Рабочая программа по письму и развитию речи
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Рабочая программа по письму и развитию речи для коррекционной школы 8 вида 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.docx | 75.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – Горковская
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат
Принято Утверждаю
Методическим Директор школы
объединением учителей _____________А.М.Балин
Протокол от «__» ________ 2014 г №__ «___»_________2014г.№_____
Рабочая программа
к учебному курсу «Русский язык»
учителя начальных классов
Тоярова Екатерина Васильевна
на 2014 – 2015 учебный год
с. Горки
Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа составлена на основе Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений 8 вида. Особенностью учебного плана является то, что этот предмет решает в основном общеразвивающие, социокультурные и практические задачи. Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся.
Специфика
детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам 8 вида максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе. Специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и содержании материала, в структуре его размещения.
Структурно и содержательно программа построена с учётом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме (поэтапность), для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.
Цели обучения, задачи
Создать систему поэтапной педагогической поддержки ребёнка в образовательном процессе. Программа нацелена на решение специальных образовательных, коррекционных и воспитательных задач:
- формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;
- развития умения коммуникативно оправданно пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания;
- знакомство детей со связной письменной речью как видом общения;
- обучение школьников правильному, выразительному и осмысленному чтению доступных их пониманию текстов с постепенным переходом на более совершенные способы чтения;
- обучение элементарно грамотному и аккуратному письму;
- осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки учащихся.
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку.
Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии, синтаксиса.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением её элементов и речевой практикой учащихся.
Программа включает в себя разделы «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
Звуки и буквы. Во 2 классе звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике о звуках и буквах, о согласных и гласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных.
Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путём сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и в середине слова с согласными перед гласными.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков.
Предложение. Понятие о предложении учащиеся получают в процессе разбора предложения, по словам и составления предложений из слов. Учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определённом порядке и связаны между собой. Предложение начинается с прописной буквы и в конце предложения ставиться точка.
Связная письменная речь.Расположение двух-трёх коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем). Составление подписей к серии из двух-трёх сюжетных картинок. Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.
Письмо и чистописание. Совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых учащихся часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
Устная речь. Составление простых предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему. Связанное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3-4 пункта).
Задачи обучения русскому языку:
- Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
- Выработать элементарные навыки грамотного письма;
- Повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
- Научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- Формировать нравственные качества.
Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.
Основные требования к умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р – л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твёрдые и мягкие на слух, в произношении, написании;
- списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
- писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
- составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Повторение | 12 |
2 | Звуки и буквы | 80 |
3 | Слово | 53 |
4 | Предложение | 11 |
5 | Повторение | 9 |
6 | Резервные часы в конце каждой четверти. |
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихсяначальных классов.
Диктант.
«5» - нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно, всоответствие с требованиями каллиграфии.
«4» - не более 2 ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшиеотклонения от каллиграфических норм.
«3» - 3 - 5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенныеотклонения от норм каллиграфии.
«2» - более 5 ошибок; работа выполнена неряшливо.
Ошибкой в диктанте считать:
- Нарушение правил орфографии;
- Пропуск и искажение букв в словах;
- Замена слов;
- Отсутствие знаков препинания (в пределах программы);
- Неправильное написание словарных слов.
За ошибку не считать:
- Орфографические и пунктуационные ошибки, не входящие в программу начальных классов;
- Единичный пропуск точки в конце предложения, если следующее предложение написано с заглавной буквы;
- Единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку считать:
- Два исправления;
- Две пунктуационные ошибки;
- Повторение ошибок в одном и том же слове;
- Две негрубые ошибки.
Негрубыми ошибками считаются:
- Повторение одной и той же буквы в слове (например, картофель);
- При переносе слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- Дважды написано одно и тоже слово в предложении;
- Слово не дописано.
Списывание.
Оценка | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
«5» «4» «3» «2» | Нет 1 -2 ош. и 1 испр 3 ош. и 1 испр. 4 ош. | Нет 1 ош. и 1 испр 2 ош. и 1 испр. 3 ош. | Нет 1 ош. и 1 испр. 2 ош. и 1 испр 3 ош. |
Грамматическое задание (2 – 3 задания в диктанте).
«5» - ошибок нет.
«4» - выполнено правильно не менее ¾ задания.
«3» - выполнено правильно не менее ½ задания.
«2» - не справился с большинством заданий.
Словарные диктанты.
«5» - ошибок нет.
«4» - 1 ошибка, 1 исправление.
«3» - 2 ошибки, 1 исправление.
«2» - 3 – 5 ошибок.
Критерии оценивания письменных работ учащихся.
