Статья "Изложение с творческими заданиями как средство речевого развития младших школьников"
статья по русскому языку (3 класс) на тему

Поземковская Ольга Васильевна

В  статье предложена программа речевого развития  учащихся третьего класса при обучении изложению с творческим заданием,с фрагментами уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Изложение с творческими заданиями как средство речевого развития младших школьников

Развитие связной речи учащихся - важнейший аспект обучения родному языку. Последнее время коммуникативному воспитанию школьников придаётся особое значение, так как в нём совершенно справедливо видят залог успешного формирования социально активной личности.

Речевое развитие школьников понимается, как педагогически мотивированный процесс развития способностей языковой личности адекватно воспринимать, а также создавать речевые произведения (тексты) в единстве их содержания и формы, в соответствии с целями и условиями речевой деятельности, направленный на формирование речевого и читательского опыта школьников.

Речевое развитие - процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное - в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия речи. Шаблон в развитии речи недопустим, механическое заучивание речевых штампов может принести только вред. Речевое развитие имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.

Основными видами работ по развитию связной речи школьная программа называет изложения и сочинения. Эти традиционные виды высказываний являются средством развития связной речи, средством формирования коммуникативных умений.

Изложения - работы творческого характера. Они предполагают не только воспроизведение текста, но и включают элементы творчества ученика. Изложение сохраняет, а в ряде случаев специально предполагает (изложение с творческим заданием)  возможность  своих  решений.  То  обстоятельство,   что  при проведении изложений можно предлагать тексты разных типов, стилей, жанров, варьировать способы их восприятия, усложнять задания, связанные с воспроизведением текста, делает этот вид работы многогранным, плодотворным и, следовательно, очень важным в системе обучения речи.

Современное состояние общества требует достижения высокого уровня общей речевой культуры учащихся, сознательного усвоения стилистического богатства русского языка, развития языкового чутья.

Для школьника развитие связной речи имеет исключительное значение, т.к. выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами, способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.

В условиях введения ФГОС возникла необходимость повышения речевого развития школьников.

Хочу поделиться методической системой речевого развития  учащихся третьего класса при обучении изложению с творческим заданием.

Для этого была создана программа обучения, состоящая из трех этапов:

  • Подготовительный
  • Обучающий
  • Контрольный

Программа  обучения

                                                                                                                   

Цели

Учебный

предмет

Основные виды деятельности

Приемы

Виды работы

Подготовительный этап

Обобщение знаний о тексте

Формирование умений:

- выделять основные признаки текста

-определять тему текста, его главную мысль, соотносить их с заголовком

Обобщение представлений о композиции текста

Формирование умения находить и оценивать в  тексте языковые средства реализации замысла автора

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Литературное

чтение

Домашняя работа

Внеурочная познавательная деятельность

Сравнение групп предложений и связного текста, выделение основных признаков текста

Анализ заголовка

Составление вопросов к заголовку

Составление вопросов к тексту

Выделение ключевых слов

Выделение известных и новых понятий

Выделение иллюстративной и теоретической информации

Анализ структуры текста

Выделение ключевых понятий

Определение иерархии ключевых понятий

Озаглавливание текста,

частей текста

Композиционный и стилистический эксперименты

Анализ текста

Свободные диктанты

Чтение с пометами

Составление плана

Представление текста в форме таблицы

Ответы на вопросы к тексту

Сопоставление авторских редакций текста Работа с заголовком

Формирование умений

- определять тему и основную мысль текста

 - подбирать заголовок в соответствии с темой и основной мыслью текста

 - использовать в изложении языковые средства выразительности для передачи авторского отношения

Развитие  речи:

подробное изложение по тексту «Осенняя елочка» Н. Сладкова    

Выделение микротем и ключевых слов

Подготовка к изложению

Создание текста изложения под руководством учителя

Обучающий этап

Формирование умений:

- продолжать текст в соответствии с замыслом, содержанием, стилем авторского текста

- детализировать действия героев рассказа

- выражать свое отношение к происходящему

Развитие речи Изложение по тексту по Л.Савоненко-вой «Горе-охотник»

Анализ текста изложения:

языковых средств

структуры

Составление плана текста

Составление под руководством учителя возможного продолжения текста

Написание изложения

- создавать продолжение текста в  соответствии с темой и замыслом автора, содержанием начальных частей

Развитие речи Изложение «Лоська» (По В. Чаплиной)

Определение темы и замысла текста изложения

Определение полноты реализации замысла

Определение причин неполноты реализации замысла и путей их устранения

Выделение микротем

Анализ и оценка языковых средств реализации замысла

Составление возможного продолжения текста  под руководством учителя

 Выделение частей текста и составление плана.

