Контрольно - измерительные материалы по русскому языку для 4 класса
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме

Рагузина Алена Александровна

Разработка КИМов по русскому языку 4 класс Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kim_po_russkomu_yazyku_4klass.doc297.5 КБ
Файл prezentatsiya_kim.pptx186.46 КБ
Microsoft Office document icon kim_po_russkomu_yazyku_4klass.doc297.5 КБ
Файл prezentatsiya_kim.pptx186.46 КБ

Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и

профессиональной переподготовки работников образования

Проект

Контрольно – диагностические материалы по предмету «Русский язык» 4 класс

Участники рабочей группы:

Рагузина Алена Александровна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №166» Гиниятова Алсу Вильдановна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №84»

  Чернова Альбина Альбертовна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №89»

 

         

Научный руководитель

Замалетдинова Зальфира  Исхаковна

старший преподаватель ПМПКиППРО КФУ

                                   Проектная работа допущена к защите

                                                   16 мая 2015 г.

Казань – 2015 


Оглавление

1.Аннотация

2.Актуальность проекта

3.Цель и задачи проекта

4. Ресурсы

5 Разработка КИМов

6. Заключение


Аннотация

В данном проекте представлены контрольно-измерительные материалы к урокам русского языка в 4классе, включающие задания для самостоятельной работы учащихся, презентацию.

 КИМы предназначены для учителей начальных классов, работающих по программе УМК «Школа России» и  разработаны  в соответствии с требованиями ФГОС. Материал способствует формированию универсальных учебных действий в результате исследовательской деятельности.


Актуальность

Современный государственный образовательный стандарт начального образования предъявляет новые требования к организации и проведению уроков русского языка в начальных классах. В предметных результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Русский язык» указано, что необходимо «овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических  и коммуникативных задач».

Сегодня акцент делается  на формирование у детей способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах.

Современный ФГОС предъявляет новые требования к организации и проведению уроков русского языка в начальной школе.

В то же время методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса недостаточно  разработано. По УМК «Школа России» к учебнику русского языка в 4 классе разработаны электронно-образовательный ресурс, рабочие тетради, позволяющие планировать  достижения, необходимых предметных и метапредметных результатов, в то же время нет методических  разработок и рекомендаций по использованию данных материалов с учетом требований ФГОС и принципов системно - деятельностного подхода.

Все вышеизложенное обуславливает  актуальность разработки контрольно-измерительных материалов к урокам  русского языка в 4классе на основе требований системы деятельностного подхода.

При разработке федеральных государственных стандартов приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.


Цель проекта

Целью проекта является разработка и реализация контрольно-измерительных материалов на темы:

  1. «Речь»
  2. «Текст»
  3.  «Предложение»
  4. «Слово в языке и речи»
  5. «Части речи»
  6. «Повторение», ориентированных и позволяющих сформировать систему знаний и понятий по данным темам.

Задачи проекта

  1. Изучить требования ФГОС.
  2. Определить структуру и содержание КИМов по  русскому языку в 4  классе.
  3. Разработка КИМов.
  4. Провести уроки с использованием разработанных материалов и оценить их эффективность для достижения планируемых результатов обучения.


Планируемые результаты освоения основной образовательной программы

Тема раздела 

Наша речь 

Текст

Предложение 

 Слово в языке и речи

Части речи

Повторение

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Планируемые результаты 

Научатся соблюдать

в повседневной жизни нормы речевого этикета; слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

Различать устную и письменную речь; различать диалогическую речь; Употреблять в речи слова приветствия, прощания, благодарности, извинения; строить монологическое высказывание на определенную  

Познакомятся с типами текста.

Различать текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений; анализировать текст с нарушенным

порядком предложений и восстанавливать их последовательность
в тексте;

Определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам

(после анализа содержания рисунка);

Составлять

текст по его началу и концу

 Познакомятся с видами предложений по цели высказывания.

Определять вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);

Различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи

Познакомятся с понятием «лексическое значение слова». Осознавать слово как единство звучания и значения;

Определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника;

Различать многозначные слова

(простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению; Подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач

Указывать части речи; выписывать словосочетания с наречиями;

Приводить примеры имен числительных; записывать словами числа; списывать, вставляя пропущенные орфограммы;

Указывать время, лицо, число, спряжение глаголов; правильно писать безударные личные окончания глаголов

Научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения, отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.


