Главные вкладки

    Презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему:
    Прилагательные синонимы и антонимы

    Веретенникова Ирина Павловна

    урок русского языка во 2 классе УМК "Школа России"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №1 Г. Горбатов

    Павловского района Нижегородской области

                                                                   Технологическая карта  урока

    по русскому языку во 2 классе

    по теме « Имена прилагательные, близкие и противоположные по значению»

    (УМК «Школа России»)

    Веретенникова Ирина Павловна,

    учитель начальных классов,

    высшая категория, стаж 23 года

    2015

    Предметная область: Русский язык, 2 класс. Лексика.

    УМК: «Школа России»

    Тип урока: Урок получения новых знаний

    Тема:  Имена прилагательные,  близкие и противоположные по значению.

    Цель: Формировать представление о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.

     Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

    • положительное отношение к языковой деятельности;
    • заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий;
    • развитие навыков сотрудничества с учителем,  сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

    Учебные задачи, направленные на достижение  метапредметных результатов обучения:

    Регулятивные универсальные учебные действия

    • принимать и сохранять цель и учебную задачу;
    • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
    • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
    • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
    • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
    • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
    • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
    • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

    Познавательные УУД

    • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
    • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
    • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
    • осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
    • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
    • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

    Коммуникативные УУД

    • слушать собеседника и понимать речь других;
    • оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;
    • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
    • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

    Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

    • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
    • определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;
    • иметь представление о синонимах и антонимах;
    • распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
    • подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
    • наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи.

    Оборудование урока: мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для самостоятельной работы, флажки для оценки деятельности, таблицы по теме,  

    Список используемой литературы:

    1. «Русский язык», учебник для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2012
    2. «Русский язык», рабочая тетрадь для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2013
    3. «Русский язык», методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011
    4. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа», Е.С. Савина, М.: Просвещения, 2011, Стандарты второго поколения
    5. «Планируемые результаты начального общего образования», Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
    6. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
    7. «Проектные задачи в начальной школе», А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения.

    Содержание взаимодействия педагога и учащихся

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    1

    Мотивация  к учебной деятельности

    Я рада нашей новой встрече,
    Мне с вами интересно, друзья!
    Интересные ваши ответы
    С удовольствием слушаю я.
    Мы сегодня будем наблюдать,
    Выводы делать и рассуждать

    А чтобы урок пошел каждому впрок,
    Активно в работу включайся, дружок!

    Учитель читает стихотворение, желает удачи в предстоящей работе

    -Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.

    Дети настраиваются на урок.

    Регулятивные :

    формирование способности к организации своей деятельности

    Личностные: положительное отношение к языковой деятельности;

    заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий;

    2

    Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

    Задание:

    Вставь пропущенные буквы, назови орфограмму.

    Пищ.ть, з.мля, сне.,  ш.рокий, м.розит,  у.кий, б.льшой, мален.кий

    Посмотрите на слайд. Я прошу вас выполнить задание.  Ваша задача прочитать слово, определить,  какая пропущена орфограмма.

    Дети работают по цепочке по плану: читают слово, называют букву, которая пропущена, объясняют её написание, называют орфограмму.

    Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: самостоятельное формулирование цели.

    Предметные: определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;

    3

    Построение и реализация проекта выхода из затруднения.

    Задание 2:

    Распределите все слова по частям речи.

     

     

    Давайте распределим все слова по частям речи. Какие части речи вы знаете?

     

    Назовите прилагательные. Что вы заметили?

     А  как называются слова, противоположные по смыслу?

    А близкие по смыслу?

    Назовите тему нашего урока

    Назовите цель нашего урока.

     Что нам нужно сделать для этого?

    Правильно, сегодня мы поговорим о  прилагательных, близких и противоположных по значению.

    Дети повторяют знания о частях речи, распределяют слова по столбикам.

    На доске таблица:

     

    Имя сущ

    Имя прил

    Глагол

    Взаимопроверка.

     Прилагательные противоположные по смыслу.  

    Антонимы.

    Синонимы.

    Слова близкие и противоположные по  значению.

    Выяснить, какие прилагательные близкие и противоположные по значению.

