Рабочая программа по русскому языку.
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Грошева Мария Викторовна

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуника­тивных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятель­ности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_r.yaz_._2_klass.docx120.03 КБ

Предварительный просмотр:

G:\на сайт.jpg

                                              РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «Русский язык»  во   2   классе

на 2014  -  2015 учебный  год.

Программа разработана на основе авторской программы по

Русскому языку, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

Предмет                                                       авторы                                                      

для УМК «Школа России».                      

   Составитель:

                                                                  Учитель начальных классов

Грошева Мария Викторовна,

I квалификационной категории,

стаж работы 9 лет.

                                                                e-mail: groshewa.marya@yandex.ru

сайт: http://nsportal.ru/grosheva-mariya-viktorovna

с. Новая Бурка – 2014г.

Содержание.

I.        Пояснительная записка.        

II.        Общая характеристика учебного предмета.        

III.        Описание места учебного предмета в учебном плане.        

IV.        Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.        

V.        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного предмета.        

VI.        Содержание учебного предмета.        

VII.        Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.        

VIII.        Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.        

IX.        Приложение №1: «Календарно-тематическое планирование».        

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе   следующих нормативно – правовых документов:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273 –ФЗ.
  2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009, №373.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010
  4.  СанПиН 2.4.2. 2821– 10, утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрированным в Минюсте России   03.03.2011, регистрационный номер 1993.
  5. Приказ Министерства образования РФ от19.12.2012года №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных к использованию в образовательном процессе) в общеобразовательных учреждениях.
  6. Учебный план МКОУ «Новобурковская сош»  на 2014 – 2015 учебный год.
  7. Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Новобурковская сош».
  8. Локальный акт школы «Положение о рабочих программах» МКОУ «Новобурковская сош».
  9. Годовой календарный учебный график МКОУ «Новобурковская сош» на 2014 – 2015 учебный год

    Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

      Задачи:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

  1. Общая характеристика учебного предмета.

            Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию. 

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч.

Во 2 классе  на уроки русского языка отводится  170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного предмета.

Личностные результаты

1.  Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.

2.  Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4.  Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5.  Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6.   Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7.  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8.   Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9.   Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10.  Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1.  Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2.  Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3.   Использование знаково-символических средств представления информации.

4.  Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5.  Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6.  Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7.   Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8.  Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9.  Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10.  Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11.  Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12.  Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13.  Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1.  Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2.  Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3.  Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4.  Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5.  Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6.   Осознание безошибочного письма как одного из проявлении собственного уровня культуры, применение орфографических правил и при вил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7.  Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8.  Освоение   первоначальных  научных  представлений  о  системе    и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единице языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9.  Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

  1. Содержание учебного предмета.

Раздел программы

Кол-во часов

Характеристика  содержания

Наша речь

3

Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог.

Текст.

4

Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста.

Предложение

12

Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.

Слова, слова, слова…..

18

Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по слогам.

Звуки и буквы

60

Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква  «и краткое». Слова  с удвоенными согласными.  Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий знак (ь).

Части речи                                                                                

57

Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Глагол. Глагол как часть речи. Число глагола. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Текст-рассуждение. Предлоги.

Повторение

11

Слово. Текст. Члены предложения. Знаки препинания. Звуки и буквы. Части речи.

Резерв  учебного времени.

5

Учитель использует на закрепление тем которые трудны детям или не использует  в связи с карантином в школе или низкой посещаемостью во время морозов.

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

Раздел: фонетика и орфография.

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • разделительные ъ и ь;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
  • безударные падежные окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с именами существительными;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  • раздельное написание частицы не с глаголами;
  • раздельное написание предлогов с другими словами;
  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Выполнение звукобуквенного анализа слова (определение количество слогов, выполнение элементарной транскрипции, нахождение ударных и безударных слогов, соотношение количества и порядка расположения букв и звуков,  характеристика согласных и гласных звуков).

Раздел: лексика.

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.

Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Различение прямого и переносного значения слова; нахождение в тексте синонимов и антонимов; различение однокоренных слов от омонимов и синонимов.