Оценка «5» ставится за правильно выполненную работу, допускается 2 исправления, работа написана аккуратно.
Оценка «4», если в работе допущены 1-2 орфографические ошибки, допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка «3», если в работе допущены 3-5 ошибок. Работа написана небрежно.
Оценка «2», если в работе допущены более 6 ошибок, работа написана неряшливо.
Ошибки идентичного характера считаются за одну.
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия, при контрольном списывании – зрительного внимания:
- пропуски букв и слогов;
- перестановки букв и слогов;
- недописывание букв и слогов;
- наращивание слов лишними буквами и слогами;
- искажения слова – «наотух» (на охоту);
- слитное написание слов и их произвольное деление;
- слитное написание предложений;
- замена одной буквы на другую;
- нарушение смягчения согласных – «васелки» (васельки), «смали» (смяли).
1 четверть-З5часов.
Тема: Повторение.
Цели: Повторить и закрепить полученные знания в 1 классе. Продолжать учить различать звуки и буквы, определять их количество в слове, анализировать и составлять предложения, сравнивать пары слов, отличающихся одним звуком. Коррекция и развитие памяти, внимания, речи, мелкой моторики.
№ | Тема урока | Повторение | Коррекционная работа | Работа с терминами |
1 | Повторение изученного в 1классе. Звуки и буквы. | Выделение звука из слова и соотношение его с соответствующей буквой. | Коррекция и развитие памяти, слухового внимания, мелкой моторики рук. | Повторение изученных слов. |
2 | Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. | Определение количества звуков и букв в слове. | Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия. | Повторение ранее изученных слов. |
3 | Буквы, сходные по начертанию, их различие. | Повторение алфавита. | Коррекция и развитие памяти, слухового внимания, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. |
4 | Предложение. | Определение количества слов в предложение. | Коррекция и развитие мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. |
5 | Предложение и его схема. | Определение количества слов в предложение. Составление схемы к предложению. | Коррекция и развитие памяти, мелкой моторики рук. | собака |
6 | Распространение предложений. | Анализ и составление предложений из 2-3 слов. | Коррекция и развитие речи, процессов анализа и синтеза. | Повторение ранее изученных слов. |
7 | Выделение предложений в тексте. Определение их количества. | Анализ и составление предложений из 2-3 слов. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение. | Повторение ранее изученных слов. |
8 | Наша речь. Слово. | Слог как часть слова. Деление слов на слоги. | Коррекция памяти, мелкой моторики рук. | капуста |
9 | Составление предложений с данным словом. | Анализ и составление предложений. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение. | карандаш |
10 | Обобщение по теме: «Повторение». | Систематизация знаний по теме. | Развитие умения анализировать и делать выводы. | Повторение ранее изученных слов. |
11 | Контрольный диктант. | Систематизация знаний по теме. | Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно. | Закрепление словарных слов. |
12 | Работа над ошибками. | Обобщение знаний по теме. | Развитие умения анализировать и делать выводы. | Обобщение словарных слов. |
Тема: Звуки и буквы
Цели: Продолжать учить различать гласные и согласные звуки. Учить различать звонкие и глухие согласные в произношение и написание. Учить различать свистящие и шипящие согласные. Уметь выделять их в словах, делать звукобуквенный анализ слова. Коррекция и развитие объема памяти, мыслительных способностей, внимания, речи. Воспитывать положительные качества в процессе работы, навыки учебной трудовой деятельности.
