Пояснительная записка по русскому языку по программе "Школа России" 2 класс.
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебнику для 2 класса общеобразовательной школы авторов Канакиной В. П. , Горецкого В.Г.  (М.: Просвещение, 2013).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_yaz_poyas.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебнику для 2 класса общеобразовательной школы авторов Канакиной В. П. , Горецкого В.Г.  (М.: Просвещение, 2013).

Программа обеспечена УМК.

  1. Примерная общеобразовательная программа начальная школа в 2-х частях, 1 часть М., Просвещение 2011 г. «Школа России». Концепция и сборник рабочих программ для начальных классов. 1-4 классы. Москва, Просвещение 2013 год, авторы         Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык».
  2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2013.
  3. Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014.

Цели и задачи курса

Курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:

•        познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

•        социокультурная цель предполагает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

•        развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

•        освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

•        овладение умениями писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты- описания и тексты-повествования небольшого объема;

•        развитие нравственных и эстетических чувств;

•        воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика программы

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности различных разделов курса.

Уроки спланированы с учетом знаний, умений, навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения.

На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как. основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.

Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы.

Разделы учебника «Русский язык. 2 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место — является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Распределение учебных часов по разделам программы

Наша речь -4 ч.

Текст - 5 ч (в т. ч. 1 К.Р.).

Предложение — 12 ч (в т. ч. 1 К.Р., 1 Р.Р.).

Слова, слова, слова... - 20 ч (в т. ч. 1 К.Р., 2 Р.Р.).

Звуки и буквы — 60 ч (в т. ч. 5 К.Р., 3 Р.Р.).

Части речи - 57 ч (в т. ч. 4 К.Р., 7 Р.Р ).

Повторение и систематизация изученного — 12 ч т. ч. 2 К.Р.).

Содержание программы

Наша речь

Виды речи. Язык и речь. Диалог и монолог.

Текст

Признаки текста. Тема й главная мысль. Части текста.

Контрольная работа (далее - К.Р.). Стартовый контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием.

Предложение

Признаки предложения. Знаки препинания в конце предложения. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.

К.Р. Контрольное списывание. Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием по теме «Предложение».

Развитие речи (далее — Р.Р.). Сочинение по картине (1) .

Слова, слова, слова...

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы и антонимы.

Однокоренные слова. Корень слова. Слог. Ударение. Перенос слова.

Р.Р. Обучающее изложение (1). Рассказ по серии картинок (1).

К.Р. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Слова, слова, слова...».

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Алфавит. Заглавная буква. Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Согласные звуки. Слова с удвоенными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости — звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным. Разделительный мягкий знак.

Р.Р. Рассказ по репродукции картины (3). Обучающее изложение (3). Рассказ по серии картинок (1).

К.Р. Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне». Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме «Правописание слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, чт, щн, нч». Контрольное списывание. Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме «Правописание слов с парными согласными». Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком».

Части речи

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. Единственное и множественное число имен существительных.

Р.Р. Обучающее изложение (1).

К.Р. Контрольный диктант № 8 с грамматическим заданием по теме «Правописание имен собственных».

Глагол

Глагол как часть речи. Единственное и множественное число глаголов. Правописание частицы не с глаголами. Текст-повествование и роль в нем глаголов.

Р.Р. Сочинение по картине (1). Составление текста-повествования (1).

К.Р. Контрольный диктант № 9 с грамматическим заданием по теме «Глагол».

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст- описание и роль в нем имен прилагательных.

Р.Р. Сочинение по картине (1).

К.Р. Контрольный диктант № 10 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

Местоимение

Местоимение как часть речи. Текст-рассуждение.

Р.Р. Редактирование текста (1).

Р.Р. Обучающее изложение (1).

Предлог

Предлог как часть речи.

Р.Р. Редактирование текста (1).

К.Р. Контрольный диктант № 11 с грамматическим заданием по теме «Части речи».

Повторение и систематизация изученного

К.Р. Контрольное списывание. Итоговый контрольный диктант № 12. Комплексный анализ текста как итоговый контроль за год.

