Методическая разработка урока русского языка "Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы". 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Токова Светлана Павловна

Урок для обучающихся с ЗПР (УМК "Школа России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока34.92 КБ
Файл презентация к уроку1.72 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Светлана Павловна Токова

3 класс.

Коррекционно-развивающий урок русского языка.

Урок открытия новых знаний «В гостях у сказки «Теремок».

Тема урока:  Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.

Цели: 

Образовательная:

формировать умение грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы,  выявить изобразительно-выразительные возможности глагола;

Развивающая:

развивать творческое мышление, орфографическую зоркость, общеучебные навыки, расширять словарный запас;

Воспитательная:

воспитывать стремление к познанию, трудолюбие. 

Оздоровительная:

создавать на уроке атмосферу непринужденности, психологического комфорта, предупреждать учебную перегрузку.

Планируемые результаты:

Предметные:

Формирование представления о глаголе-синониме и глаголе-антониме.
Умение задавать к слову вопрос.
Усвоение понятий «синоним», «антоним».
Формирование умения аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.

Метапредметные:

Регулятивные: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные: Формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, строить логическое рассуждение.
Коммуникативные: Работать в группе. Развивать способность сохранять доброжелательные отношения, взаимоконтроль и взаимопомощь.

Личностные:

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.
Развивать познавательные интересы, учебные мотивы.
Уметь ориентироваться в сумме своих знаний, осуществлять анализ своей деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, проигрыватель с 2-мя дисками: шум весеннего леса и «Песня друзей», маскарадные костюмы героев из сказки «Теремок»: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, ёжик, медведь, а также петушок, курочка, цыплёнок, 2 пчёлки; солнце-шарик с лентами-лучами, грибы-карточки, бабочки-карточки, цветы-карточки, строительные материалы-карточки (камни, кирпичи, доски), мяч.

Ход урока:

- Умеют казаки трудиться,

Да умеют и веселиться.

Сегодня у нас, у казачат, необычный, театрализованный урок русского языка.

1.Психологический настрой.

Звучит мелодия с шумами леса, с голосами птиц. N3.

-Какие вы, ребята, красивые и интересные! (дети в костюмах зверей)

Это не случайно. Скажите, какое сейчас время года? (весна) И вот вы - лесные жители - вышли на полянку, потому что выглянуло солнце и захотело поиграть с вами в прятки. Давайте его найдём. Оно находится в правом верхнем углу стены, на которой висит доска. Весеннее солнце светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик не только обогреет вас своим теплом, а предаст сил и уверенности в знаниях. Прикройте глаза и мысленно скажите: “Я внимателен, я думаю, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе”. Откройте глаза и покажите улыбкой, что желаете друг другу удачи в сегодняшнем уроке и готовы сделать своё маленькое открытие.

2.Орг. момент.

Звучит «В гостях у сказки»

Проходите и садитесь на свои места.

Ребята, сегодня к нам на урок пришла сказка. А вы не догадались, какая? Посмотрите друг на друга. (Теремок)   

Ну конечно, вы все сегодня герои сказки «Теремок». Нам нужно поочереди в него попасть.

Слайд-1 (терем на опушке)

3. Каллиграфическая минутка.

«В домик первым тот зайдёт,

Кто тему урока назовёт».

Слайд-2.                                                

- Внимательно посмотрите на данный ряд слов

                                                     ход, ходит, походка.

-Что это за слова? (однокоренные)

-Выберете проверочное слово. (ходит)

-К какой части речи относится это слово? (глагол)

-Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания? Именно ту, которую проверяли. (д)

 Мы будем упражняться в правильном написании и соединении буквы д с другими буквами.

-Давайте соберём грибочки на  сказочной поляне. Вам нужно напечатанную цепочку букв правильно, аккуратно переписать в тетрадь:

  1ряд: дсдидндодндидмды

  2 ряд: дадндтдодндидмды

4. Введение в тему урока.

Какие слова затерялись среди д?

Мысленно вычеркните букву д. Что интересного заметили? Какое слово получилось?

( 1 ряд - синонимы.   2 ряд - антонимы.)

-Как вы думаете, с какими темами мы встретимся на уроке?

( Мы встретимся с темой «Глагол» , «Синонимы. Антонимы», «Однокоренные слова»)

Основная тема нашего урока: «Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы».

Слайд-3 (тема урока: …)

Молодцы, вы все легко справились с заданием, но кто же первым попадёт в теремок?

Загадка.

Под полом скребусь,

А кошки боюсь. ( Встаёт ученик в костюме Мышки)

Слайд-4 (Мышка у теремка)

   Зашла мышка Ксюша  в теремок и стала в нём жить.

Слайд-5

5 . Изучение темы урока

Следующим зайдёт в теремок тот, кто ответит на вопросы:

-Какие слова называются синонимами? (слова, близкие по смыслу)

1) Подберите к глаголам, другие, близкие по смыслу (устно) 

Работать – …(трудиться, делать, мастерить,  действовать )

Смеяться - …(хохотать, заливаться, закатываться)

Есть - …(кушать, уплетать, уминать, поглощать)

Слайд-6

-Какие слова называются антонимами? (слова, противоположные по смыслу)

2) Наблюдение над глаголами, противоположными по значению.

