Тема урока: « Роль имен прилагательных в речи. Подготовка к сочинению «Волшебница Зима». (Урок совершенствования ЗУНов по развитию речи.) 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Митрофанова Татьяна Борисовна

Цель урока: формирование образовательных компетенций по развитию речи в предметной области русский язык.

Задачи урока:

1)       Образовательная – систематизировать знания уч-ся о структуре текста-описания, совершенствовать умения и навыки конструирования и редактирования текста-описания;

2)      Развивающая – формировать у уч-ся умение подбирать и систематизировать материал к сочинению, отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания, обогатить речь учащихся прилагательными, эпитетами, метафорами и т.д.,

Отрабатывать этапы сочетательного диалога, продолжить работу по формированию умений устанавливать партнерские отношения;

3)       Воспитательная – воспитывать чувство любви к родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_4_klass.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык, 4 класс

Тема урока: « Роль имен прилагательных в речи. Подготовка к  сочинению «Волшебница Зима». (Урок совершенствования  ЗУНов  по развитию речи.)

Цель урока: формирование образовательных компетенций по развитию речи в предметной области русский язык.

Задачи урока:

  1.  Образовательная – систематизировать знания уч-ся о структуре текста-описания, совершенствовать умения и навыки конструирования и редактирования текста-описания;
  2. Развивающая – формировать у уч-ся умение подбирать и систематизировать материал к сочинению, отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания, обогатить речь учащихся прилагательными, эпитетами, метафорами и т.д.,

Отрабатывать этапы сочетательного диалога, продолжить работу по формированию умений устанавливать партнерские отношения;

  1.  Воспитательная – воспитывать чувство любви к родной природе.

Оборудование: листы сопровождения (см. Приложение),  на доске - картины художников, парты сдвинуты по две для работы четверками.

  1. Эмоциональный настрой.

-  Какие слова вы бы хотели произнести перед серьезной и ответственной работой?

 Хором: У  нас все получится!

-  Закройте глаза и мысленно повторите за мной:

 «Учитель, я помогу  тебе сделать урок интересным!»

-  Преступим к работе.

- Согласны ли вы с мнением автора?

Есть ли в мире наиболее волшебная и удивительная пора года, чем зима?

Укрывает она белым одеялом землю, которая  терпеливо ждала такой мягкой шубы. А как очаровательно выглядят деревья в своих пушистых платках, их ласково подарила им чудесница-зима. Она, как добрая волшебница, украсила все вокруг.

- Какой это текст?  (Текст-описание)

-  Какие средства выразительности использует автор для описания природы?

 - Каково отношение автора к зиме?

- Какие  части речи использованы в тексте для передачи красоты зимней природы?

    2.  Формулирование темы урока.

- Предположите, чем мы будем заниматься на уроке?

(Работать с  именами прилагательными, наблюдать за ролью прилагательных в речи)

-Я вам хочу предложить попробовать свои силы в написании текста-описания зимней природы.

-  Давайте поставим перед собой задачи на урок.

(Опорные слова: анализировать, различать, обосновывать).

3.Словарная работа.

  Задание №1. (На доске написан текст, прилагательные закрыты).

      -Вставьте пропущенные слова. Какая это часть речи?

Вот зима пришла (серебристая),

(Белым ) снегом замела поле (чистое).

(Светлым )  днем на коньках

Все катается,

Ночью в (снежном) огне

Рассыпается.

                                                       (Р.А.Кудашева)

-  Какие средства выразительности использовал автор?

-  Выполните по выбору разборы: по составу, морфологический, разбор  по частям и членам предложения.

Взаимопроверка.

-  Перед выполнением следующего задания вам необходимо объединиться в пары.

 Давайте  повторим правила дружной работы

 ( На доску вывешиваются смайлики).

1.   Общайся вежливо и доброжелательно.

2.  Говори спокойно и ясно.

3.  Не мешай другой группе, не вторгайся в их работу.

Игра «СУЕТА»

-  У вас на цветных листочках даны слова с пропущенными буквами. Ваша задача – вставить букву, выделить графически орфограмму.

З.ма                             сне.                                В холод.                       Около ледян.  дворца

Сн.жинка                   ле.                                  На пол.                         К зимн.  лесу

К.ток                           моро.                             В царств.                     В зимн.  наряде

Сн.говик                    сугро.                             На север.                     В снежн.  царство

Д.ревья                     холо.                              На мороз.                     Колюч.  снегом

Л.дышка                   наря.                              В сугроб.                       В серебрист.  инее

-  Найдите пару по одинаковой орфограмме. Проверь правильность написания.

  Задание №2.

- Чтобы собрать словосочетания, вам нужно поделиться в паре  друг с другом словами.

В серебристом                                                              снег

По искристому                                                              ковер

К зимнему                                                                      сугроб

Пушистого                                                                      пушок

Свирепым                                                                       холод

В сказочный                                                                   мороз

«Задание для друга»:

-  Передайте свои листы сопровождения ребятам, сидящим напротив вас.

   Укажите падеж  прилагательных в словосочетании.

