Рабочая программа по письму и развитию речи
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Тоярова Екатерина Васильевна

Рабочая программа по письму и развитию речи для коррекционной школы 8 вида 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.docx75.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – Горковская

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат

Принято                                                                                                                      Утверждаю  

Методическим                                                                                                            Директор школы

объединением учителей                                                                                            _____________А.М.Балин

Протокол от «__» ________ 2014 г №__                                                                  «___»_________2014г.№_____  

Рабочая программа

к учебному курсу «Русский язык»

учителя начальных классов

Тоярова Екатерина Васильевна

на 2014 – 2015 учебный год

с. Горки

Пояснительная  записка.

Статус документа

Настоящая программа составлена на основе Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений 8 вида. Особенностью учебного плана является то, что этот предмет решает в основном общеразвивающие, социокультурные и практические задачи. Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку  представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся.

Специфика

детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам 8 вида максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе. Специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и содержании материала, в структуре его размещения.

Структурно и содержательно программа построена с учётом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое  расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме (поэтапность),  для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.

Цели обучения, задачи

Создать систему поэтапной педагогической поддержки ребёнка в образовательном процессе. Программа нацелена на решение  специальных образовательных, коррекционных  и воспитательных задач:

- формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;

- развития умения коммуникативно оправданно пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания;

- знакомство детей со связной письменной речью как видом общения;

- обучение школьников правильному, выразительному и осмысленному чтению доступных их пониманию текстов с постепенным переходом на более совершенные способы чтения;

- обучение элементарно грамотному и аккуратному письму;

- осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки учащихся.

В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку.

Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии, синтаксиса.

Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением её элементов и речевой практикой учащихся.

Программа включает в себя разделы «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

Звуки и буквы. Во 2 классе звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.

Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике о звуках и буквах, о согласных и гласных, об  алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных.

Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путём сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и в середине слова с согласными перед гласными.

Слово. В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков.

Предложение. Понятие о предложении учащиеся получают в процессе разбора предложения, по словам и составления предложений из слов. Учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определённом порядке и связаны между собой. Предложение начинается с  прописной буквы и в конце предложения ставиться точка.

Связная письменная речь.Расположение двух-трёх коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем). Составление подписей к серии из двух-трёх сюжетных картинок. Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.

Письмо и чистописание. Совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых учащихся часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью.  Работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

Устная речь. Составление простых предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему. Связанное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3-4 пункта).

Задачи обучения русскому языку:

  • Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
  • Выработать элементарные навыки грамотного письма;
  • Повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
  • Научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • Формировать нравственные качества.

     Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.

Основные требования к умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р – л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твёрдые и мягкие на слух, в произношении, написании;
  • списывать по слогам с рукописного  и печатного текста;
  • писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
  • писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
  • составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

1

Повторение

12

2

Звуки и буквы

80

3

Слово

53

4

Предложение

11

5

Повторение

9

6

Резервные часы в конце каждой четверти.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихсяначальных классов.

Диктант.

«5» - нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно, всоответствие с требованиями каллиграфии.

«4» - не более 2 ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшиеотклонения от каллиграфических норм.

«3» - 3 - 5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенныеотклонения от норм каллиграфии.

«2» - более 5 ошибок; работа выполнена неряшливо.

Ошибкой в диктанте считать:

  • Нарушение правил орфографии;
  • Пропуск и искажение букв в словах;
  • Замена слов;
  • Отсутствие знаков препинания (в пределах программы);
  • Неправильное написание словарных слов.

За ошибку не считать:

  • Орфографические и пунктуационные ошибки, не входящие в программу начальных классов;
  • Единичный пропуск точки в конце предложения, если следующее предложение написано с заглавной буквы;
  • Единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

За одну ошибку считать:

  • Два исправления;
  • Две пунктуационные ошибки;
  • Повторение ошибок в одном и том же слове;
  • Две негрубые ошибки.

Негрубыми ошибками считаются:

  • Повторение одной и той же буквы в слове (например, картофель);
  • При переносе слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
  • Дважды написано одно и тоже слово в предложении;
  • Слово не дописано.

Списывание.

Оценка

2 класс

3 класс

4 класс

«5»

«4»

«3»

«2»

Нет

1 -2 ош. и 1 испр

3 ош. и 1 испр.

4 ош.

Нет

1 ош. и 1 испр

2 ош. и 1 испр.

3 ош.

Нет

1 ош. и 1 испр.

2 ош. и 1 испр

3 ош.

Грамматическое задание (2 – 3 задания в диктанте).

«5» - ошибок нет.

«4» - выполнено правильно не менее ¾ задания.