Написание изложения с творческим продолжением

Формирование умений:

- создавать продолжение текста в  соответствии с темой и замыслом автора

- использовать эмоционально-экспрессивную лексику в тексте, для выражения своего отношения к происходящему

Развитие речи Изложение по тексту «Друг детства» (по В. Драгунскому)

Определение темы и замысла текста изложения

Определение полноту реализации замысла

Определение причин неполноты реализации замысла и путей их устранения

Выделение микротем

Анализ и оценка языковых средств реализации замысла

 Выделение частей текста, составление плана.

Самостоятельное составление творческого продолжения.

Написание творческого продолжения  текста

Формирование умений

- находить и исправлять недочеты и ошибки в предложенном и в собственном тексте

Развитие речи Анализ изложений учащихся по рассказу

« Друг детства» (по В. Драгунскому)  Работа над ошибками

Анализ соответствия авторского фрагмента текста  и фрагмента, созданного учащимся

Выделение речевых недочетов в собственном тексте

Редактирование текста

Коллективный анализ ошибок

Самостоятельная работа учащихся по исправлению ошибок

Обучение чтению условных обозначений и их использованию при редактировании текста

Контрольный этап

Проверка уровня сформированности умений создавать изложение с творчески продолжением

Развитие речи

Изложение по тексту«Еж-спаситель» (По В. Бианки)

Самостоятельное написание творческого продолжения текста, определение темы и главной мысли текста.

        Подготовительный этап  

Текстовые задания  предполагали анализ заголовка, постановку вопросов к заголовку, к тексту, выделение ключевых слов и понятий, известных и новых понятий, иллюстративной и теоретической информации, анализ структуры текста, представление текста в форме таблицы.

На уроках литературного чтения большое внимание уделялось стилистическому анализу художественного текста, использовались  приемы стилистического эксперимента и сравнения двух произведений разных авторов на одну тему. Цель анализа - показать уникальность и неповторимость каждого текста, представляющего собой единство органически сочетающихся единиц.

Фрагмент урока литературы представлен в приложении 1.

На уроках окружающего мира тексты научного стиля давались параллельно с текстами художественного стиля. Это позволило увидеть, взаимосвязь всех элементов текста (темы, смысла, структуры, функционально- смыслового типа речи, стиля, фактического и языкового материала, эмоциональности) и их обусловленность авторским замыслом.

Приведем фрагмент урока окружающего мира на тему «Разнообразие птиц». Детям было предложено два текста:

1) Это были птички амадины. Маленькие-маленькие, белые снежки с блестящими клюквенными клювиками и величиной с полпальца. Откуда они взялись? Они, наверное, нападали с неба. Они, наверное, были осадки, а потом ожили, вышли из сугробов и давай летать по нашим дворам и переулкам перед окнами и, наконец, впорхнули в этот павильон «Свиноводство», и теперь сидят, отдыхают. А люди стоят перед ними недвижно и любят их изо всех сил.(В. Драгунский.)

Вопросы и задания.

  • Прочитайте текст и озаглавьте его. (Белые амадины. Чудо амадины.)
  • Определите тему текста.
  • Какие сравнения использует автор? (белые снежки, клюквенные клювики)
  • Вы почувствовали отношение автора к амадинам? (да)
  • Как относится автор к этим птичкам?(восхищается,любуется,.любит)
  • Найдите слова, передающие отношение героя рассказа к амадинам? (птички, маленькие, любят их изо всех сил.
  • Определите основную мысль текста. (Красота необычность обычных птиц.)