13 | Гласные звуки и буквы. | Составление слогов, слов по опорным схемам. | Коррекция и развитие памяти, мелкой моторики рук. Коррекция памяти, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. |
14 | Согласные звуки и буквы. | Составление слогов, слов по опорным схемам. | Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия. | Повторение ранее изученных слов. |
15 | Звуки гласные и согласные, их различие. | Составление слов из букв разрезной азбуки. | Коррекция и развитие памяти, слухового внимания, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. |
16 | Слова, которые различаются одним звуком. | Анализ и составление слов по схеме. | Коррекция и развитие устной и письменной речи. | ветер |
17 | Слова, которые различаются одним звуком. | Анализ и составление слов по схеме. | Коррекция правильного произношения, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. |
18 | Слова, которые различаются количеством звуков. | Гласные звуки и буквы. Определение количества звуков и букв в слове. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение. | ребята |
19 | Слова, которые различаются количеством звуков. | Определение количества звуков и букв в слове. | Развитие умения анализировать делать выводы. | Повторение ранее изученных слов. |
20 | Слова, которые различаются последовательностью звуков. | Гласные звуки и буквы. Анализ и составление схем к словам. | Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия. | Повторение ранее изученных слов. |
21 | Слова, которые различаются последовательностью звуков. | Гласные звуки и буквы. Анализ и составление схем к словам. | Коррекция и развитие слухового внимания, речи и мышления детей | Повторение ранее изученных слов. |
22 | Ударение в словах. | Гласные звуки и буквы. | Коррекция правильного произношения, мелкой моторики рук. | Москва |
23 | Ударение в словах. | Гласные звуки и буквы. | Коррекция и развитие слухового внимания , речи и мышления детей | Повторение ранее изученных слов. |
24 | Выделение ударного гласного в слове. | Анализ и составление предложений. | Коррекция правильного произношения, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. |
25 | Контрольное списывание. | Систематизация знаний по теме. | Повторение ранее изученных слов. | |
26 | Слог. Деление слов на слоги. | Анализ и составление слов из слогов. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, работа над правильным произношением. | Повторение ранее изученных слов. |
27 | Деление слов на слоги. | Анализ и составление слов, гласные и согласные звуки и буквы. | Коррекция и развитие слухового внимания, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. |
28 | Гласные в образовании слогов. | Гласные звуки и буквы. | Коррекция и развитие интеллектуальных способностей детей. | помидор |
29 | Гласные в образовании слогов. | Определение количества слогов в слове. | Коррекция и развитие логического мышления, связной речи. | Повторение ранее изученных слов. |
30 | Перенос слов по слогам. | Деление слов на слоги. | Развитие умения анализировать делать выводы. | Повторение ранее изученных слов. |
31 | Перенос слов по слогам. | Деление слов на слоги. | Коррекция и развитие интеллектуальных способностей детей. | Повторение ранее изученных слов. |
32 | Деление слов со звуками И-Й на слоги | Определение количества звуков и букв в слове. | Коррекция и развитие логического мышления, связной речи. | морковь |
33 | Различай Л-Р | Коррекция и развитие слухового внимания, мелкой моторики рук. | мороз | |
34 | Контрольный диктант. | Систематизация знаний по теме. | Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно. | Повторение ранее изученных слов. |
35 | Работа над ошибками. | Обобщение знаний по теме. | Развитие умения анализировать делать выводы. | Повторение ранее изученных слов. |
2 четверть (35 часов)
Тема: Парные звонкие и глухие согласные.
1 | Звонкие и глухие согласные различие в произношении. | Гласные и согласные звуки. | Коррекция и развитие слухового внимания, памяти, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. |
2 | Различай звуки б - п. | Определение количества звуков и букв в слове. | Коррекция и развитие слухового внимания, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. |
3 | Дифференциация б-п | Звонкие и глухие согласные звуки и буквы. | Коррекция и развитие слухового внимания, памяти, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. |
4 | Различай звуки в - ф. | Звуки б - п. | Коррекция и развитие зрительной памяти, мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. | рабочий |
5 | Дифференциация в-ф | Звонкие и глухие согласные звуки и буквы. | Коррекция и развитие слухового внимания, памяти, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. |
6 | Различай звуки г - к. | Звуки в-ф. Деление слов на слоги. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук. | тетрадь |
7 | Дифференциация г-к | Звонкие и глухие согласные звуки и буквы. | Коррекция и развитие слухового внимания, памяти, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. |
8 | Различай звуки д - т. | Звуки г-к.Звонкие и глухие согласные. | Коррекция и развитие зрительной памяти, мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. | Повторение ранее изученных слов. |
9 | Дифференциация д-т | Звонкие и глухие согласные звуки и буквы. | Коррекция и развитие слухового внимания, памяти, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. |
10 | Различай звуки ж - ш. | Звуки д-т. Большая буква в начале предложения. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. |
11 | Дифференциация ж-ш | Звонкие и глухие согласные звуки и буквы. | Коррекция и развитие слухового внимания, памяти, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. |
12 | Различай звуки з - с. | Звуки ж-ш. Составление схемы предложения. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. |
13 | Дифференциация з-с | Звуки з-с. Звонкие и глухие согласные звуки и буквы. | Коррекция и развитие слухового внимания, памяти, мелкой моторики рук. | |
14 | Различай звонкие и глухие согласные | Повторение пройденных парных согласных. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. |
15 | Контрольный диктант. | Систематизация знаний по теме. | Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно. | Закрепление словарных слов. |
16 | Работа над ошибками. | Обобщение знаний по теме. | Развитие умения анализировать и делать выводы. | Обобщение словарных слов. |
Тема: Шипящие и свистящие согласные.