Ресурсы

  1. Примерные программы
  2. ФГОС
  3. Д.Н.Ушаков «Большой толковый словарь русского языка». – М.: «Альта-Принт», 2005
  4. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков «Орфографический словарь». – М.: «Просвещение», 2008
  5. А.О.Орг «Олимпиады по русскому языку 4 класс». – М.: «Экзамен», 2011
  6. В.П.Канакина учебник «Русский язык в 2-х частях». – М.: «Просвещение», 2014
  7. Презентация


Разработка КИМов

ПРООП 1 - Наша речь

Я

УУД

Учитель

1. Рассмотрите схему. Что относится к устной речи, раскрась зелёным цветом.

Устная речь        Письменная речь

Слушание            Говорение

Речь про себя

Чтение               Письмо

Подумай, почему речь называют устной?

Обсуди с соседом по парте.

2.Как в письменной речи отделяют одно предложение от другого? Составь план объяснения  ответа на данный вопрос.

А. Пишут каждое предложение с новой строки

Б. При помощи точки, вопросительного или восклицательного знака

В. При помощи паузы или интонации

Г. Никак не отделяют.        

3.Прочитайте текст. Определите, это монолог или диалог? Обоснуй свой ответ, используя текст.

-Здравствуй, милая пчела!

Как здоровье? Как дела?

-Всё в порядке! Всё жужжу!

Извините, я спешу!       (М. Дружинина)

Что можно сказать о пчеле по её речи?

Обсуди с соседом по парте.

4.Составь предложение из данных слов. Выдели алгоритм определения связи между словами.

В,берез,видны,желтые,листве,пряди,зеленой,и, лимонные.

5. Запиши в каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст.

А. Мальчики спрятались под крышей сарая.  

Б. Саша и Юра возвращались с речки.  

В. Начался сильный дождь.

Г. Вдруг туча закрыла небо.      

Озаглавь текст. Выдели способ озаглавливания текста.

 

Итог

ПРООП 2 - Текст

Я

УУД

Учитель

1. Прочитайте. Сравните записи.

 Ландыш- это       травянистое растение с продолговатыми листьями и мелкими белыми душистыми цветками в виде колокольчиков. Ландыш клонит жемчуг круглых белых слез. Латинское название ландыша в дословном переводе означает «лилия долин, цветущая в мае».

 В пруду плавали утки. В школьном саду росли яблони. В наших лесах растут березы.

Какая запись является текстом?

Определите тему и главную мысль текста. Озаглавьте текст.

 

2.Прочитайте слова. Восстановите предложение.

Закружились, крупные, воздухе, снежинки, в.

Составь своё предложение о зиме. 

3.Подбери заголовок к тексту. Справиться тебе поможет выполнение следующих действий:

ё

Прочитай         Определи тему и        Выбери заголовок

    текст             главную мысль

                           ----------------

Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Мила береза русскому человеку. Она и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько рек, деревень названо в честь нашей зеленой красавицы! Любит наш народ березку и за красоту её, и за пользу, которую она приносит.

Вывод: определять тему и главную мысль текста, используя алгоритм.

4. Вставь подходящие по смыслу слова.

Вечером поднялась ______.   Засвистал в соснах _____. С неба повалил _________.

Слова для справок: снег, метель, ветер.

5.Прочитайте. Озаглавьте текст.

-                                 ----------------

 В ветвях берёзы гнездо.   Там жил дрозд.   Кот Васька полез к гнезду.   Дрозд заметил кота и клюнул его в лоб.   Васька испугался, прыгнул с дерева и убежал в сад.

Выделите в тексте три части. Отметьте начало каждой части знаком Z.

Итог

ПРООП 3 -  Слово в языке и речи

Я

УУД

Учитель

1. Какое слово лишнее? Почему?

А. красивый             В. весенний

Б. честный                Г. парта

Справиться с заданием тебе поможет выполнение следующих действий:  

Прочитай      Задай вопрос к      Определи лишнее

все слова       каждому слову      слово

2. Какие из данных слов обозначают предмет?

А. малина                       В. медведь

Б. сверкать                     Г. тяжелый

Найди в словаре 3 слова, обозначающих предмет, запиши их.

3. Прочитай слова.

Тёмную, солнце, тучу, скрылось, за.

Восстанови предложение. Составь свое предложение о небе.

4. Прочитай слова.

север                           трудный

ложь                            маленький

громадный                юг

легкий                         правда

Соедини линией слова, противоположные по смыслу. Как называются такие слова? Оцени свой ответ, обратившись к справочной литературе.

5. Поработай с картинками. Рассмотри их.

