Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему:
    Общее понятие о предлоге

    Веретенникова Ирина Павловна

    урок русского языка во 2 классе УМК "Школа России"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №1 Г. Горбатов

    Павловского района Нижегородской области

                                                                 Технологическая карта  урока

    по русскому языку во 2 классе

    по теме «Общее понятие о предлоге» (УМК «Школа России»)

    Веретенникова Ирина Павловна,

    учитель начальных классов,

    высшая категория, стаж 23 года

                                                                    2015

    Предметная область: Морфология. Русский язык, 2 класс

    УМК: «Школа России»

    Тип урока: Урок получения новых знаний

    Тема: Общее понятие о предлоге

    Цель: формировать представление о предлоге как части речи, его роли в предложении.

    Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

    • положительное отношение к языковой деятельности;
    • заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий;
    • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;

    Учебные задачи, направленные на достижение  метапредметных результатов обучения:

    Регулятивные универсальные учебные действия

    • принимать и сохранять цель и учебную задачу;
    • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
    • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
    • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
    • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
    • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
    • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
    • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

    Познавательные УУД

    • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
    • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
    • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
    • осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
    • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
    • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи );
    • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

    Коммуникативные УУД

    • слушать собеседника и понимать речь других;
    • оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;
    • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
    • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

    Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

    • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
    • определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;
    • находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
    • применять изученные правила правописания: раздельное написание предлогов с именами существительными.

    Оборудование урока: мультимедиапроектор, презентация к уроку,  карточки для самостоятельной работы , для самопроверки, таблицы по теме «Предлог», учебник «Русский язык.2 класс. Часть 2» автор: Канакина

    Содержание взаимодействия педагога и учащихся

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    1

    Мотивация  к учебной деятельности

     Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.

    Учитель   желает удачи в предстоящей работе

    -

    Дети настраиваются на урок.

    Регулятивные :

    формирование способности к организации своей деятельности

    2

    Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

     

    Задание: найди лишнее слово.

    Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.

     

    Какое слово оказалось лишним?

    Почему?

    А кто знает, что это за слово?

    Назовите тему нашего урока

    Назовите цель нашего урока.

    Назовите задачи урока:

    Что мы будем делать на уроке?

     

     

    Это слово  предлог.

    Тема: Предлог.

    Цель: Выяснить, что такое предлог и какова его роль в речи.

    Задачи: научиться находить предлоги в предложениях, узнать какие бывают предлоги. Учиться отличать предлоги от приставок.

    Читать тексты, составлять предложения, работать с учебником, выводить правила.

    Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: самостоятельное формулирование цели.

    Предметные: определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;

    3

    Построение и реализация проекта выхода из затруднения.

    На доске: табличка «Предлог»

    На доске табличка: «Служебная часть речи»

    На доске табличка : « Не изменяется. Нельзя задать вопрос»

    На доске табличка : «Предлог+сущ»

    На доске табличка «Раздельно»

    Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как о  части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: “Общее понятие о предлоге”.

    Слово «Предлог» обозначает стоящий перед словом. В русском языке более 200 предлогов.

    Стр. 109 упр. 185. Прочитайте предлоги

    Прочитайте группу слов:

    Заяц сидит кустом.

    Можно ли назвать эту группу слов предложением?

    Что нужно сделать, чтобы группа слов стала предложением?

    Прочитайте предложение.

    Для чего нужен предлог под?

    Правильно, предлог- это служебная часть речи, служит для связи слов в предложении.

     Определите части речи. Что вы выяснили?

    Правильно,  к предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.

    Обратите внимание, перед каким словом написан предлог? Какая это часть речи?

    Какой вывод вы можете сделать?

    Прочитайте упр. 183. Назовите существительные с предлогами. Что вы заметили? Как пишутся предлоги со словами?

    Дети читают предлоги.

    Дети читают слова

    Нет. Слова не связаны по смыслу

    Вставить слово: под

    Заяц сидит под кустом.