    Ответы детей. Учиться подбирать к прилагательным синонимы и антонимы. Выполнять различные упражнения.  

    Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

    Физкультминутка

    А теперь давайте отдохнём. Повторяйте за мной.

    Высокий- низкий, далекий-близкий, широкий-узкий, веселый-грустный.  

     

    4

    Первичное закрепление во внешней речи

     Упр.155 учебника

    Задание для работы в парах:

     Подберите синонимы к прилагательным:

    Огромный-

    Жёлтый-

    Весёлый-

    Красивый-

    Ласковый-

      Выполним упр. 155 стр. 90

    Читаем задание.

    Найдите в каждом предложении противоположные по смыслу имена прилагательные. Как вы думаете, с какой целью они употреблены в этих предложениях?

    Какие признаки могут обозначать имена прилагательные?

    Учитель объясняет задание, даёт возможность воспользоваться словарём синонимов в конце учебника с.140

     Дети выполняют по одному на доске. Объясняют пропущенные орфограммы.

    Дети высказывают свои мнения.

    Это сравнение двух предметов.

    Вкус, форму, размер, качества людей и животных

    Дети выполняют задания в парах, проверяют.

    Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

    Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

    Регулятивные: планирование своих действий.

    Предметные: подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;

    5

    Вторичное закрепление самостоятельно выполненного практического задания с самопроверкой.

    Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации ( по уровню сложности)

     Задание для 1 группы учащихся:

    Замени прилагательные антонимами: лёгкая задача, мелкий пруд, старый дом, слабый голос.

    Задание для 2 группы:

    К данным словам подбери синонимы: хлопок, нефть и уголь, вагон метро, телевизор.

    Слова для справок: голубой экспресс, чёрное золото, белое золото, голубой экран.

       

    Учитель предлагает выполнить задания с последующей самопроверкой

     

    Дети выполняют задания с последующей самопроверкой

     

    Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

    Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

    Регулятивные :

    планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование

    Предметные: подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;

    Личностные:

    самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

    6

    Проверка знаний

    Вариант 1

    Вариант 2

    Укажите противоположное по смыслу слово:

    трусливый

    а) слабый
    б) смелый
    в) спокойный 
    г) озорной

    широкий

    а) длинный
    б) узкий
    в) продолговатый
    г) высокий

    Укажите близкие по смыслу слова:

    известный

    а) мудрый
    б) знаменитый
    в) добрый
    г) прославленный

    отличный

    а) плохой
    б) умный
    в) хороший
    г) высокий

     

    Учитель предлагает выполнить тест.

     

    Дети выполняют тест с последующей взаимопроверкой

    Познавательные: анализ информации, создание алгоритма деятельности.

    Личностные:

    осознание необходимости новых знаний для ученика.

    Личностные:

    самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

    7

    Рефлексия

    Оцените свою деятельность

    Представьте, что вы украшаете свой класс к празднику. Возьмите  зелёный флажок те, кто всё понял, ему было интересно. Желтый- если возникали затруднения, красный- если ничего не понятно.

    Дети оценивают свою деятельность.

    Личностные:

    самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

    Регулятивные:

    совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

    Коммуникативные:

    строить монологическое высказывание

    8

    Домашнее задание

    С. 109 упр. 186,  выучить правило

    Учитель задаёт домашнее задание.

    Прогнозируемый результат:  У учащихся будут сформированы   представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.

     

    .


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    учитель начальных классов Веретенникова И.П. Имена прилагательные, близкие и противоположные по значению МБОУ СОШ №1 г. Горбатов Русский язык 2 класс УМК «Школа России»

    Слайд 2

    Цель: Формировать представление о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.