Раздел: морфемика и словообразование.

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Разбор слова по составу.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Сравнение слов, связанных отношениями производности: объяснение, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).

Выполнение разбора слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленение окончания и основы, в составе основы находить корень, приставку, суффикс).

Обнаружение регулярных исторических чередований (чередований, видимых на письме).

Раздел: морфология. Понятие о частях речи.

Имя существительное как часть речи. Категориальное значение (значение предметности). Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.

Синтаксическая функция имен существительных в предложении.

Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Написание о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-.

Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение (значение признака). Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).

Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.

Правописание безударных падежных окончаний. Традиционное написание окончания -ого.

Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение (значение указания на имя). Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.

Глагол как часть речи (значение действия). Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.

Синтаксическая функция глаголов в предложении.

Различение написания -ться и -тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.

Числительное

Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Основные виды учебной деятельности обучающихся.

Различение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога.

Упражнения в различении на письме приставки и предлоги.

Изменение существительного по числам и падежам; определение их рода.

Различение названия падежей.

Изменение прилагательного по числам, падежам и родам.

Изменение глаголов по временам и числам; в прошедшем времени — по родам; в настоящем и будущем времени — по лицам.

Раздел: синтаксис.

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Формирование умения составлять схему предложения.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Основные виды учебной деятельности обучающихся.

Упражнения в нахождении в составе предложения всех словосочетаний; умение в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос.

Нахождение в предложении основы (подлежащего и сказуемого) и второстепенных членов предложения (дополнения, обстоятельства, определения).

Постановка смысловых и падежных вопросов к разным членам предложения.

Раздел: лексикография.

Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.

Основные виды учебной деятельности обучающихся.

Работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим, устойчивых выражений).

Раздел: развитие речи.

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Основные виды учебной деятельности обучающихся.

Определение темы и основной мысли (основное переживание) текста, составление план текста и использование его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении.

Членение текста на абзацы, оформляя это членение на письме.

Оформление писем элементарного содержания.

  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. Часть 1,2.
  2. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь: 2 класс. Часть 1,2.
  3. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 2 класс.
  4. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
  5. Словари по русскому языку: толковый, фразеологизмов, морфемный и словообразовательный.
  6. Персональный компьютер с принтером, сканером.
  7. Интерактивная доска, мультимедийный проектор.
  8.  Канакина В.П. и др. Русский язык 2 класс. Электронное приложение.
  9. Строительный набор, содержащий геометрические тела: куб, шар, конус, прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр.
  10. Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.
  11. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования  и пр.
  12. Стол учительский с тумбой.
  13. Настенная магнитная  доска для  письма и вывешивания иллюстративного материала.


  1. Приложение №1: «Календарно-тематическое планирование».

№ п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Дата проведения  урока

Примечание

Предметные

Метапредметные

Личностные

1,2

Наша речь.

Виды речи.  

2

Роль русского языка. Виды речи. Требования к речи. Речь диалогическая и монологическая. Анализировать речь людей (при анализе текстов). Различать устную, письменную речь и речь про себя.

Отличать диалогическую речь от монологической.

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности; Коммуникативные:

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;  распределять роли при чтении диалога.

Познавательные:

действовать по намеченному плану, по инструкциям. Определять значение  слов  по толковому словарю.  Оценивать результаты  задания.

Ориентирование ученика на учет чужой точки зрения; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;

адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;

положительная  адекватная дифференцированная самооценка.

3

Диалог и монолог.

1

4

Текст.

Признаки текста.

1

Признаки текста: целостность, связанность, законченность. Отличать текст от других записей по его признакам.

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности. Коммуникативные:

Участвовать в диалоге,   оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Познавательные:

строить несложные рассуждения, делать выводы.

Ориентирование ученика на учет чужой точки зрения;

устойчивый интерес к новым способам решения задач;

понимание причин

успешности

учебной деятельности;  адекватная самооценка социальной роли «хорошего ученика».

