Урок развития речи в 3 классе "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Снегурочка"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Цель урока: обучение школьников  написанию сочинения по картине.

 

Задача  урока: формирование универсальных учебных действий:

1. Личностных УУД – воспринимать и ценить произведения изобразительного искусства;

 

2. Регулятивных УУД – самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать;

 

3. Познавательных УУД – извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблицы, иллюстрации, репродукции); восприятие картины как произведения искусства; уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; самостоятельно делать выводы;

 

4. Коммуникативных УУД – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

 

Форма урока: урок развития речи.

 

         Оборудование:

1.       Презентация Power Point;

2.       Рисунки обучающихся, стихи;

3.       Раздаточный материал.

Далее идет конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Начальная школа-детский сад № 70 ОАО «РЖД»

 

 Русский язык  3 класс

  (с мультимедийной презентацией)

     

                                                     

Учитель начальных классов

                                                            первой категории              

                                                            Горбачева Л.Ю.

                                                                     

                                                           2013 г.

Цель урока: обучение школьников  написанию сочинения по картине.

Задача  урока: формирование универсальных учебных действий:

1. Личностных УУД – воспринимать и ценить произведения изобразительного искусства;

2. Регулятивных УУД – самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать;

3. Познавательных УУД – извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблицы, иллюстрации, репродукции); восприятие картины как произведения искусства; уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; самостоятельно делать выводы;

4. Коммуникативных УУД – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Форма урока: урок развития речи.

         Оборудование:

  1. Презентация Power Point;
  2. Рисунки обучающихся, стихи;
  3. Раздаточный материал.


ХОД УРОКА

        Слайд 1

  1. Орг. момент.  Проверка готовности к уроку.

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые коллеги. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что это взаимно. Давайте подарим друг другу и нашим гостям свои улыбки и тогда, непременно урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Пожелаем друг другу успехов в учении.

II. Самоопределение к деятельности

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица:

Чуть спугнешь – и не найти.

III. Актуализация знаний обучающихся

Сегодня у нас необычный урок, потому что к нам пришла сказка, как когда-то она приходила к одному замечательному человеку, который создал огромное количество полотен на сказочные сюжеты. «Кто же этот незнакомец?» - спросите вы. А это, ребята, Виктор Михайлович Васнецов.

Слайд 2

IV. Сообщение темы и цели урока.

Слайд 3

Сегодня на уроке у нас необычная работа. Мы познакомимся с картиной Виктора Михайловича Васнецова «Снегурочка» и напишем сочинение по этой картине. Весь урок мы будем развивать нашу речь, как устную, так и письменную.


V. Вступительная беседа. Рассказ о жизни В.М. Васнецова

У  нас сегодня есть удивительная возможность узнать много интересного об этом замечательном художнике.        

Ученик 1. В.М. Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии (современный г. Киров). 

Слайд 4 (Дом-музей)

Его отец, священник, страстный любитель природы,  привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию.

Ученик 2. Вспоминал Виктор Михайлович, что зимними вечерами в жарко натопленной горнице собиралась вся семья, и отец читал вслух, а дети рассматривали картинки в журналах. Дед и бабушка рассказывали сказки. Витя «слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Иногда бабушка доставала заветный сундучок старенький ящик с красками и рисовала кистью. Маленький Витя был в восторге: никто не рисует лучше бабушки! Сам он в детстве любил рисовать корабли и морские сражения.

 Ученик 3. С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами.

Слайд 5

 

Среди них картины, посвящённые сказкам, былинам:

«Витязь на распутье», «Богатыри», «Алёнушка», «Ковёр-самолёт», «Иван Царевич на сером волке»

Слайд 6 

«Снегурочка»

СЛАЙДЫ ОТКЛЮЧИТЬ

VI. Работа по теме урока

1. История создания картины

Интересна история создания картины «Снегурочка».

В 1881 году  московский меценат (деятель науки и искусства) Савва  Мамонтов  решил поставить на домашней сцене пьесу Островского «Снегурочка», предложив Васнецову  написать декорации и сделать эскизы  костюмов.  Виктор Михайлович был озадачен. Во-первых,  он никогда не писал декораций, во-вторых, известная ему сказка «Снегурочка» ничего общего не имела с сочинением Островского. У Островского Снегурочка – это девушка, которую  отец Мороз, не доверяя легкомысленной матери Весне, воспитывает сам  в  дремучем лесу,  куда  ни пешему, ни конному нет дороги.  И все-таки слышит Снегурочка нежные песни пастушка Леля,  слышит смех парней и девушек из Берендеева посада, когда они устраивают игры на берегу реки…  и любопытно ей.  Весна упрекает Мороза: «С людьми Снегурочке  жить надо.  Играть в горелки с подружками,  гулять с ребятами  до полуночи. А там – полюбится один. На свете всё живое должно любить!»             Но  именно этого Мороз боится.  Полюбит дочь и сгорит в любовном огне.  Нет, пусть уж живет в лесу,  играет  с белками и зайчатами, прядет  снег,  бобровою опушкой тулупчик свой и шапки обшивает…  Однако Весна настаивает,  и Мороз  отпускает Снегурочку.