Раздели слова на 3 группы по значению. Подбери обобщающие слова и запиши их.

Итог  

ПРООП 4-  Предложение

Я

УУД

Учитель

1. Из каких слов можно составить предложение.

А. сладкий, яркое, теплая

Б. береза, пенал, ручка

В. встречаем, весну, мы

Г. готовит, споет, нарисовал.

Составь предложение и запиши его. ________________________________Придумай свое предложение по иллюстрации.

2. Восстанови пословицу, запиши.

Дружбой, дорожи, ее, забывать, спеши, не. ______________________________________________

Объясни её смысл. Вспомни и запиши пословицу о дружбе.

---------------------------------------------

3. Прочитай предложение.

С тех пор каждый вечер ежиная семья выходила гулять по саду.

Определи, о чем говорится в предложении?

А. о саде            В. о ежах

Б. о вечере        Г. не о чем    

4. Определи, в какой строке записано предложение. Подчеркни его.

А. Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо.

Б. Невысоко от земли.

В. Среди веток.

Г. От земли среди веток.

5. Расставь знаки препинания. Выпиши предложение, в конце которого обязательно нужно поставить вопросительный знак.

                Чистотел.

На опушке березового леса около муравейника вырос чистотел_Почему у растения такое название_Разломи стебелёк_На его изломе выступила яркая капелька сока_Соком чистотела лечат заболевания кожи_

Составь свое вопросительное предложение

---------------------------------------

Итог  

ПРООП 5- Части речи.

Я

УУД

Учитель

1.Закончи высказывание

Глаголами называются слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы…..

А. что делает?   что сделает?

Б. какой?   какая?   какое?   какие?

В. кто?   что?

Г. как?   когда?   каким образом?

2.Укажи имя существительное

А. радостный          

Б. читать          

В. над

Г. барабан    

Справиться с заданием тебе поможет выполнение следующих действий:

                

        

3.Назови группу глаголов и записи со значением: движения                       идти

звучания                         думать

труда                               мяукать

речи                                 строить

мысли                             говорить

проявления чувств       размышлять

Объясни принцип группировки слов соседу по парте.

 4. Восстанови пословицу. Объясни смысл соседу по парте.

Добрые  ……  человека  красят.

А.  слова

Б.  улыбка

В.  дела

Г.  руки

Вспомни и запиши пословицу о труде.

 

5.Прочитай стихотворение Ф. И.Тютчева. определи к какой части речи относятся выделенные  слова.

Зима недаром злится,

Прошла её пора-

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

А.  имя прилагательное

Б.  глагол

В.имя существительное

Г. Предлог

Составь своё предложение о весне.

Итог

ПРООП 6-  Повторение

Я

УУД

Учитель

1.Разбери по составу слова.

Покрывают, стоишь, весенний, школьный, спешит.

2 . Укажи слово, в котором звуков больше, чем букв.

А. мальчик

Б. ёлка

В. ежиха

Г. ночь

Составь подобное задание для соседа по парте.

Оцени результат его выполнения.

3. Укажи побудительное предложение

А. Как красив лес осенью!

Б. На грядке выросли три тыквы.

В. Какие птицы улетают на юг осенью?

Г. Не три руками глаза!

Составь свое побудительное предложение.

4.  Укажи грамматическую основу предложения.

Холодный ветерок гонит по дорожке листья берез

А. холодный ветерок

Б. гонит по дорожке

В. ветерок гонит

Г. гонит листья

5. Укажи группу однокоренных слов.

А. конь, конюшня, лошадиный

Б. слониха, заслонка, слон

В. сад, садовник, садик

Г. холод, холодный, холода

Итог  

Критерии оценки

За выполнение работы выставляются две оценки: тестовый балл и аттестационная отметка. Тестовый балл выставляется на основе первичных баллов, полученных за выполнение каждого из заданий работы.

Задание № 1 – 1 балл.

Задание № 2 – 2 балла.

Задание № 3 – 2 балла.

Задание № 4 – 2 балла.

Задание № 5 – 3 балла.

Условные обозначения

Я

УУД

Воздушный шар - Металлик экстра светло-зеленый - Магазин товаров для праздника - Сценаристика.ру

отлично

личностные

познавательные

Шар 12" Желтый, Кристалл

хорошо

коммуникативные

Купить "Красный шарик" в Киеве

было трудно

регулятивные


Заключение

Данный проект может использоваться при проведении уроков русского языка в 4 классе, а также реализован в рамках курсов повышения квалификации при проведении стажировок, мастер-классов. В нем раскрыт деятельностный подход, личностно-ориентированный подход, показано, как прививать детям умение работать с информацией, как повысить уровень результативности обучения русскому языку на уроке. Особенность системно -деятельностного подхода – самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость. Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности дает также и групповая форма работы.

