Урок русского языка "Несклоняемые имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Кобыляцких Вера Станиславовна

Познакомить учащихся с несклоняемыми именами существительными

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr.urok_kobylyatskikh_v.s.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

« Новотроицкая средняя общеобразовательная   школа»

Филиал « Таскаевская начальная общеобразовательная школа»

 Тальменского района Алтайского края

Урок русского языка в 4 классе

учителя начальных классов  Кобыляцких Веры Станиславовны

Тема урока: Несклоняемые имена существительные

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Технология личностно - ориентированного обучения с использованием ИКТ.

 

 Учебник   Т.Г.Рамзаева «Русский язык»

                                     УМК – « Школа  России»

                                      с. Новотроицк 2015

        

Тема: Несклоняемые имена существительные.        

Цель: Познакомить с особенностями несклоняемых имен существительных 

Задачи:                

Развивающие:

  1. Развивать навыки коммуникативности и творческую активность обучающихся при работе в группе.
  2. Содействовать обогащению словарного запаса.
  3. Формировать информационные компетентности ( умение работать с дополнительной литературой и  с Интернет-ресурсами).

Обучающие:

  1. Формировать представление у школьников о несклоняемых именах существительных и особенности их употребления.
  2. Создать условия для закрепления навыков определения падежей.

Воспитывающие: Воспитывать аккуратность при письме и интерес к предмету.

Оборудование: презентация, компьютер, печатная тетрадь, учебник, карточки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

1.Организационный момент.

Психологический настрой.

Наш урок начинаем с девиза:

Думать коллективно,

Работать оперативно.

Спорить доказательно.

Для всех обязательно!

Объясните смысл этого текста.

Я желаю вам успехов!

 - объясняют

Коллективно

Оперативно

Доказательно.

Обеспечение мотивационной готовности и положительного настроя учащихся к работе на уроке.

Слайд 1

2. Минутка чистописа-

ния.

Массаж рук

Похлопайте в ладоши.

Постучите в кулачки,

Покатайте карандаш между ладонями,

Помассируйте тупым концом ручки подушечку каждого пальца.

- записать первую букву с которой начинается слово.

 

Суфле, кашпо, лего, Осло, новость, Евангелие, народ интервью, Европа.

-Какой частью речи являются эти слова?

-

Значение каких слов вам незнакомо?

- Где  можно узнать?

-Составьте из данных букв слово.

 

- учащиеся записывают каллиграфически правильно буквы и правильно называют буквы,

дают характеристику их звукам.

-Это имена существительные

Дети называют незнакомые слова.

-спросить у взрослых;

-в толковом словаре;

-в Интернете.

-учащиеся называют слово

СКЛОНЕНИЕ

Подготовка руки к письму.

Развитие фонематического слуха.

Закрепление знаний по теме

«Звуки и буквы»

Слайд 2

Слова кашпо, суфле, Осло выписываются на доску.

Открыт интернет, читают значение слов.

3.Целеполагание и планирование работы.

-Сформулируйте тему нашего урока.

-Как вы думаете, все ли существительные склоняются?

-Сегодня нам предстоит ответить на данный вопрос и объяснить значение непонятных слов.

.

Дети высказывают свои предположения, появляется два мнения.

Вопросы побуждают детей к определению целей и своих личностных целей.

Возникает проблема

4.Словарная работа.

 Цифровой диктант.

_Зашифруйте непроверяемые безударные гласные, запомните словарные слова.

-Перечислите по памяти названные слова.

-Найдите лишнее слово. Почему?

-Докажите. Что объединяет другие слова?

 - ученики записывают :

2.1,1,1,2,1,2,1,1,1,2=

15.

-называют слова.

-аккуратно. Это наречие.

-Остальные имена существительные.

Работаем над развитием  памяти.

Слайд 3

5 Систематизация  знаний учащихся.

Работа в

паре.

Сообщение новых знаний

Актуализа-

ция знаний

 

- Подготовьте рассказ о существительном

по данному плану

-Проверяем работу группы.

Игра « Падежи»

Молодцы.

Как определить падеж имени существительного?

-Отгадайте загадку

Опоясал каменный ремень

Сотни городов и деревень.

-Найдите значение этого слова в толковом словаре.

Это слово из французского языка, запомните, как оно произносится.

-Запишите слово в тетрадь.

Устно просклоняйте слово шоссе.

-Что вы заметили?

-Как можно назвать существительное, которое не

склоняется.

-Откройте учебник с.65.

-Прочтите правило.

-Почему так назвали некоторые существительные?

Эти слова пришли к нам из других языков.

Вот некоторые из них.

Эти слова надо заучивать наизусть, они словарные.