«3» - выполнено правильно не менее  ½ задания.

«2» - не справился с большинством заданий.

Словарные диктанты.

«5» - ошибок нет.

«4» - 1 ошибка, 1 исправление.

«3» - 2 ошибки, 1 исправление.

«2» - 3 – 5 ошибок.

Критерии оценивания письменных работ учащихся.

Оценка «5» ставится за правильно выполненную работу, допускается 2 исправления, работа написана аккуратно.

Оценка «4», если в работе допущены 1-2 орфографические ошибки, допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.

Оценка «3», если в работе допущены 3-5 ошибок. Работа написана небрежно.

Оценка «2», если в работе допущены более 6 ошибок, работа написана неряшливо.

Ошибки идентичного характера считаются за одну.

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия, при контрольном списывании – зрительного внимания:

  1. пропуски букв и слогов;
  2. перестановки букв и слогов;
  3. недописывание букв и слогов;
  4. наращивание слов лишними буквами и слогами;
  5. искажения слова – «наотух» (на охоту);
  6. слитное написание слов и их произвольное деление;
  7. слитное написание предложений;
  8. замена одной буквы на другую;
  9. нарушение смягчения согласных – «васелки» (васельки), «смали» (смяли).

1 четверть-З5часов.

Тема: Повторение.

Цели: Повторить и закрепить полученные знания в 1 классе. Продолжать учить различать звуки и буквы, определять их количество в слове, анализировать и составлять предложения, сравнивать пары слов, отличающихся одним звуком. Коррекция и развитие памяти, внимания, речи, мелкой моторики.

Тема урока

Повторение

Коррекционная работа

Работа с терминами

1

Повторение изученного  в 1классе. Звуки и буквы.

Выделение звука из слова и соотношение его с соответствующей буквой.

Коррекция и развитие памяти, слухового внимания, мелкой моторики рук.

Повторение изученных слов.

2

Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв.

Определение количества звуков и букв в слове.

Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия.

Повторение ранее изученных слов.

3

Буквы, сходные по начертанию, их различие.

Повторение алфавита.

Коррекция и развитие памяти, слухового внимания, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

4

Предложение.

Определение количества слов в предложение.

Коррекция и развитие мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

5

Предложение и его схема.

Определение количества слов в предложение. Составление схемы к предложению.

Коррекция и развитие памяти, мелкой моторики рук.

собака

6

Распространение предложений.

Анализ и составление предложений из 2-3 слов.

Коррекция и развитие речи, процессов анализа и синтеза.

Повторение ранее изученных слов.

7

Выделение предложений в тексте. Определение их количества.

Анализ и составление предложений из 2-3 слов.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение.

Повторение ранее изученных слов.

8

Наша речь. Слово.

Слог как часть слова. Деление слов на слоги.

Коррекция памяти, мелкой моторики рук.

капуста

9

Составление предложений с данным словом.

Анализ и составление предложений.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение.

карандаш

10

Обобщение по теме: «Повторение».

Систематизация знаний по теме.

Развитие умения анализировать и делать выводы.

Повторение ранее изученных слов.

11

Контрольный диктант.

Систематизация знаний по теме.

Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно.

Закрепление словарных слов.

12

Работа над ошибками.

Обобщение знаний по теме.

Развитие умения анализировать и делать выводы.

Обобщение словарных слов.

Тема: Звуки и буквы

Цели: Продолжать учить различать гласные и согласные звуки. Учить различать звонкие и глухие согласные в произношение и написание. Учить различать свистящие и шипящие согласные. Уметь выделять их в словах, делать звукобуквенный анализ слова. Коррекция и развитие объема памяти, мыслительных способностей, внимания, речи. Воспитывать положительные качества в процессе работы, навыки учебной трудовой деятельности.

13

Гласные звуки и буквы.

Составление слогов, слов по опорным схемам.

Коррекция и развитие памяти, мелкой моторики рук.

Коррекция памяти, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

14

Согласные звуки и буквы.

Составление слогов, слов по опорным схемам.

Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия.

Повторение ранее изученных слов.

15

Звуки гласные и согласные, их различие.

Составление слов из букв разрезной азбуки.

Коррекция и развитие памяти, слухового внимания, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

16

Слова, которые различаются одним звуком.

Анализ и составление слов по схеме.

Коррекция и развитие устной и письменной речи.

ветер

17

Слова, которые различаются одним звуком.

Анализ и составление слов по схеме.

Коррекция правильного произношения, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

18

Слова, которые различаются количеством звуков.

Гласные звуки и буквы. Определение количества звуков и букв в слове.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение.

ребята

19

Слова, которые различаются количеством звуков.