Таким образом, применение приемов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы дает учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников. Разработанные в соответствии с требованиями ФГОС КИМы позволят добиться планируемых результатов на уроках русского языка в 4 классе.

Данные КИМы помогут сформировать у детей бережное отношение к русскому языку, речи, слову. Задания, представленные в КИМах, помогут ученикам закрепить знания, полученные на уроках русского языка. Система заданий направлена на обогащение словарного запаса ребенка, формирования умения анализировать лингвистические явления и работать с разными видами индивидуальной работы с учебниками, словарями, энциклопедиями.

КИМы – это эффективный помощник учителя в организации индивидуальной работы с учениками. Использование КИМов способствует более успешному достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения в 4  классе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Контрольно – диагностические материалы по предмету «Русский язык» 4 класс (УМК «Школа России» автор: В.П. Канакина , В.Г. Горецкий) Участники рабочей группы: Рагузина А.А. , учитель,( МБОУ «СОШ №166») Гиниятова А.В., учитель,( МБОУ «СОШ №84») Чернова А.А., учитель, (МБОУ «СОШ №89») Научный руководитель Замалетдинова Зальфира Исхаковна

Слайд 2

Цель проекта разработка и реализация контрольно-измерительных материалов на темы : «Речь» «Текст» «Предложение» «Слово в языке и речи» «Части речи» «Повторение», ориентированных и позволяющих сформировать систему знаний и понятий по данным темам.

Слайд 3

Задачи проекта и зучить требования ФГОС. о пределить структуру и содержание КИМов по русскому языку в 4 классе. р азработка КИМов . п ровести уроки с использованием разработанных материалов и оценить их эффективность для достижения планируемых результатов обучения.

Слайд 4

Тема раздела Наша речь Текст Предложение Слово в языке и речи Части речи Повторение Планируемые результаты Научатся соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос; Различать устную и письменную речь; различать диалогическую речь; Употреблять в речи слова приветствия, прощания, благодарности, извинения; строить монологическое высказывание на определенную Познакомятся с типами текста. Различать текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений; анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте; Определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); Составлять текст по его началу и концу Познакомятся с видами предложений по цели высказывания. Определять вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); Различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи Познакомятся с понятием «лексическое значение слова». Осознавать слово как единство звучания и значения; Определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника; Различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению; Подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач Указывать части речи; выписывать словосочетания с наречиями; Приводить примеры имен числительных; записывать словами числа; списывать, вставляя пропущенные орфограммы; Указывать время, лицо, число, спряжение глаголов; правильно писать безударные личные окончания глаголов Научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения, отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы

Слайд 5

ПРООП 4 - Предложение Я УУД Учитель 1. Из каких слов можно составить предложение. А. сладкий, яркое, теплая Б. береза, пенал, ручка В. встречаем, весну, мы Г. готовит, споет, нарисовал. Составь предложение и запиши его. ____________________________ Придумай свое предложение по иллюстрации. ____________________ _________

Слайд 6

ПРООП 4 - Предложение Я УУД Учитель 2. Восстанови пословицу, запиши. Дружбой, дорожи, ее, забывать, спеши,не . ________________________________________________________ Объясни её смысл. Вспомни и запиши пословицу о дружбе. -----------------------------------------

Слайд 7

ПРООП 4 - Предложение Я УУД Учитель 3. Прочитай предложение. С тех пор каждый вечер ежиная семья выходила гулять по саду. Определи , о чем говорится в предложении? А. о саде В. о ежах Б. о вечере Г. не о чем

Слайд 8

ПРООП 4 - Предложение Я УУД Учитель 4. Определи , в какой строке записано предложение. Подчеркни его. А. Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Б. Невысоко от земли. В. Среди веток. Г. От земли среди веток.

