Описание картины В.Васнецова "Алёнушка".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

 Одной  из основных задач учебного предмета "Развитие речи" в школе I вида является развитие самостоятельной устной монологической и диалогической речи, формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях,  умение правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания.

Коррекционная направленность урока "Развитие речи" обусловлена особенностями контингента неслышащих обучающихся (минимальный объём знаний, нарушение всех аспектов устной речи, искажение звукового состава слов, нарушение грамматических связей между словами. в виду ограниченности словарного запаса, затруднено понимание смысла предложений и высказываний.) Замедленный темп речи сказывается на развитии форм мышления ребёнка.

На примере данного урока можно сделать вывод как формируется потребность в речи у детей с нарушением слуха, обеспечивается и планируется  мотивация высказывания. неслышащие учащиеся одновременно овладевают лексикой, грамматикой, фонетикой, орфографией языка в условиях пользования речью как средством общения.

Разработка урока полезна и и нтересна для молодых и малоопытных педагогов коррекционной школы I вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат №31 Невского района Санкт-Петербурга

Конспект урока по развитию речи

 3 класс (I вид)

Тема: «Описание картины В.Васнецова  Алёнушка».

Составитель: Мирошниченко О.Н.

Санкт-Петербург

2014-2015 учебный год

Конспект урока  по русскому языку (развитие речи)

3 класс – 1 вид.

Тема: Описание картины В.Васнецова «Алёнушка».

Цель: Развивать устную речь учащихся при описании картины.

Задачи:

Образовательные:

-закрепить навык описания картины по плану

-расширить кругозор и  активный словарь учащихся

-закрепить умение задавать вопросы товарищам самостоятельно и с опорой на речевую конструкцию.

Воспитательные:

-воспитывать читательский интерес у учащихся

-воспитывать интерес к эстетическому восприятию картин

-развивать эмоционально-волевую сферу  учащихся.

Коррекционные:

-развивать  монологическую и диалогическую формы речи

-развивать внимание, мышление, творческое воображение

-развивать речевой слух

- развивать умение осознанно  и  грамотно строить речевые высказывания.

Планируемые результаты

Предметные:

Межпредметные связи:  с уроком  математики, литературного чтения.

-уметь составлять описание картины по плану, использовать в активной речи новые слова и выражения

-уметь при описании картины использовать слова синонимы

-уметь  рассказать какая сказка взята за основу при написании картины.

Метапредметные:

-уметь выразить своё отношение к «Алёнушке»

-уметь самостоятельно или с опорой на речевую конструкцию задавать вопросы товарищам и учителю.

Личностные:

- давать оценку деятельности на уроке (своей и товарищей)

- давать самооценку своему произношению и внятности речи

-пользоваться на уроке навыками сотрудничества с товарищами и взрослыми

-стараться поддерживать беседу на уроке  самостоятельно или с помощью учителя.

Тип урока. Урок отработки умений и рефлексии.

Развивающая среда:

Картина Васнецова «Алёнушка», таблички с речевым материалом, словарь ,  учебники по развитию речи, презентация с краткой биографией художника, сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», образцы  речевых высказываний на доске.

 Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Примечания

1.Мотива-ция позна-

вательной  деятельнос-ти.

Актуализа-ция необхо-димых зна-ний.

физминутка

Организа-ция познава-тельной

деятельнос-ти

Подведение итогов. Реф-лексия.

+Здравствуйте, ребята.

-Здравствуйте, Ольга Никитична.

+У тебя работают аппараты,   Ойбек, Илья?

-Да, у меня работают аппараты.

+ Илья, узнай у Никиты у него работают аппараты?

-Никита, у тебя работают аппараты?

-Да, у меня работают аппараты.

+ Кто сегодня дежурный, Ойбек?

- Я сегодня дежурный.

-… сегодня дежурный.

+…, попроси ребят стараться говорить внятно, слушать внимательно, работать вдумчиво, активно.

-Ребята, старайтесь говорить внятно, слушать внимательно, работать вдумчиво, активно.

-Я буду стараться говорить внятно, слушать внимательно, работать вдумчиво, активно.

+Какой звук под контролем?

-Под контролем звук Щ.

+Будем говорить слоги.

-Будем говорить слоги.

-ща-аща-ащ

-ще-аще-ещ

-щу-ащу-ущ

+Будем говорить слова

-Будем говорить слова

- щавель, щегол, щука, плащ, щёки, ящерица.

+Будем говорить предложение слитно.

-Будем говорить предложение слитно.

 У Алёнушки  рыжие, вьющиеся волосы, растрепаны.

+ Попроси ребят сесть тихо, …

-Ребята, сядьте на своё место тихо.

-Я сел на своё место тихо.

-Я сел на своё место тихо и положил руки на парту.

+Узнай , что мы будем делать на уроке?, … .

-Ольга Никитична, скажите, что мы будем делать на уроке?

Мы будем беседовать,  ещё раз рассматривать картину , составлять описание  картины «Алёнушка».

-Повторение и фронтальное чтение таблички.

