Урок русского языка в 3 классе по программе «Школа России» Тема: Упражнение в определении рода имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Коровянская Ольга Ивановна

Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок-тренинг. Система Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_fgos_russk_3_kl.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе по программе «Школа России»

Тема: Упражнение в определении рода  имён существительных

Тип урока: обобщение изученного материала.

Форма урока: урок-тренинг

Цель: создание условий для организации деятельности учащихся по формированию умений определять род имен существительных.

Задачи: Предметные – содействовать совершенствованию умения изменять существительные по числам, распознавать род; способствовать совершенствованию графического навыка и каллиграфического почерка; продолжать работу по развитию орфографической зоркости учащихся.

Метапредметные-

Регулятивные УУД:  проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
Познавательные УУД: учить определять род имён существительных, находить неизменяющееся слова по числам,    развивать творческое мышление. 
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст;
Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Оборудование: карточки для индивидуальной работы и работы в парах, презентация, карточки для рефлексии «Лесенка успеха»

Ход урока.

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

-Сегодня на уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка.

2. Актуализация знаний. Запись числа.

-Откройте тетради и запишите число.

Подумайте, какую букву  нужно поставить вместо вопросительного знака. Обоснуйте свой ответ.

З…ма – ?                 Сн…гирь- п                       с…сна- д                  за…ц – з

 (Снегирь – это птица, поэтому стоит буква п, сосна – это дерево , поэтому стоит буква д, заяц- это зверь, поэтому стоит буква з, а зима – это время года- поэтому вместо знака вопроса должна стоять буква в)

-Ребята, а какие задания вы бы придумали для работы с этими словами? (вставить пропущенные буквы, разделить на слоги, посчитать количество букв и звуков, разделить на группы и т. д.)

-Напишите слова, вставьте пропущенные буквы и устно объясните свой выбор.

Проверка

-Итак, какие буквы вы вставили на месте пропусков?

Проверь! Зима- зимы, зимний; снегирь – снег, заяц; сосна- сосны.

-Какая орфограмма встречается во всех этих словах? (безударная гласная в корне слова)

-Какое слово лишнее? Почему? (заяц- словарное, безударная гласная, не проверяемая ударением)

-Чем похожи все слова? (это имена существительные)

3.Физкультминутка. Игра «Да – нет»

-Теперь посмотрим, насколько глубоки ваши познания по теме «Имя существительное»

-Предлагаю поиграть в игру «Да – нет». Если вы согласны с утверждением, то поднимаете голову и смотрите на меня широко раскрыв глазки. Если не согласны, то опускаете голову на руки.

-Итак, положите руки на парту, опустите голову на руки.

Имя существительное – это часть речи? (да)

Имена существительные отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (нет)

Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? ( да)

Имена существительные обозначают действие предмета? (нет)

Имена существительные обозначают предмет? ( да)

-Придумайте свой вопрос к игре.

4.Сообщение темы урока.

- Прочитайте слова. Яблоко, слива, персик, груши.

—  Назовите эти понятия одним словом. (Фрукты.)

—  Определите род имён существительных. У какого слова вы не смогли определить род? (Груши.) 

—  Почему? (Оно стоит во множественном числе.)

-  Предложите свои способы определения рода этого имени существительного.

-  Сформулируйте тему урока.(Имя существительное. Род имён существительных.)

Да сегодня мы продолжим работу над именем существительным, будем определять род.

2.Работа по теме урока.

Игра «Ассоциации»

-Ребята, вы сказали, что зима это время года. Правда, это замечательное время года уже подходит к концу. Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом «зима»?

(дети называют)

-Вы наверняка все любите зимние забавы: катание с горки, игру в снежки …

-Внимание, а мы сейчас будем лепить снеговика, да не простого, а раз мы на уроке русского языка, то будем лепить его из слов – имён существительных.

Внимание! Работаем в паре, помогаем друг другу лепить снеговика.

1 ряд лепит к нашему снеговику основание, самый большой ком, т.е.  придумывает слова на тему «Зима» мужского рода. Запишите их в строчку через запятую.( снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год,

2 ряд лепит к нашему снеговику 2 ком, чуть поменьше, т.е.  придумывает слова на тему «Зима» женского рода. Запишите их в строчку через запятую.(метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка,

3 ряд лепит к нашему снеговику 3 ком, самый маленький, т.е.  придумывает слова на тему «Зима» среднего рода. Запишите их в строчку через запятую. (солнце, небо, облако,

Проверка.

-Какие слова мужского рода придумали ребята 1 ряда?  (снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год, )

-Какие слова женского рода придумали ребята 2 ряда?  (метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка,)

-Какие слова среднего рода придумали ребята 3 ряда?  солнце, небо, облако, веселье. волшебство)

-Вот какой замечательный снеговик у нас получился!

6. Зрительная физминутка.

 Зрительная физминутка «Снеговик»

-Сейчас пусть ваши глазки отдохнут. Внимательно следите за передвижением объектов на экране.

Обобщение.

-Какого же рода бывают имена существительные? ( имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода)

-Как определить род имён существительных? ( если к имени существительному можно поставить слова он, мой, то это имя существительное мужского рода.

если к имени существительному можно поставить слова она, моя, то это имя существительное женского рода.

если к имени существительному можно поставить слова оно, моё, то это имя существительное среднего рода.

-А как определить род имён существительных во множественном числе? ( нужно поставить его в единственное число)

Упр. 45 стр.27. Прочитайте и объясните а паре когда так говорят. Спишите, укажите род имен существительных.

Взаимопроверка. Вывод: Как определить род?

Ответы детей. Сверимся с совой. Стр. 28 прочитаем правило хором.

3.Физминутка «Как живёшь?»

                                          4.Игра «Снежки»

. Игра «Брось снежок»

-Вы любите играть в снежки? Давайте поиграем!

- «Бросьте» снежок в слово с ошибкой.

-Возьмите индивидуальные карточки со стола. Они лежат в центре вашего стола.

-Спишите слова в строчку через запятую, исправив ошибки. Место, куда попадёт снежок, выделите зелёным цветом.

На индивидуальных карточках слова: польто, малина, морковь, кравать, аллея, учиник, обед, копуста, бирёза, лапата.

Проверка

-Прочтём слова, в которые попал снежок по порядку ( учитель у доски прикрепляет карточку с правильной буквой)

Пальто, кровать, ученик, капуста, берёза, лопата

-В какие слова снежок не попал? ( малина, морковь, аллея, обед)

-Что это за слова? Чем они похожи? ( словарные слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова; имена существительные)

-Устно определите род у них ( по цепочке)

-Внимательно посмотрите на слова. Здесь есть слово, которое употребляется только в форме единственного числа. Какое это слово? ( пальто)

5.Игра на внимание.

Слово пальто.

–Что вы можете о нём сказать? (имя существительное, среднего рода, единственного числа, неодушевлённое, нарицательное, трёхсложное, словарное)

Слово «пальто» не изменяется. Это имя существительное среднего рода имеет всегда окончание о. Поучимся правильно употреблять это слово в речи.

Игра на внимание «Пальто».

-Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте очень внимательны!

Всегда, всегда, всегда «пальто»

Оканчивается на «о».

Но вас сегодня, так и быть,

Я постараюсь с толку сбить.

Все гости разошлись. Но кто

Оставил в комнате….?

Пурга на улице люта,

Замёрзнуть можно без …

И всё ж ни сразу, ни потом

Гость не вернулся за …

С тревогой к вешалке иду,

Иду к забытому…

Ну, кто его оставил, кто?

Ах, это же моё…!

6. Работа с текстом.

Найдите упр. 46. Прочитайте, озаглавьте его. Дайте совет другу, как определить род имен существительного.

7. Упражнение в употреблении имён существительных

-  Подберите к данным прилагательным подходящие по смыслу существительные и запишите получившиеся словосочетания. Укажите род имён существительных.

Тёплое ..., душистая..., звёздное ..., футбольный..., жаркий ..., дружная ..., хрустальная ..., огромный ..., топлёное ..., интересная ..., высокое ....

VIII. Рефлексия-  Подберите к данным существительным пару женского рода.

Отец, мужчина, дедушка, сосед, волк, козёл, внук, баран, сын, бык, кот, брат.

-  Прочитайте слова.Книги, яблоки, деревья, дома, окна, столбы.

-  Чем похожи эти слова? (Стоят во множественном числе.)

-  Как узнать род существительного, если оно стоит во множественном числе? (Поставить его в начальную форму.)

-  Определите род имён существительных, записанных на доске.

-  Оцените свою работу на уроке.

8. Подведение итогов урока

 Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание  Выписать из словаря по 5 имён существительных мужского, женского и среднего рода.

                                         9. Рефлексия.

-У каждого из вас на краешке стола лежит лесенка успеха. Возьмите эту лесенку.

Оцените собственные результаты по изученной теме. Если всё получилось и вы не испытываете уже трудностей при определении рода и числа имён существительных,  обведите верхний рисунок. Если удалось, но не всё и всё ещё испытываете трудности- средний рисунок. А если нужно ещё много работать по теме, то нижний рисунок.

-Покажите мне свои линеечки. Все практически оценили себя по самой верхней шкале. У всех улыбающееся солнышко.

-Урок окончен, спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике 1 класс по программе "Школа России" Тема "Образование чисел второго десятка"

Данный урок знакомит учащихся с образованием чисел второго десятка, их названием, порядком следования при счете и составом данных чисел. Построен в занимательной форме "В гостях у героев Простоквашино...

Конспект урока математики в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока: Число и цифра 2.

Это конспект урока по математике для 1 класса по программе "Школа России". Он может помочь учителю при подготовке к уроку. В данном конспекте есть интересный материал при проведении устного счёта на у...

Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Это удивительное имя существительное»

Данный урок является заключительным в изучаемой теме "Имя существительное" и подводит итог всему изученному на предыдущих урокаж. Урок планировался так, чтобы активизировать познавательную активность ...

Конспект урока русского языка 3 класс по программе "Школа России" Тема: "Восстановление деформированного текста"

Урок развития речи способствует совершенствованию умения находить признаки текста, определять вид текста, составлять текст из предложений....

Урок русского языка во 2 классе, по программе «Школа России». Тема: "Связь имени прилагательного с именем существительным".

Целью урока является закрепление знаний о значении и употреблении в речи имён прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным....

Урок русского языка 4 класс по программе "Школа России" по теме "Глагол. Роль глаголов в языке"

Урок разработан по теме  «Глагол. Роль глаголов в языке» для обучающихся 4 класса по программе "Школа России" К уроку подготовлен наглядный материал в презентации на слайдах...