17 | Шипящие согласные | Повторение пройденных парных согласных. | Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия. | |
18 | Шипящие согласные | |||
19 | Свистящие согласные | Составление предложений по картинкам. | Коррекция и развитие мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. |
20 | Свистящие согласные | Составление предложений из слов. | Коррекция и развитие письменной и устной речи на основе упражнений в индивидуальном и хоровом проговаривание. | улица |
21 | Различай шипящие и свистящие согласные. | Звукобуквенный анализ слов. | Коррекция и развитие над правильным произношением. | Повторение ранее изученных слов. |
22 | Различай шипящие и свистящие согласные. | Анализ и составление предложений. | Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно. | Повторение ранее изученных слов. |
23 | Упражнение в написании слов с шипящими и свистящими согласными | Сравнение пар слов отличающихся одним звуком, последовательностью звуков в слове. | Коррекция и развитие письменной и устной речи на основе упражнений в списывание с доски. | Повторение ранее изученных слов. |
24 | Контрольный диктант. | Составление предложений по схеме. | Развитие умения анализировать и делать выводы. | Закрепление словарных слов. |
25 | Работа над ошибками. | Развитие умения анализировать и делать выводы. | Обобщение словарных слов. |
Тема: Гласные буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога
Цели: Учить различать твёрдые и мягкие согласные на слух, в произношение, написание. Знать буквы е, ё, и, ю, я – для обозначения мягкости согласных. Развивать умения проводить звуковой анализ слов, умения устанавливать последовательность звуков в слове. Коррекция и развитие слухового внимания, логического мышления, памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук. Воспитывать интерес к предмету, аккуратность при выполнение работ в тетрадях.
26 | Буква Е в начале слова или слога. | Мягкие и твёрдые гласные. | Развивать орфографическую зоркость. | Повторение ранее изученных слов. |
27 | Буква Ё в начале слова или слога. | Повторение звонких и глухих согласных, свистящих и глухих согласных. | Развивать умения анализировать и отвечать полным ответом. | Повторение ранее изученных слов. |
28 | Выборочное списывание предложений. | Большая буква в начале предложения и точка в конце. | Развивать навык анализа. | Повторение ранее изученных слов. |
29 | Буква Ю в начале слова или слога. | Деление слов на слоги, твёрдые и мягкие согласные. | Развивать логическое мышление. | Повторение ранее изученных слов. |
30 | Буква Я в начале слова или слога. | Звонкие и глухие согласные. | Развитие устной и письменной речи на основе устных и письменных упражнений. | заяц |
31 | Буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога. | Гласные звуки и буквы | Совершенствование навыка правописания звонких и глухих согласных. | Повторение ранее изученных слов. |
32 | Буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога. | Определение количества звуков и букв в слове. | Развивать вербальную тему. | огурец |
33 | Подготовка к контрольной работе. | Систематизация знаний по теме. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение. | Повторение ранее изученных слов. |
34 | Контрольная работа. | Систематизация знаний по теме. | Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно. | Закрепление словарных слов. |
35 | Работа над ошибками. | Обобщение знаний по теме. | Развитие умения анализировать и делать выводы. | Обобщение словарных слов. |
3 четверть(50 часов)
Тема: Твёрдые и мягкие согласные
Цели: Развивать умения проводить звуковой анализ слова, умения устанавливать последовательность звуков в слове. Продолжать учить гласные и согласные звуки и буквы. Коррекция и развитие слухового внимания, логического мышления, памяти на основе упражнений в анализе и синтезе, мелкой моторики рук. Воспитывать интерес к предмету, аккуратность при выполнение работ в тетрадях.
1 | Гласные Ы-И после твёрдых и мягких согласных | Твердые и мягкие согласные. | Коррекция и развитие слухового внимания, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. |
2 | Гласные Ы-И после твёрдых и мягких согласных | Определение количества звуков и букв в слове. | Коррекция и развитие слухового внимания, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. |
3 | Гласные О-Ё после твёрдых и мягких согласных | Деление слов на слоги. | Коррекция и развитие зрительной памяти, мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. | Повторение ранее изученных слов. |
4 | Гласные О-Ё после твёрдых и мягких согласных | Звонкие и глухие согласные. | Коррекция и развитие зрительной памяти, мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. | Повторение ранее изученных слов. |
5 | Гласные У-Ю после твёрдых и мягких согласных | Определение количества звуков и букв в слове. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. |
6 | Гласные У-Ю после твёрдых и мягких согласных | Составление и анализ схемы предложения. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. |
7 | Гласные А-Я после твёрдых и мягких согласных | Большая буква в начале предложения. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. |
8 | Гласные Е после мягких согласных | Большая буква в начале предложения и точка в конце. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. |
9 | Различай твёрдые и мягкие согласные | Звукобуквенный анализ слов. | Коррекция и развитие памяти, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. |
10 | Различай твёрдые и мягкие согласные | Анализ и составление предложений. | Коррекция и развитие речи, процессов анализа и синтеза. | Повторение ранее изученных слов. |
11 | Подготовка к контрольной работе. | Систематизация знаний по теме. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение. | Повторение ранее изученных слов. |
12 | Контрольная работа. | Систематизация знаний по теме. | Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно. | Закрепление словарных слов. |
13 | Работа над ошибками. | Обобщение знаний по теме. | Развитие умения анализировать и делать выводы. | Обобщение словарных слов. |
Тема: Мягкий знак (ь) на конце слова.
