Описание результатов работы над темой самообразования:«Орфографическое чтение на уроках русского языка, как основа формирования грамотного письма слов с непроверяемым написанием в классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VII вид)»
статья по русскому языку (2, 3, 4 класс) по теме

Чуйкина Эльвира Анатольевна

В программе по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов с непроверяемым написанием, традиционно называемых «словарными». Тема «Непроверяемые гласные и согласные в корне слова» - одна из сложных тем русского языка, поскольку  правописание словарных слов необходимо запомнить.  А как же запомнить такое огромное количество слов детям, у которых снижена прочность запоминания? 

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) русскому языку имеет некоторые особенности: фонематический слух развит слабо, речь часто с нарушениями в произношении, отличается бедностью словарного запаса и  своеобразием лексики. Для данной категории детей характерны нарушения познавательной  деятельности, обусловленные недостаточностью памяти, внимания, инертностью психических процессов, их медлительностью и пониженной переключаемостью. Эти особенности побуждают учителя на поиск более эффективных приемов, способов работы при изучении слов с непроверяемым написанием. Моя практика показывает, что используя разнообразные методы при изучении данной темы, не всегда выходит ожидаемый результат. Большое количество ошибок объясняется, во-первых, трудностями, связанными с тем, что  правописание данных слов нужно запомнить; во-вторых, не системностью повторения  этих слов при выполнении домашних заданий, в-третьих, слабая сформированность орфографической зоркости.

В связи с этим у меня возникла проблема: как организовать работу со словарными словами на уроках русского языка, чтобы она развивала орфографическую грамотность школьников. Поэтому я решила узнать  существуют ли какие-нибудь приемы и техники, позволяющие запомнить словарные слова более эффективно?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Орфографическое чтение на уроках русского языка, как основа формирования грамотного письма  слов  с непроверяемым написанием в классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VII вид)»

Актуальность темы.

В программе по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов с непроверяемым написанием, традиционно называемых «словарными». Тема «Непроверяемые гласные и согласные в корне слова» - одна из сложных тем русского языка, поскольку  правописание словарных слов необходимо запомнить.  А как же запомнить такое огромное количество слов детям, у которых снижена прочность запоминания?  

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) русскому языку имеет некоторые особенности: фонематический слух развит слабо, речь часто с нарушениями в произношении, отличается бедностью словарного запаса и  своеобразием лексики. Для данной категории детей характерны нарушения познавательной  деятельности, обусловленные недостаточностью памяти, внимания, инертностью психических процессов, их медлительностью и пониженной переключаемостью. Эти особенности побуждают учителя на поиск более эффективных приемов, способов работы при изучении слов с непроверяемым написанием. Моя практика показывает, что используя разнообразные методы при изучении данной темы, не всегда выходит ожидаемый результат. Большое количество ошибок объясняется, во-первых, трудностями, связанными с тем, что  правописание данных слов нужно запомнить; во-вторых, не системностью повторения  этих слов при выполнении домашних заданий, в-третьих, слабая сформированность орфографической зоркости.

В связи с этим у меня возникла проблема: как организовать работу со словарными словами на уроках русского языка, чтобы она развивала орфографическую грамотность школьников. Поэтому я решила узнать  существуют ли какие-нибудь приемы и техники, позволяющие запомнить словарные слова более эффективно?

В своей практике я уже использую  различные методики запоминания трудных слов с непроверяемыми буквами. Так, например,  метод ассоциативного запоминания словарных слов, стихотворные упражнения. Кроме этого, учитывая особенности детей с ОВЗ  в усвоении правил правописания (лучше развито наглядно-образное мышление), я предоставляю  обучающимся  возможность постоянного зрительного восприятия слов,  для повторения используя  карточки со словами. Большая роль отводится и средствам наглядности, игровым и занимательным моментам.

