Памятка для учеников начальных классов "Как выполнить работу над ошибками".
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Лавренова Елена Васильевна

В данном материале показано, как выполнить работу над ошибками в начальных классах. Номера орфограмм выбраны произвольно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rno.docx32.48 КБ

Предварительный просмотр:

ОРФОГРАММЫ, ИЗУЧАЕМЫЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

КАК ВЫПОЛНИТЬ РАБОТУ НАД ОШИБКАМИ

  1. Заглавная буква в начале предложения.
  • Выпиши предложение правильно.
  • Придумай и напиши ещё 2 предложения.
  • Выдели заглавную букву.

Примеры: Дети учатся в школе. Прозвенел звонок. Я иду гулять.

  1. Знаки препинания в конце предложения.
  • Выпиши предложение правильно.
  • Придумай и напиши ещё 2 предложения с таким же знаком.
  • Выдели знак препинания в конце предложения.

Примеры: Ребята, кормите птиц зимой !  Ура, я выполнил домашнее задание !  Хороша ранняя весна !

  1. Заглавная буква в имени собственном.
  • Выпиши слово, в котором допущена ошибка.
  • Выдели заглавную букву.
  • Запиши 5 различных имен собственных, выдели заглавную букву.
  • Составь и запиши с одним из этих слов предложение.

Примеры: Таня, Иванов, Москва, Волга, Незнайка, Дружок.

                   Котёнок Тишка и щенок Дружок играют во дворе.

  1. Пропуск, замена, искажение букв, слогов, слов.
  • Выпиши слово, в котором допущена ошибка.
  • Раздели слово на слоги, поставь ударение.
  • Подчеркни буквы гласных звуков.

Примеры: пееод,  свеоор.

  1. Перенос слов.
  • Выпиши слово, в  переносе которого допущена ошибка.
  • Раздели слово на слоги.
  • Раздели слово для переноса разными способами.

Примеры: мо|ло|ток – мо-лоток, моло-ток.

  1. Состав слова.
  • Выпиши слово.
  • Разбери его по составу: выдели окончание, основу, корень, приставку, суффикс.
  • Запиши 2 – 3 однокоренных слова, выдели корень.

Примеры: верш ин а – верх, верхушка, верхний.

  1. Слова с  буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, НЩ, ЩН, РЩ.
  • Выпиши слово, в котором допущена ошибка.
  • Выдели буквосочетание.
  • Запиши 5 слов на данную орфограмму, выдели  буквосочетание.

Примеры: веточка, яблочный, почта, птенчик, барабанщик, мощный, сварщик.

  1. Гласные после шипящих: ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
  • Выпиши слово, в котором допущена ошибка.
  • Выдели буквосочетание.
  • Запиши 5 слов  на данную орфограмму, выдели буквосочетание.

Примеры: жираф, стрижи, шиповник, машина, жизнь, тишина.

  1. Проверяемые безударные гласные в корне слова (а, о, и, е, я).

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение (домашний – дом)

  • Выпиши слово, в котором допущена ошибка.
  • Поставь  в слове ударение, выдели корень, подчеркни  безударную гласную, подбери  проверочное слово, поставь в нём ударение, выдели корень, подчеркни  гласную двумя чертами.
  • Запиши 3 слова с этой орфограммой, запиши  проверочные слова. Правильно оформляй орфограмму!

Примеры: волна – волны, садовник – сад, пятёрка – пять, цветной – цвет.

  1.  Непроверяемые безударные гласные в корне слова (слова из словаря).
  • Выпиши слово, в котором допущена ошибка.
  • Поставь в слове ударение, подчеркни безударную гласную.
  •  Придумай и запиши 2 - 3 однокоренных слова, поставь в них ударение, подчеркни безударную гласную.

Примеры: корабль, кораблик, корабельный.

  1.  Соединительные гласные О – Е в сложных словах.
  • Выпиши слово, в котором допущена ошибка.
  • Выдели корни и соединительную гласную.
  • Придумай и запиши 3 слова на данную орфограмму.

Примеры: лесоруб, водопад, пылесос, кашевар.

  1. Гласные и согласные в приставках.
  • Выпиши слово, в котором допущена ошибка.
  • Выдели приставку.
  • Придумай и запиши 3 слова с данной приставкой, выдели приставку.

