«Правописание -тся и -ться в глаголах»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тип урока: урок изучения нового материала в 4классе. Цель: познакомить учащихся с правописанием ться и тся в глаголах Задачи Обучающие: • научить правильно, обозначать орфограмму в глаголах; • расширить лексический запас учащихся. Развивающие: • развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать; • развивать орфографическую зоркость и умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей. Воспитывающие: • поддержать интерес к урокам русского языка; • воспитывать чувство коллективизма при групповой работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_tsya_i_tsya_v_glagolah.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Тогульская основная общеобразовательная школа»

«Правописание  - тся и  - ться в глаголах»

в 4 классе

Подготовила и провела:

Чепель Ольга Алексеевна,

учитель начальных классов

с. Тогул, 2015 г

Тема урока «Правописание -тся и -ться в глаголах»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: познакомить учащихся с правописанием ться и тся в глаголах

Задачи

Обучающие:

  • научить правильно, обозначать орфограмму в глаголах;
  • расширить лексический запас учащихся.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать;
  • развивать орфографическую зоркость и умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей.

Воспитывающие:

  • поддержать интерес к урокам русского языка;
  • воспитывать чувство коллективизма при групповой работе.

Планируемые результаты:

Личностные

- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

Познавательные

Общеучебные: искать и выделять необходимую информацию; осознанно и произвольно строить  речевое высказывание; контролировать  и оценивать процесс и результат действия;

- постановка и формирование проблем, умение производить простые логические действия (анализ, синтез).

Коммуникативные

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме, отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Регулятивные

-ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

- планировать в сотрудничестве с одноклассниками свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, задачами;

- действовать согласно составленному плану;

- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;

- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Предметные результаты:

Учащиеся познакомятся с правилом написания ться и тся и научатся его применять.

Оборудование:

Интерактивная доска, программное обеспечение SMART Notebook 2010

Ход урока

1. Оргмомент.

На нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуем их кивком головы.

Я желаю вам успехов в изучении нового материала.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу успеха, так как работать мы сегодня будем в парах.

Открыли тетради, записали число и классная работа.

2. Актуализация ранее полученных знаний.

Послушайте внимательно и назовите часть речи.

Что без меня предметы лишь названья,

А я приду - всё в действие придёт

Летит ракета, люди строят зданья,

Цветут сады, и хлеб в полях растет.

- Что за часть речи приводит все в движенье? (глагол)

Итак, ребята, давайте вспомним, что мы знаем о глаголе?

- Укажите грамматические признаки глагола (вид, время, наклонения /делаю, делал бы, делай/  лица; числа; род).

- На какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида  СОВЕРШ: что сделать? Что сделал? Что сделает?; НЕСОВЕРШ: что делать? Что делал? Что делает? Что будет делать?

-  Какую форму могут иметь глаголы? (начальную и личную форму глагола)

1 –й СЛАЙД:     РАБОТА по интер доске: Соотнеси лицо и число глагола.

1-е лицо, ед.ч

Решаю

1-е лицо, мн.ч

Пишем

2-е лицо, ед.ч

Несёшь

2-е лицо, мн.ч

Рисуете

3-е лицо, ед.ч

Работает

3-е лицо,мн.ч

Убирают

3. Сообщение темы урока и постановка цели.

- Вспомните, какие правила написания глаголов вы знаете? (Не с глаголами, написание  глаголов с приставками,  во всех глаголах после шипящих пишется Ь  знак).

- Итак, ребята, сегодня нам предстоит узнать еще одно правило написания глаголов. Но для этого надо быть очень внимательными

- Послушайте слова:

Учи/ться, у/чится, ученица, синица, тру/дится, трудиться, улица, искупаться, искупаются.

Что интересно вы услышали во всех этих словах? (В конце слов слышится [ца]).

-   А теперь посмотрите, как эти слова пишутся. (2слайд)

- Что вы заметили при написании слов? (В одних словах пишется ца, в других тся, ться).

-  Прочитайте слова, в которых пишется и слышится ца? (Ученица, синица, улица). Какой частью речи они являются? (Имена существительные).

-  Существуют ли проблема их написания, если слышим ца и пишем ца. (НЕТ)

- Ребята, а какой частью речи являются другие слова? (глаголы)

- Что произносим, а пишем в глаголах? (Произносим ца, а пишем тся или ться).

-  Существует ли проблема в написании тся и ться? (ДА)

-  Это орфограмма, опасное место написания. Сформулируйте тему нашего урока. (Написание тся и ться в глаголах).

3 –й СЛАЙД: Правописание после ться и тся в глаголах.

– Какова же цель нашего урока?
Узнать,  как правильно писать глаголы на ться и тся.

– Что будем развивать?
Будем развивать внимание и орфографическую зоркость.

Что будем объяснить?
Написание глаголов с ться и тся.