 Работа в группе

Учащиеся по вопросу определяют падеж.

-шоссе

- дорога с твердым покрытием.

Объясняют правописание.

Проверяют по слайду 6

-Несклоняемые.

Дети рассматривают картинку, называют значения знакомых слов.

Слайд 4

Создание условий для осознания необходимости знаний, умений, позволяет учащимся думать обдуманно.

(на карточках написаны падежи)

Слайд 5

Формируется умение сотрудничать

Слайд 6

Слайд 7

Обогащение словарного запаса

6.Физкультминутка.

Закрепление

знаний

Работа в группе.

Самостоятельная работа.

- Давайте сделаем разминку, чтобы отдохнуть и продолжить работу с новыми силами.

 Машет крыльями колибри

Мах-мах-мах.

Скачет быстро пони

Скок-скок-скок.

Прыгает в саване кенгуру

Прыг-прыг-прыг.

По воде идёт фламинго

Шлёп-шлёп-шлёп.

Велело нам машет шимпанзе.

 - Какие несклоняемые слова вы запомнили?

-Откройте печатную тетрадь с. 40 упражнение 11.

-Обратите внимание на подчеркнутые слова, выделите корни.

-Послушайте стихотворение

-Что в нём необычного?

Называется оно « Про то, как

нельзя говорить».

-Вам предстоит поработать редакторами. Создайте другой текст о том, как правильно говорить.

Проверяем работу группы по слайду 10.

Вставьте в словосочетания подходящие по смыслу несклоняемые имена существительные, определите падеж.

Слова для справок:

Такси, метро, кино, пальто,

фортепиано, радио, кино, ателье, шоссе, пони.

Дети обращают внимание на то, что в данных словах нет окончания.

Исправляют ошибки.

Каждый ученик работает самостоятельно.

Выйти из (метро)Р.п.

Гулять без(пальто)Р.п.

Ехать по (шоссе)Д.п.

Приехать на (такси)П.п.

Играть на (фортепиано)П.п.
Пойти в (кино)В.п.

Слушать по (радио)Д.п.

Работать в(ателье)П.п.

Играть с(пони)Т.п.

Упражнения помогают снять напряжение, активизировать внимание.

Слайд 8

Обогащение субъектного опыта учащихся.

.

Слайд 9

Создание ситуации, позволяющей каждому ученику проявить инициативу и самостоятельность.

Слайд 10

Задание записано на карточках для каждого ученика

Коллективная работа

 -

Проверка выполнения задания.

Разгадайте кроссворд.

-Прочтите получившееся слово по вертикали.

УМНИЧКА

-Каждый из вас сегодня умничка.

.

Дети читают задания на слайде, ответы вписывают в кроссворде на доске

 

Слайд 10

9.Гимнастика для глаз

Гимнастика проводится по тренажёру.

 - Урок подходит к завершению. Какой вывод вы сделали для себя;

_Все ли имена существительные склоняются?

 

11.Домашнее задание.

 -Правило с.65. Упражнение

116.П.т. с.40 Упражнение 12

устно

.

12.Подведение итога урока.

Рефлексия.

  - Интересно ли вам было на уроке?

 - Какое открытие для себя сделали?

- Оцените работу на уроке по вопросам на слайде 11

Дети называют цели урока и соотносят с результатами урока, говорят, чему учились на уроке, чему ещё предстоит учиться, оценивают свою работу.

Формирование контрольно – оценочного компонента УД.

Слайд11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Имена существительные, отвечающие на вопрос: Кто?Что?" 3 класс

Урок русского языка по "Школе России" по учебнику Рамзаевой...

3 класс. Урок русского языка. Имена существительные, отвечающие на вопросы кто?, что?

Урок-путешествие с элементами исследовательской деятельности построен на основе местного материала - реализация регионального компонента....

Презентация к уроку русского языка "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Данная презентация составлена к уроку русского языка в 1 классе по программе РО Л.В. Занкова по учебнику А. Поляковой....

Урок русского языка "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"

Технологическая карта урока по русскому языку с учётом интенсивности умственной деятельности учащихся. Тип урока "урок открытия новых знаний" . Урок разработан в соответствии ФГОС по программе "Ш...

Презентация к уроку русского языка "Имена существительные множественного числа родительного падежа"

Презентация к уроку русского языка "Имена существительные множественного числа родительного падежа"4 класс...

Урок русского языка.Имена существительные, обозначающие предметы и явления. 2 класс

Урок русского языка во 2 классе по УМК "Школа России" ФГОС.Презентация....

Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные"

Данная технологическая карта оказывает методическую помощь в разработке урока русского языка....