Для того  чтобы школьники  могли  успешно запоминать словарные слова, необходимо  подключать к этому виду работы зрительную, слуховую и речедвигательную память. Изучив информацию по данному вопросу,  я выяснила, что некоторые учителя в своей практике применяют методику П. С. Тоцкого, основанную  на орфографическом и орфоэпическом проговаривании. Эта методика не рассчитана на детей, которые в дошкольном возрасте имели речевые проблемы.

В моём классе (на начало реализации  проекта – сентябрь 2012г.) – 13 человек, из них один ребёнок находится на индивидуальном обучении. Из 12 обучающихся  пять человек имеют нарушения в речи, но я всё-таки решила апробировать методику П.С.Тоцкого  в своём классе. Изначально я изучила теоретически основы методики П.С.Тоцкого и выступила 21.03.2012 г.  на ВШМО учителей начальных классов с докладом «Орфографическое чтение, как основа формирования орфографической зоркости».  (Протокол №3 от 21. 03. 2012г. Тема ВШМО: «Развитие орфографической зоркости, как составной части речевых умений и навыков учащихся начальной школы».)

Главная идея методики состоит в том, что дорога к правильному письму лежит через орфографическое  чтение. Все грамматические законы можно усвоить через произношение, поэтому необходимо  обучать детей двум видам чтения: орфографическому и орфоэпическому, в котором принимает участие «речедвигательный аппарат», включен зрительный и слуховой анализатор. («Орфография без правил»  П. С. Тоцкий, Просвещение 1991). 

Многолетняя практическая деятельность позволила П.С. Тоцкому сделать вывод о том, что необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения (Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991г.). Автором разработана система тренировки орфографической зоркости.

Гипотеза:  Я предполагаю, что систематическое  орфографическое чтение позволит обучающимся с ОВЗ  лучше  запоминать словарные слова, будет способствовать  формированию навыков грамотного письма.

Целью проекта является формирование навыков грамотного письма, используя приём орфографического чтения при изучении слов  непроверяемым написанием.

Задачи:

  • создать условия  для успешного запоминания слов обучающимися;
  • выявить динамику результатов обучения по данной методике;
  • обобщить опыт и результаты обучения.

В работе со словарными словами можно выделить три основных этапа: знакомство, заучивание, усвоение. Такая  система работы со словарными словами помогает учащимся хорошо запомнить орфографию слова, узнать лексическое значение, научиться использовать слово в речи.

Подробнее остановлюсь на этапе заучивания слова.

По системе П.С.Тоцкого заучивание написания слова происходит в результате многократного орфографического прочтения этого слова. Существует несколько правил реализации данного метода:

  1. Текст (слово) должен быть доступен.
  2. Орфографическое чтение должно быть регулярным.
  3. Орфографическое чтение в классе проводится чаще всего хором.
  4. Дети должны заниматься ограниченное время - старшеклассники 15 минут, маленькие дети - 5 -10 минут.
  5. Каждое слово  нужно прочитать по 3 раза.
  6. При орфографическом чтении слово не должно распадаться на слоги, иначе оно потеряет цельность, индивидуальность и не останется в памяти движений речевого аппарата.
  7. При орфографическом чтении каждый звук в слове соответствует букве, слово должно звучать отчетливо. Необходимо проговаривать все окончания слов.  

Следует помнить, что не поддаются орфографическому чтению лишь несколько правил правописания: шипящие, дефис, заглавная буква, правописание некоторых наречий.

Реализация образовательного проекта предполагает три этапа:

  1. Подготовительный (апрель-май 2012г.)
  2. Практический (сентябрь 2012 – май  2013)
  3. Мониторинг качества обучения и обобщение результатов (сентябрь –декабрь 2013)

На первом этапе обучения орфографическому чтению второклассников  мне необходимо было научить детей читать орфографически: «читай так, как написано». На экран выводилось словарное слово, с выделенной орфограммой. Сначала это слово я прочитывала сама, а потом школьники беспрепятственно повторяли моё чтение. Для меня важным было научить детей читать также легко, как делаю это я. Этот этап длился два месяца (апрель-май 2012г), но он стал фундаментом для основной работы по обучению орфографическому чтению и запоминанию  слов с непроверяемым написанием. На  первом этапе я заметила, что орфографическое чтение  способствует отработке четкости произношения, а это очень важно, т.к.  в моём классе есть дети с тяжёлыми нарушениями речи, с нарушением слухового восприятии и слабослышащий ребёнок.