5

Тема и главная мысль текста.

1

6

Части текста.

1

7

Р/Р Составление рассказа по рисунку.

1

8

Предложение

Предложение.

1

Назначение и признаки предложения. Предложения, различные по цели высказывания.

Регулятивные:

умение вычитывать информацию из текста;

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать простые выводы, переводить информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные:

использование  правил, таблиц  для подтверждения своей позиции;  создавать высказывания разных видов,  использовать в них  разнообразные средства языка.

Познавательные:

умение задавать вопросы, отвечать на вопросы других; для решения

определённой речевой задачи; работать с разными видами информации.

Ориентирование ученика на учет чужой точки зрения; устойчивый интерес к новым общим способам решения задач;

адекватное понимание причин успешности  учебной  деятельности;

положительная  адекватная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

9

Стартовый   диктант   по теме «Повторение».

1

10

Знаки препинания конца предложения   (вопросительный, восклицательный  знаки, точка).

1

11

Значение предложений, различных по цели высказывания.

1

Обосновывать правильность выделения  подлежащего  и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщения о главных членах предложения.

12

Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

1

13

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения.

1

14

Р/Р   Составление рассказа по картине И.Остроухова  «Золотая осень».

1

Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая  осень», используя данное начало и опорные слова.

15

Распространённые и нераспространенные предложения.  

1

Различать распространённое  и нераспространённое  предложения.

16

Связь слов в предложении.

1

Устанавливать связь слов между членами предложения.

17

Проверочная работа по теме «Предложение».

1

Различать распространённое  и  нераспространённое

предложения. Обосновывать

правильность выделения подлежащего и сказуемого.

18

Обобщение по теме «Предложение».

1

19

Контрольное списывание текста с заданием.

1

20

Слова, слова, слова

Слово и его значение.

1

Объяснять лексическое значение слова.

Находить в тексте незнакомые слова.

Классифицировать слова по тематическим группам.

Регулятивные:

находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю; осуществлять анализ с выделением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию; осуществлять анализ слов, с выделением существенных признаков; описывать объект: передавать его внешние характеристики.

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Осознавать, высказывать и обосновывать точку зрения; строить монологические высказывания.

Познавательные:

строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следствен. связи; находить в тексте необходимые

сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; находить языковые примеры для иллюстрации данных понятий, правил.

Ориентирование ученика на учет чужой точки зрения; устойчивый  интерес к новым общим способам решения задач; понимание причин успешности учебной деятельности;

положительная  самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика», осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой

информацией

сотрудничать с одноклассниками при выполнении  учебной задачи, проявлять

познавательный интерес к новому учебному содержанию.

21

Слово как общее название многих одно родных предметов.

1

22

Однозначные и многозначные слова.

1

23

Прямое и    переносное значение многозначных  слов.                                  

Словарный диктант.

1

Наблюдение над переносным  значением слов как средством создания словесно-художественных образов.

24

Синонимы. Работа со словарём синонимов.

1

Распознавать среди пар слов синонимы. Подбирать  синонимы.

25

Антонимы  Работа со словарём антонимов.

1

Распознавать среди пар слов антонимы. Подбирать  антонимы.

26

Обобщение по теме. Расширение представлений об окружающем  мире через лексику слов.

1

Распознавать среди пар слов синонимы и антонимы. Работать со словарями учебника, находить нужную информацию.

27

Р/Р Изложение текста  по данным  к нему вопросам.    

1

Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по вопросам.

28

Однокоренные слова. Родственные  слова.

1

Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных

словах.

29

Корень слова (первое представление).    

1

30

Различение однокоренных слов   и синонимов.

1

Группировать однокоренные слова с разными корнями. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.

31

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

1

Подбирать однокоренные слова и выделять в них корень. Работать со словарём однокоренных слов.

32

Слог. Ударение. Перенос слова.

1

Делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги.