Определение количества звуков и букв в слове.

Развитие умения анализировать делать выводы.

Повторение ранее изученных слов.

20

Слова, которые различаются последовательностью звуков.

Гласные звуки и буквы. Анализ и составление схем к словам.

Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия.

Повторение ранее изученных слов.

21

Слова, которые различаются последовательностью звуков.

Гласные звуки и буквы. Анализ и составление схем к словам.

Коррекция и развитие слухового внимания, речи и мышления детей

Повторение ранее изученных слов.

22

Ударение в словах.

Гласные звуки и буквы.

Коррекция правильного произношения, мелкой моторики рук.

Москва

23

Ударение в словах.

Гласные звуки и буквы.

Коррекция и развитие слухового внимания , речи и мышления детей

Повторение ранее изученных слов.

24

Выделение ударного гласного в слове.

Анализ и составление предложений.

Коррекция правильного произношения, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

25

Контрольное списывание.

Систематизация знаний по теме.

Повторение ранее изученных слов.

26

Слог. Деление слов на слоги.

Анализ и составление слов из слогов.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, работа над правильным произношением.

Повторение ранее изученных слов.

27

Деление слов на слоги.

Анализ и составление слов, гласные и согласные звуки и буквы.

Коррекция и развитие слухового внимания, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

28

Гласные в образовании слогов.

Гласные звуки и буквы.

Коррекция и развитие интеллектуальных способностей детей.

помидор

29

Гласные в образовании слогов.

Определение количества слогов в слове.

Коррекция и развитие логического мышления, связной речи.

Повторение ранее изученных слов.

30

Перенос слов по слогам.

Деление слов на слоги.

Развитие умения анализировать делать выводы.

Повторение ранее изученных слов.

31

Перенос слов по слогам.

Деление слов на слоги.

Коррекция и развитие интеллектуальных способностей детей.

Повторение ранее изученных слов.

32

Деление слов со звуками И-Й на слоги

Определение количества звуков и букв в слове.

Коррекция и развитие логического мышления, связной речи.

морковь

33

Различай Л-Р

Коррекция и развитие слухового внимания, мелкой моторики рук.

мороз

34

Контрольный диктант.

Систематизация знаний по теме.

Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно.

Повторение ранее изученных слов.

35

Работа над ошибками.

Обобщение знаний по теме.

Развитие умения анализировать делать выводы.

Повторение ранее изученных слов.

2 четверть (35 часов)

Тема: Парные звонкие и глухие согласные.

1

Звонкие и глухие согласные различие в произношении.

Гласные и согласные звуки.

Коррекция и развитие слухового внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

2

Различай звуки б - п.

Определение количества звуков и букв в слове.

Коррекция и развитие слухового внимания, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

3

Дифференциация б-п

Звонкие и глухие согласные звуки и буквы.

Коррекция и развитие слухового внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

4

Различай звуки в - ф.

Звуки б - п.

Коррекция и развитие зрительной памяти, мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.

рабочий

5

Дифференциация в-ф

Звонкие и глухие согласные звуки и буквы.

Коррекция и развитие слухового внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

6

Различай звуки г - к.

Звуки в-ф. Деление слов на слоги.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук.

тетрадь

7

Дифференциация г-к

Звонкие и глухие согласные звуки и буквы.

Коррекция и развитие слухового внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

8

Различай звуки д - т.

Звуки г-к.Звонкие и глухие согласные.

Коррекция и развитие зрительной памяти, мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.

Повторение ранее изученных слов.

9

Дифференциация д-т

Звонкие и глухие согласные звуки и буквы.

Коррекция и развитие слухового внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

10

Различай звуки ж - ш.

Звуки д-т. Большая буква в начале предложения.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

11

Дифференциация ж-ш

Звонкие и глухие согласные звуки и буквы.

Коррекция и развитие слухового внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

12

Различай звуки з - с.

Звуки ж-ш. Составление схемы предложения.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

13

Дифференциация з-с

Звуки з-с. Звонкие и глухие согласные звуки и буквы.

Коррекция и развитие слухового внимания, памяти, мелкой моторики рук.

14

Различай звонкие и глухие согласные

Повторение пройденных парных согласных.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

15

Контрольный диктант.

Систематизация знаний по теме.

Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно.

Закрепление словарных слов.

16

Работа над ошибками.

Обобщение знаний по теме.

Развитие умения анализировать и делать выводы.

Обобщение словарных слов.

Тема: Шипящие и свистящие согласные.

17

Шипящие согласные 

Повторение пройденных парных согласных.

Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия.

18

Шипящие согласные

19

Свистящие согласные

Составление предложений по картинкам.