    Служит для связи слов в предложении.

    Под- это часть речи, слово,  к которому нельзя поставить вопрос.

    Перед словом «кустом»

    Предлоги употребляются вместе с именами существительными.

    Предлоги со словами пишутся раздельно.

    Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

    Физкультминутка

    А теперь давайте отдохнём.

    Встали и вышли из-за парт. Подняли руки над головой. Вытянули руки в стороны. Присели на корточки. Встали и поднялись на носочки. Сели за парты.

    - Скажите, какие предлоги вы услышали?

    ИЗ-ЗА, НАД, В,НА,ЗА.

    4

    Первичное закрепление во внешней речи

    Работа в группах

    Задание: найдите существительное  с предлогом

             1 гр.   (у)ха, (у)ши, у(леса), (у)рок.

             2 гр.   (о)рел, (о)сказке, (о)ценка, (о)слик.

             3 гр.   (с)ыр, (с)ын,  (с)горки,  (с)он.

             4 гр. (в)он, (в)лес, (в)ой, (в)олк

     Проверка групповой работы.

    Задание: раскрой скобки.

    (При)шла весна (в) лес. (На)бухли почки (на) деревьях.

    Давайте поработаем в группах. На листочках у каждой группы записаны слова. Ваша задача найти существительное с предлогом.

    Давайте проверим.

    Прочитайте предложения. Ваша задача написать предложения без скобок.

    Проверяем. Кто выполнил верно?

    Почему слово «пришла», «набухли»  написали вместе?

    Какая это часть речи?

    Какой можно сделать вывод?

    Рассуждаем так: пришла- что сделала?-это глагол, значит при-это приставка, пишу слитно.

    В лес- куда? Лес-это  сущ., в какой лес?, значит в-предлог-пишу раздельно.

    Дети работают в группах.

    2 человека работают за доской.

    Глаголы с предлогами не употребляются.

    Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

    Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

    Регулятивные: планирование своих действий.

    5

    Вторичное закрепление самостоятельно выполненного практического задания с самопроверкой.

    Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.

     

    1 группа.  

    Объединить пары слов с помощью предлогов.  

    Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)

    2 группа.  

    • Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь.  

    Натропку изкустов вы скочил рябчик.  

    Работаем самостоятельно.

    1 группа записывает словосочетания с предлогами, 2 группа исправляет ошибки в тексте.

    Проверяем. На слайде высвечивается правильная запись задания.

    Дети работают самостоятельно.

    Дети сигналами показывают правильность выполнения задания

    Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

    Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

    Регулятивные :

    планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование

    6

    Проверка знаний

    Приём «Верные и неверные утверждения»

    1). Предлог – служебная часть речи.

    2). Предлоги   изменяются, к ним можно поставить вопрос.

    3). Предлоги служат для связи слов в предложении.

    4). Перед глаголами предлоги   употребляются.

    5). Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

    6). Между предлогом и словом нельзя вставить другое слово или вопрос.

    А сейчас мы с вами закрепим пройденный материал. Поставьте +, если утверждение верное, -,  если утверждение неверное.

    Проверим.

    +,-,+,-,+,+.

    Дети на листочках выполняют задание.

    Взаимопроверка.

    Познавательные: анализ информации, создание алгоритма деятельности.

    Личностные:

    осознание необходимости новых знаний для ученика.

    7

    Рефлексия

    Оцените свою деятельность

     Как я работал на уроке (подчеркни): хорошо, активно, неплохо, славно, здорово, не очень активно.

    Дети оценивают свою деятельность.

    Личностные:

    самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

    Регулятивные:

    совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

    Коммуникативные:

    строить монологическое высказывание

    8

    Домашнее задание

    С. 109 упр. 186,  выучить правило

    Учитель задаёт домашнее задание.

    Личностные:

    самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

    Прогнозируемый результат: Будут  расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценят свою работу.  

     

    .