Слайд 9

ПРООП 4 - Предложение Я УУД Учитель 5.Расставь знаки препинания. Выпиши предложение, в конце которого обязательно нужно поставить вопросительный знак. Чистотел. На опушке березового леса около муравейника вырос чистотел_Почему у растения такое название_Разломи стебелёк_На его изломе выступила яркая капелька сока_Соком чистотела лечат заболевания кожи _ Составь свое вопросительное предложение ---------------------------------------



Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и

профессиональной переподготовки работников образования

Проект

Контрольно – диагностические материалы по предмету «Русский язык» 4 класс

Участники рабочей группы:

Рагузина Алена Александровна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №166» Гиниятова Алсу Вильдановна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №84»

  Чернова Альбина Альбертовна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №89»

 

         

Научный руководитель

Замалетдинова Зальфира  Исхаковна

старший преподаватель ПМПКиППРО КФУ

                                   Проектная работа допущена к защите

                                                   16 мая 2015 г.

Казань – 2015 


Оглавление

1.Аннотация

2.Актуальность проекта

3.Цель и задачи проекта

4. Ресурсы

5 Разработка КИМов

6. Заключение


Аннотация

В данном проекте представлены контрольно-измерительные материалы к урокам русского языка в 4классе, включающие задания для самостоятельной работы учащихся, презентацию.

 КИМы предназначены для учителей начальных классов, работающих по программе УМК «Школа России» и  разработаны  в соответствии с требованиями ФГОС. Материал способствует формированию универсальных учебных действий в результате исследовательской деятельности.


Актуальность

Современный государственный образовательный стандарт начального образования предъявляет новые требования к организации и проведению уроков русского языка в начальных классах. В предметных результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Русский язык» указано, что необходимо «овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических  и коммуникативных задач».

Сегодня акцент делается  на формирование у детей способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах.

Современный ФГОС предъявляет новые требования к организации и проведению уроков русского языка в начальной школе.

В то же время методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса недостаточно  разработано. По УМК «Школа России» к учебнику русского языка в 4 классе разработаны электронно-образовательный ресурс, рабочие тетради, позволяющие планировать  достижения, необходимых предметных и метапредметных результатов, в то же время нет методических  разработок и рекомендаций по использованию данных материалов с учетом требований ФГОС и принципов системно - деятельностного подхода.

Все вышеизложенное обуславливает  актуальность разработки контрольно-измерительных материалов к урокам  русского языка в 4классе на основе требований системы деятельностного подхода.

При разработке федеральных государственных стандартов приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.


Цель проекта

Целью проекта является разработка и реализация контрольно-измерительных материалов на темы:

  1. «Речь»
  2. «Текст»
  3.  «Предложение»
  4. «Слово в языке и речи»
  5. «Части речи»
  6. «Повторение», ориентированных и позволяющих сформировать систему знаний и понятий по данным темам.

Задачи проекта

  1. Изучить требования ФГОС.
  2. Определить структуру и содержание КИМов по  русскому языку в 4  классе.
  3. Разработка КИМов.
  4. Провести уроки с использованием разработанных материалов и оценить их эффективность для достижения планируемых результатов обучения.


Планируемые результаты освоения основной образовательной программы

Тема раздела 

Наша речь 

Текст

Предложение 

 Слово в языке и речи

Части речи

Повторение

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Планируемые результаты 

Научатся соблюдать

в повседневной жизни нормы речевого этикета; слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

Различать устную и письменную речь; различать диалогическую речь; Употреблять в речи слова приветствия, прощания, благодарности, извинения; строить монологическое высказывание на определенную  

Познакомятся с типами текста.

Различать текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений; анализировать текст с нарушенным

порядком предложений и восстанавливать их последовательность
в тексте;

Определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам

(после анализа содержания рисунка);

Составлять

текст по его началу и концу

 Познакомятся с видами предложений по цели высказывания.

Определять вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);

Различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи

Познакомятся с понятием «лексическое значение слова». Осознавать слово как единство звучания и значения;

Определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника;

Различать многозначные слова

(простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению; Подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач

Указывать части речи; выписывать словосочетания с наречиями;

Приводить примеры имен числительных; записывать словами числа; списывать, вставляя пропущенные орфограммы;

Указывать время, лицо, число, спряжение глаголов; правильно писать безударные личные окончания глаголов

Научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения, отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.


Ресурсы

  1. Примерные программы
  2. ФГОС
  3. Д.Н.Ушаков «Большой толковый словарь русского языка». – М.: «Альта-Принт», 2005
  4. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков «Орфографический словарь». – М.: «Просвещение», 2008
  5. А.О.Орг «Олимпиады по русскому языку 4 класс». – М.: «Экзамен», 2011
  6. В.П.Канакина учебник «Русский язык в 2-х частях». – М.: «Просвещение», 2014
  7. Презентация


Разработка КИМов

ПРООП 1 - Наша речь

Я

УУД

Учитель

1. Рассмотрите схему. Что относится к устной речи, раскрась зелёным цветом.