Коррекция и развитие мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

20

Свистящие согласные

Составление предложений из слов.

Коррекция и развитие письменной и устной речи на основе упражнений в индивидуальном и хоровом проговаривание.

улица

21

Различай шипящие и свистящие согласные.

Звукобуквенный анализ слов.

Коррекция и развитие над правильным произношением.

Повторение ранее изученных слов.

22

Различай шипящие и свистящие согласные.

Анализ и составление предложений.

Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно.

Повторение ранее изученных слов.

23

Упражнение в написании слов с шипящими и свистящими согласными

Сравнение пар слов отличающихся одним звуком, последовательностью звуков в слове.

Коррекция и развитие письменной и устной речи на основе упражнений в списывание с доски.

Повторение ранее изученных слов.

24

Контрольный диктант.

Составление предложений по схеме.

Развитие умения анализировать и делать выводы.

Закрепление словарных слов.

25

Работа над ошибками.

Развитие умения анализировать и делать выводы.

Обобщение словарных слов.

Тема: Гласные буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога

Цели: Учить различать твёрдые и мягкие согласные на слух, в произношение, написание. Знать буквы е, ё, и, ю, я – для обозначения мягкости согласных. Развивать умения проводить звуковой анализ слов, умения устанавливать последовательность звуков в слове. Коррекция и развитие слухового внимания, логического мышления, памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук. Воспитывать интерес к предмету, аккуратность при выполнение работ в тетрадях.

26

Буква Е в начале слова или слога.

Мягкие и твёрдые гласные.

Развивать орфографическую зоркость.

Повторение ранее изученных слов.

27

Буква Ё в начале слова или слога.

Повторение звонких и глухих согласных, свистящих и глухих согласных.

Развивать умения анализировать и отвечать полным ответом.

Повторение ранее изученных слов.

28

Выборочное списывание предложений.

Большая буква в начале предложения и точка в конце.

Развивать навык анализа.

Повторение ранее изученных слов.

29

Буква Ю в начале слова или слога.

Деление слов на слоги, твёрдые и мягкие согласные.

Развивать логическое мышление.

Повторение ранее изученных слов.

30

 Буква Я в начале слова или слога.

Звонкие и глухие согласные.

Развитие устной и письменной речи на основе устных и письменных  упражнений.

заяц

31

Буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога.

Гласные звуки и буквы

Совершенствование навыка правописания звонких и глухих согласных.

Повторение ранее изученных слов.

32

Буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога.

Определение количества звуков и букв в слове.

Развивать вербальную тему.

огурец

33

Подготовка к контрольной работе.

Систематизация знаний по теме.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение.

Повторение ранее изученных слов.

34

Контрольная работа.

Систематизация знаний по теме.

Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно.

Закрепление словарных слов.

35

Работа над ошибками.

Обобщение знаний по теме.

Развитие умения анализировать и делать выводы.

Обобщение словарных слов.

3 четверть(50 часов)

Тема: Твёрдые и мягкие согласные

Цели: Развивать умения проводить звуковой анализ слова, умения устанавливать последовательность звуков в слове. Продолжать учить гласные и согласные звуки и буквы. Коррекция и развитие слухового внимания, логического мышления, памяти на основе упражнений в анализе и синтезе, мелкой моторики рук. Воспитывать интерес к предмету, аккуратность при выполнение работ  в тетрадях.

1

Гласные Ы-И после твёрдых и мягких согласных

Твердые и мягкие согласные.

Коррекция и развитие слухового внимания, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

2

Гласные Ы-И после твёрдых и мягких согласных

Определение количества звуков и букв в слове.

Коррекция и развитие слухового внимания, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

3

Гласные О-Ё после твёрдых и мягких согласных

Деление слов на слоги.

Коррекция и развитие зрительной памяти, мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.

Повторение ранее изученных слов.

4

Гласные О-Ё после твёрдых и мягких согласных

Звонкие и глухие согласные.

Коррекция и развитие зрительной памяти, мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.

Повторение ранее изученных слов.

5

Гласные У-Ю после твёрдых и мягких согласных

Определение количества звуков и букв в слове.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

6

Гласные У-Ю после твёрдых и мягких согласных

Составление  и анализ схемы предложения.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

7

Гласные А-Я после твёрдых и мягких согласных

Большая буква в начале предложения.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

8

Гласные Е после мягких согласных

Большая буква в начале предложения и точка в конце.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

9

Различай твёрдые и мягкие согласные

Звукобуквенный анализ слов.

Коррекция и развитие памяти, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

10

Различай твёрдые и мягкие согласные

Анализ и составление предложений.

Коррекция и развитие речи, процессов анализа и синтеза.

