Методические рекомендации по развитию и совершенствованию речевых навыков на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку на тему

Попова Анна Флорьяновна

Представленная методическая разработка «Развитие и совершенствование речевых навыков на уроках русского языка» посвящена методике организации работы по развитию речи на уроках русского языка на разных ступенях начальной школы.

Методические рекомендации содержат краткие теоретические сведения по данной теме и описание опыта автора.

Структура работы включает в себя: пояснительную записку, теоретические аспекты развития речи, описание опыта работы по классам, перечень использованной и рекомендуемой литературы.

Методическое пособие дополнено приложениями, в которых содержатся: диагностические материалы, план-конспект урока русского языка, разработка родительского собрания, анкета для родителей, проектно-исследовательская работа ученика.

Данная работа предназначена для учителей начальных классов, а также руководителей кружков и студентов педагогических вузов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Волгоградской области

Государственное  автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Волгоградская государственная академия последипломного образования»

(ГАОУ  ДПО «ВГАПО»)

Кафедра начального  образования

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Развитие и совершенствование речевых навыков на уроках русского языка»  

Выполнил: слушатель курсов № 209/1

учитель начальных классов МКОУ СОШ №2

г. Михайловки

Попова Анна Флорьяновна

Проверил: канд.пед.наук,

доц. Машкова Светлана Васильевна

Волгоград – 2014 год

Представленная методическая разработка «Развитие и совершенствование речевых навыков на уроках русского языка» посвящена методике организации работы по развитию речи на уроках русского языка на разных ступенях начальной школы.

Методические рекомендации содержат краткие теоретические сведения по данной теме и описание опыта автора.

Структура работы включает в себя: пояснительную записку, теоретические аспекты развития речи, описание опыта работы по классам, перечень использованной и рекомендуемой литературы.

Методическое пособие дополнено приложениями, в которых содержатся: диагностические материалы, план-конспект урока русского языка, разработка родительского собрания, анкета для родителей, проектно-исследовательская работа ученика.

Данная работа предназначена для учителей начальных классов, а также руководителей кружков и студентов педагогических вузов.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка                                                                        4

  1. Теоретические аспекты развития речи                                                 5
  2. Описание опыта работы учителя по развитию и совершенствованию речевых навыков на уроках русского языка                                                        6

2.1 1 класс                                                                                6

2.2 2 класс                                                                                8

2.3 3 класс                                                                                10

2.4 4 класс                                                                                11

Заключение                                                                                        14

Список литературы                                                                        15


Пояснительная записка

В концепции развития универсальных учебных действий для начального образования Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения одним из главенствующих факторов является “возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Актуальным является воспитание умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему…”

Именно поэтому в современном обществе, на мой взгляд, так важна проблема эффективной речи, правильного и убедительного слова. Задача современной школы: подготовить человека думающего и чувствующего, который умеет общаться и обладает внутренней культурой.

Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому.

Данные рекомендации могут оказать помощь учителям начальных классов при планировании уроков, внеклассных занятий, а также руководителям кружков и студентам педагогических вузов.

Основная цель:

Оказать методическую помощь учителям начальных классов при планировании уроков, внеклассных занятий, а также руководителям кружков и студентам педагогических вузов.

Ожидаемые результаты:

Обучающийся научится: выполнять учебные действия в речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; понимать информацию, представленную в схематичной форме и переводить её в словесную.

Учитель: познакомится с приемами работы по развитию речи на разных ступенях обучения в начальной школе; пополнит свою методическую копилку упражнениями для развития речевой деятельности младшего школьника.

Новизна данной работы состоит в том, что в представленных рекомендациях использовались современные технологии, такие как: технология критического мышления, проектная деятельность и другие.

  1. Теоретические аспекты развития речи.