Устная речь        Письменная речь

Слушание            Говорение

Речь про себя

Чтение               Письмо

Подумай, почему речь называют устной?

Обсуди с соседом по парте.

2.Как в письменной речи отделяют одно предложение от другого? Составь план объяснения  ответа на данный вопрос.

А. Пишут каждое предложение с новой строки

Б. При помощи точки, вопросительного или восклицательного знака

В. При помощи паузы или интонации

Г. Никак не отделяют.        

3.Прочитайте текст. Определите, это монолог или диалог? Обоснуй свой ответ, используя текст.

-Здравствуй, милая пчела!

Как здоровье? Как дела?

-Всё в порядке! Всё жужжу!

Извините, я спешу!       (М. Дружинина)

Что можно сказать о пчеле по её речи?

Обсуди с соседом по парте.

4.Составь предложение из данных слов. Выдели алгоритм определения связи между словами.

В,берез,видны,желтые,листве,пряди,зеленой,и, лимонные.

5. Запиши в каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст.

А. Мальчики спрятались под крышей сарая.  

Б. Саша и Юра возвращались с речки.  

В. Начался сильный дождь.

Г. Вдруг туча закрыла небо.      

Озаглавь текст. Выдели способ озаглавливания текста.

 

Итог

ПРООП 2 - Текст

Я

УУД

Учитель

1. Прочитайте. Сравните записи.

 Ландыш- это       травянистое растение с продолговатыми листьями и мелкими белыми душистыми цветками в виде колокольчиков. Ландыш клонит жемчуг круглых белых слез. Латинское название ландыша в дословном переводе означает «лилия долин, цветущая в мае».

 В пруду плавали утки. В школьном саду росли яблони. В наших лесах растут березы.

Какая запись является текстом?

Определите тему и главную мысль текста. Озаглавьте текст.

 

2.Прочитайте слова. Восстановите предложение.

Закружились, крупные, воздухе, снежинки, в.

Составь своё предложение о зиме. 

3.Подбери заголовок к тексту. Справиться тебе поможет выполнение следующих действий:

ё

Прочитай         Определи тему и        Выбери заголовок

    текст             главную мысль

                           ----------------

Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Мила береза русскому человеку. Она и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько рек, деревень названо в честь нашей зеленой красавицы! Любит наш народ березку и за красоту её, и за пользу, которую она приносит.

Вывод: определять тему и главную мысль текста, используя алгоритм.

4. Вставь подходящие по смыслу слова.

Вечером поднялась ______.   Засвистал в соснах _____. С неба повалил _________.

Слова для справок: снег, метель, ветер.

5.Прочитайте. Озаглавьте текст.

-                                 ----------------

 В ветвях берёзы гнездо.   Там жил дрозд.   Кот Васька полез к гнезду.   Дрозд заметил кота и клюнул его в лоб.   Васька испугался, прыгнул с дерева и убежал в сад.

Выделите в тексте три части. Отметьте начало каждой части знаком Z.

Итог

ПРООП 3 -  Слово в языке и речи

Я

УУД

Учитель

1. Какое слово лишнее? Почему?

А. красивый             В. весенний

Б. честный                Г. парта

Справиться с заданием тебе поможет выполнение следующих действий:  

Прочитай      Задай вопрос к      Определи лишнее

все слова       каждому слову      слово

2. Какие из данных слов обозначают предмет?

А. малина                       В. медведь

Б. сверкать                     Г. тяжелый

Найди в словаре 3 слова, обозначающих предмет, запиши их.

3. Прочитай слова.

Тёмную, солнце, тучу, скрылось, за.

Восстанови предложение. Составь свое предложение о небе.

4. Прочитай слова.

север                           трудный

ложь                            маленький

громадный                юг

легкий                         правда

Соедини линией слова, противоположные по смыслу. Как называются такие слова? Оцени свой ответ, обратившись к справочной литературе.

5. Поработай с картинками. Рассмотри их.

Раздели слова на 3 группы по значению. Подбери обобщающие слова и запиши их.

Итог  

ПРООП 4-  Предложение

Я

УУД

Учитель

1. Из каких слов можно составить предложение.

А. сладкий, яркое, теплая

Б. береза, пенал, ручка

В. встречаем, весну, мы

Г. готовит, споет, нарисовал.

Составь предложение и запиши его. ________________________________Придумай свое предложение по иллюстрации.