Повторение ранее изученных слов.

11

Подготовка к контрольной работе.

Систематизация знаний по теме.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение.

Повторение ранее изученных слов.

12

Контрольная работа.

Систематизация знаний по теме.

Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно.

Закрепление словарных слов.

13

Работа над ошибками.

Обобщение знаний по теме.

Развитие умения анализировать и делать выводы.

Обобщение словарных слов.

Тема: Мягкий знак (ь) на конце слова.

Цели: Развивать умения обозначать мягкость согласного звука мягким знаком. Формировать умения пользоваться (Ь) для обозначения мягкости согласных в конце слова. Коррекция и развитие фонематического слуха, памяти, зрительного восприятия на основе упражнений в узнавание и различение, расширение словаря, письменной и устной речи. Воспитание эмоциональной адекватности поведения.

14

Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова.

Твердые и мягкие согласные.

Коррекция и развитие памяти, мелкой моторики рук.

Коррекция памяти, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

15

Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова.

Анализ и составление предложений по схеме. Звонкие и глухие согласные.

Коррекция и развитие устной и письменной речи.

Повторение ранее изученных слов.

16

Письмо слов с мягкими согласными на конце.

Гласные звуки и буквы. Мягкость и твердость гласных звуков и букв.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение.

Повторение ранее изученных слов.

17

Письмо слов с мягкими согласными на конце.

Определение количества звуков и букв в слове.

Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия.

Повторение ранее изученных слов.

18

Различай твёрдые и мягкие согласные на конце слова

Определение количества звуков и букв в слове.

Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия.

Повторение ранее изученных слов.

19

Различай твёрдые и мягкие согласные на конце слова

Составление  и анализ схемы предложения.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение.

Повторение ранее изученных слов.

20

Различай слова с твёрдыми и мягкими согласными на конце.

Анализ и составление предложений по схеме.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение.

Повторение ранее изученных слов.

21

Контрольная работа.

Систематизация знаний по теме.

Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно.

Закрепление словарных слов.

22

Работа над ошибками.

Обобщение знаний по теме.

Развитие умения анализировать и делать выводы.

Обобщение словарных слов.

Тема: Слово. Название предметов.

Цель: Учить учащихся в называние предметов и различение их по вопросам Кто? Что?. Учить в называние одного предмета и нескольких одинаковых; учить в различение основных частей знакомых предметов (стул- спинка, сиденье, ножки); в сравнение двух предметов и определение признаков различения и сходства(стакан-кружка). Коррекция и развитие слухового внимания, зрительной памяти. Мышления на основе упражнений в анализе и синтезе, моторики мелких мышц кистей и пальцев рук. Воспитание интереса к предмету, умение видеть логические отношения в различных практических ситуациях, формировать навыки учебной деятельности.

23

Предмет и его название.

Ударение, слог, перенос слов.

Коррекция и развитие слухового внимания, речи и мышления детей

коньки

24

Название предметов, отвечающие на вопрос что?

Слог, деление слов на слоги.

Коррекция правильного произношения, мелкой моторики рук.

Раннее

изученные

словарные

слова.

25

Название предметов, отвечающие на вопрос что?

Слог, ударение.

Коррекция и развитие слухового внимания , речи и мышления детей

Раннее

изученные

словарные

слова.

26

Название частей предмета.

Деление слов на слоги, ударение.

Коррекция правильного произношения, мелкой моторики рук.

пальто

27

Различай сходные предметы и их названия

Кто это? Что это?

Коррекция речи на основе упр. в уточнении и общении словаря.

Раннее

изученные

словарные

слова.

28

Контрольное списывание.

Кто это? Что это?

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, работа над правильным произношением.

Раннее

изученные

словарные

слова.

29

Обобщающее слово для группы однородных предметов.

Начало предложения пишиться с

большой буквы, в конце точка.

Коррекция и развитие слухового внимания, мелкой моторики рук.

огурец

30

Название предметов, отвечающих на вопрос кто?

Твёрдые и мягкие согласные.

Коррекция и развитие интеллектуальных способностей детей.

Раннее

изученные

словарные

слова.

31

Название предметов, отвечающих на вопрос кто?

Ударный и безударный слог.

Коррекция и развитие логического мышления, связной речи.

Ворона

32

Обобщающее слово для группы однородных предметов.

Ударная гласная.

Развитие умения анализировать делать выводы.

корова

33

Различай слова, отвечающие на вопросы кто? и что?

Кто? Что?

Коррекция и развитие интеллектуальных способностей детей.

Раннее

изученные

словарные

слова.

34

Различай слова, отвечающие на вопросы кто? и что?

Кто? Что?