В настоящее время возникла необходимость создания инновационных методик развития речи на уроках русского языка  и во внеклассной работе, так как небольшое количество учебных часов, отводимых на развитие речи, недостаточный тренинг умений и навыков приводят к тому, что учащиеся обычно знают о возможностях речи, но не умеют ими пользоваться.

Вопросами методики развития речи на уроках русского языка занимаются многие ученые (Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Н.А. Пашковская, Е.П. Голобородько, Г.А. Михайловская и др.)

Следует отметить исследования теории текста и теории речевых актов И.Р. Гальперина, К.А. Долинина, Г.А. Золотовой, С.Г. Ильенко, Г.В. Колшанского, Л.М. Лосевой, Т.М. Николаева, В.В. Одинцова, М.Н. Откупщиковой, Н.С. Поспелова, Е.И. Сидорова, Г.Я. Солганика, З.Я. Тураевой, A.M. Пешковского, И.А. Фигуровского и др., в которых текст рассматривается как высшее коммуникативное целое, единица наивысшего уровня языковой системы.

Великий лингвист прошлого столетия, основоположник системы обучения детей русскому языку Ф.И. Буслаев указывал, что цель обучения должна состоять в усвоении ребенком языковой культуры народа через систему специальных речевых упражнений, что явится основой для развития врожденного дара слова и условием, пользуясь современной терминологией, речевого развития ребенка.

Заслугой Ф.И.Буслаева является то, что он разработал “правила и методы преподавания”, которые заключались в ознакомлении учащихся с явлениями языка при помощи “изустного выражения непосредственных представлений”, доведении до сознания форм речи в единстве с содержанием путем анализа, соединение анализа с синтезом, внешнего с внутренним.

Исследователи отмечают, что формированию речевой (коммуникативной) компетенции учащихся способствует работа, обеспечивающая развитие умений и навыков анализа текста на уроках русского языка.

Практика показывает, что текст становится на школьных уроках полноправным объектом изучения как максимально информативная единица языка в речи, интегрирующая значение всех языковых средств. Внимание к закономерностям построения текстов разных функционально-смысловых типов речи, стилей, жанров помогает ученикам создавать свои высказывания, целенаправленно отбирая языковые средства для выражения своих мыслей.

В начальной школе детей обучают чтению, письму, речи устной и письменной – это есть формирование специфических речевых умений и навыков, то есть видов речевой деятельности.

  1. Описание опыта работы учителя по развитию и совершенствованию речевых навыков на уроках русского языка.

2.1  1 класс

Мотивация речи (ради чего я говорю) возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той или иной деятельности. Именно потребность общения есть первое условие речевого развития младшего школьника.

В курсе русского языка первого класса в центре внимания находятся особенности  решения вопросов развития речи.

1. Внимание учащихся привлекается к тому, что у говорящего всегда есть собеседник, с ориентировкой на которого человек обычно и строит свою речь. Выведенные с детьми два главных требования к речи – быть понятной и вежливой по отношению к собеседнику – стержень работы над культурой речи и речевым поведением, над правильностью и эстетикой письма. С опорой на эти требования начинается последовательное формирование  коммуникативных УУД.

2. Обучаясь созданию речевых произведений, школьники осваивают жанры: устное воспоминание, записка, телеграмма, поздравление, письмо.

3. В связи с работой над нормами произношения, над лексическим значением слов и частично над правописанием учащиеся приобретают первый опыт использования различных видов словарей, имеющихся в учебнике.

4. Важнейшим лексическим умением, формируемым в 1-м  классе,  является умение ребенка самостоятельно замечать незнакомые слова и стараться выяснять их значения.

В процессе изучения всех тем курса ведётся последовательное формирование знаково-символического, логического мышления (наряду с конкретно-образным), регулятивных и познавательных УУД.

Учебный успех обучающихся в области развития речи без диагностико - прогностического слежения будет неэффективным.  

Для выявления уровня развития письменной речи у младших школьников я провела исследование.