   2) Амадины-род птиц семейства вьюрковых ткачиков. Распространены в Юго-Восточной Азии, Австралии, Африке, на островах Малайского архипелага. Населяют открытые ландшафты, живут среди травяной растительности, в густых зарослях по краю лесных насаждений, а также в садах и парках. Держатся стайками, гнездятся отдельными парами. В Европе известны как комнатные птицы с XVIII века.

Для большинства видов характерно пестрое оперение, различают 3 цветовые вариации передней части головы: красно-головые, черноголовые и оранжевоголовые амадины. Песня амадин тихая, мелодичная, с характерными «тикающими» звуками - «тили-ли, тили-ли».

В XVI веке в Китае и Японии выведены белоснежные рисовые амадины. Поют, в отличие от других амадин, громко, с присвистами.(Жизнь животных.  Энциклопедия)

Вопросы и задания

  • Прочитайте текст и озаглавьте его. (Амадины.)
  • Определите тему текста?
  • Можно ли по этому тексту определить авторское отношение? (нет)
  • Почему? (В тексте представлена только точная информация)
  •  Почему в тексте №1 мы смогли определить авторское отношение? (автор словами воздействовал на чувство и воображение читателя)
  • В тексте №2 подчеркните слова, которые последовательно передают точную информацию?
  • Можно ли озаглавить  текст №2 «Белые амадины», почему?

На уроках русского языка  внимание уделялось роли грамматических категорий в обеспечении связности текста, раскрытии идейно-тематического и эстетического содержания.

Фрагменты урока русского языка по теме  «Текст .Тема текста»

Цель: углубить понятие «текст», ввести понятие «замысел автора», познакомить с  его ролью, закрепить умения определять тему и озаглавливать текст.

Задания.

  • Посмотрите на кластер. Как бы вы определили, что такое текст? (Учитель фиксирует ответы на схеме).

 

  • Давайте посмотрим на доску. Вы видите две записи.

1)Яркими цветами зарос луг. Обезьяна несла две полные горсти гороху. Под кустом спрятался бедный зайчишка. Котенок катал по комнате клубок.

2)Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошина. Обезьяна хотела поднять и просыпала 20 горошинок. Она принялась поднимать их и просыпала все. Л.Н.Толстой.

 Задания.

  • Что будет являться текстом? Почему?
  • О ком говорится в каждом предложении?
  • Связаны ли они по смыслу между собой?

Вывод: текст записан под цифрой 2. Предложения связаны по смыслу (рассказывают об одном, объединяются темой), значит, это текст.

  • Кто автор текста?  (Он не закончен.)
  • Мы прочитали рассказ полностью или у него может быть продолжение?

Как могли бы развиваться события дальше? (Дети предлагают свои варианты продолжения, например, обезьяна, рассердилась и осталась ни с чем.)

  • Определите основную мысль текста.
  • Хорошо, а как бы мы назвали этот текст? (Глупая обезьяна.)
  • Как еще могли развиваться события? (Обезьяна позвала своих друзей. Они вместе собрали горошины и довольные пошли домой.)
  • Определите основную мысль текста.
  • Как можно озаглавить этот текст? (Дружные обезьяны. Друзья.)
  • Если бы текст назывался «Сообразительная обезьяна», то каким было бы его продолжение?
  • Чем отличаются варианты текста? Почему? (Все зависит от того, что хотел сказать автор.) То, что хочет сказать автор, называется замысел автора.
  • Почему каждый раз меняется заголовок текста? (Изменяются тема и основная мысль.)
  • Мы познакомились с новым понятием «замысел автора». Выделите в слове «замысел» корень. Подберите однокоренные слова.
  • Как вы понимаете слово «замысел»? «Замысел автора»?
  • Что мы можем дописать в кластер? (тема, содержание, замысел автора)

Таким образом, дети убеждаются в том, что содержание и заголовок текста, а также отбор материала зависят от замысла автора.

Большое значение на  подготовительном этапе  придается внеурочной образовательной деятельности.  Так, например, учащимся было предложено познакомиться с периодическими изданиями  и выбрать статьи, с вопросительными заголовками.

В данном случае мы работали с газетными заголовками. Приведем пример такой работы.

