Тема урока по русскому языку: "Совершенствование умения решать орфографические задачи в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Хрулёва Нина Алексеевна
Проект урока по русскому языку во 2 классе по УМК Гармония направлен: на совершенствование умения решать главные орфографические задачи в корне слова, обобщение изученного материала по орфографии, на самостоятельный поиске орфограмм и объяснение их правописания, на умение сравнивать, классифицировать, преобразовывать слова по указанным признакам. Применять алгоритм правильного написания изученных орфограмм .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_po_russkomu_yazyku_vo_2_klasse.docx306.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока

Предмет

Русский язык

Класс

2

Программа

УМК «Гармония»

Учебник

Соловейчик М.Ю.   Русский язык. Смоленск: Ассоциация  21 век, 2012г

Тема урока

Совершенствование умения решать орфографические задачи в  корне слова.

Цели  и задачи урока

Обобщение  знаний  главных орфографических задач  в корне  слов.

Образовательные (предметные):  Совершенствование  умения  решать главные  орфографические задачи в  корне   слова, обобщая изученный материал  по  орфографии:  тренировать  в подборе проверочных слов,  самостоятельном поиске орфограмм и объяснении их правописания. Сравнивать, классифицировать,   преобразовывать слова по указанным признакам. Применять  алгоритм правильного написания  изученных орфограмм .

Воспитательные:  воспитывать и развивать коммуникативную культуру;  умение сотрудничать;  положительное отношение  к учебной деятельности.

Здоровьесберегающие:  организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья; создание  условий ощущения у детей радости в процессе обучения (ситуация  успеха).

                                   Формирование  УУД

Личностные: Формировать навыки грамотного письма, умение применять правило в письменной речи

и аргументировать свой выбор.

                                            Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; контролировать процесс и результаты деятельности.

Познавательные:  умение ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять  сравнение и классификацию, строить рассуждение  в форме простых суждений, обобщать.

 Коммуникативные:  формировать умение взаимодействовать, умение находить общее решение, выражать  свои  мысли  и действия, аргументировать свою позицию

Тип урока

Урок обобщающего повторения

Формы организации урока

Индивидуальная

Фронтальная

групповая

Оборудование

Интерактивная доска  SMART board/

 Дата проведения

 Февраль 2014 г.

Автор урока

 Хрулёва  Нина  Алексеевна,  учитель первой квалификационной категории МБОУ  СОШ № 5                   Лысково,  Нижегородской области

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

 

-  Вот и  дан второй  звонок.

Начинается урок.

-Что нам пригодится для успешной работы на уроке?

 (внимание,  умение не только слушать, но и  слышать товарища)

-Я ЖЕЛАЮ ВАМ УДАЧИ НА УРОКЕ,  ВЕДЬ  С МАЛОЙ УДАЧИ  НАЧИНАЕТСЯ  БОЛЬШОЙ УСПЕХ

Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, настрой учащихся на продуктивную деятельность. Включается эмоциональный компонент, основанный на положительном опыте.

Учащиеся включаются в деятельность.

2

Актуализация знаний

Постановка проблемы

 Посмотрите внимательно на доску,  перед вами  слова.                         ( 1 слайд)

Ст…нать,   вле…, свис…нет,   хо…..ей,  лес…ница ,  с…сна,  хру…кий,  сер…це,  ука..ка,  з..рно, опас…ность,   яг…да.

 Какие орфографические  задачи письма  вы можете решить в этих словах?

-   В   какой части слова  находятся все те орфографические задачи, которые вы умеете решать?  ( в корне слов)

- В какие группы можно объединить  слова  по орфограммам?

-Как вы считаете, какова  же тема сегодняшнего  урока?                      (2 слайд)

 «Совершенствование умения решать орфографические задачи в  корне  слова»

-В соответствии с темой выберем задачи,  которые сегодня предстоит решить: (3 слайд)

Применить:        (свои знания)

Повторить          (алгоритм правильного написания букв)

Находить:            (разные способы проверки

Открыть               ?????????????

Проверить;     (уровень знаний по данной теме.)

 

-Ребята, мы определили  в словах орфографические задачи,  а мы их  решили?   (нет)

   

-Сейчас вы будете работать  в группах.  

Назовите мне условия работы в группе                                       ( 5 слайд)

Класс разделён на группы по 4 человека в каждой.

Остальные дети в классе-  (2 уч.) -   ЭКСПЕРТЫ

-И помните :  результат каждого ребёнка приведёт к успеху  всей группы.    

  План работы:   ( на листочках   у  детей)        

 (  Приложение)

Выберите слова,  которые целенаправленно помогут решить вашу орфографическую задачу.

Вспомните алгоритм правильного написания.

Докажите  и аргументируйте  свой  выбор

(Выступление  детей   у доски.)

Дополнит. Вопросы:

Безуд. глас.  ( Что вам  помогало

  в решении вашей орфографической задачи?)

Парн. согласн. ( знание  алгоритма,

умение подбирать провер. слова)

Непроизн.    ( Какими же двумя способами  

приходится доказывать выбор букв в опасных

 сочетаниях звуков?( применение правила

  и обращение  к словарю)

 

Вывод:  На  сколько  групп,   по орфограммам   мы разбили  все слова?

Сколько   орф-ких   задач  в  корне слова  мы уже   умеем решать?

Так  чем  же нам  нужно  пользоваться,  чтобы правильно писать слова?

 (надо пользоваться алгоритмом  и  выбирать   способы решения задач

Создание проблемной ситуации. Актуализация ЗУН и мыслительных операций.

Учитель сообщает тему  

Задачи  урока  (конкретно  

учитель):            

(4 слайд)

Выбор метода решения проблемной ситуации.