Место предмета

На изучение предмета отводится 5 часов в неделю, итого 170 часов за учебный год.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль; текущий — в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных проверочных работ в конце раздела «Проверь себя», диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ; итоговый — контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

Требования к уровню подготовки учащихся по окончании 2 класса

Учащиеся должны знать:

•        основные сведения о языке, полученные во 2 классе;

•        роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

•        смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, ситуация речевого общения;

•        основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

•        особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

•        признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

•        основные единицы языка, их признаки;

•        основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

1)        аудирование:

•        понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

•        выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

2)        фонетика и графика:

•        выделять в слове звуки речи, давать их фонетическую характеристику;

•        различать ударные и безударные слоги;

•        не смешивать звуки и буквы;

•        свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

•        выполнять звуко-буквенный разбор слов;

3)        орфоэпия:

•        правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;

•        использовать логическое ударение для усиления выразительности речи;

•        работать с орфоэпическим словарем;

4)        лексика:

•        употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

•        толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы;

•        пользоваться толковым словарем, словарями синонимов, антонимов, фразеологическим словарем;

5)        словообразование:

•        выделять морфемы (корень) на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры);

•        подбирать однокоренные слова с учетом значения слов;

•        пользоваться словарем однокоренных слов;

6)        морфология:

•        квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;

•        правильно определять грамматические признаки изученных частей речи;

•        разбирать слово как часть речи;

7)        синтаксис:

•        выделять словосочетания в предложении;

•        определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения;

•        выделять главные члены предложения;

8)        орфография:

•        находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;

•        правильно писать слова с непроверяемыми согласными, изученными в 2 классе;

•        пользоваться орфографическим словарем;

9)        пунктуация:

•        находить в предложениях места для постановки знаков препинания;

•        обосновывать выбор знаков препинания;

•        расставлять знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными правилами;

10)        связная речь:

•        определять тему и основную мысль текста, тип текста;

•        составлять простой план текста;

•        подробно излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных);

•        писать сочинения повествовательного характера;

•        совершенствовать содержание речи и ее языковое оформление (в соответствии с изученным языковым материалом).

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•        осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности;

•        понимания значения родного языка в жизни человека и общества;

•        развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;

•        удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

•        увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке;

•        получения знаний по другим учебным предметам.

У учащихся должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД).

Регулятивные универсальные учебные действия:

•        принимать и сохранять учебную задачу;

•        в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

•        планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

•        учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

•        осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

•        оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

•        адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей;

•        различать способ и результат действия;

•        вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, после его оценки с учетом характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия:

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе в Интернете;

•        осуществлять запись выбранной информации об окружающем мире с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

•        использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, для решения задач;

•        строить сообщения в устной и письменной формах;

•        ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

•        воспринимать стили художественных и познавательных текстов;

•        проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

•        устанавливать причинно-следственные связи;

•        обобщать, делать выводы;

•        осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и синтеза;

•        устанавливать аналогии;

•        осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

•        адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

•        допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

•        формулировать собственное мнение, позицию;

•        договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности;

•        задавать вопросы;

•        контролировать действия партнера;

•        использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные универсальные учебные действия.

У учащихся будут сформированы:

•        внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

•        широкая мотивационная основа учебной деятельности;

•        учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

•        ориентация на понимание причин неуспеха в своей учебной деятельности;

•        способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

•        основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности;

•        ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков окружающих людей;

•        знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

•        этические чувства — стыд, вина, совесть как регуляторы морального поведения;

•        установка на здоровый образ жизни;

•        основы экологической культуры;

•        чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.

Дополнительно используются:

  1. Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф., Васильева Н. Ю. поурочные разработки по русскому языку. 2 класс, М.: «ВАКО» 2015.
  2. Электронное приложение к учебнику Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык». 2 класс.

Оборудование: тесты, карточки, таблицы, иллюстрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"

Данная разработка содержит подробную пояснительную записку в соответствии с ФГОС...

пояснительная записка по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"

Данная разработка содержит подробную пояснительную записку в соответствии с ФГОС...

пояснительная записка по русскому языку 3 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 3 класс по учебнику Иванова...

Рабочая программа (с пояснительной запиской) по русскому языку 1 класс

Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС, в тематическом планировании расписаны УУД....

Пояснительная записка по русскому языку "Планета знаний" 2 класс

Пояснительная записка по русскому языку "Планета знаний" 2 класс...

Пояснительная записка по русскому языку. 1 класс. ФГОС. Гармония .

Пояснительная  записка по  русскому  языку. 1 класс. ФГОС.Гармония ....