Сначала учитель знакомит детей с различными периодическими изданиями и первую работу проводит фронтально:

  • Прочитайте текст.  
  • Сформулируйте  основную  мысль.
  • Что изменится в тексте, если после заголовка убрать вопросительный знак? (Изменится авторский замысел  и содержание статьи: тогда действительно небрежность в человеческих отношениях, станет мелочью жизни)
  • Поставим восклицательный знак.
  • Что изменится? (Замысел, содержание, языковые средства: автор должен категорично говорить об этой проблеме, призывать, не делать ошибок.)
  • Почему заголовок дан в форме вопросительного предложения? (Дает возможность подумать поразмышлять.)

Мелочи жизни?

     Есть люди, о которых говорят: “Это человек слова!” Значит, на  такого человека можно положиться – он выполнит свое обещание без напоминания.

       Вы обещали позвонить по телефону товарищу и не позвонили – забыли. Вы опоздали  на  свидание,  на  деловую  встречу,  а  то  и  вовсе  не  пришли,

сославшись потом  на  нездоровье  или  на   другую  причину.  Вас  попросили опустить по пути письмо в почтовый ящик, а вы протаскали его в  кармане  всю неделю.

       Мы довольно часто совершаем такие мелкие “предательства”, не придавая им большого значения, не замечая их, и прощая, друг другу. Эта  небрежность  в человеческих отношениях вошла у многих в привычку.

       “В конце концов, не на  этом  строятся  отношения  между  людьми!”  –

думают некоторые. И ошибаются. Они просто не понимают, насколько легче  жить людям организованным, обязательным.

       Как же стать таким человеком? Здесь трудно дать рецепт, но многое, по

моему,  зависит от самовоспитания.

        С юных лет надо научиться заставлять себя делать не  только  то,  что

хочется, а и то, что надо. Не откладывать на завтра то,  что  можно  сделать

сегодня, сейчас.

                                   (С. Михалков «Все начинается с детства»).

       Подобное задание  помогает  учителю  решить  сразу  несколько  задач,

учебных  и  воспитательных.   Делается   вывод,   что   заглавие   в   форме вопросительного предложения настраивает читателя на размышления,  заставляет задуматься над проблемой, в данном случае проблемой нравственного порядка. Увидеть взаимосвязь замысла, заголовка и содержания текста.

После работе, проделанной на различных уроках, мы подошли к непосредственной работе над изложением.

Учащимся было предложено написать подробное изложение «Осенняя елочка» Н. Сладкова. Подготовка велась под руководством учителя. Цель изложения: актуализировать речевые умения, необходимые для написания подробного изложения . Основным методом при подготовке к изложению стал лингвосмысловой анализ текста. Его  основой стали не только вопросы что и как сказано в тексте, но и с какой целью автор избрал для воплощения своего замысла те или иные языковые средства и композиционные приемы. Текст воспринимался на слух и зрительно.

Рассмотрим фрагмент подробного изложение по рассказу Н. Сладкова «Осенняя Елочка».

  • Прочитаем рассказ выразительно.

Осенью деревья дарят елочке подарки.

Осина дарит красные китайские фонарики. Клен роняет оранжевые звезды. Ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит елочка нарядная. Раскинула лапки, а на ладошках подарки.

Вопросы и задания:

  • Какую картину вы представили себе, читая рассказ?
  • У кого елочка получилась живой?
  • Какие слова помогают видеть это? (стоит, нарядная, ладошки, раскинула)
  •  Выделите эти слова в тексте желтым цветом.
  • А какие слова делают живыми другие деревья? (дарят подарки, украшают)
  • Выделите эти слова в тексте красным цветом.
  • Какими словами автор называет листья деревьев? (Фонарики, звезды, рыбки.)
  • Выделите эти слова в тексте зеленым цветом.
  • Попробуем убрать эти слова из текста, что нибудь изменится? (Да, елочка станет не нарядной, а  разноцветной. Елочка перестанет быть живой)
  • Что хотел автор рассказать нам о елочке?
  • Хочется ли вам продолжить этот рассказ? (Да)
  • Какие продолжения и заголовки у вас получились? (Друзья. Подарки друзей.)