Задачи исследования:

  • Выявить уровень развития письменной речи у младших школьников;
  • Разработать показатели уровня развития письменной речи у младших школьников;
  • Выявить отношение родителей к проблеме развития письменной речи у ребёнка;
  • Распределить детей по уровню развития практических умений;

Первый этап был направлен на выявление развития письменной речи у младших школьников на уроках русского языка. С этой целью я подготовила серию заданий.

 В первом задании детям было предложено несколько заданий для определения их уровня развития письменной речи. ( Приложение №1.)

Все дети справились с предложенной им работой. Только учащиеся с низким уровнем развития речи испытали трудность при выполнении заданий №2 и №5, т.к. им нужно было сочинить небольшие тексты

На втором этапе мною было проведено анкетирование родителей с целью выявления их отношения к проблеме развития речи у ребёнка. ( Приложение №2)

При работе над словом в 1 классе я включаю следующие  упражнения:

- Какой новый звук появился? Назови звук, который изменил слово.

СЫЧ-СЫТ-СЫР-СЫН-САН-СОН-СОР-СОМ-СОК-СУК-СУП-СУД-САД-САМ

КАСКА-МАСКА-МИСКА-КИСКА-ЛИСКА-ЛЕСКА-ЛАСКА-БАСКА

“Распутайте” слова.

БОСАКА, ПОСАГИ, ЛЕКОСО

КОСЫНКА, МОСАВАР, МОСАЛЕТ.

Игра “Договори слово”

СИ…(РЕНЬ) СИ…(ТО) СИ…(НИЦА) СИ…(НИЙ)

СИ… (РОП) СИ…(ЛА) СИ…(РЕНА) СИ…(НЯК)

Для формирования правильной речи я использую:

  • договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках (Лучше нас лесных … (ежей) нет на свете … (сторожей);
  • согласование существительных и местоимений – “Чья вещь?” (мой карандаш, моя книга);
  • употребление прилагательных – “Из чего предмет?” (деревянный карандаш).

Уточнение словарного запаса возможно через:

  • беседы о рассматриваемых предметах (название, назначение, детали предмета, особенности внешнего вида, характерные действия с ним);
  • беседы по заочной экскурсии на работу родителей детей, по родному городу…;
  • формирование значения слова.

Ученики упражняются в слоговом и морфемном анализе и синтезе слов; наблюдают явления многозначности, синонимии, антонимии и омонимии, как слов, так и морфем.

Назвать действия (перекидывая мяч):

Метель (что делает?) - метет, гром - …, ветер - …, снег - …, солнце - …, ливень - …, молния - Назвать другой предмет с тем же признаком (ассоциации):  Мел белый (и снег белый), пояс узкий (и лента узкая), дыня желтая (и тыква желтая), речка быстрая ( и ручей …).

2.2  2 класс

Во втором классе вся начатая работа по развитию речи расширяется. Общение возможно только с помощью общепонятных, общепринятых знаков, то есть слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи или создать речевую среду. Богатство и разнообразие собственной речи ребенка зависит от того, в какой речевой среде он воспитывается – это второе условие речевого развития.

Работа над словом во 2 классе как морфологической единицей расширяется. При повторении классификации слов вводится понятие «предмет», за которым скрывается категориальное значение всех имён существительных. До этого момента понятие не использовалось. Его освоение на данном этапе обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка (его абстрактного мышления, способности к построению рассуждения, к установлению причинно-следственных связей, регулятивных учебных действий).

Здесь же учащиеся овладевают понятием «предложение», узнают о видах предложений по цели и интонации, учатся их построению.

Упражнять детей в произвольном перемещении слов внутри предложения можно, предлагая различные коммуникативные установки. Под коммуникативной установкой понимается стремление выделить тот аспект содержания, который является важным для данной речевой ситуации. Выделение этого аспекта может быть достигнуто путем перестановки его в конец предложения.