Коррекция и развитие логического мышления, связной речи.

Раннее

изученные

словарные

слова.

35

Различай слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов.

Ударный и безударный слог.

Развитие умения анализировать делать выводы.

Раннее

изученные

словарные

слова.

36

Различай слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов.

Твёрдые и мягкие согласные.

Коррекция и развитие слухового внимания, мелкой моторики рук.

ребята

37

Обобщение по теме: «Название предметов».

Систематизация знаний по теме.

Развитие умения анализировать и делать выводы.

Повторение ранее изученных слов.

38

Контрольный диктант.

Слова,

обозначающие

предмет.

Коррекция и развитие памяти, умения работать самостоятельно.

Раннее

изученные

словарные

слова.

39

Работа над ошибками.

Развитие умения анализировать делать выводы.

Раннее

изученные

словарные

слова.

Тема: Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.

Цели: Учить писать имена, фамилии людей, клички животных с большой буквы. Формировать умения составлять описательно-повествовательный рассказ по серии картинок. Коррекция и развитие вербальной и зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении, внимания, мышления, мелкой моторики рук. Воспитание мотивации к уроку.

40

Большая буква в именах людей.

Слова,

обозначающие

предмет.

Коррекция внимания и зрительной памяти на основе упр. в запоминание и воспроизведение.

Раннее

изученные

словарные

слова.

41

Большая буква в фамилии людей.

Слова,

обозначающие предмет, деление слов на слоги.

Коррекция вербальной и зрительной памяти, мышления на основе упр. в анализе и синтезе.

Раннее

изученные

словарные

слова.

42

Большая буква в именах и фамилиях людей.

Слова,

обозначающие

предмет.

Коррекция внимания, зрительного восприятия на основе упр. в узнавание и различение, мелкой моторики рук.

Раннее

изученные

словарные

слова.

43

Большая буква в именах и фамилиях людей.

Слова,

обозначающие

предмет.

Коррекция внимания, зрительного восприятия на основе упр. в узнавание и различение, мелкой моторики рук.

Раннее

изученные

словарные

слова.

44

Большая буква в кличках животных.

Большая буква в именах и фамилиях людей.

Коррекция памяти на основе упр. в запоминание и воспроизведение, устной речи.

Раннее

изученные

словарные

слова.

45

Большая буква в кличках животных.

Слова,

обозначающие

предмет.

Коррекция устной и письменной речи, слухового внимания.

Раннее

изученные

словарные

слова.

46

Большая буква в именах и фамилиях людей, кличах животных.

Слова,

обозначающие предмет, схема предложения.

Коррекция фонематического восприятия, мышления на основе упр. в анализе и синтезе.

Раннее

изученные

словарные

слова.

47

Большая буква в именах и фамилиях людей, кличах животных.

Слова,

обозначающие предмет, схема предложения.

Коррекция фонематического восприятия, мышления на основе упр. в анализе и синтезе.

Раннее

изученные

словарные

слова.

48

Подготовка к контрольной работе.

Систематизация знаний по теме.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение.

Повторение ранее изученных слов.

49

Контрольный диктант

Систематизация знаний по теме.

Коррекция и развитие памяти, умения работать самостоятельно.

Раннее

изученные

словарные

слова.

50

Работа над ошибками.

Закрепление пройденного материала.

Развитие умения анализировать делать выводы.

Раннее

изученные

словарные

слова.

4 четверть ( 45часов)

Тема: Названия действий                                                                                                                                                                                          Цели: Ознакомление со словами, отвечающими на вопросы: Что делает? Что делают? и обозначающими действиями предмета; умения сопоставлять вопрос, на который отвечает слово и его значение. Развивать умения распознавать и осознано употреблять слова в речи, обозначающие предмет и действие предмета. Коррекция и развитие памяти, внимания, речи, мышления, мелкой моторики рук. Воспитывать интерес к самому процессу познания, умения слушать учителя, привитие любви к русскому языку.

1

Действие и его название.

Слова, обозначающие предмет. Звукобуквенный анализ.

Коррекция памяти на основе упр. В запоминании и воспроизведении.

Раннее

изученные

словарные

слова.

2

Название действий, отвечающие на вопрос что делает?

Слова, обозначающие предмет. Большая буква в именах и фамилиях людей.

Коррекция фонематического восприятия, слухового внимания, устной и письменной речи.

Раннее

изученные

словарные

слова.

3

Название действий, отвечающие на вопрос что делают?

Звукобуквенный анализ. Большая буква в кличках животных.

Коррекция мышления на основе упр. в анализе и синтезе, мелкой моторики.

Раннее

изученные

словарные

слова.

4

Название действий, отвечающие на вопрос что делают?