33

Словообразующая  функция ударения.  

1

34

Проверочная работа по теме «Слово и его значение».

1

35

Перенос слов по слогам.  

1

Переносить слова по слогам. Определять способы переноса.

36

Работа с орфоэпическим словарём.

1

37

Контрольный   диктант    по итогам четверти.

1

Оценивать свои достижения.

38

Звуки и буквы

Звуки и буквы.

1

Различать звуки и буквы. Распознавать условные обозначения звуков речи.

Регулятивные:

удерживать цель деятельности;

Коммуникативные:

характеризовать качества, признаки объекта; приводить доказательства истинности классификации; составлять небольшие

устные высказывания.

Познавательные: классифицировать.  объекты; приводить примеры в качестве доказательства.

Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении

учебных задач и при работе со знаковой

информацией.

39,

40

Русский алфавит или Азбука.

2

41

Гласные звуки.

1

Различать гласные звуки и буквы. Соотносить звуковой и буквенный состав слова. Определять характеристику гласного  звука.

42

Р/Р Коллективное составление рассказа по картине З.Е.Серебряковой   «За обедом».

1

Работать с текстом. Определять тему и главную мысль текста. Записывать ответы на вопросы с опорой на текст и рисунок.

Регулятивные:

умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, в общей беседе,  выполняя принятые правила речевого поведения, составлять

небольшие устные монологические высказывания.

Познавательные:

строить сообщения, составлять простой план,  работать с орфографическим

словарём учебника,

находить информацию

о правописании слова,

работать с памятками и форзацем учебника; осуществлять анализ, синтез, классификацию

языкового материала.

Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе с информацией.

43

Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова.

1

Определять безударный гласный звук в слове. Различать проверочное и проверяемое слово.

44

Особенности проверяемых и проверочных слов.

Словарный диктант.

1

45

Способы проверки безударных гласных.

1

46

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный.

1

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи, определять пути её решения,  решать в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слов с безударными гласными в корне, пользоваться алгоритмом проверки.

47

Способы проверки безударных гласных.

1

48,

49

Упражнения в написании слов с безударными гласными.      

2

50

Упражнения в написании слов с безударными гласными. Контрольное списывание.

1

51

Обобщение знаний о гласных.

1

52

Р/Р    Составление сочинен. по картине С. А. Тутунова  «Зима   пришла.

1

Объяснять, когда в речи употребляются образные выражения. Составлять рассказ по репродукции  С. А. Тутунова.

53

Правописание слов с безударными  гласными, не проверяемыми ударением.

1

Объяснять правописание слов с безударными гласными в корне, пользоваться алгоритмом проверки.

54

Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением.

1

55,

56

Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых гласных.

2

57

Диктант  по теме «Правописание  слов с безударными  гласными  в корне».

1

Оценивать свои достижения по выполнению заданий по учебнику.

58

Обобщение о безударных гласных.

1

59

Согласные   звуки  их признаки. Роль  в слове.

1

Различать согласные звуки и буквы.

Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, из предложений.

Регулятивные:

принимать и сохранять задачу;  планировать  действия для решения;  контролировать  процесс и результаты деятельности

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество, участвовать в совместной

деятельности, оказывать

взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Познавательные:

умение работать по

образцу; планировать  свои действия для решения задачи, осуществлять анализ, синтез языкового материала по заданным критериям, пользоваться знакомыми словарями,  справочниками,  самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, учебной литературе,

использовать её для решения учебно-познавательных задач; осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи.

Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой

информацией.

60

Согласный звук [й'] и буква «и краткое» .

1

Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое».

61

Слова с удвоенными согласными.

1

Использовать правило написания слов с удвоенными согласными.

62

Р/Р   Составление рассказа по картине А. Степанова «Лоси»  Проект «И в шутку и всерьез».

1

Находить  занимательные задания  в учебнике, и других источниках и создавать свои занимательные задания. Участвовать в презентации заданий.