Цели: Развивать умения обозначать мягкость согласного звука мягким знаком. Формировать умения пользоваться (Ь) для обозначения мягкости согласных в конце слова. Коррекция и развитие фонематического слуха, памяти, зрительного восприятия на основе упражнений в узнавание и различение, расширение словаря, письменной и устной речи. Воспитание эмоциональной адекватности поведения.
14 | Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. | Твердые и мягкие согласные. | Коррекция и развитие памяти, мелкой моторики рук. Коррекция памяти, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. |
15 | Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. | Анализ и составление предложений по схеме. Звонкие и глухие согласные. | Коррекция и развитие устной и письменной речи. | Повторение ранее изученных слов. |
16 | Письмо слов с мягкими согласными на конце. | Гласные звуки и буквы. Мягкость и твердость гласных звуков и букв. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение. | Повторение ранее изученных слов. |
17 | Письмо слов с мягкими согласными на конце. | Определение количества звуков и букв в слове. | Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия. | Повторение ранее изученных слов. |
18 | Различай твёрдые и мягкие согласные на конце слова | Определение количества звуков и букв в слове. | Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия. | Повторение ранее изученных слов. |
19 | Различай твёрдые и мягкие согласные на конце слова | Составление и анализ схемы предложения. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение. | Повторение ранее изученных слов. |
20 | Различай слова с твёрдыми и мягкими согласными на конце. | Анализ и составление предложений по схеме. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение. | Повторение ранее изученных слов. |
21 | Контрольная работа. | Систематизация знаний по теме. | Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно. | Закрепление словарных слов. |
22 | Работа над ошибками. | Обобщение знаний по теме. | Развитие умения анализировать и делать выводы. | Обобщение словарных слов. |
Тема: Слово. Название предметов.
Цель: Учить учащихся в называние предметов и различение их по вопросам Кто? Что?. Учить в называние одного предмета и нескольких одинаковых; учить в различение основных частей знакомых предметов (стул- спинка, сиденье, ножки); в сравнение двух предметов и определение признаков различения и сходства(стакан-кружка). Коррекция и развитие слухового внимания, зрительной памяти. Мышления на основе упражнений в анализе и синтезе, моторики мелких мышц кистей и пальцев рук. Воспитание интереса к предмету, умение видеть логические отношения в различных практических ситуациях, формировать навыки учебной деятельности.
23 | Предмет и его название. | Ударение, слог, перенос слов. | Коррекция и развитие слухового внимания, речи и мышления детей | коньки |
24 | Название предметов, отвечающие на вопрос что? | Слог, деление слов на слоги. | Коррекция правильного произношения, мелкой моторики рук. | Раннее изученные словарные слова. |
25 | Название предметов, отвечающие на вопрос что? | Слог, ударение. | Коррекция и развитие слухового внимания , речи и мышления детей | Раннее изученные словарные слова. |
26 | Название частей предмета. | Деление слов на слоги, ударение. | Коррекция правильного произношения, мелкой моторики рук. | пальто |
27 | Различай сходные предметы и их названия | Кто это? Что это? | Коррекция речи на основе упр. в уточнении и общении словаря. | Раннее изученные словарные слова. |
28 | Контрольное списывание. | Кто это? Что это? | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, работа над правильным произношением. | Раннее изученные словарные слова. |
29 | Обобщающее слово для группы однородных предметов. | Начало предложения пишиться с большой буквы, в конце точка. | Коррекция и развитие слухового внимания, мелкой моторики рук. | огурец |
30 | Название предметов, отвечающих на вопрос кто? | Твёрдые и мягкие согласные. | Коррекция и развитие интеллектуальных способностей детей. | Раннее изученные словарные слова. |
31 | Название предметов, отвечающих на вопрос кто? | Ударный и безударный слог. | Коррекция и развитие логического мышления, связной речи. | Ворона |
32 | Обобщающее слово для группы однородных предметов. | Ударная гласная. | Развитие умения анализировать делать выводы. | корова |
33 | Различай слова, отвечающие на вопросы кто? и что? | Кто? Что? | Коррекция и развитие интеллектуальных способностей детей. | Раннее изученные словарные слова. |
34 | Различай слова, отвечающие на вопросы кто? и что? | Кто? Что? | Коррекция и развитие логического мышления, связной речи. | Раннее изученные словарные слова. |
35 | Различай слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов. | Ударный и безударный слог. | Развитие умения анализировать делать выводы. | Раннее изученные словарные слова. |
36 | Различай слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов. | Твёрдые и мягкие согласные. | Коррекция и развитие слухового внимания, мелкой моторики рук. | ребята |
37 | Обобщение по теме: «Название предметов». | Систематизация знаний по теме. | Развитие умения анализировать и делать выводы. | Повторение ранее изученных слов. |
38 | Контрольный диктант. | Слова, обозначающие предмет. | Коррекция и развитие памяти, умения работать самостоятельно. | Раннее изученные словарные слова. |
39 | Работа над ошибками. | Развитие умения анализировать делать выводы. | Раннее изученные словарные слова. |
Тема: Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.
