Заимствованные слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Аитова Марина Сергеевна

Материал содержит конспект и презентацию к уроку ОНЗ во 2 классе на тему "Заимствованные слова". Урок составлен по УМК "Начальная школа XXI века", в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке предполагаются парная и групповая виды деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaimstvovannye_slova.doc71 КБ
Файл zaimstvovannye_slova.pptx74.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2 классе

Тема: Слова исконные и заимствованные

Цели: формирование понятия «заимствованные и исконные слова»

Планируемые результаты:

Предметные 

  • Формирование понятия «заимствованные и исконные слова».

Метапредметные

Регулятивные УУД

  • Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.
  • Принимать и сохранять учебную задачу.
  • Выполнять учебные действия в различных формах.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словарей.
  • Устанавливать причинно-следственные связи.
  • Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
  • Строить логическую цепь рассуждений.
  • На основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД

  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
  • Договариваться и приходить к общему решение в совместной деятельности.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 
  • Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные

  • Самоопределяться в жизненных ценностях, стремиться  к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения.
  • Развивать умения выражать свои эмоции.
  • Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Мобилизующий этап. Настрой на урок

Всему название дано -

и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

а безымянных нету.

Язык - и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно -

В огромном море - море слов -

Купаться ежечасно!

-О чем это стихотворение? (о словах)

-Сегодня мы будем расширять свой словарный запас, узнавать новые слова

(открывается первое слово темы – СЛОВА)

Определяют, о чем стихотворение, определяют тему урока

II. Актуализация знаний.

-Чтобы вспомнить, с какими словами мы уже познакомились, давайте поиграем в «Лексическое дерево»

1 листок: синонимы.

-Что такое синонимы?

- Подберите синонимы к словам метель, сияют, жара, друг, хихикать, клянчить (карточка № 1)

2 листок: антонимы.

-Что такое антонимы?

-Соедините слова в столбиках в антонимичные пары (карточка № 2):

молодой                        вечер

кислый                          тьма

вход                               светло

входить                          выход

утро                                старость

темно                              выходить

свет                                 сладкий

3 листок: омонимы (карточка №3)

- Найдите омонимы и запишите примеры в таблицу

1). Уж наступал вечер. По траве ползет уж.

2). Зацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики.

3). Сложный  код. Пушистый кот.

Звучат и пишутся одинаково

Одинаково звучат, по-разному пишутся

Одинаково пишутся, звуча по-разному

На доске плакат «Лексическое дерево», на листочках которого прикреплены задания. Ученики выполняют предложенные задания, вспоминают синонимы, антонимы, омонимы

III. Создание проблемной ситуации

- 4 листок: девочка читает несколько предложений на английском языке, в которых встречаются слова

спорт, футбол, волейбол, баскетбол, теннис, хоккей –– Кто догадался, о чем идет речь в предложениях?
– Почему вы так решили? Ведь предложения прозвучали  на языке, незнакомом вам?
Вывод: в русском языке есть слова, похожие по звучанию на иностранные.

-Какие слова вам показались знакомыми?

спорт                         волейбол

хоккей                        баскетбол

теннис                      футбол

-Эти слова называются заимствованными (открывается второе слово темы)

Высказывают свои мнения.

Обосновывают их.

Называют слова спорт,                         волейбол, хоккей, баскетбол, теннис, футбол

IV. Определение темы урока.

- Я думаю, что вы уже давно догадались, какова тема нашего сегодняшнего урока. Слова исконные и заимствованные.

-Что же значит заимствовать?

- Как вы понимаете лексическое значение этого слова?

-Каким способом можно уточнить значение слова?

-Объясните значение этого слова с помощью синонимов

 заимствовать, взять (брать), перенять, усвоить

-Таким образом, русский язык взял, перенял и усвоил эти слова из английского языка.

Называют тему урока.

Высказывают свои предположения.

-посмотреть в словаре, прочитать текст, подобрать синонимы.

Работают в парах. Озвучивают  толкование этого слова.

V. Открытие новых знаний

- Попробуйте сами сформулировать правило о том, какие слова называются заимствованными, используя слова на доске.

-Сравните с правилом в учебнике на с. 72.

-Как вы думаете, а какие слова можно назвать исконными?

-Исконные слова – слова, существовавшие с незапамятных, древних времен.

- Итак, на какие две группы можно разделить слова?

На доске появляется схема

                               

Пытаются самостоятельно сформулировать новое правило, затем сравнивают его с правилом, данным в учебнике.

Высказывают свои предположения.