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    МБОУ СОШ №1 г. Горбатов Русский язык, 2 класс, УМК «Школа России» Общее понятие о предлоге Учитель начальных классов: Веретенникова Ирина Павловна, стаж 23 года, высшая категория

    Слайд 2

    Успехов и удачи во всём!

    Слайд 3

    Задание ? Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог. Объясни

    Слайд 4

    Тема урока: Предлог Цель урока: Выяснить, что такое предлог и определить его место в речи Задачи: 1. Научиться… 2. Узнать… 3.Учиться…

    Слайд 5

    Предлоги на, под, за, к, из, по, об, от, в, у, с, о, над, около, при, перед

    Слайд 6

    Заяц спрятался деревом Можно ли назвать эту группу слов предложением?

    Слайд 7

    Отдыхаем!

    Слайд 8

    Работа в группах Задание: найдите существительное с предлогом, подчеркните. 1 гр. (у)ха, (у)ши, у(леса), (у)рок. 2 гр. (о)рел, (о)сказке, (о)ценка, (о)слик. 3 гр. (с)ыр, (с)ын, (с)горки, (с)он. 4 гр. (в)он, (в)лес, (в)ой, (в)олк

    Слайд 9

    Проверим Задание: найдите существительное с предлогом, подчеркните. 1 гр. уха, уши , у леса , урок. 2 гр. орел, о сказке , оценка, ослик. 3 гр. сыр, сын, с горки , сон. 4 гр. вон, в лес , вой, волк

    Слайд 10

    Задание: раскрой скобки, напиши предложения без скобок. (При)шла весна (в) лес. (На)бухли почки (на) деревьях.

    Слайд 11

    Проверка Пришла весна в лес. Набухли почки на деревьях.

    Слайд 12

    Задание по группам 1 группа. Объединить пары слов с помощью предлогов. Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)

    Слайд 13

    Задание 2 группе Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь. Натропку изкустов вы скочил рябчик.

    Слайд 14

    Проверим 1 группа Выходить из дома; идти в лес ; заботиться о щенке. 2 группа На тропку из кустов выскочил рябчик.

    Слайд 15

    Верные и неверные утверждения 1). Предлог – служебная часть речи. 2). Предлоги изменяются, к ним можно поставить вопрос. 3). Предлоги служат для связи слов в предложении. 4). Перед глаголами предлоги употребляются. 5). Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно. 6). Между предлогом и словом нельзя вставить другое слово или вопрос.

    Слайд 16

    Проверка 1) + 2) - 3)+ 4) - 5) + 6) -

    Слайд 17

    Оцени свою работу Как я работал на уроке (подчеркни): хорошо, активно, неплохо, славно, здорово, не очень активно.

    Слайд 18

    Домашнее задание С. 109 упр. 186, выучить правило


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Общее понятие о предлоге

    Презентция к уроку русского языка во 2 классе. Программа "Школа России" Тема урока "Общее понятие о предлоге"...

    "Общее понятие о предлоге"

    Ознакомление учащихся 2 класса с предлогом, как со служебной частью речи....

    План урока "Общее понятие о предлоге"

    План урока "Общее понятие о предлоге"  по программе Школа России " класс. План представлен в форме технологической карты с презентацией....

    Общее понятие о предлоге, урок русского языка 2 класс

    Урок русского языка по теме "Общее понятие о предлоге"2-й «В» класс. УМК «ШКОЛА 2100»Учитель: Ершова Марина ИвановнаТема урока: “Общее понятие о предлоге”.Цель урока: расширить знания ...

    Общее понятие о предлоге

    русский язык 2 класс Л.М. Зеленина "Общее понятие о предлоге"...

    Урок русского языка. Общее понятие о предлоге.

    Урок для учащихся 2 класса по теме  "Общее понятие о предлоге".На уроке  использованы следующие педагогические технологии: ИКТ, разноуровневые задания, работа в парах, планирование...