Например:

- составь  предложения из слов: шкатулка, на, мы, чердак, деревянный, найти, расставив их в таком порядке, что было понятно:

а) что нашли на чердаке;

б) где нашли деревянную шкатулку;

в) что сделали с деревянной шкатулкой на чердаке.

Приемы работы над предложением, которые я использую в своей практике: распространение; дополнение неоконченных предложений; изменение порядка слов; восстановление деформированного; составление предложения по аналогии;

Введение понятия «текст» предусматривает появление и двух других, с ним связанных, – «тема» и «основная мысль». Все понятия служат базой для формирования умения понимать текст, обдумывать его (при пересказе и создании собственного) и после записи совершенствовать.

Научить детей писать сочинения и изложения правильно и красиво – большой и кропотливый труд. Учитель обязан организовывать наблюдения, учить детей видеть и слышать мир, замечать в нем прекрасное, учить выражать свои чувства словом, соблюдать хронологию описываемых событий, выражать свое мнение. Во втором  классе я подготовила  диагностику  уровня развития письменной речи младших школьников.

С учащимися класса проводилась работа по написанию сочинений, изложений, словарных диктантов. Дети работали по непосредственному и опосредованному опыту. Проанализировав детские труды, я увидела, что уровень развития письменной речи у них развит по-разному и все дети распределились на три группы:

Уровни развития письменной речи

Высокий

15%

Средний

47%

Низкий

36%

Для родителей было проведено собрание. ( Приложение №3)

 Беседа на собрании показала, что большинство родителей не исправляют речевые ошибки детей, но хотят, чтобы их ребёнок говорил грамотно. Также родители отметили то, что у детей нет желания читать книги помимо школьной программы.  При подготовке домашних заданий возникают трудности при пересказе текстов из-за низкой техники чтения.

Так же мною был разработан урок по развитию речи для второго класса по теме: «Изложение. Ёжик делает запасы», в котором подробно описаны все вопросы по работе с изложением. ( Приложение №4)

Проделав данную работу, можно сделать вывод, что развивающий эффект обучения будет максимальным, если работа по подготовке и проведению уроков русского языка будет организована так, чтобы каждый урок обогащал ум детей новыми наблюдениями, душу – сильными впечатлениями и чувствами, речь – новыми словами, умением выражать мысли точно, красиво и грамотно. Кроме того, подготовка к сочинению и изложению обогащает активный и пассивный словарь у детей, повышает уровень их грамотности.

Я считаю, что только систематическая работа по развитию речи разных видов даёт положительный результат.

На данном этапе я включаю подобные упражнения.

-Вставить в пословицы пропущенные словабольшой, маленький.

… дело лучше … безделья. Самое … дерево выросло из … семени. В … лодку … груз не кладут. … крючком … рыбу не выудишь.

-Какими словами описывает автор дождь?

"Дождь уже не лил, а сонно шептал. Пошептал, пошептал и умолк".  (Н. Сладков)

Какими еще словами можно охарактеризовать дождь? (капает, крапает, стучит).

Указать четвертое “лишнее” слово. Обосновать свой ответ.

  • грустный, печальный, унылый, глубокий;
  • храбрый, звонкий, смелый, отважный;
  • слабый, ломкий, долгий, хрупкий; крепкий, далекий, прочный, надежный;
  • понять, разобраться, запомнить, уразуметь;

2.3 3 класс

В третьем классе работа по развитию речевых навыков углубляется. Вновь выносится на рассмотрение тема «Предложение». Основное её назначение – познакомить  школьников с главными и второстепенными (пока без деления на виды) членами предложения, научить выделять их. Продолжается обучение младших школьников  и созданию текстов: осваивается построение повествования и описания предмета, предложений со значением оценки, а также новые жанры: этюд (словесная зарисовка) и инструкция (совет о том, как что-то делать).

Главные требования к речи: содержательность, логичность, ясность, точность. 