- Выпишите пословицы с  глаголами-антонимами. Объясните смысл пословиц:

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Заяц самого себя боится.

Солнце всходит и заходит.

При ясном солнышке и ягода краснеет.

Любишь брать, люби и давать.

Молодцы! Снова можно всех сразу пустить в теремок, как хорошо справились с заданием! Но давайте соблюдать очередь. Кто же следующий гость?

6. Словарная работа.

Загадка.

Скачет зверюшка, не рот, а ловушка.

Попадёт в ловушку и комар, и мушка. (Встаёт ребёнок в костюме лягушки)

Слайд-7 (лягушка у теремка)

- Принесла лягушка картинки и стала показывать мышке.

Слайд-8 (картинный словарный диктант)

Запишем слова - названия этих предметов:

ягода, воробей, заяц, корова, берёза.

Что объединяет эти слова? (Они словарные).

Слайд-9

Проверим, правильно ли вы их написали (карточки на доске расположены в столбик). Подчеркните буквы, обозначьте ударение. У кого без ошибок? (Поднимают руку).

Что общего у этих слов? К какой части речи относятся? (сущ.)

На какие две группы можно разделить эти слова? (Одушевлённые -отвечающие на вопрос кто? и неодушевлённые – отвечающие на вопрос что?

7. Фронтальная работа по теме урока.

Вы ответьте мне теперь

Кто опять стучится в дверь:

Маленький, беленький.

По лесу прыг-прыг,

По кусточкам шмыг-шмыг (Встаёт ребёнок-заяц)

Слайд-10

Правильно, это зайчик-побегайчик

-«Рады все тебя впустить,

   но не могут  дверь открыть.

   Подбирай-ка побыстрей

   Ты глаголы посмелей.»

 Интерактивная игра «Мяч»

а) подбор глаголов-антонимов:

Ходить -…, говорить -…, засыпать -…, сидеть - …, строить - …,  

плакать -… .

б) подбор глаголов-синонимов:

Бороться - сражаться, говорить - беседовать, заботиться - беспокоиться, ухаживать, рисовать - изображать, орошать – поливать, танцевать - плясать

Спасибо, ребята, помогли зайчику. Стал он в теремке жить.

8. Физкультминутка под музыку с речитативом.

У: Большая часть работы выполнена. Необходим отдых. Кто же нам поможет отдохнуть?

Пришла из леса птичница

В рыжей шубке кур посчитать.

Правильно! Это лисичка-сестричка.

(Ученик-лиса встаёт и проводит физминутку)

Слайд-11

 Покачайтесь, покружитесь, потянитесь и согнитесь,

Распрямитесь, приседайте, потопчитесь, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите

Вновь трудиться все начните.

- Почему выполнили столько много действий? (физминутка состоит из глаголов)

Пригласили жильцы теремка лисичку, будут по утрам зарядку делать.

-Кто же ещё должен поселиться в теремке?

9. Работа над  глаголами-антонимами и глаголами-синонимами.

Загадка.

В лесу зимой холодной

Ходит злой, голодный,

Зубами «Щёлк!»

Это серый … (волк)

- Правильно, это волчок – серый бочок.

Слайд-12

Помогите ему попасть в теремок. Давайте поймаем бабочек с заданиями: (восстановить стихотворение)

1-в.

____________ сонные березки,

___________ шелковые косы,

____________  зеленые сережки

И _________  серебряные росы.

(растрепали, горят, шелестят, улыбнулись)

(вставить подходящие по смыслу глаголы)

2-в.

Как алмазы _______________ на листьях росинки.

Снег _________ под лучами зимнего солнца.

 Солнце ________, а месяц __________.

(блестит, светит, сияют, сверкает,)

Обрёл и волчок себе дом.

Загадка.

Шустрый маленький зверёк,

Как колюченький клубок.

Ни головы, ни ножек.

Кто же это?  (ёжик)  

Слайд-13

Сорвём по цветочку на поляне и выполним задание:

Соедини устаревшие словосочетания с их значениями. Работа в парах.

КЛЕВАТЬ  НОСОМ                     БОЛТАТЬ

ЗАРУБИТЬ  НА  НОСУ               УБЕЖАТЬ

УНЕСТИ  НОГИ        ЗАПОМНИТЬ

НАДУТЬ  ГУБЫ        ДРЕМАТЬ

ЧЕСАТЬ  ЯЗЫКОМ                    ОБИДЕТЬСЯ

И ёжик поместился в теремке.

Кого же ещё не хватает в теремке?

Загадка.

Хозяин лесной

Просыпается весной

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь).

Слайд-14 

Что случилось, когда пришёл мишка?( Раздавил теремок.) Но наши герои решили дружно построить новый теремок, по современному проекту! 