-  Верните листы. Проверьте.

-  Кто доволен работой друга? Кто исправил ошибки, допущенные другом?

-  В продолжение  разговора о зиме я хочу вам предложить прослушать стихотворение, из которого вы узнаете, кто помогает этой волшебнице украшать природу.

(Стихотворение читает ученица).

Разукрасилась зима. (М.Пожаров)

Разукрасилась зима:

На уборе бахрома

Из прозрачных льдинок,

звездочек – снежинок.

Вся в алмазах, жемчугах,

В разноцветных огоньках,

Льет вокруг сиянье, шепчет заклинанья:

- Лягте, мягкие снега,

На леса и на луга,

Тропы застелите,

Ветви опушите!

На окошках, Дед Мороз,

Разбросай хрустальных роз

Легкие виденья,

Хитрые сплетенья.

Ты, метелица, чуди,

Хороводы заводи,

Взвейся вихрем белым

В поле поседелом!

Спи, земля моя, усни,

Сны волшебные храни:

Жди, в парчу одета,

Нового рассвета.

-  А как еще можно передать красоту природы? (рисунками, музыкой, фотографиями, фильмами и т. д.)

 (  На доске – картины  известных русских художников и Владимирских художников.

 Краткий рассказ  )

4. Работа над сочинением.

- Настало время и вам попробовать выразить свои мысли о красоте зимы.

-  Вначале составим план сочинения «Волшебница Зима».

             1.  Вступление.

             2.  Зимний лес.

             3.  Суровая пора.

             4.  Узоры на окнах.

            5.  Снежинки.

            6.  Заключение.

Игра «СУЕТА»

-  Объединитесь в группы по цвету ваших листов сопровождения.

( Дети образовали  четверки.  Каждая группа получила номер определенного пункта плана.)

-  Распределите роли в группе (Организатор, докладчик, хронометрист, секретарь).

           Задание №3:

-Напиши 2 предложения о волшебстве Зимы по данному пункту плана.

-  Проверяем работу групп.

(Докладчики читают по два своих предложения. Итог работы – коллективное сочинение.)

-  Оцените текс по следующим критериям: объем, красота предложений, употребление прилагательных.

5.  Итоги урока.

-  Справились ли мы с задачами урока?

-  Сможете вы теперь самостоятельно написать сочинение-описание о зиме?

-  Оцените работу своей группы.

-  Кому вы благодарны?

-  Заполните лист самооценки.

Домашнее задание: написать сочинение на рисунках, которые мы подготовили на уроке ИЗО.

-  Спасибо за работу.

Дети: - Спасибо за урок.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Лист сопровождения №1

Выполнил__________________________________________________________

Задание №1.

Вставь пропущенные слова, выдели окончания, определи род.

Вот пришла зима

(                                             ),

(                                            ) снегом замела

Поле (                                               ).

Слова для справок: чистый, серебристый, белый.

Задание №2.

Составь словосочетания в паре.

В серебристом_______________

По искристому_______________

К зимнему________________

Пушистого________________

Свирепым________________

В сказочный_______________

Задание №3.

Напиши 2 предложения о волшебстве Зимы по данному пункту плана.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лист самооценки

Было легко

Были небольшие затруднения

Было трудно

Баллы

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Мне было приятно работать с________________________________________________________

Хочу поучиться_____________________________________________________________________

За работу на уроке я себе ставлю__________________        

                                                           Лист сопровождения №2

Выполнил__________________________________________________________

Задание №1.

Вставь пропущенные слова, выдели окончания, определи род.

(                                     ) днем на коньках

Все катается,

Ночью в (                                      ) огне

Рассыпается.

Слова для справок: снежный, светлый.

Задание №2.

Составь словосочетания в паре.

__________________________  снег

__________________________  ковер

__________________________  сугроб

__________________________  иней

__________________________ холод

__________________________  мороз

Задание №3.

Напиши 2 предложения о волшебстве Зимы по данному пункту плана.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лист самооценки

Было легко

Были небольшие затруднения

Было трудно

Баллы

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Мне было приятно работать с________________________________________________________

Хочу поучиться_____________________________________________________________________

За работу на уроке я себе ставлю__________________        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку в 4 классе в рамках развивающего обучения "Роль имен прилагательных в речи".

Урок разработан в рамках педагогического эксперимента по внедрению и освоению  СОТ на уроках русского языка в 4 классе....

Урок русского языка « Роль имен прилагательных в речи».

        Разрешение проблемы о значимости  имен прилагательных в речи....

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе на тему « Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в речи»

Обучающийся получит возможность для формирования- уважительного отношения к мыслям и настроениям другого человека;- проявления  интереса к новому учебному материалу;- умения  оценки и самооц...

УМК "Перспектива". Технологическая карта к уроку русского языка для 2 класса на тему "Роль имен прилагательных в речи"

Цели деятельности учителя : совершенствовать представление об имени прилагательном как части речи, совершенствовать навыки письменной речи.Планируемые результаты:-Предметные:знать:роль имен прилагател...

Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"

систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...