2. Восстанови пословицу, запиши.

Дружбой, дорожи, ее, забывать, спеши, не. ______________________________________________

Объясни её смысл. Вспомни и запиши пословицу о дружбе.

---------------------------------------------

3. Прочитай предложение.

С тех пор каждый вечер ежиная семья выходила гулять по саду.

Определи, о чем говорится в предложении?

А. о саде            В. о ежах

Б. о вечере        Г. не о чем    

4. Определи, в какой строке записано предложение. Подчеркни его.

А. Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо.

Б. Невысоко от земли.

В. Среди веток.

Г. От земли среди веток.

5. Расставь знаки препинания. Выпиши предложение, в конце которого обязательно нужно поставить вопросительный знак.

                Чистотел.

На опушке березового леса около муравейника вырос чистотел_Почему у растения такое название_Разломи стебелёк_На его изломе выступила яркая капелька сока_Соком чистотела лечат заболевания кожи_

Составь свое вопросительное предложение

---------------------------------------

Итог  

ПРООП 5- Части речи.

Я

УУД

Учитель

1.Закончи высказывание

Глаголами называются слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы…..

А. что делает?   что сделает?

Б. какой?   какая?   какое?   какие?

В. кто?   что?

Г. как?   когда?   каким образом?

2.Укажи имя существительное

А. радостный          

Б. читать          

В. над

Г. барабан    

Справиться с заданием тебе поможет выполнение следующих действий:

                

        

3.Назови группу глаголов и записи со значением: движения                       идти

звучания                         думать

труда                               мяукать

речи                                 строить

мысли                             говорить

проявления чувств       размышлять

Объясни принцип группировки слов соседу по парте.

 4. Восстанови пословицу. Объясни смысл соседу по парте.

Добрые  ……  человека  красят.

А.  слова

Б.  улыбка

В.  дела

Г.  руки

Вспомни и запиши пословицу о труде.

 

5.Прочитай стихотворение Ф. И.Тютчева. определи к какой части речи относятся выделенные  слова.

Зима недаром злится,

Прошла её пора-

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

А.  имя прилагательное

Б.  глагол

В.имя существительное

Г. Предлог

Составь своё предложение о весне.

Итог

ПРООП 6-  Повторение

Я

УУД

Учитель

1.Разбери по составу слова.

Покрывают, стоишь, весенний, школьный, спешит.

2 . Укажи слово, в котором звуков больше, чем букв.

А. мальчик

Б. ёлка

В. ежиха

Г. ночь

Составь подобное задание для соседа по парте.

Оцени результат его выполнения.

3. Укажи побудительное предложение

А. Как красив лес осенью!

Б. На грядке выросли три тыквы.

В. Какие птицы улетают на юг осенью?

Г. Не три руками глаза!

Составь свое побудительное предложение.

4.  Укажи грамматическую основу предложения.

Холодный ветерок гонит по дорожке листья берез

А. холодный ветерок

Б. гонит по дорожке

В. ветерок гонит

Г. гонит листья

5. Укажи группу однокоренных слов.

А. конь, конюшня, лошадиный

Б. слониха, заслонка, слон

В. сад, садовник, садик

Г. холод, холодный, холода

Итог  

Критерии оценки

За выполнение работы выставляются две оценки: тестовый балл и аттестационная отметка. Тестовый балл выставляется на основе первичных баллов, полученных за выполнение каждого из заданий работы.

Задание № 1 – 1 балл.

Задание № 2 – 2 балла.

Задание № 3 – 2 балла.

Задание № 4 – 2 балла.

Задание № 5 – 3 балла.

Условные обозначения

Я

УУД

Воздушный шар - Металлик экстра светло-зеленый - Магазин товаров для праздника - Сценаристика.ру

отлично

личностные

познавательные

Шар 12" Желтый, Кристалл

хорошо

коммуникативные

Купить "Красный шарик" в Киеве

было трудно

регулятивные


Заключение

Данный проект может использоваться при проведении уроков русского языка в 4 классе, а также реализован в рамках курсов повышения квалификации при проведении стажировок, мастер-классов. В нем раскрыт деятельностный подход, личностно-ориентированный подход, показано, как прививать детям умение работать с информацией, как повысить уровень результативности обучения русскому языку на уроке. Особенность системно -деятельностного подхода – самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость. Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности дает также и групповая форма работы.

Таким образом, применение приемов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы дает учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников. Разработанные в соответствии с требованиями ФГОС КИМы позволят добиться планируемых результатов на уроках русского языка в 4 классе.