Задача второго этапа - внедрение в повседневную практику на уроках русского языка метода орфографического чтения словарных слов. Прежде чем продолжить работу, начатую во втором классе, я провела входной словарный диктант, чтобы сделать замер остаточных знаний.

Результат представлен в таблице.

Дата: 21.09.2012

Кол-во обучающихся: 12 чел

Писали диктант: 11 чел.

Учитель: Чуйкина Э.А.

Словарный диктант:  13 слов

«5»

0

Кол-во ошибок:  26

«4»

6

«3»

2

«2»

3

Для решения задачи второго этапа я составила список слов, изучаемых в третьем классе (по учебнику авт.Т.Г.Рамзаева), выделив красным цветом опасные буквы.

 В начале каждого урока русского языка (4ч. в  неделю) третьеклассники  повторяли словарные слова (исключения - уроки контроля знаний (диктанты) и  развития речи).  Этот процесс шёл по следующему алгоритму: сначала читает учитель, вслед за учителем читают школьники и одновременно следят  на экране за указкой, повторяют правильно, повторяют еще два раза. Такая работа занимает  3-4  минуты начала урока, после чего идет обычная работа по изучению программного материала. За это время третьеклассники успевали прочитать и запомнить 4-5слов (редко 6-7). На следующий день добавлялось новое слово, а первое слово из группы предыдущего дня убиралось. Нам не удавалось прочитать слов больше и это объясняется особенностями обучения детей с ОВЗ:  разная «включаемость» в процесс,  различная техника чтения, нарушение звукопроизношения и др. Очень важно добиваться от детей чёткого произношения и работы в едином темпе, а на это иногда уходит больше времени. Орфографическое чтение в классе проводится хором. Если в каком либо, слове допускается ошибка, то она становится заметна на фоне правильного звучания. И тогда слово следует повторить.

 Поскольку орфографическому чтению не поддаются имена собственные (Родина, Отечество, Москва, Кремль, Красная площадь), я ввела правило эти слова произносить с хлопком. Считаю, что данный приём способствует не только запоминанию, но и активизирует деятельность школьников, концентрирует  внимание.

Хочу отметить, что знакомство с новым словарным словом проходило согласно календарно-тематическому планированию и  в ходе определённого этапа урока, а не во время «минутки орфографического чтения».

Для выявления результативности данного проекта необходимо сформировать мониторинг качества обучения – это третий этап работы над формированием навыков грамотного письма слов с непроверяемым написанием.

На данном этапе работы орфографическое чтение можно сочетать с такими видами промежуточного контроля: вставь пропущенную букву в индивидуальной карточке, выполни рисунок к слову, составь кроссворд,  индивидуальная работа над ошибками, учитель произносит слово орфоэпически, а ученики отвечают орфографически и др.  Один раз в месяц я проводила словарный диктант.

Результаты представлены в таблицах и диаграммах.