    Слайд 4

    Задание Вставь пропущенные буквы, назови орфограмму. Пищ.ть , з.мля , сне., ш.рокий , м.розит , у.кий , б.льшой , мален.кий

    Слайд 5

    Задание Раздели слова по частям речи Имя существительное Имя прилагательное Глагол

    Слайд 6

    Взаимопроверка Имя существительное Имя прилагательное Глагол земля Широкий узкий пищать снег большой морозит маленький

    Слайд 7

    Отдыхаем

    Слайд 8

    Задание Упражнение 155 стр. 90

    Слайд 9

    Работа в парах Подберите синонимы к прилагательным: Огромный- Жёлтый- Весёлый- Красивый- с.140 Ласковый- Ласковый-

    Слайд 10

    Взаимопроверка Огромный- большой Жёлтый- золотой Весёлый- радостный Красивый- прекрасный Ласковый- нежный

    Слайд 11

    Самостоятельная работа Задание для 1 группы учащихся: Замени прилагательные антонимами: лёгкая задача, мелкий пруд, старый дом, слабый голос. Задание для 2 группы: К данным словам подбери синонимы : хлопок, нефть и уголь, вагон метро, телевизор. Слова для справок : голубой экспресс, чёрное золото, белое золото, голубой экран.

    Слайд 12

    Самопроверка 1 группа лёгкая задача- трудная задача мелкий пруд – глубокий пруд старый дом – новый дом слабый голос – сильный голос

    Слайд 13

    Самопроверка 2 группа хлопок - белое золото нефть и уголь - чёрное золото вагон метро - голубой экспресс телевизор - голубой экран

    Слайд 14

    Проверка знаний Укажите противоположное по смыслу слово: 1)Трусливый а) слабый б) смелый в) спокойный г) озорной 2)широкий а) длинный б) узкий в) продолговатый г) высокий

    Слайд 15

    Проверка знаний Укажите близкие по смыслу слова: 3)известный а) мудрый б) знаменитый в) добрый г) прославленный 4)отличный а) плохой б) умный в) хороший г) высокий

    Слайд 16

    Проверь себя Б 2) Б 3) Б 4) В

    Слайд 17

    Оцени свою работу

    Слайд 18

    Домашнее задание С. 109 упр. 186, выучить правило

    Слайд 19

    Список используемой литературы: «Русский язык», учебник для 2 класса, В.П. Канакина , В.Г. Горецкий М.:Просвещение , 2012 «Русский язык», рабочая тетрадь для 2 класса, В.П. Канакина , В.Г. Горецкий М.:Просвещение , 2013 «Русский язык», методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 2 класса, В.П. Канакина , В.Г. Горецкий М.:Просвещение , 2011 «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа», Е.С. Савина, М.: Просвещения, 2011, Стандарты второго поколения «Планируемые результаты начального общего образования», Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова , М.З. Биболетова , М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения «Проектные задачи в начальной школе», А.Б. Воронцов, В.М. Заславский , С.В. Егоркина, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения.

    Слайд 20

    угловая виньетка (обработка в Adobe Photoshop ): http:// img-fotki.yandex.ru/get/6504/16969765.14/0_66c87_cc86c5d7_orig.png красочный набор фонов для скрапбукинга (архив): http://stphotoshop.ru/blog/krasochnyj_nabor_fonov_dlja_skrapbukinga/2014-03-15-32977 Рамочка выполнена в программе Adobe Photoshop Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/ Интернет - ресурсы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Имя прилагательное. Синонимы и антонимы.

    Тема. « Имя прилагательное. Синонимы и антонимы»Цель урока : закрепить умения учащихся распознавать и осознанно употреблять в своей речи слова, обозначающие признаки предметов;формировать умение...

    Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Прилагательные синонимы и антонимы"

    Презентация "Прилагательные синонимы и прилагательные антонимы" содержит все этапы урока, включая работу в парах и др....

    Урок русского языка в 3 классе. Прилагательные - синонимы и прилагательные - антонимы.

    Материал урока позволяет углубить знания учащихся о синонимах и антонимах, закрепить умение правильно употреблять их в речи, обогащать словарный запас учеников....

    презентация к уроку по теме "Изменение имен прилагательных по родам и числам. Прилагательные синонимы и антонимы."

    Данная презентация поможет познакомить с изменением имён   прилагательных по родам и числам;  поможет развитию умения определять род и число прилагательных;  углубить представлени...

    Урок русского языка во 2 классе на тему: "Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы"

    Предлагаю разработку урока русского языка во 2 классе по программе "Школа России". На уроке используются различные ...