Примеры: закрыли, заехали, зашёл, заплывет, забрать.

  1.  Парные звонкие и глухие согласные ( б –п , в – ф , г – к , д – т ,       ж – ш , з – с ).

Чтобы проверить парную согласную на конце или в середине слова,  надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или непарная звонкая л, м, н, р (завод – заводы)

  • Выпиши слово, в котором допущена ошибка.
  • Выдели корень и подчеркни парную согласную, подбери проверочное слово, выдели в нём корень и подчеркни двумя чертами то, что помогло тебе проверить парную согласную.
  • Запиши 3 слова с этой орфограммой, запиши  проверочные слова. Правильно оформляй орфограмму!

Примеры: снег – снеговик, берёзка – берёза, обувь – обувной.

  1.  Непроизносимые согласные (Т , Д , Л , В).

Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы этот согласный чётко слышался (честный – честь, звёздный – звезда, солнце–солнышко,здравствуй–здоровье).                                                                   Если при изменении слова согласный не слышится, писать его не нужно (чудесный – чудесен, полезный – полезен).                        Запомни: Не чудесно, не прекрасно,

                А ужасно и опасно

                Букву Т писать напрасно

                В словах «вкусный», «интересный».

  • Выпиши слово, в котором допущена ошибка.
  • Выдели корень, подчеркни непроизносимый согласный, подбери проверочное слово, подчеркни двумя чертами то, что помогло тебе услышать непроизносимый согласный.
  • Запиши 3 слова с этой орфограммой, запиши  проверочные слова. Правильно оформляй орфограмму!

Примеры: известный – известие, весть, тростник – трость, тростинка, вкусно – вкусен, вкус.

  1.  Двойные согласные ММ, НН, ПП, ЛЛ, СС и др.
  • Выпиши слово, в котором допущена ошибка, разделяя его для переноса.
  • Поставь в слове ударение, подчеркни двойные согласные.
  • Придумай и запиши 3 слова на данную орфограмму.

Примеры: Рос-сия, кол-лекция, груп-па, дрож-жи.

  1.  Правописание приставки со словом.
  • Выпиши слово, в котором допущена ошибка.
  • Выдели приставку.
  • Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками, выдели приставки.

Примеры: написать, дописать, переписать, записать, выписать.

  1.  Правописание предлога со словом.
  • Выпиши слово с предлогом, в котором допущена ошибка, выдели предлог.
  • Докажи, что между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.
  • Придумай и запиши 3 слова с предлогами  на данную орфограмму, выдели предлоги.

Примеры: на дереве: на (каком?) дереве, на (высоком) дереве;

                  у дома, около школы, у тебя.

  1.  Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков.
  • Выпиши слово, в котором допущена ошибка.
  • Подчеркни Ь.
  • Придумай и запиши 3 слова на данную орфограмму.

Примеры: мальчик, письмо, корова Зорька, меньше.

  1.  Разделительный мягкий знак.
  • Выпиши слово, в котором допущена ошибка.
  • Выдели корень.
  • Подчеркни разделительный Ь и буквы, которые он разделяет.
  • Придумай и запиши 3 слова на данную орфограмму.

Примеры: вьюга, семья, воробьи, шьёт.

  1.  Разделительный твёрдый знак.
  • Выпиши слово, в котором допущена ошибка.
  • Выдели приставку, разделительный Ъ и гласную букву.
  • Придумай и запиши 3 слова на данную орфограмму.

Примеры:  съезд, объявление, въехал, объём.

  1.  Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
  • Выпиши слово, в  котором допущена ошибка.
  • Определи род имени существительного.
  • Придумай и запиши 3 слова на данную орфограмму.

Примеры: ночь (ж. р.), меч (м. р.), стриж (м. р.), глушь (ж. р.).

  1.  Частица НЕ с глаголами.
  • Выпиши глагол с частицей не.
  • Запиши ещё 3 глагола с не.

Примеры: не ответить, не потеряю, не знаешь, ненавидеть (искл.)

  1.  Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
  • Выпиши слово, в котором допущена ошибка, вместе с падежным вопросом.
  • Поставь это слово в начальную форму.
  • Определи падеж, склонение, число. Выдели окончание.
  • Подбери и запиши свой пример.