Слайд-15

10. Закрепление изученного материала.

Дифференцированная групповая работа.

1 группа «кладёт фундамент из камней» (Крюкова, Рогозов, Адоевский)

(подобрать антонимы, меняя приставки в словах). На камнях надпись:

УЛЕТЕТЬ –

ЗАВЯЗАТЬ –

ПРИШЕЛ-

2 группа «возводит стены из кирпичей» (Зеленькова, Зюзина, Рындина)

«Путаница» - восстановить пары слов глагол + антоним). На кирпичах слова:

ОПУСКАТЬ -                 СМЕЯТЬСЯ

ПЛАКАТЬ -                    РАЗРЕШАТЬ

МОЛЧАТЬ -                    ССОРИТЬСЯ

МИРИТЬСЯ    -              ПОДНИМАТЬ

ЗАПРЕЩАТЬ -               ГОВОРИТЬ

СИДЕТЬ -                       СТОЯТЬ

(соединить слова с синонимами) (Кедюлич, Горячевский, Мрыхина)

ЗАПЛАКАТЬ        ШАГАТЬ

ИДТИ        ЗАРЫДАТЬ

ЗАБОТИТЬСЯ        УХАЖИВАТЬ

СМЕЯТЬСЯ                                  ХОХОТАТЬ

ГОРЕВАТЬ                                         РАЗМЫШЛЯТЬ

ДУМАТЬ                                      ГРУСТИТЬ

        

3 группа «строит крышу из досок» (Гуковский, Дёмина, Чайкин)        

Выписать из текста синонимы к глаголу смеяться. На «досках» текст:

Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки-зайчихи, улыбнулись старые зайцы, побывавшие в лапах у лисицы и отведавшие волчьих зубов.

11. Рефлексия.

Какой замечательный дворец мы построили общими усилиями.

Слайд-16

А какие глаголы помогли  нам в этом? (глаголы-синонимы и глаголы-антонимы).

– Какое открытие мы сделали на уроке? (что один и тот же глагол в речи можно заменить другим, близким по смыслу, а также можно подобрать к глаголу противоположный по смыслу)

Ребята, считаете ли вы, что знания, полученные на сегодняшнем уроке, вам пригодятся в жизни? (да)

Почему? (будем интересными и грамотными собеседниками, будет красива наша речь)
Сейчас я предлагаю всем ученикам посадить клумбу у нашего современного теремка. 
Если вы считаете, что работали  на уроке хорошо, в полную силу, то посадите полностью распустившийся цветок, а если вы считаете, что работали не в полную силу, то прикрепите только начинающий распускаться цветок.

Посмотрите, какая у нас яркая клумба с цветами.

Слайд-17

Я и вам желаю быть такими же цветущими и дарить всем радость.

12. Д/з:упр.522.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка

Слайд 2

ход, ходит, походка . дсдидндодндидмды дадндтдодндидмды

Слайд 3

Тема урока: Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.

Слайд 5

-Какие слова называются синонимами? Подберите к глаголам другие глаголы, близкие по смыслу: Работать – … Смеяться - … Есть - …

Слайд 6

Выпишите пословицы с глаголами-антонимами. -Какие слова называются антонимами? Декабрь год кончает, а зиму начинает. Заяц самого себя боится. Солнце всходит и заходит. При ясном солнышке и ягода краснеет. Любишь брать, люби и отдавать.

Слайд 9

яг о да, в о р о бей, за я ц, к о р о ва, б е рёза

Слайд 11

Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь и согнитесь, Распрямитесь, приседайте, Потопчитесь, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Всё в порядок приведите, Вновь трудиться все начните .

Слайд 12

восстановить стихотворение, вставив подходящие по смыслу глаголы

Слайд 13

КЛЕВАТЬ НОСОМ БОЛТАТЬ ЗАРУБИТЬ НА НОСУ УБЕЖАТЬ УНЕСТИ НОГИ ЗАПОМНИТЬ НАДУТЬ ГУБЫ ДРЕМАТЬ ЧЕСАТЬ ЯЗЫКОМ ОБИДЕТЬСЯ

Слайд 16

Д/ з : У.- 533

Слайд 17

Будьте цветущими и дарите всем радость!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Антонимы" 2 класс программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Антонимы" , программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина...

Методическая разработка урока русского языка: обучение грамоте в 1 классе по теме : «Строчная и заглавная буквы О,о».

Урок разработан на основе учебно-методического комплекта «Школа России». Тип урока- изучение нового материала. В процессе урока использованы шаблоны, позволяющие активно вовлечь обучающихся в тв...

Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением приемов технологии ТРИЗ

Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением  приемов технологии ТРИЗ...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Фразеологизмы», 3 класс

Цели урока: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; дать первое представление о фразеологизмах; познакомить с понят...

Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования умений учащихся употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Задачи урокаДидактические:закрепить знания детей о глаголе, как о части реч...

Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления о глаголах-синонимах, глаголах-антонимах.Задачи урокаДидактические:Научить употреблять в речи...