63

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

1

Определять и правильно произносить твёрдые и мягкие согласные звуки. Различать на письме твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме.

64

Обозначение   мягкости   согласных   звуков   на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

1

65,

66

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.

2

67

Р/Р  Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.    

1

67

Буквосочетания  «чк, чн, чт, щн, нч».

1

Различать парные и непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания «чк,чн,чт,щн,нщ», подбирать примеры.

Регулятивные:

умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по

намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации.

Коммуникативные: вступать в сотрудничество  с одноклассниками

оказывать взаимопомощь,  проявлять доброжелательность. отношение к партнёрам.

Познавательные:

самостоятельно находить информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям.

Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой

информацией;

воспринимать речь учителя , непосредственно не обращенную к учащемуся; сравнивать разные точки зрения;

считаться с мнением другого человека.

69

Правописание сочетаний

чк, чн, чт, щн, нч.

1

70,

71

Правописание сочетаний

с  шипящ. согласн.

2

Работать с орфоэпическим словарём. Применять правило написания слов с б/с  «чк,чн,чт,щн,нщ».

72

Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу.    

1

Применять правила  написания буквосочетан.

73

Проверочный   диктант   по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».

1

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя».

74

Работа над ошибками Обобщение материала.  

1

75

Проверочная работа  Правописание  шипящих звуков.

1

76

Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные).

1

Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук.

Регулятивные:

умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в  источниках информации: речь учителя, учебник.; контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

осознавать,

высказывать и обосновывать свою точку зрения;  вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками,  участвовать в совместной деятельности.

Познавательные:

находить в тексте необходимые сведения,

факты и другую информацию, представленную в явном виде;  осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-  следственные связи,

делать выводы, формулировать их.

Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач

и при работе со знаковой информацией; воспринимать речь учителя, непосредственно, не обращенную к учащемуся;

сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.

77

Произношение парного согласного звука на конце слова.

1

Определять на слух парный согласный звук на конце слова и в корне перед согласными, соотносить произношение и написание.

78

Проверяемых и проверочных слов парных согласных.

1

Определять на слух парный по звонкости-глухости согласный звук на конце слова и в корне перед согласными, соотносить его произношение и написание.

79

Особенности проверяемых и проверочных слов.

1

80,

81

Способы проверки парных согласных.

2

82,

83

Формирование умений ставить орфографическую задачу.

2

84

Р/Р    Составление поздравительной открытки.

1

Составлять  текст поздравительной открытки; излагать письменно текст.

85,

86

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова.  

2

Составлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова.

87

Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами.

1

88

Р/Р      Изложение текста по вопросам.

1

89

Упражнения в правописании  согласных в корне однокоренных слов.

1

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова. Использовать правило при  написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.

90

Обобщение знаний о  правилах письма.

1

91

Сопоставление правил обозначения буквами гласного  и парных согласных.

1

Проводить  звукобуквенный разбор слова по заданному образцу

92

Проверочный  диктант  по теме

 « Правописание  гласных  и  согласных».

1

Оценивать свои достижения при выполнении задания.

93

Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком.

1

Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Подбирать примеры с разделительным ь.

Регулятивные:

умение определять цель деятельности,  планировать  действия;

ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные:

вступать в сотрудничество, участвовать в совместной деятельности.

Познавательные:

самостоятельно находить информацию осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала.

Осуществлять сотрудничество при выполнении задач и при работе с информацией;  воспринимать речь

учителя, одноклассников, непосредственно не обращенную к учащемуся;

сравнивать разные точки зрения.

94,

95

Использование на письме разделительного мягкого знака.

2

Использовать правило при написании слов с разделит. ь. Объяснять написание разделит. ь .

96

Р/Р Составление рассказа по серии рисунков.

1

Составлять устный рассказ по серии рисунков.

97

Р/Р   Составление рассказа по картине  В. Васнецова «Богатыри».    

1

Оценивать свои достижения при выполнении задания.