Отвечают на вопрос учителя.

VI. Мини –исследование слов

-Я предлагаю вам поработать с толковым словариком у нас в учебнике и узнать некоторые из заимствованных слов.

1-я группа: выписать слова, пришедшие из французского языка

2-я группа: слова из латинского языка

3-я группа: из итальянского языка

4-я группа: из греческого языка

5-я группа: из английского языка

6-я группа: из немецкого языка

Анализируют слова. Высказывают свои мнения.

Работают в малых группах.

VII. Знакомство с новым словарем – словарем иностранных слов

Демонстрирует словари иностранных слов.

- О происхождении и значении заимствованных слов можно узнать в словаре иностранных слов. С ним вы будете учиться работать в старших классах .

Рассматривают словари.

VIII. Физкультминутка

IX.  Первичное закрепление открытых знаний, развитие умений

Рассмотрите рисунки в упражнении № 2, с.73.

-Как называются эти предметы. Как удобнее говорить?

- Эти слова заимствованные. Например, слово  ракетка пришло к нам из французского, в который попало из арабского языка, где обозначало «рука».

- Посмотрите в словарике, из каких языков пришли к нам слова велосипед и шорты.

Велосипед (из латинского)

Шорты (из английского)

-выполните задание на карточках  с последующей проверкой (карточка №4):

-К заимствованным словам первого столбика подбери близкие по значению слова или сочетания слов из второго столбика, соедини стрелками.

антракт

последняя часть соревнований

атака

Перерыв

вираж

момент начала соревнований

финиш

крутой поворот

старт

Нападение

Задание для группы: стр. 74 упр. 5

-Вспомните и запишите заимствованные слова, которые так и не научились изменять свою форму (неизменяемые слова)

Работают по учебнику. Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты.

Выполняют задание на карточках. Зачитывают свои варианты.

Работают в группе, вспоминают неизменяемые слова, записывают в тетрадь, осуществляют самопроверку по эталону

X. Рефлексия

-Какие слова называются заимствованными?

-Для чего они необходимы в русском языке?

-Какие заимствованные слова  вы запомнили?

-Закончите предложения:

-Больше всего мне понравилось...

-Мне было трудно...

-Мне показалось несложным...

-Я еще хотел бы узнать...

Отвечают на вопросы, продолжают предложения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слова

Слайд 2

Заимствованные слова

Слайд 3

Заимствованные слова Узнать, какие слова называются заимствованными Научиться находить заимствованные слова в словаре и тексте Использовать в речи заимствованные слова

Слайд 4

Заимствовать: взять (брать) перенять усвоить

Слайд 5

СЛОВА ИСКОННЫЕ ЗАИМСТВОВАННЫЕ

Слайд 6

м етель – вьюга сияют – сверкают жара – пекло друг – товарищ хихикать – смеяться клянчить - умолять

Слайд 7

м олодость вечер кислый тьма вход светло входить выход утро старость темно выходить свет сладкий

Слайд 8

Звучат и пишутся одинаково Одинаково звучат, по-разному пишутся Одинаково пишутся, звуча по-разному уж - уж код - кот гвоздики - гвоздики

Слайд 9

-Больше всего мне понравилось... -Мне было трудно... -Мне показалось несложным... -Я еще хотел бы узнать...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тайна заимствования слов

В  презентации подобран материал по русскому языку. Многие заимствованные слова в школе изучаются как словарные. Откуда пришли они в наш язык и в какую эпоху? На эти вопросы отвечает материал дан...

Интегрированный урок английского и русского языка на тему "Заимствованные слова"

Интегрированный урок русского и английского языка по теме "Заимствованные слова. Англицизмы". Для начальной школы, 2 класс....

Интегрированный урок по русскому и английскому языку по теме: "Заимствованные слова:англицизмы"

Интегрированный урок по русскому и английскому языку по теме:"Заимствованные слова:англицизмы."УМК "Начальная школа  21 века.2 класс...

Урок русского языка "Исконные и заимствованные слова"

Предмет: Русский язык Система: Школа XXI векаКласс: 2-аТема: Исконные и заимствованные словаЗадачи: - совершенствование знания таблицы умножения/деления;- отработка понятий больше в/на, меньше в/на;- ...

технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме "Заимствованные слова. Повторение. Перенос слова" УМК "Начальная школа 21 века"

Технологическая карта составлена по всем требованиям новых ФГОС, содержит описание учебного материала, УУД, физминутки. Надеюсь, пригодится в работе....

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов  в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...