Примеры: пришла (к кому?) к подруге – 1 скл., Д.п., ед.ч.

                  встретил (на чём?) на площади – 3 скл., П. п., ед.ч.

  1.  Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
  • Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится.
  • Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Выдели окончание вопроса и прилагательного.
  • Определи число, род, падеж прилагательного по существительному.

Примеры: с другом (каким?) близким – ед.ч., м.р., Т.п.

                 из печи (какой?) горячей – ед.ч., ж. р., Р.п.

  1.  Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени.
  • Выпиши слово, в котором допущена ошибка.
  • Выдели окончание глагола, подчеркни мягкий знак.
  • Придумай и напиши ещё 3 слова на данную орфоргамму.

Примеры: (что делаешь?) кричишь, шумишь – 2 л., ед. ч., наст. вр.

                  (что сделаешь?) заговоришь, улыбнёшься - 2 л., ед. ч., буд. вр.

  1.  Правописание безударных личных окончаний глаголов.
  • Выпиши глагол, у которого в окончании допущена ошибка.
  • Поставь глагол в неопределённую (начальную) форму, подчеркни гласную перед –ть.
  • Проверь, не является ли этот глагол исключением.

Запомни: Ко 2 спряжению отнесём мы, без сомненья,

                 Все глаголы, что на –ить, исключая БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.

                 И ещё 11 глаголов: ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ и ТЕРПЕТЬ,

                 и ОБИДЕТЬ, и ВЕРТЕТЬ, и СМОТРЕТЬ, и НЕНАВИДЕТЬ,

                 ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ЗАВИСЕТЬ.

  • Определи спряжение глагола и вспомни, какую гласную надо писать в окончании этого глагола.

Примеры: читаем – н. ф. читать, I спр., 1 л., мн.ч.;

                  видишь – н. ф. видеть II спр. (искл.), 2 л., ед.ч.;

                  подарите – н. ф. подарить I спр., 2 л., мн.ч.

ОРФОГРАММЫ, ИЗУЧАЕМЫЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

КАК ВЫПОЛНИТЬ РАБОТУ НАД ОШИБКАМИ

  1. Заглавная буква в начале предложения.
  2. Знаки препинания в конце предложения.
  3. Заглавная буква в имени собственном.
  4. Пропуск, замена, искажение букв, слогов, слов.
  5. Перенос слов.
  6. Состав слова.
  7. Слова с  буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, НЩ, ЩН, РЩ.
  8. Гласные после шипящих: ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
  9. Проверяемые безударные гласные в корне слова (а, о, и, е, я).
  10. Непроверяемые безударные гласные в корне слова (слова из словаря).
  11. Соединительные гласные О – Е в сложных словах.
  12. Гласные и согласные в приставках.
  13. Парные звонкие и глухие согласные ( б –п , в – ф , г – к , д – т ,       ж – ш , з – с ).
  14. Непроизносимые согласные (Т , Д , Л , В).
  15. Двойные согласные ММ, НН, ПП, ЛЛ, СС и др.
  16. Правописание приставки со словом.
  17. Правописание предлога со словом.
  18. Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков.
  19. Разделительный мягкий знак.
  20. Разделительный твёрдый знак.
  21. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
  22. Частица НЕ с глаголами.
  23. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
  24. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
  25. Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени.
  26. Правописание безударных личных окончаний глаголов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над ошибками. Памятка для ученика начальной школы.

Правила выполнения работы над ошибками в начальных классах....

Памятка для учащихся "Как выполнить работу над ошибками"

Памятка как работать над ошибками  по русскому языку 2-4 класс....

памятка "Как выполнить работу над ошибками"

этапы выполнения работы над ошибками по русскому языку...

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ - ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ По русскому языку - ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫПечатать в режиме 2 страницы на лист...

Памятка "Как выполнять работу над ошибками по русскому языку"

Материал поможет учащимся правильно выполнить работу над ошибками по русскому языку....

Памятка "Выполняем работу над ошибками"

Памятка поможет выполнить работу над ошибками  учащимся начальной школы....

Памятка для учеников 4 класса "Как работать над ошибками".

Памятка для 4 классников при работе над ошибками на уроках русского языка....