Гласные и согласные звуки.

Коррекция внимания, зрительного восприятия на основе упр. в узнавании и различении.

Раннее

изученные

словарные

слова.

5

Подбор названий действий к названиям предметов. Кто как голос подаёт?

Парные звонкие и глухие согласные.

Коррекция и развитие мелкой моторики рук.

воробей

6

Подбор названий действий к названиям предметов. Кто как голос передвигается?

Свистящие и шипящие. Деление слов на слоги.

Коррекция и развитие устной и письменной речи, слухового внимания.

Раннее

изученные

словарные

слова.

7

Согласование слов, обозначающих действие предмета, со словами обозначающими предмет.

Ударение. Ударные и безударные слоги.

Коррекция памяти на основе упр. в запоминании и воспроизведении, мелкой моторики рук.

Раннее

изученные

словарные

слова.

8

Согласование слов, обозначающих действие предмета, со словами обозначающими предмет.

Деление слов для переноса. Ударение.

Коррекция и развитие слухового внимания, памяти на основе упр. в классификации.

Раннее

изученные

словарные

слова.

9

Различай названия предметов и названия действий по вопросам.

Большая буква в именах, фамилиях, кличках животных. Звукобуквенный анализ слов. Схемы предложений.

Коррекция и развитие зрительного восприятия, слухового внимания. Работа над фразовой речью.

Раннее

изученные

словарные

слова.

10

Различай названия предметов и названия действий по вопросам.

Большая буква в именах, фамилиях, кличках животных. Звукобуквенный анализ слов. Схемы предложений.

Коррекция и развитие зрительного восприятия, слухового внимания. Работа над фразовой речью.

Раннее

изученные

словарные

слова.

11

Контрольный диктант.

Систематизация знаний по теме.

Коррекция и развитие памяти, умения работать самостоятельно.

Раннее

изученные

словарные

слова.

12

Работа над ошибками.

Закрепление пройденного материала.

Развитие умения анализировать делать выводы.

Раннее

изученные

словарные

слова.

Тема: Предлоги.

Цели: Формирование представлений о предлоге, как слове и его роли в речи, умение писать предлоги раздельно с другими словами. Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминании, письменной речи на основе упражнений в списывании с доски, коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе, развитие мелкой моторики рук. Воспитывать интерес к предмету, умение видеть логические отношения в различных практических ситуациях.

13

Предлог как отдельное слово.

Слова обозначающие предмет и действие предмета.

Коррекция и развитие слухового внимания, речи и мышления детей

берёза

14

Предлог как отдельное слово.

Слова обозначающие предмет и действие предмета.

Коррекция и развитие слухового внимания, речи и мышления детей

Раннее

изученные

словарные

слова.

15

Употребление предлогов в предложении.

Схема предложения. Предлог, как отдельное слово.

Коррекция правильного произношения, мелкой моторики рук.

машина

16

Употребление предлогов в предложении.

Начало и конец предложения.

Коррекция и развитие слухового внимания, речи и мышления детей

Раннее

изученные

словарные

слова.

17

Нахождение предлогов в предложении.

Большая буква в начале предложения и точка в конце. Схема предложения.

Коррекция правильного произношения, мелкой моторики рук.

Раннее

изученные

словарные

слова.

18

Контрольное списывание.

Систематизация знаний по теме.

Коррекция и развитие памяти, умения работать самостоятельно.

Раннее

изученные

словарные

слова.

19

Слова с непроверяемыми гласными.

Слова обозначающие предмет и действие предмета.

Коррекция и развитие памяти на основе упр. в списывании с доски.

Раннее

изученные

словарные

слова.

20

Выделение «трудной»гласной в словах.

Звукобуквенный анализ слов.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, работа над правильным произношением.

Раннее

изученные

словарные

слова.

21

Написание гласных в словах-родственнниках.

Ударение. Ударные и безударные слоги.

Коррекция устной и письменной речи через систему упражнений.

Раннее

изученные

словарные

слова.

22

Написание гласных в словах-родственнниках.

Ударение. Ударные и безударные слоги.

Коррекция фонематического слуха через систему упражнений.

Раннее

изученные

словарные

слова

23

Обобщение по теме: «Слово»

 Систематизация знаний по теме.

Коррекция мышления, памяти, речи через систему упражнений.

Раннее

изученные

словарные

слова

24

Контрольный диктант.

Систематизация знаний по теме.

Коррекция и развитие памяти , умения работать самостоятельно.

Раннее

изученные

словарные

слова

25

Работа над ошибками.

Закрепление пройденного материала.

Развитие умения анализировать делать выводы.

Раннее

изученные

словарные

слова.

