Урок русского языка в 1-м классе (ПНШ) на тему: "Двойная роль (работа) букв е, ё, ю, я"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Распутина Наталья Васильевна

Урок русского языка в 1-м классе (ПНШ) на тему: "Двойная роль (работа) букв е, ё, ю, я" разработан согласно ФГОС. В конспекте урока прописаны реализуемые на уроке УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r_yaz_-_dvoynaya_rol_rabota_bukv_e_yo_yu_ya.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

учителя начальных классов

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 2»

Распутиной Натальи Васильевны

Программа: Перспективная начальная школа.

Класс: 1

Раздел: Загадка звука [й,] и буквы й.

Тема: Двойная роль (работа) букв е, ё, ю, я.

Форма проведения: урок повторения и закрепления.

Цель:  Закрепление знаний о звуке [й,]

Задачи:

  1. Закреплять знания двойной роли  букв е, ё, ю, я.
  2. Продолжать формировать умение выполнять звуко-буквенный разбор слова.
  3. Продолжать работу над правилами письма, посадки, организации рабочего пространства.

УУД:

ЛичностныеУУД:

  1. оказание интеллектуальной помощи героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.

Познавательные УУД:

  1. умение применять правила и пользоваться инструкциями;
  2. умение ставить, формулировать и решать проблемы;
  3. применение и представление информации;
  4. умение проводить сравнение вариантов ответов для выбора правильного;

Регулятивные УУД:

  1. умение следовать точной инструкции учителя и условным обозначениям учебника и тетради;
  2. умение осуществлять контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности;

Коммуникативные УУД:

  1. умение слушать и вступать в диалог, высказывать свою точку зрения;
  2. умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
  3. умение обосновывать собственное мнение и позицию;
  4. умение адекватно учитывать позицию собеседника.

План урока: 

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Основная часть урока – 42 мин.
  1. Чистописание – 5 мин.
  2. Подведение к теме урока, определение цели и задач урока – 5 мин.
  3. Работа с учебником – 3 мин.
  4. Работа в тетради – 3 мин.
  5. Работа в печатной тетради – 17 мин.
  1. Работа со словарным словом – 2 мин.

физминутка

  1. Работа с заданием 1, 2, 3 стр. 25 – 26 – 12 мин.
  2. Стихотворение Андрея Усачева – 3 мин.
  1. Работа в группе – 3 мин.
  2. Работа в тетради – 3 мин.
  3. Звуко-буквенный разбор слова – 3 мин.
  1. Заключительная часть урока – 2 мин.
  1. Подведение итога – 1 мин.
  2. Домашнее задание – 1 мин.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Записи на доске

Записи в тетради

1.Организационный момент – 1 мин. РУУД 2

- Здравствуйте садитесь. Открываем тетради, записываем число.

- Сколько строчек отступаем от предыдущего урока?

А если есть запись учителя?

- две строки

- одну строчку

2.Основная часть урока – 42 мин.

2.1. Чистописание – 5 мин. ПУУД 4, РУУД 2

- Сегодня мы пропишем заглавные буквы,

1.которые имеют «верхний горизонтальный элемент». Назовите их.

2. которые имеют «петельный элемент». Назовите их.

3. которые имеет элемент «полуовал». Назовите их.

- выпишите из текста только собственные имена. (Меня зовут Марина. Папу зовут Олег Иванович. Когда я стану большой, меня будут звать Мариной Олеговной.)

отвечают и записывают в тетрадь

Т П Г Р Б

К Н Д Ю В Б

У Ф З  Э В Б

Марина, Олег Иванович, Марина Олеговна

Т П Г Р Б

К Н Д Ю В Б

У Ф З  Э В Б

Марина, Олег Иванович, Марина Олеговна

2.2 Подведение к теме урока, определение цели и задач урока – 5 мин. ПУУД 1,2, 4 РУУД 2 КУУД1,4

- Никита и Миша выйдите к доске и распределите слова на синих карточках по столбикам. Опирайтесь на то, на каком месте слова вы слышите звук [й,] Остальные сделайте то же самое, только на местах в парах.

Сильный, хоккей, йогурт, шайба, линейка, йод.

-  А сейчас Даша и Коля, выходите вы и распределите слова на желтых карточках, но по какому принципу – подумайте сами (Яна, ёж, ель, милая, красивая, семья, копьё)

- Как вы думаете, о каком звуке мы будем сегодня говорить?

- О какой его роли?

- А какой он, звук [й,]? Дайте характеристику.

-Поставьте для себя задачу на сегодняшний урок.

Никита и Миша выходят к доске и выполняют задание. Остальные выполняют на местах в парах, проверяют.

Даша и Коля работают у доски, остальные в парах на местах, затем проверяют.

- О звуке [й,]

- о помощи гласным е, ё , ю, я.

- согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.

Закрепить знания о звуке [й,], о его помощи буквам е, ё, ю, я в начале слова, после гласного звука и после Ь.

1йогурт, йод.

2 шайба, линейка

3 сильный, хоккей

1 Яна, ёж, ель,

2 милая, красивая,

3 семья, копьё

2.3. Работа с учебником – 3 мин. ЛУУД1, ПУУД1,3 КУУД3

-  Открываем учебник стр.38.

Чтение интриги.

Разбор имен: Люда и Юра.

Работа с алфавитным столбиком.

Разбор собственных имён Вяльцева Яна, Ерин Петя.