Данные КИМы помогут сформировать у детей бережное отношение к русскому языку, речи, слову. Задания, представленные в КИМах, помогут ученикам закрепить знания, полученные на уроках русского языка. Система заданий направлена на обогащение словарного запаса ребенка, формирования умения анализировать лингвистические явления и работать с разными видами индивидуальной работы с учебниками, словарями, энциклопедиями.

КИМы – это эффективный помощник учителя в организации индивидуальной работы с учениками. Использование КИМов способствует более успешному достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения в 4  классе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Контрольно – диагностические материалы по предмету «Русский язык» 4 класс (УМК «Школа России» автор: В.П. Канакина , В.Г. Горецкий) Участники рабочей группы: Рагузина А.А. , учитель,( МБОУ «СОШ №166») Гиниятова А.В., учитель,( МБОУ «СОШ №84») Чернова А.А., учитель, (МБОУ «СОШ №89») Научный руководитель Замалетдинова Зальфира Исхаковна

Слайд 2

Цель проекта разработка и реализация контрольно-измерительных материалов на темы : «Речь» «Текст» «Предложение» «Слово в языке и речи» «Части речи» «Повторение», ориентированных и позволяющих сформировать систему знаний и понятий по данным темам.

Слайд 3

Задачи проекта и зучить требования ФГОС. о пределить структуру и содержание КИМов по русскому языку в 4 классе. р азработка КИМов . п ровести уроки с использованием разработанных материалов и оценить их эффективность для достижения планируемых результатов обучения.

Слайд 4

Тема раздела Наша речь Текст Предложение Слово в языке и речи Части речи Повторение Планируемые результаты Научатся соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос; Различать устную и письменную речь; различать диалогическую речь; Употреблять в речи слова приветствия, прощания, благодарности, извинения; строить монологическое высказывание на определенную Познакомятся с типами текста. Различать текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений; анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте; Определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); Составлять текст по его началу и концу Познакомятся с видами предложений по цели высказывания. Определять вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); Различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи Познакомятся с понятием «лексическое значение слова». Осознавать слово как единство звучания и значения; Определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника; Различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению; Подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач Указывать части речи; выписывать словосочетания с наречиями; Приводить примеры имен числительных; записывать словами числа; списывать, вставляя пропущенные орфограммы; Указывать время, лицо, число, спряжение глаголов; правильно писать безударные личные окончания глаголов Научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения, отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы

Слайд 5

ПРООП 4 - Предложение Я УУД Учитель 1. Из каких слов можно составить предложение. А. сладкий, яркое, теплая Б. береза, пенал, ручка В. встречаем, весну, мы Г. готовит, споет, нарисовал. Составь предложение и запиши его. ____________________________ Придумай свое предложение по иллюстрации. ____________________ _________

Слайд 6

ПРООП 4 - Предложение Я УУД Учитель 2. Восстанови пословицу, запиши. Дружбой, дорожи, ее, забывать, спеши,не . ________________________________________________________ Объясни её смысл. Вспомни и запиши пословицу о дружбе. -----------------------------------------

Слайд 7

ПРООП 4 - Предложение Я УУД Учитель 3. Прочитай предложение. С тех пор каждый вечер ежиная семья выходила гулять по саду. Определи , о чем говорится в предложении? А. о саде В. о ежах Б. о вечере Г. не о чем

Слайд 8

ПРООП 4 - Предложение Я УУД Учитель 4. Определи , в какой строке записано предложение. Подчеркни его. А. Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Б. Невысоко от земли. В. Среди веток. Г. От земли среди веток.

Слайд 9

ПРООП 4 - Предложение Я УУД Учитель 5.Расставь знаки препинания. Выпиши предложение, в конце которого обязательно нужно поставить вопросительный знак. Чистотел. На опушке березового леса около муравейника вырос чистотел_Почему у растения такое название_Разломи стебелёк_На его изломе выступила яркая капелька сока_Соком чистотела лечат заболевания кожи _ Составь свое вопросительное предложение ---------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 2 класс

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 2 класс (УМК "Школа России") содержат тестовые задания, диктанты, грамматические задания...

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 2 класс

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 2 класс....

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 3 класс

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку "Школа России" 3 класс...

Контрольно - измерительные материалы по русскому языку 4 класс( "Школа России")

Содержание контрольно - измерительных материалов включает в себя контрольные диктанты и тесты....

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 4 класс.

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 4 класс "Школа России"....