Тема: Предложение.

Цели: Формирование представлений о предложение, как единице речи, выражающей законченную мысль. Развивать умения выделять в предложение главные члены, как его смысловую и грамматическую основу. Развивать умения правильно выделять предложение в структуре текста и оформлять на письме. Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия, письменной и устной речи на основе упражнений в индивидуальном и хоровом проговаривание и списывание, развитие моторики мелких мышц кистей и пальцев рук. Воспитание учебной мотивации, аккуратности при выполнении письменных работ.

26

Выделение предложений из текста.

Предлог. Нахождение предлога в предложение.

Коррекция и развитие фонематического восприятия , памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении .

Раннее

изученные

словарные

слова.

27

Правила записи предложения.

Ударение. Ударные и безударные слоги.

Коррекция и развитие памяти , активизация словарного запаса.

Раннее

изученные

словарные

слова.

28

Предложение и его схема.

Слова, обозначающие предмет и действие предмета.

Коррекция и развитие слухового внимания, речи и мышления детей.

Раннее

изученные

словарные

слова.

29

Различай набор слов и предложение.

Деление слов для переноса. Ударение.

Коррекция и развитие слухового внимания, речи и мышления детей

Раннее

изученные

словарные

слова.

30

Порядок слов в предложении.

Звукобуквенный анализ. Большая буква в кличках животных.

Коррекция правильного произношения, мелкой моторики рук.

молоко

31

Завершение начатого предложения.

Гласные и согласные звуки.

Коррекция и развитие слухового внимания, речи и мышления детей

Раннее

изученные

словарные

слова.

32

Составление предложений по предметной картинке.

Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.

Коррекция правильного произношения, мелкой моторики рук.

Раннее

изученные

словарные

слова.

33

Составление предложений по сюжетной картинке.

Слова, обозначающие один или несколько предметов.

Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия.

Раннее

изученные

словарные

слова.

34

Предложения-вопросы и предложения-ответы.

Слова, обозначающие один или несколько предметов.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, работа над правильным произношением.

Раннее

изученные

словарные

слова.

35

Контрольный диктант.

Систематизация знаний по теме.

Коррекция и развитие памяти, умения

работать самостоятельно.

Раннее

изученные

словарные

слова.

36

Работа над ошибками.

Закрепление пройденного материала.

Развитие умения анализировать делать выводы.

Раннее

изученные

словарные

слова.

Тема: Повторение

Цели: Уточнить и систематизировать знания учащихся полученных в течение года. Коррекция и развитие слухового внимания, логического мышления, памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук. Воспитывать интерес к предмету, аккуратность при выполнение работ в тетрадях.

37

Звонкие и глухие согласные.

Практические упражнения в построение предложений.

Коррекция и развитие памяти, речи, внимания.

Раннее

изученные

словарные

слова.

38

Твёрдые и мягкие согласные.

Гласные и согласные звуки и буквы. Деление слов на слоги, твёрдые и мягкие согласные.

Коррекция и развитие памяти, орфографической зоркости.

Раннее

изученные

словарные

слова.

39

Мягкий знак (Ь) на конце слов.

Перенос слов по слогам. Ударение.

Коррекция и развитие внимания, развивать умение видеть орфограммы в словах.

Раннее

изученные

словарные

слова.

40

Названия предметов.

Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных

Коррекция и развитие интеллектуальных способностей детей.

Раннее

изученные

словарные

слова.

41

Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.

Слова, обозначающие предмет и действие предмета.

Коррекция и развитие логического мышления, связной речи.

Раннее

изученные

словарные

слова.

42

Названия действий.

Сочетание жи-ши.

Коррекция памяти мышления через систему упражнений.

                               

Раннее

изученные

словарные

слова.                                

         

43

Предложение.

Сочетание  ча - ща.

Коррекция памяти и мышления через систему упражнений.

                                .

Раннее

изученные

словарные

слова.                                

44

Контрольный диктант за год.

Систематизация знаний по теме.

Коррекция и развитие речи, навыка каллиграфического письма.

Раннее

изученные

словарные

слова.

45

Работа над ошибками.

Работа над

деформированным

текстом.

Коррекция и развитие памяти, устной и письменной речи, мелкой моторики руки.

Раннее

изученные

словарные

слова.

Литература

1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2013.

2. Э.В.Якубовская, Н.В.Павлова «Русский язык» Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю

Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю

Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике. 2 класс. VIII вид

Рабочие программы составлены для ученицы 2 класса по программе VIII вида....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Цели:приобретать  практические навыки устной и письменной речи;формировать  основные орфографические и пунктуационные навыки;воспитывать  интерес к родному языку.Основные задачи  п...