Цели: Учить писать имена, фамилии людей, клички животных с большой буквы. Формировать умения составлять описательно-повествовательный рассказ по серии картинок. Коррекция и развитие вербальной и зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении, внимания, мышления, мелкой моторики рук. Воспитание мотивации к уроку.
40 | Большая буква в именах людей. | Слова, обозначающие предмет. | Коррекция внимания и зрительной памяти на основе упр. в запоминание и воспроизведение. | Раннее изученные словарные слова. |
41 | Большая буква в фамилии людей. | Слова, обозначающие предмет, деление слов на слоги. | Коррекция вербальной и зрительной памяти, мышления на основе упр. в анализе и синтезе. | Раннее изученные словарные слова. |
42 | Большая буква в именах и фамилиях людей. | Слова, обозначающие предмет. | Коррекция внимания, зрительного восприятия на основе упр. в узнавание и различение, мелкой моторики рук. | Раннее изученные словарные слова. |
43 | Большая буква в именах и фамилиях людей. | Слова, обозначающие предмет. | Коррекция внимания, зрительного восприятия на основе упр. в узнавание и различение, мелкой моторики рук. | Раннее изученные словарные слова. |
44 | Большая буква в кличках животных. | Большая буква в именах и фамилиях людей. | Коррекция памяти на основе упр. в запоминание и воспроизведение, устной речи. | Раннее изученные словарные слова. |
45 | Большая буква в кличках животных. | Слова, обозначающие предмет. | Коррекция устной и письменной речи, слухового внимания. | Раннее изученные словарные слова. |
46 | Большая буква в именах и фамилиях людей, кличах животных. | Слова, обозначающие предмет, схема предложения. | Коррекция фонематического восприятия, мышления на основе упр. в анализе и синтезе. | Раннее изученные словарные слова. |
47 | Большая буква в именах и фамилиях людей, кличах животных. | Слова, обозначающие предмет, схема предложения. | Коррекция фонематического восприятия, мышления на основе упр. в анализе и синтезе. | Раннее изученные словарные слова. |
48 | Подготовка к контрольной работе. | Систематизация знаний по теме. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение. | Повторение ранее изученных слов. |
49 | Контрольный диктант | Систематизация знаний по теме. | Коррекция и развитие памяти, умения работать самостоятельно. | Раннее изученные словарные слова. |
50 | Работа над ошибками. | Закрепление пройденного материала. | Развитие умения анализировать делать выводы. | Раннее изученные словарные слова. |
4 четверть ( 45часов)
Тема: Названия действий Цели: Ознакомление со словами, отвечающими на вопросы: Что делает? Что делают? и обозначающими действиями предмета; умения сопоставлять вопрос, на который отвечает слово и его значение. Развивать умения распознавать и осознано употреблять слова в речи, обозначающие предмет и действие предмета. Коррекция и развитие памяти, внимания, речи, мышления, мелкой моторики рук. Воспитывать интерес к самому процессу познания, умения слушать учителя, привитие любви к русскому языку.