Условия речевой деятельности: наличие материала для высказывания; потребность высказываний; владение средствами языка.

Исследуя проблемы грамотного письма, делаю выводы, что около 50% случаев неумения проверить правописание безударной гласной, звонких и глухих или непроизносимых согласных в 3-м классе объясняется не тем, что в словаре учащегося нет проверочного слова, а тем, что оно мало активизировано и не может быть достаточно быстро использовано для проверки.

То же можно сказать и относительно недочетов в выборе слов: проверки показывают, что ученик 3 класса, имея в своем словаре 2–3 синонима к слову большой (громадный, огромный, гигантский и пр.) в процессе конструирования своих высказываний, устных или письменных, использует, как правило, лишь доминанту синонимического ряда большой, т.к. синонимы не активизированы.

Поэтому подбираю следующие упражнения:

-Объясните, какое слово из каждой строки употребляется чаще в разговорной речи, какое – в книжной речи.

-Указать слова, имеющие неодобрительный оттенок:

  • приехал, прибыл, прикатил;
  • пришел, пожаловал, заявился;
  • бросился, ринулся, накинулся;
  • отскочил, отпрянул, шарахнулся.

-Указать оба значения каждого из приводимых ниже слов.

Образец: Шашки – игра. Шашки – оружие.

  • колонна  ворот
  •  горн  овсянка

-Заменить глагол бежит близким по смыслу:

  • время бежит,
  • река бежит,
  • молоко бежит из кастрюли.

Надо ли заменять этот глагол в предложении: Лисица бежит по полю?

2.4 4 класс

В четвёртом классе работа по речевому  развитию усложняется, носит творческий характер. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. Полнота и объем речи во многом зависит от обогащения ребенка различными представлениями и понятиями, от его жизненного опыта. Иными словами, развиваясь, речь нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Это третье условие успешного речевого развития.

В четвертом классе изучаемый материал группируется вокруг понятий «слово» «словосочетание», «предложение», «текст». Слово как основная единица языка выносится на рассмотрение дважды: сначала обсуждается на уровне морфологии, а затем лексики.

Коммуникативные методы имеют свой набор приемов, средств обучения, типов заданий упражнений:

  • создание речевых ситуаций;
  • ролевые игры, экскурсии, картины, специально организованные наблюдения, другие способы накопления материала, впечатлений;
  • любые виды деятельности, которые могут вызвать потребность высказываний;
  • рисование картин, ведение записей и дневников;
  • создание сюжетов по воображению, в том числе сказочных;
  • выбор разнообразных жанров – докладов, выступлений по радио, телепередачи, рекламы;
  • “пробу пера” - литературно-творческие попытки в прозе, в стихах, в драматических жанрах.

По последней причине метод называют коммуникативно-творческим.

Рассматриваемый метод предполагает систему умений учащихся, реализуемых (формирующихся) в процессе различного рода письменных и устных речевых упражнений – сочинений и пр.  На практике я использую следующие методы:

  • методы обучения “по образцам”: это многочисленные виды пересказов, письменные изложения разнообразных типов. В арсенал методов “по образцу” входят более мелкие, частные упражнения: составление предложений или компонентов текста по типу данного или по модели, отработка произведения, интонаций, пауз, ударений. В использовании имитационных методов наблюдается тенденция к повышению самостоятельности и познавательной активности учащихся. Образцовый текст выполняет задание основного составляющего в общем широком потоке языковых влияний на детей – влияний речевой среды на их формирующееся языковое чутье.
  • коммуникативный метод
  • метод проектов
  • метод конструирования текста располагает обширным набором приемов и типов речевых упражнений; большинство из них выполняют подготовительную или вспомогательную функцию: словарная работа, работа над словосочетанием, над предложением. Все упражнения, входящие в систему конструктивных приемов, носят учебно-тренировочный характер. Метод конструирования текста располагает обширным набором речевых упражнений:
  • моделирование структуры текста образцов и подчинение собственного текста этой модели, т.е. редактирование своего текста.