 Учитель отслеживает в процессе решения орфографических задач:

-согласованы ли решение и его комментирование;  

- какая часть детей включена в комментирование решения;

- успешно ли дети справились с предложенными заданиями.

-

Ученики осознают образовательную  ситуацию урока. Классифицируют, обобщают  слова.

Дети свободно владеют предложенным содержанием.

-

( дети предлагают)

( работать слаженно,  помогать друг другу , советоваться,   д.б. дисциплина).  

Самостоятельная работа  в группах

Метод решения проблемной ситуации  детьми выбран самостоятельно

. Дети  доказывают решение  орфографических задач, применяя алгоритм,

методом подбора проверочных слов.

3.

Физкультминутка.

Охрана здоровья детей. Дети занимают любое пространство в классной комнате.

.

4

Самоконтроль и  самопроверка.

-   Так, как одной из задач у нас было применить  полученные знания,  предлагаю проверить  

теоретические знания  на практике.

(  запись   числа  в тетр.)                      (6 слайд)

Тесты                        (7-------12 слайды)

  (самопроверка)

Вы  в работе не ленились

Все усердно потрудились

Повторили, закрепили

И оценки получили.     (   13 слайд  )

--Кто выполнил  без ошибок? (руки) – «5»

--Кто допустил  1 -2 ошибки                          – «4»

         - Ребята, а что мы пожелаем   тем детям,   кто допустил    3 и более ошибок?

Вывод:  Давайте  вернёмся  к задачам  сегодняшнего урока.             (  4 слайд)

На каком этапе урока  мы достигали  эту задачу?  (2 ,  3…………)

Тесты читает  

учитель

Самопроверка по готовому образцу.

Учащиеся работают в  тетради.

Учащиеся самостоятельно решают  предложенные  тесты  на интерактивной доске  SMART board/

Самостоятельный выбор  правильного ответа при решении разных орфографических задач  в  корне слова  и самоконтроль.

Производится самооценка детьми своей работы.

5.

Физкультминутка.

Охрана здоровья детей.

Снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой.

6.

Работа с учебником.              ( 14 слайд )

-Как   вы  считаете,   стоит нам ещё  поупражняться  в решении   задач   ?

Упражнения в решении орфографических задач в корнях слов

  (Упр.    472    с. 88)

Ученики работают  с  учебником

7.

Подведения итогов урока.

 ( 15 слайд )

- Закончите предложения………

Обращение к жизненному опыту учащихся, его переосмысление. Внесение в образовательное пространство урока личных представлений самого учителя.

Производится самооценка детьми своей деятельности. Выявляется эмоциональное и психофизиологическое состояние детей. Дети проговаривают способы действий, вызвавшие затруднения, намечают цели последующей деятельности.

8.

Домашнее задание

                    ( 16 слайд)    

- Урок  окончен. МОЛОДЦЫ!   ( 17 слайд )

Учитель сообщает  домашнее задание и объясняет способ его выполнения.

Дети осмысляют информацию о домашнем задании и задают уточняющие вопросы.

Приложение:

Безударные  гласные  в конях слов

           План работы:

  1.  Прочитав внимательно , обратите внимание на окошки в  словах.
  2. Выберите слова,  которые целенаправленно помогут решить вашу орфографическую задачу.
  3. Вспомните алгоритм правильного написания.
  4. Доказать и аргументировать свой выбор

Ст…нать,   вле…, свис…нет,   хо…..ей,  лес…ница ,  с…сна,  хру…кий,  сер…це,  ука..ка,  з..рно, опас…ность,   яг…да.

Парные  согласные  в корне слова

           План работы:

  1.  Прочитав внимательно , обратите внимание на окошки в  словах.
  2. Выберите слова,  которые целенаправленно помогут решить вашу орфографическую задачу.
  3. Вспомните алгоритм правильного написания.
  4. Доказать и аргументировать свой выбор

Ст…нать,   вле…, свис…нет,   хо…..ей,  лес…ница ,  с…сна,  хру…кий,  сер…це,  ука..ка,  з..рно, опас…ность,   яг…да.

Непроизносимый согласный   в корне слова

           План работы:

  1.  Прочитав внимательно , обратите внимание на окошки в  словах.
  2. Выберите слова,  которые целенаправленно помогут решить вашу орфографическую задачу.
  3. Вспомните алгоритм правильного написания.
  4. Доказать и аргументировать свой выбор

Ст…нать,   вле…, свис…нет,   хо…..ей,  лес…ница ,  с…сна,  хру…кий,  сер…це,  ука..ка,  з..рно, опас…ность,   яг…да.

Непроверяемые

орфограммы в корне слова

           План работы:

  1.  Прочитав внимательно , обратите внимание на окошки в  словах.
  2. Выберите слова,  которые целенаправленно помогут решить вашу орфографическую задачу.
  3. Вспомните алгоритм правильного написания.
  4. Доказать и аргументировать свой выбор

Ст…нать,   вле…, свис…нет,   хо…..ей,  лес…ница ,  с…сна,  хру…кий,  сер…це,  ука..ка,  з..рно, опас…ность,   яг…да.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме «Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов» УМК "Гармония"

Урок закрепления знаний, проводится коллективная , парная и самостоятельная работа, с использованием презентации....

Конспект урока с презентацией по теме "Совершенствование умения решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов"

Конспект урока с презентацией по теме "Совершенствование умения решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов" ОС "Гармония" в соответствии с ФГОС...

Конспект урока по русскому языку "Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных"" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку "Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях  имён существительных"" (4 класс)...

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ РЕШАТЬ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Цель исследования – теоретически обосновать и разработать комплекс заданий, направленных на формирование умения решать орфографические задачи на уроках русского языка в начальной школе....