Общее понятие о предлоге
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Веретенникова Ирина Павловна

урок русского языка во 2 классе УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 Г. Горбатов

Павловского района Нижегородской области

                                                             Технологическая карта  урока

по русскому языку во 2 классе

по теме «Общее понятие о предлоге» (УМК «Школа России»)

Веретенникова Ирина Павловна,

учитель начальных классов,

высшая категория, стаж 23 года

                                                                2015

Предметная область: Морфология. Русский язык, 2 класс

УМК: «Школа России»

Тип урока: Урок получения новых знаний

Тема: Общее понятие о предлоге

Цель: формировать представление о предлоге как части речи, его роли в предложении.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • положительное отношение к языковой деятельности;
  • заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий;
  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;

Учебные задачи, направленные на достижение  метапредметных результатов обучения:

Регулятивные универсальные учебные действия

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;
  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
  • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
  • осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи );
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

Коммуникативные УУД

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;
  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
  • определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;
  • находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
  • применять изученные правила правописания: раздельное написание предлогов с именами существительными.

Оборудование урока: мультимедиапроектор, презентация к уроку,  карточки для самостоятельной работы , для самопроверки, таблицы по теме «Предлог», учебник «Русский язык.2 класс. Часть 2» автор: Канакина

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Мотивация  к учебной деятельности

 Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.

Учитель   желает удачи в предстоящей работе

-

Дети настраиваются на урок.

Регулятивные :

формирование способности к организации своей деятельности

2

Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

 

Задание: найди лишнее слово.

Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.

 

Какое слово оказалось лишним?

Почему?

А кто знает, что это за слово?

Назовите тему нашего урока

Назовите цель нашего урока.

Назовите задачи урока:

Что мы будем делать на уроке?

 

 

Это слово  предлог.

Тема: Предлог.

Цель: Выяснить, что такое предлог и какова его роль в речи.

Задачи: научиться находить предлоги в предложениях, узнать какие бывают предлоги. Учиться отличать предлоги от приставок.

Читать тексты, составлять предложения, работать с учебником, выводить правила.

Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: самостоятельное формулирование цели.

Предметные: определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;

3

Построение и реализация проекта выхода из затруднения.

На доске: табличка «Предлог»

На доске табличка: «Служебная часть речи»

На доске табличка : « Не изменяется. Нельзя задать вопрос»

На доске табличка : «Предлог+сущ»

На доске табличка «Раздельно»

Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как о  части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: “Общее понятие о предлоге”.

Слово «Предлог» обозначает стоящий перед словом. В русском языке более 200 предлогов.

Стр. 109 упр. 185. Прочитайте предлоги

Прочитайте группу слов:

Заяц сидит кустом.

Можно ли назвать эту группу слов предложением?

Что нужно сделать, чтобы группа слов стала предложением?

Прочитайте предложение.

Для чего нужен предлог под?

Правильно, предлог- это служебная часть речи, служит для связи слов в предложении.

 Определите части речи. Что вы выяснили?

Правильно,  к предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.

Обратите внимание, перед каким словом написан предлог? Какая это часть речи?

Какой вывод вы можете сделать?

Прочитайте упр. 183. Назовите существительные с предлогами. Что вы заметили? Как пишутся предлоги со словами?

Дети читают предлоги.

Дети читают слова

Нет. Слова не связаны по смыслу

Вставить слово: под

Заяц сидит под кустом.

Служит для связи слов в предложении.

Под- это часть речи, слово,  к которому нельзя поставить вопрос.

Перед словом «кустом»

Предлоги употребляются вместе с именами существительными.

Предлоги со словами пишутся раздельно.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Физкультминутка

А теперь давайте отдохнём.

Встали и вышли из-за парт. Подняли руки над головой. Вытянули руки в стороны. Присели на корточки. Встали и поднялись на носочки. Сели за парты.

- Скажите, какие предлоги вы услышали?

ИЗ-ЗА, НАД, В,НА,ЗА.

4

Первичное закрепление во внешней речи

Работа в группах

Задание: найдите существительное  с предлогом

         1 гр.   (у)ха, (у)ши, у(леса), (у)рок.

         2 гр.   (о)рел, (о)сказке, (о)ценка, (о)слик.

         3 гр.   (с)ыр, (с)ын,  (с)горки,  (с)он.

         4 гр. (в)он, (в)лес, (в)ой, (в)олк

 Проверка групповой работы.

Задание: раскрой скобки.

(При)шла весна (в) лес. (На)бухли почки (на) деревьях.

Давайте поработаем в группах. На листочках у каждой группы записаны слова. Ваша задача найти существительное с предлогом.

Давайте проверим.

Прочитайте предложения. Ваша задача написать предложения без скобок.

Проверяем. Кто выполнил верно?