Слайд 7 

Эскизы декораций и костюмов были исполнены В.М. Васнецовым. 
          Постановка «Снегурочки» имела исключительный успех среди московских любителей искусства. А милый образ Снегурочки  Васнецов запечатлел особо на картине, которую закончил в 1899 г. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.

Слайд 8

        2. Описание картины

Слайд 9 

На первом плане видна сама героиня. Она одета в длинную парчовую шубку белого цвета, украшенную узорами, светлые варежки и шапку. Фигура размещена не по центру картины, а несколько сбоку. Руки разведены, голова повернута немного вправо, сзади видны следы на снегу – всё это создаёт впечатление, что Снегурочка только что вышла к зрителю, и растерянно озирается по сторонам.

Снегурочка отражает идеал красоты, «чистой заснеженной России», и природа полностью повторяет настроение героини. Незнакомый лес, раскиданные ёлочки, мрачное, но лунное небо и искрящийся под луной ярким блеском снег.

Интересно, что фигура Снегурочки как будто освещается не сверху, а снизу, от снега. Всё окружающее создает общее впечатление волшебства и загадочности. Для написания картины использовалась холодная гамма цветов – белые, серые и голубые оттенки, что очень тонко подчёркивает таинственность и сказочность происходящего.

Лунная зимняя ночь, мерцают звёзды. На белоснежной поляне темного холодного леса в расписной парчовой шубе и шапке стоит растерянная девушка – дочка Весны-Красны и Деда Мороза, идущая в мир людей. Вдали виднеются домики с заснеженными крышами – это волшебная страна берендеев. Манят Снегурочку огни Берендеева посада, хочется ей к людям, но…  словно чувствуя, что суждено ей погибнуть, не вернуться в свои холодные края, она прощается и со снегами, и с елочками…

ОТКЛЮЧИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

        ФИЗМИНУТКА

3. Беседа по картине

- Какое впечатление произвела на вас картина?

- Что в ней особенно красиво?

- Какое время суток изобразил В. Васнецов? Почему?

(Художник показал нам зимнюю январскую ночь.  Именно ночью при зыбком, изменчивом, призрачном свете луны происходят таинственные превращения и чудеса: выходит из леса или появляется волшебным образом на лесной заснеженной опушке, как на сцене театра, эта юная русская красавица – Снегурочка)

- Почему снег на картине голубого цвета?

(Лунный свет сделал мягкий голубоватый цвет снега чуть сияющим, а не искрящимся, как днем. Резкие яркие тени лежат на снегу. Снег укрыл землю толстым мягким ковром, и земле уютно, сладко спится под этим чудесным снежным покровом)

- Опишите образ Снегурочки.

(Ее парчовая шубка и шапочка, отороченные мехом, написаны жемчужно-серебристыми красками и напоминают поблескивание снежного наста и мягкость только что выпавшего снега. Застенчивая, трепетная, полная ожидания и робкой надежды)

- Как одета Снегурочка на картине В.Васнецова?

(В шубке, в сапожках, в рукавичках)

Как вы понимаете слово «парчовая»? Давайте обратимся к словарю.

Слайд 10

4. Составление плана сочинения, работа с опорными словами

Сейчас составим план, по которому будем писать сочинение.

- Сколько частей должно быть в сочинении? Какие это части?

- О чем напишем во вступлении?

(О том, что изображено на картине В.М. Васнецова – Снегурочка и зимний лес)

- Какими словами можно начать сочинение?

- Переходим к основной части, т.е. непосредственному описанию картины.

- С чего начнем описание картины? (Описание природы, леса) Лес какой? Какая природа? (Опорные слова)

- Затем описание Снегурочки. (Опорные слова)

- Далее, где стоит Снегурочка, что изобразил художник на заднем плане? (Опорные слова)

- Настроение Снегурочки. Как она себя чувствует. (Опорные слова)

- И в заключении, что мы обычно пишем, описывая картину? (Опорные слова)

(Понравилась ли картина, чем?)

Слайд 11

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

        Слайд 12

5. Написание сочинений

ОТКЛЮЧИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Дети пишут сочинение под музыку П.И. Чайковского «Снегурочка»

6. Анализ музыкального произведения П.И. Чайковского «Снегурочка». Сравнение настроений.

        

- Какое настроение передает музыкальное произведение П.И. Чайковского «Снегурочка»?

- Сравните это настроение с настроением, которое передает художник в картине «Снегурочка».

Помогло вам это музыкальное произведение в написании сочинения?