Одна из новых технологий, которая актуальна в практике педагогов – это технология критического мышления. Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Главное достоинство  данной технологии   в  том,   что  она  помогает  находить  верные   пути  решения проблем и не только в учебе. Сегодня жизнь диктует нам новые, более жесткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, а не автоматическое запоминание и воспроизведение материала. Поэтому учить работать с текстом нужно уже в начальных классах.

 Я хочу поделиться своим опытом использования некоторых приемов развития критического мышления на уроках русского языка. ( Приложение №5)

При работе с текстом я использую следующие приемы:

- парная мозговая атака;

- таблица «Верные и неверные утверждения»;

- приём «фишбоун»;

- кластер.

- написание творческих работ;

Творческие упражнения имеют целью свободное составление предложений по предложенным учителем или самостоятельно взятым ситуациям; при этом грамматические задания не возбраняются, но отходят на второй план.

Варианты упражнений:

  • а) задается тема, предлагается картина: это облегчает работу школьников и исключает шаблон:
  • б) даются опорные слова или сочетания, фразеологизмы:
  • в) задается жанр или тип речи: загадка, пословица, художественное описание, определение грамматического понятия и т.п.

Проводятся специальные упражнения:

  • 1. Подобрать слова, которые имели бы по 2—3 значения; на каждое значение составить предложения. Объяснить значения слов ножка, спинка, горлышко, язычок, нос, ушко, гребешок, молния, идёт, льёт, летит и пр.; голова, земля, мир, язык, Волга.
  • 2. Сравнить значения слов в сочетаниях: идут часы — идут дети —идёт строительство; стоят часы — стоят машины — стоят высокие дома; камень на дороге — камень на сердце(заметим, что работа над многозначностью слов переплетается с работой над словосочетанием и над фразеологическими единицами).
  • 3. Подобрать близкие по смыслу слова к каждому значению данных слов, т. е. синонимы: сырой - влажный, мокрый (влажная, мокрая земля после дождя),  незрелый, зелёный (например, виноград, помидор)
  • 4. Подобрать противоположные по смыслу слова к каждому значению данных слов, т. е. антонимы: сухой (песок), сырой, зрелый (виноград)
  • От многозначности слов дети переходят к омонимам, которые обычно им даются в занимательных, игровых материалах: “Несет меня лиса за темные леса...”; “Не хочет косой косить косой, говорит: “Коса, коса”.
  • Кто вы?
    Мы лисички, дружные сестрички.
    Ну, а вы-то кто же?
    — Мы лисички тоже!
    — Как, с одной-то лапкой?
    — Нет, еще со шляпкой!

Обучающиеся моих классов занимаются исследовательскими работами, которые представляют на городских, районных и региональных фестивалях.

Одной из таких работ является исследовательская работа  «Я и моя фамилия» (Приложение №6)


Заключение

Государственные стандарты современного начального образования в программе русского языка  направлены на повышение качества знаний младших школьников и повышение мотивации к обучению.

Чтобы уровень развития коммуникативных умений возрастал, необходимо систематически и целенаправленно включать в учебный процесс речевые задания. А путем чередования различных упражнений мы поднимаем интерес к родному языку, культуре общения, способствуем развитию языкового мышления и коммуникативных умений.

В основной части моей работы я показала этапы работы с детьми для развития связной письменной речи в начальной школе. Вся работа строилась по принципу постепенного наращивания трудности, с учетом программных требований. Такая система работы позволяет ученикам овладевать различными способами изложения мысли, воспитывает сознательное отношение к языку и интерес к слову.

В первом классе дети различают слова и предложения; выделяют слова, конструируют, преобразовывают и составляют предложения. Упражнения, подобранные на данном этапе способствуют этому речевому развитию.

