Урок русского языка в 4 классе. Тема урока: « Обобщение знаний о глаголе». Совершенствование комплекса формируемых умений.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Брылева Елена Михайловна

Цели урока:

Закрепить знания о способах определения спряжения глаголов; отрабатывать умение писать безударные    личные окончания глаголов; развивать память, умение обосновывать правильное написание окончаний; способствовать формированию информационной компетентности (аспект - обработка информации,1 уровень) и компетентности разрешения проблем (аспект: применение технологий,2 уровень); воспитывать навыки самоконтроля, ответственность за порученное дело.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_glagol.docx425.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                    Брылева Елена Михайловна    203-728-749

 

Урок  русского языка в 4 классе.

Тема урока:  « Обобщение знаний о глаголе». Совершенствование комплекса формируемых умений.

Цели урока:

Закрепить знания о способах определения спряжения глаголов; отрабатывать умение писать безударные    личные окончания глаголов; развивать память, умение обосновывать правильное написание окончаний; способствовать формированию информационной компетентности (аспект - обработка информации,1 уровень) и компетентности разрешения проблем (аспект: применение технологий,2 уровень); воспитывать навыки самоконтроля, ответственность за порученное дело.

Задачи урока:

1.Закрепить освоенный способ решения орфографических задач в личных окончаниях глаголов.

2.Систематизировать существенные признаки глагола как части.  

3.Развивать умение применять полученные теоретические знания в стандартных и нестандартных ситуациях.

4.Создавать условия для развития творческого потенциала учащихся, их логического мышления, памяти, внимания через организацию дифференцированной и групповой работы на уроке, выполнение заданий повышенной трудности, использование средств обратной связи, обучение выбору рационального способа для решения учебных задач, через смену видов деятельности.

5.Формировать эмоциональное отношение к изучению родного языка через игровой сюжет.

 

Тип урока: обобщение знаний.

   

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Урок русского языка. Тема урока « Обобщение знаний о глаголе». Наша задача вспомнить все, что узнали о глаголе и постараться выполнить все задания без ошибок. Зачем необходимы нам эти знания?

(Глагол занимает 2-ое место после существительного, это  самая « живая» часть речи, она показывает движение времени в нашей жизни.)

Сегодня урок мы посвятим творчеству великого русского писателя А.С.Пушкина. Отправимся в мир сказок А.С.Пушкина.

 

  1. Минутка чистописания.

 Первая строка: инициалы  А С П

Вторая строка: Александр Сергеевич Пушкин.

  1. Словарная работа.

 А.С. Пушкин  воспевал в своих стихотворениях красоту родной природы. Все времена года воспеты в его произведениях. Но больше всего он любил зиму и осень.

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса, 

И редкий солнца луч, и первые морозы, 

И отдаленные седой зимы угрозы. 

C:\Documents and Settings\Customer\Рабочий стол\i.jpgC:\Documents and Settings\Customer\Рабочий стол\i.jpgC:\Documents and Settings\Customer\Рабочий стол\i.jpgC:\Documents and Settings\Customer\Рабочий стол\i.jpgC:\Documents and Settings\Customer\Рабочий стол\i.jpgC:\Documents and Settings\Customer\Рабочий стол\i.jpgC:\Documents and Settings\Customer\Рабочий стол\i.jpg

У нас в классе  тоже сейчас будет листопад, но не обыкновенный, а из словарных слов.

( На кленовых  листьях  напечатаны  словарные  слова с пропущенными орфограммами:                      ИНТ. РЕСНЫЙ, К . РТИНА,  Н. РОД,    РОД . НА,  Р. ССИЯ,  РУ ..КИЙ, СВ . БОДА.

Ученики по очереди переворачивают их, читают слова, объясняют описание и записывают слова, вставляя пропущенные буквы.) 

  1. Орфографическая минутка.

 Кто осенью срывает листья с деревьев? (ветер) Как действует ветер в произведениях А.С.Пушкина? Отправимся в путешествие  на кораблике из произведения « Сказка о царе Салтане…»

Картинка 1 из 1543

Задание: списать предложение, вставив пропущенные орфограммы и сделать синтаксический разбор предложения.

Ветер (по) морю гуля.т  и к.раблик подг.ня.т.

Продолжим отрывок устно:

 Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого:
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят
:  

  1. Актуализация знаний.

 Оправляемся в путешествие, подгоняемые ветром. Но путь закрыт. Нужно открыть замки.

(На доске « замки» с вопросами по теме « Глагол». Учащиеся по-очереди подходят и «открывают» замки, т.е. отвечают на вопросы.)

Картинка 3 из 10639Картинка 3 из 10639Картинка 3 из 10639Картинка 3 из 10639Картинка 3 из 10639Картинка 3 из 10639

  • Глагол-это часть речи, которая…
  • Вопросы начальной формы глагола
  • Как изменяются глаголы
  • Какие глаголы изменяются по родам?
  • Какие глаголы спрягаются?
  • Как определить спряжение глагола?
  • Что такое спряжение глагола?
  • Какие окончания имеют глаголы I,II спряжений?
  • В каком случае определяем спряжение глагола по Н.Ф.?
  • Как образуются временные формы от глаголов что делать? Что сделать?
  • Глаголы-исключения.

  1. Повторение о написании безударных личных окончаний глаголов.

 На какой остров мы попали?  Какие чудеса можно встретить на этом острове?

( остров Буян)

 Картинка 19 из 386

Из какой сказки эти строки?

Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет

И с присвисточкой поет

Картинка 4 из 101

  1. Поможем белочке «разгрызть» орехи.

(у каждого ученика на столе рисунок орешка, у которых на обратной стороне напечатан глагол с пропущенными окончаниями). Дети по цепочке, устно прочитывают слова, определяют спряжение и объясняют  пропущенную гласную. Пользуемся для самопроверки памяткой-алгоритом.

Как определить спряжение глагола и написать безударные окончания глаголов

  1. Поставьте глагол в начальную форму.
  2. Выясните, оканчивается ли он на «ить» и не является ли глаголом-исключением.
  3. Определите спряжение глагола.
  4. Напишите нужное окончание.

           Число

Единственно

Множественное

  I спряжение

ешь

ет

ем

ете

ут(ют)

II спряжение

ишь

ит

им

ите

ат(ят)

  1. Какое еще чудо есть на острове? ( Царевна-лебедь)

 Картинка 8 из 3760

 ( задание по карточке №1)

Написать в столбик недостающие глаголы. Определить время и число. Рядом эти же глаголы записать во множественном числе. Выделить окончания, определить спряжение.

К-1

Днем свет божий  …,              (затмевает - затмевают)
Ночью землю  …,                     (освещает - освещают)
Месяц под косой  …,                (блестит - блестят)

А во лбу звезда…                      (горит - горят)

Вывод: глаголы изменяются по числам.

  1.  Повторение о временных формам глаголов.

 Продолжаем путешествие. Плывем по синему  морю. Вспомним, как ведет себя море в сказках А.С.Пушкина. Прочитаем текст из карточки № 2. Из какой сказки эти строки?

К-2

Вот пошёл он к синему морю;
Видит – море слегка разыгралось.

Вот пошёл он к синему морю
(Помутилося синее море).

Старичок отправился к морю
(Почернело синее море).

Видит, на море чёрная буря:
Так и вздулись сердитые волны.

Задание: выписать глаголы в 3 столбика: настоящее время, прошедшее время, будущее время.

Почему нет глаголов настоящего времени. На какой вопрос отвечают эти глаголы в Н.Ф. Что узнали об образовании временных форм глаголов?

  1. Упражнение в определении  спряжений глаголов.

 Ветер дует и гонит корабль к Лукоморью. Что такое Лукоморье? Обратимся к словарю.

  • Лукоморье либо лукоморие (поэт. устар.), морская лука — морской залив, бухта, изгиб морского берега.

 Выполним задание №3. Прочитать и выписать глаголы в 2 столбика. В первый столбик с ударным окончанием, во второй с безударным. Определите спряжения.

К-3

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё
ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку
говорит.
Там чудеса: там леший
бродит,
Русалка на ветвях
сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре
прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод
выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун
несёт богатыря;
В темнице там царевна
тужит,
А бурый волк ей верно
служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт,
 бредёт сама собой,
Там царь Кощей над златом
чахнет;
Там русский дух... там Русью
пахнет!

  1. Повторение об окончаниях глаголов I и II спряжение. Глаголы-исключения.

ФИЗМИНУТКА

1. Ветер усиливается и  превращается в могучий ветрище.  Он помогает доброй силе, а со злом сыграл злую шутку.

Царь-кощей рассыпал монеты. Нужно собрать монетки и распределить в два сундука: монеты с окончаниями I спряжения и монеты с окончаниями  II спряжения.

        

            2.  У Бабы-Яги рассыпалась избушка на курьих ножках. Она состояла из бревен, на которых напечатаны глаголы-исключения. Поможем собрать избушку. Выбираем только глаголы исключения.

Картинка 75 из 2694          http://f.foto.radikal.ru/0611/566410ca9a37t.jpg

  1. Повторение о написании  окончаний глаголов 2 лица единственного числа.
  2. В какой сказке главный герой обращается со словами к ветру? ( царевич Елисей)

К-4

Картинка 19 из 1874

"Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Не боишься никого,

Кроме бога одного…»

Выписать глаголы. Определить лицо и число. Выделить окончание.

Вывод.

  1. Обобщение. Подведение итогов. Выставление оценок.
  2. Домашнее задание по карточкам.
  3. Рефлексия.

 Что показалось сложным при изучении темы  «Глагол»?

Кто уверен в своих знаниях, то на доску прикрепляем личики с изображением улыбок. А кто затрудняется, тот с изображением грусти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс "Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –ТСЯ, -ТЬСЯ»

Урок открытия новых знаний. Технологии проблемного диалога, продуктивного чтения...

Конспект урока русского языка 4 класс Тема: ,,Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.\'\' УМК ,,Школа России\'\'

Урок с использованием ИКТ. Првавописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени....

Открытый урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление».

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов.:...

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: I и II спряжение глаголов настоящего времени. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знания о наличии у глаголов двух спряжений.Планируемые результаты:Предметные:знать: окончания глаголов 1 и 2 спряжения настоящего времени.уметь: определять спря...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Правописание частицы не с глаголами. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголом.Планируемые результаты:Предметные:знать: частица не с глаголами пишется раздельноуметь: писат...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема: Единственное и множественное число глаголов.

Цели: познакомить с единственным и множественным числом глагола, их отличительными признаками в речи, развивать речь и коммуникативные навыки.Задачи:осознать особенности изменения числа глагола в соче...

Конспект урока русского языка. 2 класс. Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами

Конспект урока русского языка. 2 класс. Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами...