Материалы по моделированию занятия развития речи средствами проектного обучения на общедидактическом уровне 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Козелкова Ольга Сергеевна

Тип занятия - комбинированный (2 часа + 1 час на защиту творческого проекта). Вид проекта - продуктивный. Дидактическая цель занятия - создать условия для осмысления информации, применение знаний в новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения знаний и умений. Цели по содержанию: • образовательная - проверить знания учащихся по речеведческой теме (предложение, главная мысль, типы текстов, схемы построения текстов и т.д.); • развивающая - продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации, оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности; • воспитательная - формировать умение работать в коллективе. Форма организации учебной деятельности - групповая. Оборудование: 1. цветные фотографии с изображением животных (кенгуру, медведь, лиса, олень, лось, енот, волк), листы бумаги, карандаши, клей, энциклопедии, интернет-ресурсы; 2. памятка (для знакомства перед началом работы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материалы по моделированию занятия развития речи

(русский язык, 4 класс), средствами проектного обучения на общедидактическом уровне.

Тип занятия - комбинированный (2 часа + 1 час на защиту творческого проекта).

Вид проекта - продуктивный.

Дидактическая цель занятия - создать условия для осмысления информации, применение знаний в новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения знаний и умений.

Цели по содержанию:

  •  образовательная - проверить знания учащихся по речеведческой теме (предложение, главная мысль, типы текстов, схемы построения текстов и т.д.);
  •  развивающая - продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации, оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности;
  •  воспитательная - формировать умение работать в коллективе.

Форма организации учебной деятельности - групповая.

Оборудование:

  1. цветные фотографии с изображением животных (кенгуру, медведь, лиса, олень, лось, енот, волк),  листы бумаги, карандаши, клей, энциклопедии, интернет-ресурсы;
  2. памятка (для знакомства перед началом работы).

Памятка

1. Помните, что проект - это самостоятельно планируемая и реализуемая работа.

Успешность этой деятельности зависит от того, появятся ли у вас оригинальные мысли и нестандартные решения, а также желание и усердие сделать проект интересным.

2. Не забывайте, что вы должны работать с полной отдачей, помогать друг другу по мере необходимости, чувствовать ответственность за результаты совместной работы.

3. Когда вы получите рекомендации, организуйте:

а) планирование работы, обсуждение элементов проекта, изготовление набросков;

б) распределение обязанностей;

в) выполнение заданий;

г) обсуждение подготовленных материалов;

д) презентацию проектов.

  1. Ситуация успеха.
  •  Что написано? (слова)

ноги задние передние а крохотные крепкие и длинные

В группах составьте текст. (В группах работают: определяют, о каком  животном пойдет разговор и тип текста)

Высказываются группы, объясняют свой выбор животного и тип текста. Получаются разные типы о зайце и кенгуру.

На доске появляются опоры типов текстов.

  •  Ребята, как так получилось, что предложение одно, а у Вас типы рассказов и
    животные разные?
    (Перед работой не определили тип текста, главную
    мысль, поэтому у каждой группы получилось свое.)

Рефлексия.

  •  Почему Вам удалось так хорошо справиться с работой? (Знаем признаки
    типов текста)
  1. Ситуация разногласия.
  •  У меня тоже есть текст, куда входит это предложение.

-        Прочитайте и определите тип текста.

Удивительный зверь.

Вот так странный зверь! Задние ноги длинные и крепкие, а передние - крохотные.

Как ходить на разных ногах?

А удивительный зверь не ходит, а прыгает. Оттолкнется он задними ногами и перелетит по воздуху метров десять.

На животе у зверя мешок. Из мешка мордашка выглядывает. Так заботливая мама носит своих ребятишек.

Этого необычного зверя зовут кенгуру.

Откуда такое странное имя? Кенгуру живут в Австралии. Когда в Австралию приехали европейцы, их поразили эти животные. Европейцы спросили, как их зовут. Местные жители ответили - кенгуру. На их языке это значило: «Я Вас не понимаю». А европейцы подумали, что так зовут животных. Это имя за ними и осталось.

Так благодаря своей внешности и имени это животное кажется нам удивительным.

(Возникает спор)

Почему в предыдущей работе не было разногласий, а здесь вы спорите?