Задача этой работы - помочь ученику проникнуть в идейно-эстетическое содержание произведения, понять тайну художественного слова, увидеть художественный образ, воплощенный в слове, и оценить его, дать школьникам речевой опыт, необходимый для самостоятельного создания текста, побудить к творческой самостоятельности.

        Основной этап  включал четыре урока развития речи - изложения с творческим продолжением.

Основным методом работы над текстом был лингвосмысловой анализ, который направлен на  определение замысла автора, выделение доминантных языковых средств и композиционных приемов, формирование аналитических умений.

Сначала учащиеся работали под непосредственным руководством учителя, затем некоторые виды работ (выделение частей текста, составление плана, определение замысла автора, темы и основной мысли, подбор заголовка) выполнялись самостоятельно.  

Рассмотрим фрагмент изложения по тексту «Горе-охотник» по Л. Савоненковой.[1]

Цель:  формировать умения продолжать текст с учетом замысла автора, темы, основной мысли, композиции.

Ход урока:

I. Ознакомление с текстом. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы будем писать необычное изложение. В чем его секрет вы узнаете, когда прочитаете текст.

ГОРЕ-ОХОТНИК

Этой осенью в саду было много орехов. Сюда повадились две белочки.

Однажды в орешнике белки столкнулись с непонятным зверем. Это был кот. Он замяукал, зашипел. Вот-вот бросится на них. Белочки растерялись.

Но потом...

  • В чем секрет текста? Как вы догадались, что текст не закончен?
  • О каком событии начат рассказ? Какой вопрос можно поставить к тексту?
  • Определите, какой это текст. Докажите, что это повествование.
  • Чему будем учиться на уроке? (Составлять продолжение текста-

повествования.)

II.        Анализ исходного текста.

  • Прочитайте текст.
  • Подумайте, что хотел сказать автор. Каков его замысел? Что помогло определить замысел? (Заголовок.)
  • Автор сказал то, что хотел? Почему вы так думаете? Чего недостает в тексте?
  • Какие части есть в тексте? Выделите цветом.
  • Какая часть текста представлена полностью? (Вводная.) О чем в ней сообщается?
  • Какое слово говорит о том, что белочки бывали в саду не раз?
  • Как называется самая большая часть в тексте? (Основная.) О чем в ней говорится? Белочки ожидали, что встретятся с котом? Почему вы так думаете?
  • Основная часть завершена?  Почему вы так думаете?

III.        Составление продолжения рассказа.

  • Как вы думаете, чем закончится эта встреча? Что подсказывает это? (Название текста.)
  • Придумайте, как развивалось действие дальше. (Работа проводится в паре под контролем учителя. Каждый придумывает свой вариант и обсуждает его с товарищем.)
  • Как вы думаете, теперь наш рассказ завершен или нет? Почему? Какой части текста не хватает? Как бы вы хотели закончить рассказ?
  • Дополнение плана.
  • Обсуждение вариантов текста и словарно-орфографическая работа проводятся  фронтально.)

1V. Подведение итогов.

  • Что вам помогло написать продолжение текста?

Фрагмент подготовки к изложению по тексту «Лоська» представлен в приложении 2

Постепенно усложняя работу, мы стали вводить изложения на слух.

Рассмотрим фрагмент изложения по тексту «Друг детства» по В. Драгунскому.

Ход урока

I. Объявление темы урока. Постановка учебной задачи. (Тема урока на доске).

  • Прочитайте тему урока. (Изложение прослушанного текста.)
  • Чем будет отличаться ваша работа над изложением сегодня? (Текст будем не читать, а слушать.)

II.Ознакомление с текстом.

  • Учитель читает текст.

ДРУГ ДЕТСТВА

В шесть лет Витя решил стать боксером. Но на чем развивать силу удара? Взял Витя плюшевого мишку и приготовился бить. А мишка поднял лапы и ждет.

Смотрит Витя на медведя. С двух лет они дружили. Витя таскал его с собой, обедал с ним, вечером шептал ему сказки.

 (По В. Драгунскому)

  • Подумайте, что хотел сказать автор. Каков его замысел? Что помогло определить замысел? (Заголовок.)
  • