заглавная буква в именах собственных
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Гольцова Евгения Николаевна

урок русского языка тема заглавная буква

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka._zaglavnaya_bukva.docx24.58 КБ
Office presentation icon zaglavnaya_bukva.ppt2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 2 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний

УМК: «Школа России»

Технологическая карта

Тема

Большая буква в именах, фамилиях, отчествах людей и кличках животных.

Цель

Познакомить обучающихся с именами собственными, с правилом написания заглавной буквы в именах собственных.

Задачи

  1. Образовательные:

-получение знаний об именах собственных,

-совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных,

2.            Развивающие:

-развитие познавательного интереса к правописанию имен собственных, их значению.

- продолжать развивать на уроках мышление, память, монологическую речь, формировать орфографический навык,

- расширение кругозора обучающихся,

-развитие творческих способностей, исследовательских умений.

3. Воспитательные:

-

Формируемые УУД

Личностные: формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Регулятивные: организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные: умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Основные понятия

имя собственное и нарицательное, омонимы, отчество.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки,
  • презентация,
  • раздаточный материал,

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Повторяют правила поведения на уроке, приветствуют гостей.

Начинается урок

Он пойдет ребят впрок.

На уроке не зевай,

На вопросы отвечай,

И пятерки получай.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Напоминает правила посадки при письме, правила положения тетради.

Даёт задание обучающимся, организует проверку.

Следят за осанкой, за положением тетради при письме.

Записывают число.

Делают вывод.

Вспоминают правило.

Записывают буквы в алфавитном порядке.

  1. Проверка д/з.
  2. Минутка чистописания. (слайд)

Открой тетрадь, запиши число, классная работа. В тетради запиши следующие соединения.

Шш,ши,  Ии, ии, мыши, ширина, машина.

Какое правило написания этих слов вы примените? (ши – пиши с буквой и)

На какие вопросы отвечают эти слова? (Кто? мыши; Что? Ширина, машина).

Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос Кто? (одушевленные)

Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос что? (неодушевленные)

Уметь проводить   сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

III.  Выявление и причины затруднения (постановка учебной задачи)

Цель.

Организует формулирование темы урока.

Создаёт проблемную ситуацию.

Подводит обучающихся к формированию цели урока.

Вводит понятие «Омонимы».

На доске рисунки. Учитель предлагает распределить надписи под рисунки. (Роза, роза, Земля, земля, Шарик, шарик).

Скажите пожалуйста, что вы заметили? (есть слова, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся) Такие слова в русском языке называются ОМОНИМАМИ. (слайд)

А почему одни слова написаны с маленькой буквы, а другие с заглавной?

О чем пойдет речь на уроке?

Давайте сформулируем тему нашего урока? (Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах людей и кличках животных).

Открой учебник на стр.12 Прочитай тему урока.

Чему мы должны научиться на уроке? (Писать ФИО людей и клички животных с большой буквы).

Ребята, а вы знаете как меня зовут?

Напишите мое имя на листочке. (Проверка)

А теперь напишите свое имя, отчество и фамилию.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь составлять план урока с помощью учителя. (Регулятивные УУД).

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Цель.

Познакомить с категорией «имя собственное», с правилом написания имён собственных.

Организует работу по плану урока над составлением кластера «Имя собственное».

Даёт понятие  имя собственное и нарицательное, Совместно с обучающимися формулирует правило о написании имён собственных.

 Работают по плану урока над правописанием имен собственных и нарицательных.

Совместно с учителем формулируют правило о написании имён собственных.

Все мы знаем, что ФИО есть у всех людей. Но каждый человек имеет свое собственное имя, фамилию и отчество, которое принадлежит только ему. Поэтому ФИО людей, клички животных, название рек, морей, океанов, название городов, улиц – это все имена собственные, (слайд)

 которые пишутся с большой буквы. Все остальные слова – нарицательные. (слайд)

Знать, какие группы слов относятся к именам собственным.

Знать правило о написании имён собственных.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Уметь обобщать полученную информацию, делать вывод (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).

ФИЗМИНУТКА

Организует проведение физминутки.

Участвуют в физминутке.

Сейчас я прочитаю стихотворение: если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, надо хлопнуть в ладоши, если с большой – присесть.

Кошка Пушинка, собака Смешинка, петух Крикун, козел Бодун, воробей Тишка, поросенок Гришка, красивая синичка! Как напишешь клички.

Уметь отличать имена собственные от других слов.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

V Реализация построенного проекта( первичное закрепление с проговариванием во внешней речи)

Цель.

Закрепить написание заглавной буквы в именах собственных.

Организует работу над проблемным вопросом, работу над предложениями, словарный диктант.

Работают с предложением. вспоминают изученное правило, записывают одно из предложений в тетрадь, словарный диктант. Разбор предложений.

Работа над предложением : (слайд)

Составьте из слов предложение. Запишите его. Подчеркните главные члены. Найди имена собственные.

Александра Сергеевича Пушкина, сказки, дети, любят.

(Дети любят сказки Александра Сергеевича Пушкина.

Словарный диктант. (слайд)

Я буду читать загадки, а вы записываете в тетрадь только отгадки:

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода кора. (Заяц).

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (воробей)

Он в мундире ярком

Шпоры для красы.