7. Проверка. Дети читают свои сочинения

Слайд 13

VII. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов

Чье сочинение вам понравилось больше?

IХ. Д/з.

Придумать и записать слова с парными согласными в корне слова на тему «Зима». Подобрать к ним проверочные слова.

        

Слайд 14


Приложение

Варианты работ

        Холодная зимняя ночь. Тишина. Поляна. Лунный свет освещает одинокую фигуру Снегурочки. В ее облике — нежность, чистота, недосягаемость. Невыразимо прекрасны ее глаза. Она  о чем-то задумалась. Может, о мимолетности, непродолжительности жизни? Или о неосуществимости надежд, о неповторимости каждого мгновения, о неизбежности расставания с той несказанной красотой, которая рядом?

        Темное небо и звездочки на нем дополняют сказочную таинственность этой ночи. Вместе со Снегурочкой мы вглядываемся в зимнюю ночь, ощущаем лесную тишь и ждем, когда начнут твориться чудеса.  

        

        «Я смотрю на картину В.М. Васнецова «Снегурочка». Он изображает на ней Снегурочку, которая идет по зимнему лесу.
Зимняя ночь. Снегурочка вышла на лесную поляну. Звезды, как алмазы, сверкают на фоне угольно-черного неба. Пушистые, молодые елочки красуются друг перед другом своим снежными нарядами. Посреди полянки стоит одинокая, голая березка. Вдали мерцают огоньки деревни, словно чьи-то глаза. Луна окрасила снег в таинственный голубой цвет. Снегурочка боязливо оглядывается. Девушка одета в красивую шубу. На шубе - затейливый узор. На руках красивые, теплые варежки. Видно, что Снегурочке страшно.

        Мне очень эта картина понравилась, потому что глядя на нее, восхищаешься красотой зимы, и в то же время становится жаль Снегурочку, ведь ей так страшно".


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка

Слайд 2

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) Автопортрет

Слайд 3

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка»

Слайд 4

Дом-музей Васнецова В.М.

Слайд 5

РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН ВИКТОРА МИХАЙЛОВИЧА ВАСНЕЦОВА

Слайд 6

Снегурочка

Слайд 7

Эскизы декораций В.М.Васнецова к пьесе А.Н.Островского «Снегурочка» Снегурочка Царь Берендей

Слайд 8

«Снегурочка» 1899 г. Государственная Третьяковская галерея г. Москва

Слайд 10

Толковый словарь C. И. Ожегова ПАРЧА - плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями. Прил. парчовый, - ая , - ое .

Слайд 11

План. Опорные слова: 1. Вступление . Что изображено на картине В. Васнецова «Снегурочка»? Снегурочка, зимний лес. 2. Основная часть. Описание картины. 1. Как художник изобразил лес, природу? Тёмный лес, ночь, алмазные звёзды, лунный свет, поляна, сияющий голубоватый цвет, яркие тени. 2. Какая Снегурочка ? Девушка, красивый наряд, жемчужно-серебристый цвет, парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой, тёплые варежки. 3. Где стоит Снегурочка? Что изобразил художник на заднем плане? В сумраке леса, пушистые ёлочки, тонкая берёзка, вдали, огоньки-светлячки деревеньки. 4. Как чувствует себя Снегурочка? Страшно, одиноко. 3. Заключение . Понравилась ли тебе картина? Чем? Волшебная, загадочная, чудо, тайна.

Слайд 14

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по картине Богданова-Бельского "Дети"

Уроки развития речи,  уроки работы по картинам в том числе- одна из изюминок работы по УМК "Перспективная начальная школа". Работаю в школе много лет, но лишь в этом УМК сама полюбила этот вид де...

Урок развития речи. Написание сочинения с элементами описания по картине В.Васнецова "Алёнушка"

Урок развития речи по русскому языку.Тема: Обучение написанию сочинения с элементами описания по картине В.Васнецова "Алёнушка"Цели:Обучающая: Учить отбирать и систематизировать материал, а так же лог...

урок развития речи картина Пластова "Первый снег"

Учить ребят писать сочинения по картине....

Урок развития речи по теме: "Сказка о грустном художнике" (сочинение по картине И.Левитана "Март")

Цели урока:обучить написанию связного текста (описание картины в художественном стиле с использованием личных впечатлений);пополнить словарный запас учащихся, закрепить понятие об описании как типе ре...

Урок по развитию речи. Составление рассказа по картине.

Конспект урока. Цель:  описать картину и составить рассказ по ней; развитие эмоционально-оценочной лексики слабослышащих учащихся; развитие слухового и слухо-зрительного восприятия устной речи;ра...

Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.

Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок  на литературном чтении или на уроке русского языка,  можно провести интегрированный урок. И жела...

Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.

Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок  на литературном чтении или на уроке русского языка,  можно провести интегрированный урок. И жела...