 - мы с вами проговорили несколько случаев, когда слышим, что [й,] помогает гласным. Давайте повторим, когда так бывает: гласные е, ё, ю, я обозначают 2 звука.

1.когда стоит вначале слова,

2.когда стоит после гласного звука,

3.когда стоит после мягкого знака.

Закройте учебник.

Открывают учебник.

2.4.Работа в тетради – 3 мин. РУУД1

Запишите своё имя. Подчеркните первую букву, запишите, какой звук она обозначает.

Пишут имена, подчеркивают 1 букву, пишут звук.

Например:

Анна ([а], Дарья ([д]), Николай ([н`]), Максим ([м]).

2.5.Работа в печатной тетради – 17 мин.

2.5.1.Работа со словарным словом – 2 мин. РУУД2, КУУД1, ПУУД1

Слово «дежурный»

ПТ, с 23.

- кто такой дежурный? (выполняющий в порядке очереди, какие-то обязанности)

- как запомнить букву «е»? (фразой – дежурный держит мел)

Обведите все 3 буквы цветным карандашом.

- пропишите 2 строчки нового слова.

-Вспомните, как нужно сидеть за партой при письме.

Выполняют задания в тетради.

Карточка «дежурный»

Прописывают слово, подчеркивают букву, ставят ударение.

2.5.2.Работа с заданиями 1, 2 ,3 в ПТ стр. 25-26 – 12 мин. ПУУД1,2, 3 РУУД 2,  

ПТ, стр. 25 упр.1 (в стихотворении подчеркни слова с буквой Я. Выпиши те из них, в которых буква Я обозначает 2 звука.)

- прочитайте самостоятельно вслух задание.

- Сколько в задании маленьких заданий. (2)

- берем в руки карандаш – подчеркиваем (яхта, яблоки, ящиках, якам, ягуар)

Прочитайте следующее задание - упр. 2. (Прочитайте следующие стихотворные строчки. Над буквами Е Ё Ю в квадратных скобках запишите звуки, которые они обозначают.)

Прочитайте следующее задание – упр. 3. (Читай стихотворение. Над подчеркнутыми буквами запиши звуки, которые они обозначают.)

Выполняют задания в тетради, отвечают на вопросы задания.

2.5.3.Стихотворение Андрея Усачева – 3 мин.

А вот это стихотворение Андрея Усачева полностью (учитель раздает распечатанный текст каждому ученику)

«Секрет шести букв»

Вам уже знаком секрет:

Буква есть, а звука нет.

Если алфавит прочесть,

Букв таких найдете шесть:

Это, ясно вам и так:

Мягкий знак и Твердый знак.

Я, ребята, признаю:

Нет такого звука: Ю.

Ю=Й+У

И, открытье, не моё,

То, что нету звука: Ё

Ё= Й+О

Заодно, скажу, друзья,

Также нет и звука: Я

Я= Й+А

И, прошу поверить мне,

Нет на свете звука: Е

Е=Й+Э

О писателе: писал сценарии и песни для детского многосерийного художественного фильма «Дракоша и компания».

Дети читают текст вместе с учителем.

Дети слушают учителя.

2.6.Работа в группе – 3 мин. ПУУД2, 3, РУУД2 КУУД1

- в группе составьте распространенное предложение, чтобы в нем было собственное имя, предмет, действие, признак, помощник, неглавный предмет.

Объединяются в группы, работают, по готовности поднимают руки.

2.7.Работа в тетради – 3 мин. ПУУД 3

Запись 1 предложения на доску, остальные в тетради.

1 ученик записывает у доски, остальные в тетрадях.

Например:

Катя поставила на окно красивый цветок.

2.8. Звуко-буквенный разбор слова – 3 мин. ПУУД1 РУУД 1

Давайте разберем слова «ель»

1 ученик записывает у доски, остальные в тетрадях.

Ель – 1 согл.,2 гласн., 2 слога.

е [й`] – согл., зв. непарн., мягк. непарн.

[э] – глас., удар.

л [л`] – согл., зв. непарн., мягк. парн. ([л])

ь [-]

3б., 3 зв.

3.Заключительный этап – 2 мин.

3.1.Подведение итога - 1 мин. ПУУД 2 КУУД 3

-  о чем говорили на уроке?

- какую ставили задачу?

- удалось ее выполнить? (почему не удалось?)

  1. Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическая разработка Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".Цель: умение  ставить  ударение, опираясь на смысл слов.Задачи урока...

План-конспект открытого урока русского языка во 2 А классе по теме "Предлог. Роль предлогов в нашей речи"

План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал  занятия. Здесь и занимательный, познавательный  материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах....

Урок русского языка в 1-м классе по теме "Буквы е, ё, ю, я в начале слова" (УМК "Перспективная начальная школа")

Урок русского языка по теме «Буквы е, ё, ю, я в начале слова» в первом классе по УМК «Перспективная начальная школа» проводится в конце учебного года. Содержание учебного материала на уроке не являетс...

Урок русского языка во 2-ом классе по теме «Заглавная буква в именах (обобщение)».

    Закрепление умения употреблять заглавную букву при написании имен;       вызвать эмоциональное стремление к поисковой, исследовательской работе над происх...

Урок русского языка в 1-м классе "Упражнение в написании слов с изученными буквами"

Урок предназначен для закрепления знаний и умений по изученным орфографическим правилам, формирования умения в правописании слов с сочетанием жи, учит правильному чтению слов с данным сочетанием...