Днём он- забияка,

Поутру –часы. (петух)

Поставь ударение в словах. От этих слов составь и запиши фамилии. (Медведев, Зайцев, Воробьев, Петухов)

Давай сформулируем с тобой правило: ФИО людей пиши с большой буквы. Эти имена существительные называются собственными.

Слайд

Посмотри на картинки. Кто здесь изображен? (Животные)

Придумай им клички. (слайд)

Уметь отличать имена собственные от других слов, правильно их записывать, образовывать от нарицательных имен собственные и правильно их записывать.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Уметь обобщать полученную информацию, делать вывод (Познавательные УУД).

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель.

Проверить  написание заглавной буквы в именах собственных, самоконтроль усвоения знаний.

Организует индивидуальную работу, используя алгоритм.

Работают самостоятельно.

Исправь ошибки.

Прочитай текст. Исправь в нем ошибки. (карточки, слайд)

В деревне Простоквашино живут друзья.

Нас встречает дядя Фёдор. Его друг кот Матроскин пьет молоко. Добрый пёс Шарик готовит пирог.

Сколько предложений в тексте.

Назови имена собственные.

Откройте учебник на стр.13 и прочитайте правило.

Уметь отличать имена собственные от других слов, правильно их записывать.

Уметь работать самостоятельно (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по алгоритму (Регулятивные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Уметь выполнять самопроверку.

(Регулятивные УУД).

VII.Включение в систему знаний и повторение.

Цель: тренировать навыки написания заглавной буквы в именах собственных, повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках.

Списать текст, заменяя картинки словами.

Списывают текст, заменяя картинки словами, придумывают людям имена, а животным клички.

Спиши текст, заменяя картинки словами, и придумайте людям имена, а животным клички.

Летом Катя и Вова жили в деревне Ольшанка. По утрам Катя кормила кота Ваську, а Вова собаку – Дружка. Во дворе у дедушки Лени жили корова Буренка, коза Дереза и петух Крикун.

Уметь составлять текс и заменять картинки словами.

Уметь обобщать полученную информацию, делать вывод (Познавательные УУД).

VIII. Рефлексия

Цель.

Фиксация нового содержания урока.

Осознание обучащюимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности.

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Выполняют самооценку.

Чем мы сегодня занимались на уроке?

Чему вы научились?

Что на уроке понравилось больше всего?

Если на уроке тебе было комфортно, подними солнышко, если нет – тучку.

Домашнее задание: Подготовить сообщение о происхождении имен и фамилий.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАЧИНАЕТСЯ УРОК ОН ПОЙДЕТ РЕБЯТАМ ВПРОК. НА УРОКЕ НЕ ЗЕВАЙ, НА ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЙ, И ПЯТЕРКИ ПОЛУЧАЙ!

Слайд 2

Минутка чистописания. Шш Ии Мыши, ширина, машина

Слайд 3

Омонимы – разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова.

Слайд 4

Имена, фамилии, отчества людей , клички животных, название городов, рек, морей, книг, улиц и т.д. – имена собственные

Слайд 5

Нарицательные имена – имена существительные, которые обозначают общее название предмета или явления.

Слайд 6

Составьте из слов предложение. Запишите его. Подчеркните главные члены. Александра Сергеевича Пушкина, сказки, дети, любят.

Слайд 7

Словарный диктант Летом ходит без дороги Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос.

Слайд 8

У косого нет берлоги Не нужна ему нора От врагов спасают ноги А от голода кора

Слайд 9

Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи собирает.

Слайд 10

Он в мундире ярком Шпоры для красы. Днём он- забияка, Поутру –часы.

Слайд 13

ЗАПОМНИ! ИМЕНА, ФАМИЛИИ, ОТЧЕСВА ЛЮДЕЙ И КЛИЧКИ ЖИВОТНЫХ ПИШУТСЯ С ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ.

Слайд 14

Найди и исправь ошибки. В деревне простоквашино живут друзья. Нас встречает дядя фёдор. Его друг Кот матроскин пьет молоко. Добрый Пёс шарик готовит пирог.

Слайд 15

Проверь себя! В деревне Простоквашино живут друзья. Нас встречает дядя Фёдор. Его друг кот Матроскин пьет молоко. Добрый пёс Шарик готовит пирог.

Слайд 16

Почему же мы с тобой Пишем с буквы прописной: Котик Васька и Пушок; Песик Шарик и Дружок; Дети – Поля и Антон; Дядя Коля, дед Семён; Города – Рязань, Ковров; Александров и Ростов; Реки – Волга и Ока? Скажешь всем наверняка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема:"Заглавная буква в именах собственных", 2 класс

УМК : самостоятельно составленный комплектПредмет: русский языкУчебник: Т.Г. Рамзаева "Русский язык", в 2 - ух частях. Москва ,"Дрофа" , 2008 г....

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»

КОНСПЕКТ УРОКАпо русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных.                  З...

Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»

Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных.                  Заг...

Презентация "Заглавная буква в именах собственных: в именах сказочных героев, в названиях газет и журналов"

Урок русского языка. 2 класс. "Школа России".  Презентация к уроку по теме "Заглавная буква в именах собственных: в именах сказочных героев, в названиях газет и журналов"...

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях». 1 класс

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных.       Заглавная буква в географических названиях».1 класс...