Анализ словарных диктантов за 2012-2013 уч.год

дата проведения

Форма

анализ работы

всего

качество

обученность

Словарный диктант

5

4

3

2

21.09.2012

№1

0

6

2

3

11

0,55

0,73

02.10.2012

№2

0

4

6

2

12

0,33

0,83

07.11.2012

№3

0

4

6

2

12

0,33

0,83

10.12.2012

№4

1

4

6

0

12

0,43

0,92

07.02.2013

№5

0

6

5

1

12

0,5

0,92

05.03.2013

№6

1

5

6

0

12

0,5

1

16.04.2013

№7

1

5

5

0

11

0,55

1

06.05.2013

№ 8

1

6

5

0

12

0,58

1

27.05.2013

№ 9

2

5

5

0

12

0,58

1

По результатам, приведённым в таблице можно увидеть, что за первый диктант (21.09.2012) наибольшее количество двоек, и оценку «5» за входной словарный диктант не получил ни один ученик. К концу первого полугодия  все ученики 3 класса (ОВЗ 7 вид) получили положительные оценки. 7 февраля словарный диктант обучающиеся написали хуже предыдущего и объясняется это  в первую очередь тем, что почти две недели (зимние каникулы)  школьники не читали словарные слова орфографически, а такое чтение должно быть регулярным. В течение второго полугодия  ситуация стала стабильной: двоек за словарный диктант обучающиеся не получали, последние три диктанта три человека получали за работу оценку «5».

Из сравнительного анализа уровня качества и обученности по предметам видна положительная динамика учебных достижений и можно сделать некоторые выводы. Во-первых, обучающиеся на подготовительном этапе освоили орфографическое чтение  и концу обучения в 3 классе оно автоматизировалось. Во-вторых, неоднократное орфографическое чтение дает возможность детям с ОВЗ запомнить слово лучше. В-третьих, предлагаемая система работы со словарными словами по методике П.С. Тоцкого помогает учащимся хорошо запомнить орфографию слова. В-четвёртых, орфографическое чтение способствует более чёткому произношению и коррекции читательских навыков у детей с нарушениями речи.

Однако, при положительных результатах, достигнутых в рамках реализации проекта, нельзя сказать, что орфографическое чтение способствует сознательному усвоению изучаемого материала и прочности орфографических навыков у детей с ОВЗ. Так, например, анализируя контрольные диктанты, в которых встречаются словарные слова в другой речевой ситуации или изменённой форме,  я заметила, что в них третьеклассники допускают орфографические ошибки. Трудности в переносе знаний из одной области в другую – одна из особенностей детей с ОВЗ. Кроме того, если заучивать и регулярно читать орфографически сначала слова, затем словосочетания с этими словами, а потом и предложения (как это делал автор методики П.С.Тоцкий), то во-первых, в рамках урока эту работу проводить будет невозможным, а во-вторых, не факт что выученные словосочетания, и тем более предложения, останутся в памяти школьников, ведь нарушение памяти занимает существенное место в структуре дефекта у детей с задержкой психического развития.

Тем не менее, я считаю, что использование орфографического чтения для формирования навыков грамотного письма слов с непроверяемым написанием в классах ОВЗ необходимо. Положительная  оценка за словарный диктант даёт школьнику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.


Ресурсы:

  • Тоцкий П.С. Орфография без правил. – М.: Просвещение, 1991
  • Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. М., 1996.
  • «Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, природоведение) Составитель-С.Г.Шевченко (М: Дрофа 2002)
  • http://festival.1september.ru/articles/632991/   Липунова Галина Николаевна, Щепина Марина Ивановна «Особенности обучения детей с задержкой психического развития по коррекционной программе в общеобразовательном учреждении»
  • http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met28/node3.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование приёмов работы на уроках русского языка в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями как условие повышения грамотности учащихся.

Совершенствование приёмов работы  на уроках русского языка в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями как условие повышения грамотности учащихся....

Рабочая программа индивидуальных занятий по формированию навыков устной коммуникации «Коррекция нарушения звукопроизношения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития)»

Цель программы: организация коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации  в учебной деятельности; устранить недостатки устн...

Адаптированная программа по русскому языку в 4 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Адаптированная программа по русскому языку в 4 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе основополагающих документов современного российского образовани...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Гаджимурзаевой Гульжанат Шамиловны, МАТЕМАТИКА 7 класс, для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья на дому

Содержание  Пояснительная записка.Характеристика учебного предмета.Место учебного предмета в учебном плане.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.Содержание учебного п...

Орфографические рифмовки на уроках русского языка как средство формирования грамотного письма

В данных  методических рекомендациях рассматривается роль использования орфографических рифмовок на уроках русского языка в начальной школе. Данным опытом могут воспользоваться как учителя началь...