1 | Действие и его название. | Слова, обозначающие предмет. Звукобуквенный анализ. | Коррекция памяти на основе упр. В запоминании и воспроизведении. | Раннее изученные словарные слова. |
2 | Название действий, отвечающие на вопрос что делает? | Слова, обозначающие предмет. Большая буква в именах и фамилиях людей. | Коррекция фонематического восприятия, слухового внимания, устной и письменной речи. | Раннее изученные словарные слова. |
3 | Название действий, отвечающие на вопрос что делают? | Звукобуквенный анализ. Большая буква в кличках животных. | Коррекция мышления на основе упр. в анализе и синтезе, мелкой моторики. | Раннее изученные словарные слова. |
4 | Название действий, отвечающие на вопрос что делают? | Гласные и согласные звуки. | Коррекция внимания, зрительного восприятия на основе упр. в узнавании и различении. | Раннее изученные словарные слова. |
5 | Подбор названий действий к названиям предметов. Кто как голос подаёт? | Парные звонкие и глухие согласные. | Коррекция и развитие мелкой моторики рук. | воробей |
6 | Подбор названий действий к названиям предметов. Кто как голос передвигается? | Свистящие и шипящие. Деление слов на слоги. | Коррекция и развитие устной и письменной речи, слухового внимания. | Раннее изученные словарные слова. |
7 | Согласование слов, обозначающих действие предмета, со словами обозначающими предмет. | Ударение. Ударные и безударные слоги. | Коррекция памяти на основе упр. в запоминании и воспроизведении, мелкой моторики рук. | Раннее изученные словарные слова. |
8 | Согласование слов, обозначающих действие предмета, со словами обозначающими предмет. | Деление слов для переноса. Ударение. | Коррекция и развитие слухового внимания, памяти на основе упр. в классификации. | Раннее изученные словарные слова. |
9 | Различай названия предметов и названия действий по вопросам. | Большая буква в именах, фамилиях, кличках животных. Звукобуквенный анализ слов. Схемы предложений. | Коррекция и развитие зрительного восприятия, слухового внимания. Работа над фразовой речью. | Раннее изученные словарные слова. |
10 | Различай названия предметов и названия действий по вопросам. | Большая буква в именах, фамилиях, кличках животных. Звукобуквенный анализ слов. Схемы предложений. | Коррекция и развитие зрительного восприятия, слухового внимания. Работа над фразовой речью. | Раннее изученные словарные слова. |
11 | Контрольный диктант. | Систематизация знаний по теме. | Коррекция и развитие памяти, умения работать самостоятельно. | Раннее изученные словарные слова. |
12 | Работа над ошибками. | Закрепление пройденного материала. | Развитие умения анализировать делать выводы. | Раннее изученные словарные слова. |
Тема: Предлоги.
Цели: Формирование представлений о предлоге, как слове и его роли в речи, умение писать предлоги раздельно с другими словами. Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминании, письменной речи на основе упражнений в списывании с доски, коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе, развитие мелкой моторики рук. Воспитывать интерес к предмету, умение видеть логические отношения в различных практических ситуациях.
13 | Предлог как отдельное слово. | Слова обозначающие предмет и действие предмета. | Коррекция и развитие слухового внимания, речи и мышления детей | берёза |
14 | Предлог как отдельное слово. | Слова обозначающие предмет и действие предмета. | Коррекция и развитие слухового внимания, речи и мышления детей | Раннее изученные словарные слова. |
15 | Употребление предлогов в предложении. | Схема предложения. Предлог, как отдельное слово. | Коррекция правильного произношения, мелкой моторики рук. | машина |
16 | Употребление предлогов в предложении. | Начало и конец предложения. | Коррекция и развитие слухового внимания, речи и мышления детей | Раннее изученные словарные слова. |
17 | Нахождение предлогов в предложении. | Большая буква в начале предложения и точка в конце. Схема предложения. | Коррекция правильного произношения, мелкой моторики рук. | Раннее изученные словарные слова. |
18 | Контрольное списывание. | Систематизация знаний по теме. | Коррекция и развитие памяти, умения работать самостоятельно. | Раннее изученные словарные слова. |
19 | Слова с непроверяемыми гласными. | Слова обозначающие предмет и действие предмета. | Коррекция и развитие памяти на основе упр. в списывании с доски. | Раннее изученные словарные слова. |
20 | Выделение «трудной»гласной в словах. | Звукобуквенный анализ слов. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, работа над правильным произношением. | Раннее изученные словарные слова. |
21 | Написание гласных в словах-родственнниках. | Ударение. Ударные и безударные слоги. | Коррекция устной и письменной речи через систему упражнений. | Раннее изученные словарные слова. |
22 | Написание гласных в словах-родственнниках. | Ударение. Ударные и безударные слоги. | Коррекция фонематического слуха через систему упражнений. | Раннее изученные словарные слова |
23 | Обобщение по теме: «Слово» | Систематизация знаний по теме. | Коррекция мышления, памяти, речи через систему упражнений. | Раннее изученные словарные слова |
24 | Контрольный диктант. | Систематизация знаний по теме. | Коррекция и развитие памяти , умения работать самостоятельно. | Раннее изученные словарные слова |
25 | Работа над ошибками. | Закрепление пройденного материала. | Развитие умения анализировать делать выводы. | Раннее изученные словарные слова. |
Тема: Предложение.