98

Части речи          

Части речи, общее представление о частях речи.    

1

Соотносить слова-названия, вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.

Регулятивные: 

умение определять цель деятельности урока,  планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками,

участвовать в

совместной деятельности,

оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, осознавать,  высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

высказывать предположения, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала.

Воспринимать речь учителя (одноклассников),

сравнивать разные

точки зрения; считаться с мнением

другого человека.

99

Соотнесение слов-названий с вопросами, с частями реи.

1

Находить в тексте части речи с опорой на их признаки.

100

Имя существительное как часть речи.

1

Расширение представлений о предметах и явлениях  через ознакомление с именами существительными.

101

Общее представление об имени существительном.

1

102,

103

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

2

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы.

104

Р/Р  Составление  вопросов к тексту.

1

105

Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных.

1

106

Собственные и нарицательные имена существительные.  

1

Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры. Классифицировать имена собственные и

нарицательные по значению.

107,

108

Заглавная   буква      в именах существительных собственных.    

2

109

Проверочный диктант  по теме «Правописание имен собственных».

1

Писать с заглавной

буквы имена собственные.

110

Обобщение знаний об имени существительном.

1

111

Изменение существ. по числам.

1

Определять число имён существительных. Изменять имя существительное по числам.

112

Распознавание имен существительных  по числам.

1

113

Разбор имени существительного как части речи.

1

114

Р/Р    Изложение  по вопросам.

1

Определять его тему, подбирать заголовок, определять части текста, составлять ответы на вопросы, записывать.

115,

116

Обобщение знаний

об имени существительном.  

2

117

Проверочная работа  «Имя существительное».

1

118

Глагол  как  часть   речи.

1

Распознавать глагол среди других частей речи по лексическому

значению и вопросу.

Классифицировать глаголы по вопросам.

Определять, каким

членом предложения

является глагол.

Регулятивные:

умение определять цель урока, учитывать ориентиры действия в новом учебном

материале; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: осознавать, высказывать  и обосновывать свою

точку зрения;   вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками,  участвовать в совместной деятельности.

Познавательные:

осуществлять анализ, синтез, классификацию языкового материала по заданным критериям; подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

Воспринимать речь учителя (одноклассников),

сравнивать разные

точки зрения; считаться с мнением другого человека.

119

Распознавание глаголов.

1

120

Различение глаголов.

1

121

Изменение глагола по числам.  

1

Определять число глагола,  изменять глаголы по числам,

употреблять глаголы в определённом числе.

122

употребление глаголов  в речи.      

1

123

Правописание частицы не

с глаголом.

1

Раздельно писать частицу НЕ с глаголом.

124

Диктант по теме «Глагол».  

1

Оценивать свои достижения.

125

Обобщение знаний о глаголе.    

1

Определять грамматические  признаки глагола, роль в предложении.

126

Р/Р    Контрольное списывание.

1

Определять порядок предложений, составлять текст, подбирать название, записывать.

127

Текст-повествование и  роль в нём глаголов.

1

Распознавать текст-повествование.

128

Проверочная работа  «Глагол».

1

Оценивать свои достижения.

129,130

Обобщение знаний о глаголе.      

2

Определять грамматические признаки глагола, роль в предложении.

131

Имя прилагательное как часть речи.

1

Распознавать имя прилагательное среди

других частей речи по

обобщённому лексическому значению и вопросу.

Регулятивные:

принимать и сохранять

учебную задачу;

планировать  свои действия для решения задачи; действовать по  инструкциям.

Коммуникативные: осознавать,  высказывать и обосновывать свою точку зрения;  вступать в  сотрудничество с одноклассниками,  участвовать в совместной деятельности.

Познавательные:

осуществлять анализ,

синтез, классификацию языкового материала по критериям; находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; находить языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил;  уметь работать со «Страничкой для любознательных».

Воспринимать речь учителя, сравнивать разные точки зрения;

считаться с мнением другого человека.

