Формирование самооценки младшего школьника как инструмент реализации требований ФГОС НОО
учебно-методический материал по теме

Тема   самообразования учителя начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samootsenka.docx24.98 КБ
Файл prilozhenie_2.docx127.27 КБ
Файл samootsenka.pptx437.17 КБ
Файл prilozhenie_1.docx15.84 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование самооценки  младшего школьника как инструмент реализации требований ФГОС НОО

  1. Актуальность (Слайд 1)

На протяжении всех этапов развития педагогической науки контроль и оценка считались монополией учителя, а развитие самооценки чем-то «дополнительным и необязательным». Ребенок как субъект процесса обучения игнорировался. Сегодня перед школой стоит задача создания условий для развития личности творческой, думающей, самодостаточной, конкурентноспособной.

ФГОС НОО, ориентированный на становление личностных характеристик выпускника, говорит о необходимости «…включения учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу».

В современном мире ребенок должен научиться самостоятельно оценивать свои действия, возможности, суметь точно ответить - что я могу, а что умею. Слишком долго оценка находилась в руках окружающих людей. Полная передача оценочного компонента другому человеку  порождает неверие в свои силы, держит его в состоянии постоянной тревожности.

Нас оценивают постоянно. Наш внешний вид, наши манеры, высказывания, поступки, выбор – и не все оценки нас радуют. Негативные оценки окружающих могут травмировать психику взрослого, что уж говорить о детях. По утверждению Роберта Семеновича Немова, самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой.

Одна из актуальных проблем начального образования заключается в том, что у ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет их  механизмом, поэтому данная потребность утрачивается, что порождает трудности в обучении. Вопросы,  которые связаны с развитием самооценки, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии. Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса.

Сегодня мы поговорим о формировании самооценки младшего школьника и в процессе ответим на вопросы (Слайд 2)

 

  1. Значение слова Самооценка по Ожегову: (Слайд 3)
    Самооценка -
    Оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков.

Самооценка является важным компонентом развития самосознания личности, то есть осознания человеком собственных умственных способностей, физических сил, поведения и мотивов, своего отношения к окружающим и к самому себе.

  1. Факторы. (Слайд 4)

Чтобы ребенок научился оценивать себя как ученика, нужно позаботиться об общей самооценке, на формирование которой влияют следующие факторы:

  1.  Стиль домашнего воспитания. Борис Герасимович Ананьев отмечал, что ее исходные формы являются прямым отражением оценок взрослых (а родители являются первыми  взрослыми, которые дают оценку ребенку, закладывают основу самооценки).

В каждом возрасте на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность. Именно от ее хода зависит формирование самооценки, она прямо связана с его успехами и неудачами.

  1. Особенности общения учителя с учащимися (необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки).
  2. Школьная оценка.

  1. Виды самооценки.

На что опирается человек оценивая себя? (Слайд 5)

1. Сопоставляет уровень своих притязаний с объективными результатами своей деятельности;
2. Сравнивает себя с другими людьми;
3. Прислушивается к мнению других о себе.

Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности достижения целей, которые он перед собой ставит. Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведет к неправильной самооценке, вследствие чего поведение личности становится неадекватным.

Самооценка младших школьников может быть:  (Слайд 6)

  • Адекватной
  • Неадекватной (завышенной или заниженной)

Чем выше уровень притязаний, тем индивиду сложнее их удовлетворить. Естественно, возникают разочарования, связанные с неудачами, что снижает притязания, а удачи соответственно повышают их. Огромное значение в самооценке младшим школьником придается его собственному интеллектуальному развитию и им очень болезненно воспринимается оценка его интеллекта другими. Дети с адекватной самооценкой не испытывают дискомфорта из-за осознания недостаточности своего интеллектуального развития. В случае успеха в решении задачи они выбирают более трудную задачу, а в случае неудачи стараются самостоятельно найти ошибки и выбрать себе задачу в соответствии со своими возможностями.

При заниженной самооценке у младших школьников формируется наклонность избегать трудностей, уходить от решения проблем. На самооценку ребенка влияет повышенная самокритичность и неуверенность в собственных силах. Для повышения их самооценки они нуждаются в постоянной поддержке, одобрении и поощрении со стороны окружающих.

Повышенная самооценка приводит к неоправданной переоценке ребенком своих возможностей, личностных качеств и результатов учебной деятельности. Такие дети упрямо выбирают задачи, которые им не по силам, а в случае неудачи либо продолжают настаивать на своем, либо переключаются на более легкую задачу.