(Потому что данный текст не подходит ни к одной из схем)

III.         Постановка учебной задачи.

-        Какую задачу поставим?

Цель. Определить тип текста.

-        А пересказать вам не хочется? Почему? (Очень интересный текст, хотелось бы поделиться информацией с друзьями, с родителями)

-        Значит, что еще добавим в цель? (И пересказать по плану)

(На доске появляется цель)

Ц. Определить тип текста и пересказать его по плану.

IV.         Планирование.

-         Чтобы ничего не забыть в нашей работе, что надо сделать? (Работу спланировать)

(На доске появляется план работы)

1.         Читаем текст.

2.         Определяем тип текста.

3.         Делим на части.

4.         Составляем план.

5.         Пересказ.

-         Работаем по плану.

V.         Решение учебной задачи.

-         Прочитайте текст еще раз.

Определите тип текста в группах.

-         Как Вы доказываете свой выбор?

1.        Рисуем картинки

2.        Определяем опорные слова.

3.        Выбираем схему

Дети доказывают, что основа текста рассуждения, а

описание входит в обоснование. (Учитель вывешивает картинку кенгуру во время описания)

VI.          Составление плана.

-         Как озаглавим тезис? (Странный зверь)

А как обоснование, где будут доказательства? (Особенности животного)

-         О чем будем рассказывать в особенностях?

а) ноги разные;

б) не ходит, а прыгает;

в) мешок на животе.

 

-         А вот следующий пункт плана входит в особенности, но описанием не является, это как бы доказательство удивительности.

г) странное имя.

Как озаглавим вывод? (Вот почему этот зверь кажется странным)

План.

1.         Странный зверь.

2.         Особенности животного:

а) ноги разные;

б) не ходит, а прыгает;

в) мешок на животе;

г) странное имя.

3.         Вот почему этот зверь кажется странным.

Справились мы с целью занятия?

Ребята, две недели назад мы были в зоопарке. Чем с вами поделилась экскурсовод и что предложила? (Администрация зоопарка предлагает детям города принять участие в составлении энциклопедического справочника о животных нашего зоопарка).

Что должно быть ключевым моментом текста? (Такой текст, который содержит не только энциклопедические сведения, но и интересные факты, какие-либо «изюминки» о животных).

Как вы думаете, какой тип текста подойдет? (Текст рассуждения с элементами описания, т.е. похожий на текст о кенгуру).

Давайте снова обратимся к схеме предыдущего текста и попробуем составить свои тексты.

На столе лежат фотографии животных.  Решите для себя, о ком хотелось бы написать. (Так формируются группы для работы над текстом).

Далее занятие строится в соответствии со структурными компонентами проектной деятельности.

1.         Ученики подготавливают рабочее место, формируют группы, определяют партнёров.

2.         Обсуждают главную идею будущего проекта, распределяют обязанности участников,

вспоминают основные понятия темы, в ходе групповой дискуссии отбирают главное.

3.         Выполняют творческую работу, составляют тексты, готовят выступление.

4.         В соответствии с конечной целью оформляют проект, упражняются в использовании

приёмов защиты творческой работы.

5.         Выступают перед классом, отвечают на вопросы.

6.         Оценивают результаты своей деятельности и деятельности других групп.

VII.  Рефлексия.

После защиты проектов каждый ученик оценивает свою работу по трём основным направлениям:

-         как я себя чувствовал себя во время работы над проектом, что я узнал, чему научился, что нового узнал;

-         как я помогал товарищам, как они помогали мне, какие затруднения я испытывал в работе;

-        что я могу пожелать себе, что я могу пожелать своим одноклассникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный подход к развитию речи средствами сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевая игра обладает уникальными возможностями для развития речи в дошкольном возрасте. Через игру можно побуждать детей к общению друг  с другом. Сюжетно-ролевая игра способствует:- зак...

Рабочая программа надомного обучения по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре

Рабочая программа надомного обучения по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре ученика 2 «к» ...

Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Развитие речи через проектную деятельность посредством использования ИКТ.

Актуальность:  На современном этапе одной из острых проблем обучения младших школьников является их низкая речевая активность и как следствие этого снижается коммуникативное общение. Для младшего...

Занятие по развитию речи Игры по обучению детей грамоте старшего дошкольного возраста

Занятие по развитию речи Игры по обучению детей грамоте старшего дошкольного возраста...