перед нами стояла?

– Что нового узнали на уроке?

– Почему прилагательные называются именно так?

– Как называется связь в русском языке, когда прилагательное принимает те же формы, что и существительное, к которому оно относится?

– Что нового вы узнали об имени прилагательном?

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Продолжают высказывания:

•  Я узнал…

•  Я повторил…

•  Я запомнил…

Имена прилагательные «прилагаются», присоединяются к имени существительному.

– Согласование.

– Имена прилагательные изменяются по родам
и числам.

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить упражнение 11 в учебнике, слова ЛУЧИСТЫЙ, БЕЗЛУННАЯ, КОЖАНЫЙ-разобрать по составу.

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку по теме: "Число имен прилагательных".

МОУ  Дмитриевская СОШ           КОНСПЕКТ  УРОКА  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: « ЧИСЛО ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ» УЧИТЕЛЬ: КИРИЛЛОВА Е.А. ...

Урок русского языка по теме "Число имен прилагательных".

Предмет: русский язык УМК «Школа России» (учебник русского языка Л.М. Зеленина, Т. Е. Хохлова). Тема урока: Число имён прилагательных. Цели урока: •формировать умение изменять имена прилагательные по ...

Конспект урока русского языка по теме: "Изменение имен прилагательных по числам" 2 класс "Школа России".

Технологическая карта к уроку русского языка по теме: "Изменение имен прилагательных по числам" 2 класс "Школа России". Презентация к данному уроку....

3 класс. Конспект урока по русскому языку на тему: "Число имен прилагательных" Школа России

Технологическая карта по русскому языкуТема урока: "Число имен прилагательных".Цель урока: развивать умение определять число имен прилагательных; отработать умение составлять словосочетания «имя прила...

Конспект урока по русскому языку на тему "Число имен прилагательных" 3 класс, УМК "Школа России"

Тема: «Число имен прилагательных»Цели деятельности учителя: развитие умения определять число имен прилагательных; отработка умения составлять словосочетания «имя прилагательное + имя...

технологическая карта урока русского языка «Зависимость формы числа имени прилагательного от формы чиста имени существительного.» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока «Зависимость формы числа имени прилагательного от формы чиста имени существительного.»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения определять ч...