Для педагога знание самооценки младшего школьника необходимо для правильного формирования воспитательного и образовательного процессов. Самооценка ребенка в младшем школьном возрасте еще только формируется, а потому она подвержена любым изменениям под воздействием внешних факторов. Мнение педагога и сверстников может полностью изменить хрупкое самосознание ребенка. С возрастом человек начинает анализировать и сопоставлять свое поведение и его оценку другими людьми, но ребенок этого еще не умеет

Учителю важно помнить, что оценочная позиция младшего школьника меняется на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Первоклассник накапливает пассивный опыт оценивания под влиянием оценок учителя и родителей. Во 2-м классе ученик может анализировать результаты своей учебной деятельности и результаты деятельности своих товарищей под руководством учителя. В 3-м и 4-м классах учащиеся должны уметь анализировать и обобщать результаты своей учебной деятельности с большей самостоятельностью, по сравнению с второклассниками, разрабатывать пути корректировки результатов деятельности под руководством учителя. Владение навыками самооценивания и взаимооценивания будет способствовать более быстрой адаптации ребенка в среднем звене школы.

Ввести процедуру самооценивания в педагогический процесс простым распоряжением нельзя. Ее внедрение требует кропотливой, систематической, основательной работы на каждом уроке. И первое, что необходимо для формирования самооценки, вооружить учащихся теми критериями, используя которые они будут осуществлять оценку или самооценку. Необходимо совместно с детьми разрабатывать критерии оценивания. Критерии разрабатываются совместно, тогда они становятся понятными для детей, позволяя адекватно оценивать себя и одноклассников.

  1. Алгоритм самооценивания (Слайд 8).


1-й шаг. В чём заключалось задание? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
(далее – кроме 1-го класса):
5-й шаг. По каким признакам мы различаем отметки («2», «3», «4», «5»)?
6-й шаг. Какую сам выставляешь себе отметку?

Самооценку необходимо использовать регулярно.

Самооценка может выражаться не только в конце урока, но и на любом этапе.

какие способы выражения самооценки используются? (линеечки, лесенки, смайлики, светофоры, цветовые сигналы и др.)

Работа по формированию самооценки начинается с диагностики уровня самооценки обучающихся. Для педагога знание самооценки младшего школьника необходимо для правильного формирования воспитательного и образовательного процессов.

  1. Существуют два пути выявления самооценки:

  1. Педагогическое наблюдение.

 Практическая работа. Мы наблюдаем проявления самооценки по которым должны сделать вывод какая самооценка у ребенка (Приложение 1)

Вывод: судить о самооценке ребенка по проявлению одного признака нельзя.

  1. Дополнительная диагностика (тестирование, анкетирование).

для выявления самооценки можно использовать различные тесты, анкеты, подбирая по сложности соответствующие  возрасту («Лесенка», «Три оценки», Шкалы Дембо-Рубинштейна, «Три Оценки» А.И. Липкиной, «Кто Я»).

Проведя диагностику, определив уровень самооценки ребенка мы должны спланировать работу по коррекции (если необходимо).

Практика (Приложение 2).

7.  Заключение      

        Организуя учебно-воспитательную работу учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку младших школьников.

Рекомендации для учителей по формированию самооценки младших школьников:

- Оценка должна  не завершать учебно-познавательный процесс, а сопровождать его на всех ступенях.

- Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.

- Предлагать детям самостоятельно оценивать классные и домашние задания до того как отдать на проверку учителю, после того как работы проверил и оценил учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок. Выяснить основания на которых строят самооценку дети и показатели по которым оценивает учитель.

- Необходимо использовать взаимопроверку, при этом отмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке. После проверки работа возвращается автору и учащиеся самостоятельно анализируют свою работу.

- Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.

- Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).

- Исправляя ошибки, критикуйте ошибки и действия, а не самого ребёнка.



Предварительный просмотр:

Рекомендации по работе с детьми с заниженной самооценкой

_____________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

D:\с рабочего стола\МОЕ!!!\zhertva_1395474510.jpg

Рекомендации по работе с детьми с завышенной самооценкой

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

D:\с рабочего стола\МОЕ!!!\190425-2010-05-07-370.jpg

Рекомендации по работе с детьми с адекватной самооценкой

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

D:\с рабочего стола\МОЕ!!!\3456.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование самооценки младшего школьника

Слайд 2

- Что такое самооценка - Виды самооценки - Приемы формирования самооценки ? ? ?