Во 2-м классе вся начатая работа углубляется и расширяется. Важное понятие, которое вводится во 2-м классе, – текст. Дети учатся тщательно обдумывать, а потом, после записи, улучшать свои тексты. В этом им помогают вводимые во 2 классе памятки “Текст” и “Редактор”, а также система упражнений, направленная на совершенствование навыков развития связной речи.

В 3-м классе продолжается работа над созданием текстов. Проводится обучение рассказам о словах, построение повествования и описания предмета; у школьников формируется умение строить предложения со значением оценки, выражая в них главную мысль текста или его части. Исследования уровня развития речи показали положительную динамику.

Наибольшая речевая активность четвероклассников проявляется при выполнении ими работ творческого характера. В процессе творческих работ в условиях одного класса происходит взаимообогащение речи учащихся. В ходе выполнения творческих работ у учащихся вырабатываются: умения выбора темы;  умение планировать предстоящее высказывание;  умение выделять главное;  умение анализировать готовый материал;  умение подбирать нужное слово; умение строить предложения.

В процессе исследований получены данные, позволяющие утверждать, что предложенные задания усиливают мотивационную сторону обучения, а значит, создают благоприятные условия для активной речевой деятельности учащихся.

Голос и речь даны человеку для выражения мысли и чувства. Это закон природы. Научиться соблюдать его - задача каждого человека.


Список литературы.

  1. Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6 - 10 лет «Я и мы»: программа/ И.Н.Агафонова.- СПб., 2003.
  2. Бондаренко Г.И. О некоторых приёмах работы младших школьников с учебно-научным и собственным текстом на уроке русского языка / Начальная школа - № 09, 2013,
  3. Буслаев, Ф.И. Преподавание отечественного языка. / Сост. И.Ф. Протченко, JI.A. Ходякова М.: Просвещение, 1992. - 512 с.
  4. Климова, С.А. Текстовые упражнения на уроках русского языка / С.А. Климова // Начальная школа, 2012, № 7. С. 6 — 11.
  5. Ладыженская. Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся / Т.А. Ладыженская. М. -  Педагогика, 2011. - 255 с.
  6. Медведева Н.В. Развитие творческих и орфографических умений на уроках русского языка -№ 02, 2011, с. 51–52
  7. Планируемые результаты начального общего образования / [ Л.Л.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011. -120 с. – (Стандарты второго поколения)
  8. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». - М.: Просвещение, 2009. — 431 с.
  9. Соловейчик М.С. Первые шаги в изучении языка и речи. М.: Флинта, 2012, - С. 37
  10. Соловейчик М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014. -144 с.
  11. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования,  (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г. № 373)
  12. http://www.vedu.ru/expdic/
  13. http://www.jiport.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Использование компьютерной программы Grammar Time издательства Pearson Longman для совершенствования грамматических навыков на уроках английского языка на начальном этапе обучения

В данной статье я представляю свой опыт работы с программой Grammar Time 1,2,3 в различных режимах: с использванием интерактивной доски, мобильного компьютерного класса и индивидуальной работы с прогр...

Методические рекомендации по формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму.

Методические рекомендации по формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму....

Развитие коммуникативных умений и навыков на уроках русского языка

Внедрение  Федеральных общеобразовательных государственных стандартов – новый этап в развитии общего начального образования. Поэтому современный учитель должен быть...

Методические рекомендации по формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка

Методические рекомендации посвящены формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму.Предназначены для учителей, родителей обучающихся....

Методические рекомендации для учителей начальных классов по теме "Использование речевых игр на уроках русского языка".

В материале даются описание речевых игр, которые можно испьзовать на уроках русского языка....

Возможности формирования и совершенствования фонетических навыков на уроках английского языка в начальной школе.

Далеко не в каждом УМК выделяются задания для формирования и совершенствования фонетических навыков, так как в условиях нехватки времени и рамок рабочей программы большее внимание уделяется лексике и ...