132

Синтаксическая роль имени прилагательного   в предложении.  

1

133

Связь существительного    с прилагательными.    

1

Выделять из предложения словосочетания с прилагательными.

134

Р/Р      Составление рассказа «Грачи прилетели».  

1

Рассматривать картину

А. Саврасова по вопросам,  составлять , записывать рассказ.

135

Употребление в речи имен прилагательных противоположных по значению.    

1

Определять грамматические. признаки глагола, роль в предложении.

136

Изменение имён прилагательных по числам.      

1

Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в

зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам.

137

Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе.

1

138

Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

Определять грамматические признаки глагола, роль в предложении.

139

Проверочный диктант  по теме «Имя прилагательное».

1

140

Текст-описание

и роль в нём прилагательных.

1

Распознавать текст-описание. Наблюдать за ролью имени прилагательного.

141

Составление текста-описания.

1

Распознавать текст-описание. Наблюдать за ролью имени прилагательного   в тексте – описании.

142

Р/Р       Составление текста-описания по картине Ф. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».        

1

Составлять текст-описание на основе личных наблюдений.

143

Текст-описание

и роль в нём прилагательных.

1

Распознавать текст-описание. Наблюдать за ролью имени прилагательного.

144

Местоимение  (личное) как часть речи.

1

Распознавать личные местоимения (в начальной  форме) среди других слов в предложении. Различать местоимения и существительные.

Регулятивные:

учитывать ориентиры в учебном материале; планировать действия для решения задачи. Коммуникативные: характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу.

Познавательные:

осуществлять анализ, синтез, сравнение, материала, строить рассуждения.

Воспринимать речь учителя (одноклассников), сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.

145,

146

Редактирование

текста с повторяющимися существительными.

2

Распознавать личные местоимения среди слов в предложении. Различать местоимения и существительные.

147

Проверочная работа по теме «Местоимение».

1

148

Предлоги.

1

Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу; действовать по намеченному плану, а также по инструкциям.

Коммуникативные: вступать в сотрудничестве   с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение.

Познавательные:

находить в тексте информацию,  использовать её для решения учебно-познавательных задач; находить языковые примеры.

Воспринимать речь учителя (одноклассников),

сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.

149

Предлог часть речи.        

1

150

Раздельное написание предлогов со словами.

1

Правильно употреблять предлоги в речи. Раздельно писать предлоги со словами.

151,

152

Правописание предлогов с именами существительными.

2

153

Проверочная работа по теме «Предлоги».  

1

Оценивать свои достижения  при выполнении заданий.

154

Проект  «В словари за частями речи!».    

1

155

Повторение                

Упражнения в создании текстов разного типа.

1

Правильно употреблять предлоги в речи. Раздельно писать предлоги со словами.

Регулятивные:

планировать свои действия; действовать по плану;

контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; оценивать  достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Коммуникативные:

Участвовать  в беседе; осознавать,  высказывать и обосновывать свою точку зрения;   вступать в сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь.

Познавательные:

самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, использовать её для решения учебно-познавательных задач; находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации понятий, правил.

Выражать  положительное отношение к процессу познания;

оценивать собственную учебную деятельность:

свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

сравнивать разные.

156

Знаки препинания    в конце предложений.

1

Наблюдать за особенностями речи и оценивать её. Работать с текстом, различать виды текста. Определять границы предложения, обосновывать выбор знаков препинания. Определять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь слов в предложении. Работать

со словарями.

157

Р/Р    списывание  текста из рассказа Б. Житкова «Храбрый утенок».      

1

158

Главные члены предложения.

1

159

Слово и  лексическое значение.

1

160

Части речи и их признаки.

1

161

Части речи их различение.

1

162

Звуки и буквы.

1

163

Контрольный итоговый  диктант.

1

164

Разбор слова как части речи.

1

165

Звукобуквенный разбор слов.    

1

166-170

Резервное время учителя.

G:\на сайт 001.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...