Цели: Формирование представлений о предложение, как единице речи, выражающей законченную мысль. Развивать умения выделять в предложение главные члены, как его смысловую и грамматическую основу. Развивать умения правильно выделять предложение в структуре текста и оформлять на письме. Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия, письменной и устной речи на основе упражнений в индивидуальном и хоровом проговаривание и списывание, развитие моторики мелких мышц кистей и пальцев рук. Воспитание учебной мотивации, аккуратности при выполнении письменных работ.
26 | Выделение предложений из текста. | Предлог. Нахождение предлога в предложение. | Коррекция и развитие фонематического восприятия , памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении . | Раннее изученные словарные слова. |
27 | Правила записи предложения. | Ударение. Ударные и безударные слоги. | Коррекция и развитие памяти , активизация словарного запаса. | Раннее изученные словарные слова. |
28 | Предложение и его схема. | Слова, обозначающие предмет и действие предмета. | Коррекция и развитие слухового внимания, речи и мышления детей. | Раннее изученные словарные слова. |
29 | Различай набор слов и предложение. | Деление слов для переноса. Ударение. | Коррекция и развитие слухового внимания, речи и мышления детей | Раннее изученные словарные слова. |
30 | Порядок слов в предложении. | Звукобуквенный анализ. Большая буква в кличках животных. | Коррекция правильного произношения, мелкой моторики рук. | молоко |
31 | Завершение начатого предложения. | Гласные и согласные звуки. | Коррекция и развитие слухового внимания, речи и мышления детей | Раннее изученные словарные слова. |
32 | Составление предложений по предметной картинке. | Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. | Коррекция правильного произношения, мелкой моторики рук. | Раннее изученные словарные слова. |
33 | Составление предложений по сюжетной картинке. | Слова, обозначающие один или несколько предметов. | Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия. | Раннее изученные словарные слова. |
34 | Предложения-вопросы и предложения-ответы. | Слова, обозначающие один или несколько предметов. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, работа над правильным произношением. | Раннее изученные словарные слова. |
35 | Контрольный диктант. | Систематизация знаний по теме. | Коррекция и развитие памяти, умения работать самостоятельно. | Раннее изученные словарные слова. |
36 | Работа над ошибками. | Закрепление пройденного материала. | Развитие умения анализировать делать выводы. | Раннее изученные словарные слова. |
Тема: Повторение
Цели: Уточнить и систематизировать знания учащихся полученных в течение года. Коррекция и развитие слухового внимания, логического мышления, памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук. Воспитывать интерес к предмету, аккуратность при выполнение работ в тетрадях.
37 | Звонкие и глухие согласные. | Практические упражнения в построение предложений. | Коррекция и развитие памяти, речи, внимания. | Раннее изученные словарные слова. |
38 | Твёрдые и мягкие согласные. | Гласные и согласные звуки и буквы. Деление слов на слоги, твёрдые и мягкие согласные. | Коррекция и развитие памяти, орфографической зоркости. | Раннее изученные словарные слова. |
39 | Мягкий знак (Ь) на конце слов. | Перенос слов по слогам. Ударение. | Коррекция и развитие внимания, развивать умение видеть орфограммы в словах. | Раннее изученные словарные слова. |
40 | Названия предметов. | Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных | Коррекция и развитие интеллектуальных способностей детей. | Раннее изученные словарные слова. |
41 | Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. | Слова, обозначающие предмет и действие предмета. | Коррекция и развитие логического мышления, связной речи. | Раннее изученные словарные слова. |
42 | Названия действий. | Сочетание жи-ши. | Коррекция памяти мышления через систему упражнений. |
Раннее изученные словарные слова.
|
43 | Предложение. | Сочетание ча - ща. | Коррекция памяти и мышления через систему упражнений. . | Раннее изученные словарные слова. |
44 | Контрольный диктант за год. | Систематизация знаний по теме. | Коррекция и развитие речи, навыка каллиграфического письма. | Раннее изученные словарные слова. |
45 | Работа над ошибками. | Работа над деформированным текстом. | Коррекция и развитие памяти, устной и письменной речи, мелкой моторики руки. | Раннее изученные словарные слова. |
Литература
1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2013.
2. Э.В.Якубовская, Н.В.Павлова «Русский язык» Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса
Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвеще...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса
Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса
Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...
Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю
Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...
Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю
Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике. 2 класс. VIII вид
Рабочие программы составлены для ученицы 2 класса по программе VIII вида....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
Цели:приобретать практические навыки устной и письменной речи;формировать основные орфографические и пунктуационные навыки;воспитывать интерес к родному языку.Основные задачи п...