Слайд 3

Самооценка Оценка самого себя , своих достоинств и недостатков, своих поступков. Словарь Ожегова

Слайд 4

Факторы, влияющие на становление самооценки младшего школьника: Стиль домашнего воспитания Особенности общения учителя и учащихся Школьная оценка

Слайд 5

Сопоставляет уровень своих притязаний с объективными результатами своей деятельности; 2. Сравнивает себя с другими людьми; 3. Прислушивается к мнению других людей о себе.

Слайд 6

заниженная завышенная адекватная Самооценка

Слайд 7

самооценка 1класс – накопление пассивного опыта оценивания; 2 класс – анализ результатов своей учебной деятельности и деятельности своих товарищей под руководством учителя; 3-4 классы - анализ результатов своей учебной деятельности и деятельности своих товарищей с большей самостоятельностью; разработка путей корректировки результата деятельности под руководством учителя.

Слайд 8

Алгоритм оценивания В чем заключалось задание? Какая была цель, что нужно было получить в результате? Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой? В чем?)? Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чем?)? По каким признакам мы различаем отметки? Какую сам выставишь себе отметку?

Слайд 9

«Волшебная линеечка» Выполню Сомневаюсь или затрудняюсь Не могу, не знаю, не справлюсь

Слайд 10

Смайлики

Слайд 11

«Лесенка успеха »

Слайд 12

Восхождение на вершину

Слайд 13

- Я это умею и могу двигаться дальше. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями. - Этот способ деятельности мной еще не освоен, и я пока не могу двигаться дальше. Мне не все понятно, в моей работе есть ошибки, мне нужна помощь. - Не могу самостоятельно двигаться дальше. Я не понял материал, не смог выполнить задание, мне срочно требуется помощь!

Слайд 14

методики 1 . Педагогическое наблюдение. 2. «Лесенка» 3. Методика «Какой я?» 4. Исследование самооценки по методики Дембо-Рубинштейн. 5. Определение уровня самооценки методом набора слов, соответствующих "идеалу" и "антиидеалу".

Слайд 15

- Самоо ценка должна сопровождать учебно-познавательный процесс на всех ступенях. - Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся. - Предлагать детям самостоятельно оценивать классные и домашние задания до того как отдать на проверку учителю, после того как работы проверил и оценил учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок. Выяснить основания на которых строят самооценку дети и показатели по которым оценивает учитель. - Необходимо использовать взаимопроверку, при этом отмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке. После проверки работа возвращается автору и учащиеся самостоятельно анализируют свою работу.

Слайд 16

- Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя. - Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.). - Исправляя ошибки, критикуйте ошибки и действия, а не самого ребёнка.



Предварительный просмотр:

  • не проявляет критичности и требовательности к себе;
  • плохо приспосабливается к условиям жизни;
  • учится и работает, расходуя больше сил, чем нужно;
  • неуверен в себе, от критики приходит в отчаянье;
  • с уважением относится к другим;
  • теряет внутренний стимул для развития личности (я и так всё знаю и умею);
  • имеет повышенный уровень тревожности;
  • ставит себя выше других, что может привести к конфликтам;
  • слишком критичен к себе;

   Признаки самооценки

  • склонность в каждом деле находить непреодолимые препятствия;
  • слишком самоуверен, считает себя исключительным и всегда правым;
  • пребывает в гармонии с собой, не чувствует превосходства над другими людьми;
  • принимает свой физический облик таким, какой он есть, даже если он несовершенен;
  • исследует новые возможности и интересы, используя их как потенциал для роста;
  • трудно сходится со сверстниками.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самооценки младшего школьника в учебной деятельности как инструмента реализации требований ФГОС НОО

Сформированность  самооценки  школьника  во  многом  определяет  активность  и  направленность  его  социальной  позиции,  подготовлен...

Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО

Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника  как инструмента реализации требований ФГОС НОО...

Доклад ШМО на тему: "Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО"

Самооценка - это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности обучающихся....

Тема Великой Отечественной войны как основа формирования патриотических идеалов в процессе реализации требований ФГОС

Проблему патриотического воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день следует считать особо значимой. Построить в России гражданское общество, обеспечить динамичное развитие страны можно тол...

Выступление "Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО."

Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО....

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

В данной работе рассматривается проблема формирования компетенций младшего школьника в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенций) с учётом внедрения в образовательный процесс ...