+Как вы думаете, какая тема урока?

- Я думаю тема урока…

-Я не знаю , скажите, пожалуйста.

+Открывается табличка дети читают тему урока, после предварительных предположений и высказываний.

+Будем беседовать.

-Будем беседовать

Беседа по презентации

+Что это?

-Это фотография.

+Кто изображён на фотографии?

-На фотографии изображён художник Виктор Михайлович Васнецов

+Узнай у товарища даты жизни художника…

- Васнецов родился в 1848 году.

- Художник Васнецов умер в 1926 году.

+Рассмотри фотографию. Узнай у товарища, где родился Васнецов?

-Васнецов родился в селе, в семье сельского священника.

+Кто это? Спроси у товарища, какая тема картин Васнецова?

-Тема картин Васнецова сказки (русские народные сказки).

+ Какие картины написал художник Виктор Васнецов?

-Художник написал картины: Иван царевич и серый волк, Три богатыря, Алёнушка.

+ Скажи, к какой сказке обратился художник при написании картины «Алёнушка»?

- При написании картины «Алёнушка» художник обратился к  русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

+ Будем рассматривать картину «Алёнушка».

- Будем рассматривать картину «Алёнушка».

+Откройте учебник на странице  66.

- Я открыл учебник на странице 66.

+ Рассмотрите картину.

-Я рассмотрел картину.

+ Что это ?

-Это план.

+Будем составлять описание  картины  по плану.

-Будем составлять описание картины по плану по плану.

-выполнение физ.мин. текст прилагается.

План.

1.Автор и название картины.

2.Что изображено на картине, кто изображён.

3.Описание Алёнушки.

(поза, лицо, волосы, одежда).

4.Описание леса.

5.Описание пруда.

6.Какие чувства вызывает картина.

-выполнение физ.мин.  Слайд №14

+Прочитайте первый пункт плана второй, третий, четвёртый, пятый, шестой.

- Дети читают пункты плана  и составляют описание картины с опорой

+Какие чувства вызывает картина?

-Картина вызывает чувство печали, горя, тоски, грусти.

+ Какие краски использует художник, чтобы добиться настроения грусти и печали?

-Чтобы добиться настроения грусти и печали художник использует тёмные, холодные краски.

+ Что мы делали на уроке?...

-На уроке мы …

+Что мы делали?

-Мы беседовали, рассматривали картину, составляли описание  картины «Алёнушка». Табличка

Послушай домашнее задание.

Табличка Описать картину  «Алёнушка»  по плану.

+Узнай, как ты работал на уроке …?

-Ольга Никитична, скажите, как я работал на уроке?

+ Ты работал хорошо. Беседовал, рассматривал картину,  составлял описание  картины, отвечал на вопросы. 

- Я работал хорошо, беседовал, рассматривал картину, отвечал на вопросы составлял описание картины.

-Скажите, пожалуйста, какая у меня оценка?

+ У тебя оценка …

-У меня оценка …

+ Оценивание всех учащихся.

+ Дежурный собери учебники и положи на полку.

-Я собрал учебники  и положил на полку.

- Можно идти на перемену?

+Можно.

------------- - использование экрана

Слайд №9

табличка

слайд №8

Слад №1

табличка

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4,5,6

Картина на доске и в учебнике.

табличка

Словарь по описанию картины в табличках на доске.

План на доске.

Словарь на доске. Грустное, задумчивое, печальное, большие чёрные глаза, худые руки, рыжие волосы, вьющиеся волосы упали с плеч, растрёпаны, босые ноги, старая , рваная одежда.

Слайд №11

Слайд №10

Если дети самостоятельно не смогут подвести итог, дается образец за экраном, если образец не воспринимается дается табличка и фронтальное чтение таблички.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме: «Описание картины «Зимний день»

Конспект логопедического занятия с учащимися 3-х классов по теме :«Описание картины «Зимний день»...

Описание картины Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица»

презентация к уроку русского языка 2 класс УМК Школа России...

Сочинение-описание картины М.Врубеля "Царевна лебедь"

Урок развития речи. Сочинение-описание картины "Царевна лебедь", 4 класс "Планета знаний"...

Урок по развитию речи. Описание картины Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты и птица»

проверить орфографические навыки; развивать интерес к произведениям живописи, наблюдательность, умение описывать картины; развивать навыки монологической речи; дать понятие о натюрморте...

Презентация к уроку "Описание картины В.Серова "Девочка с персиками"

Презентация к уроку русского языка "Описание картины В.Серова "Девочка с персиками"...

конспект урока "Сочинение - описание картины И.И. Левитана "Март" 4 класс русский язык

Конспект урока "Сочинение- описание по картине И.И. Левитан "Март" 4 класс русский язык. В конкпекте представлен материал , который поможет провести урок - подготовить учащихся к написанию сочинения....

Презентация у уроку русского языка по теме: Сочинение-описание картины А.А.Рылова "В голубом просторе" 3 класс

Презентация знакомит с творчеством живописца Рылова А.А. Здесь даны репродукция картины, этапы урока, план....