–Что будем контролировать?
Свои ответы и ответы товарищей

- Итак, ребята, начнем наше маленькое исследование, почему в одних глаголах пишется ться, а в других тся.

4.Решение проблемной ситуации.

(4- й СЛАЙД) Я предлагаю глаголы распределить в 2 группы. Докажите, почему вы так думаете? (В одних тся, в других ться), (4 слайд: открывается шторка ться, тся)

-  Прочитаем 1 глагол, поставим вопрос, определим форму и запишем в нужный столбик, (открывается шторка)

ться

тся

нагибаться

держатся

улыбнуться

кусаются

5. Работа в парах.

- Попробуйте сформулировать правило, когда в глаголах пишется ться?

(В начальной форме, если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать?)

- Сформируйте правило, когда в глаголах пишется тся? (Если глаголы стоят в личной форме 3лица ед. числа и 3л. мн. ч.)

3. Работа по учебнику (с. 114)

- Откроем учебник стр. 114 урок 45 и проверим по учебнику наши предположения.

Прочитаем правило. Когда надо писать - ться, а когда - тся?

6. Физкультминутка

  1. Сядьте на стул, закройте глаза, расслабьте мышцы лица, свободно, без напряжения откиньтесь на спинку стула, положите руки на бёдра (10-15 с).
  2. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо.

7. Включение в систему знаний.

Для того, что бы правильно выполнить следующее задание, рассмотрим алгоритм-порядок выполнения действий. Как поступать, чтобы правильно написать слова на ца.

1) Составление алгоритма (5 –й СЛАЙД).

Определим часть речи, если это:

Существительное, то определяем склонение 1, 2 – ь не пишем; 3 скл. – ь пишем.

Краткое прилагательное, то ь знак не пишется.

Глагол, то ь знак пишется во всех формах

2) Работа в парах стр. 115 упр.1. Взаимопроверка.

-  Поработаем в парах, выполним упр. 1 стр. 115. (у меня сделано в учебнике).

-Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего товарища.

3) Самостоятельная рабта, (упр.2).

Упражнение 2 проверить по эталону, т.е. сравнить по интерактивной доске.

Красная девица, любит учиться, нужно торопиться спутница, удивляется, удивляться, красавица,  синица, улыбается, улыбаться, больница, случается, может случиться, давно готовится, начинает готовиться.

-  Встаньте те, кто 2 упражнение сделал без ошибок. Молодцы, ребята, садитесь.

8. Карточка  задание: 6-й СЛАЙД:

Прочитайте пословицы. Запишим в первый столбик глаголы на ться, во второй на тся.

1) Волков боят..ся в лес не ходить.

2) Дело мастера боит.-.ся.

3) Слухом земля полнит.-.ся.

4) Как аукнет.-.ся, так и откликнет.-.ся

5) Будешь трудит..ся, будет у тебя и хлеб и молоко водит..ся.

6) Хорошо тому смеят..ся, кто на сухом берегу.

(6 –й СЛАЙД).  Проверка задания по карточке, используя «вихри»

9. Комментированное письмо у доски (7-й СЛАЙД)

Ребята, послушайте пословицу и скажите,  как вы понимаете её смысл? Обсудите в парах.                                                (Если человек трус, его все пугает).

               Пуганая ворона и куста боится.

Учитель: Запишем у доски с комментированием.

-разберем по членам предложения

- укажем части речи.

(пуганаяприл    воронасущ  и  кустасущ   боитсягл)

10. Итог урока. Рефлексия.

Пришло время подвести итоги нашей работы.

Продолжите предложение „Сегодня на уроке мы ….“ и обсудите ответ в парах. (Научились писать тся, ться в глаголах, повторили сведения о глаголе)…

- Сегодня мы говорили, слушали, читали, писали.

А это значит, что каждый из вас хоть чуточку стал лучше знать русский язык.

Завтра мы продолжим разговор на тему «Правописание ться и тся в глаголах».

11. Д/з стр. 116. Упр. 4, правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 4 классе. Тема: «Правописание –тся и –ться в глаголах».

Разработка урока русского языка в 4 классе. Тема урока:«Правописание –тся  и –ться в глаголах».Программа "Школа России"...

Правописание -тся и ться у глаголов. УМК "Начальная школа 21в".

Знакомство с  алгоритмом написания -ться и -тся. Отработка навыка системой упражнений....

План-конспект урока по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах."

План-конспект урока по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах."Цель урока: Сформировать новые знания, умения и навыки по теме: «Правописание -тся и -ться в глаголах».Задачи:обуча...

Презентация к уроку русского языка 4 класс "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Презентация к уроку русского 4 класс "Правописание -тся и -ться в глаголах"...

Правописание тся и ться в глаголах

Правописание тся и ться в глаголах...

Урок русского языка в 3 классе "Правило правописания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах"

Урок построен с использованием инструментов ТРИЗ-  технологии....