Почему слово «пришла», «набухли»  написали вместе?

Какая это часть речи?

Какой можно сделать вывод?

Рассуждаем так: пришла- что сделала?-это глагол, значит при-это приставка, пишу слитно.

В лес- куда? Лес-это  сущ., в какой лес?, значит в-предлог-пишу раздельно.

Дети работают в группах.

2 человека работают за доской.

Глаголы с предлогами не употребляются.

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: планирование своих действий.

5

Вторичное закрепление самостоятельно выполненного практического задания с самопроверкой.

Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.

 

1 группа.  

Объединить пары слов с помощью предлогов.  

Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)

2 группа.  

  • Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь.  

Натропку изкустов вы скочил рябчик.  

Работаем самостоятельно.

1 группа записывает словосочетания с предлогами, 2 группа исправляет ошибки в тексте.

Проверяем. На слайде высвечивается правильная запись задания.

Дети работают самостоятельно.

Дети сигналами показывают правильность выполнения задания

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные :

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование

6

Проверка знаний

Приём «Верные и неверные утверждения»

1). Предлог – служебная часть речи.

2). Предлоги   изменяются, к ним можно поставить вопрос.

3). Предлоги служат для связи слов в предложении.

4). Перед глаголами предлоги   употребляются.

5). Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

6). Между предлогом и словом нельзя вставить другое слово или вопрос.

А сейчас мы с вами закрепим пройденный материал. Поставьте +, если утверждение верное, -,  если утверждение неверное.

Проверим.

+,-,+,-,+,+.

Дети на листочках выполняют задание.

Взаимопроверка.

Познавательные: анализ информации, создание алгоритма деятельности.

Личностные:

осознание необходимости новых знаний для ученика.

7

Рефлексия

Оцените свою деятельность

 Как я работал на уроке (подчеркни): хорошо, активно, неплохо, славно, здорово, не очень активно.

Дети оценивают свою деятельность.

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Регулятивные:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание

8

Домашнее задание

С. 109 упр. 186,  выучить правило

Учитель задаёт домашнее задание.

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Прогнозируемый результат: Будут  расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценят свою работу.  

 

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ СОШ №1 г. Горбатов Русский язык, 2 класс, УМК «Школа России» Общее понятие о предлоге Учитель начальных классов: Веретенникова Ирина Павловна, стаж 23 года, высшая категория

Слайд 2

Успехов и удачи во всём!

Слайд 3

Задание ? Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог. Объясни

Слайд 4

Тема урока: Предлог Цель урока: Выяснить, что такое предлог и определить его место в речи Задачи: 1. Научиться… 2. Узнать… 3.Учиться…

Слайд 5

Предлоги на, под, за, к, из, по, об, от, в, у, с, о, над, около, при, перед

Слайд 6

Заяц спрятался деревом Можно ли назвать эту группу слов предложением?

Слайд 7

Отдыхаем!

Слайд 8

Работа в группах Задание: найдите существительное с предлогом, подчеркните. 1 гр. (у)ха, (у)ши, у(леса), (у)рок. 2 гр. (о)рел, (о)сказке, (о)ценка, (о)слик. 3 гр. (с)ыр, (с)ын, (с)горки, (с)он. 4 гр. (в)он, (в)лес, (в)ой, (в)олк

Слайд 9

Проверим Задание: найдите существительное с предлогом, подчеркните. 1 гр. уха, уши , у леса , урок. 2 гр. орел, о сказке , оценка, ослик. 3 гр. сыр, сын, с горки , сон. 4 гр. вон, в лес , вой, волк

Слайд 10

Задание: раскрой скобки, напиши предложения без скобок. (При)шла весна (в) лес. (На)бухли почки (на) деревьях.

Слайд 11

Проверка Пришла весна в лес. Набухли почки на деревьях.

Слайд 12

Задание по группам 1 группа. Объединить пары слов с помощью предлогов. Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)

Слайд 13

Задание 2 группе Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь. Натропку изкустов вы скочил рябчик.

Слайд 14

Проверим 1 группа Выходить из дома; идти в лес ; заботиться о щенке. 2 группа На тропку из кустов выскочил рябчик.

Слайд 15

Верные и неверные утверждения 1). Предлог – служебная часть речи. 2). Предлоги изменяются, к ним можно поставить вопрос. 3). Предлоги служат для связи слов в предложении. 4). Перед глаголами предлоги употребляются. 5). Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно. 6). Между предлогом и словом нельзя вставить другое слово или вопрос.

Слайд 16

Проверка 1) + 2) - 3)+ 4) - 5) + 6) -

Слайд 17

Оцени свою работу Как я работал на уроке (подчеркни): хорошо, активно, неплохо, славно, здорово, не очень активно.

Слайд 18

Домашнее задание С. 109 упр. 186, выучить правило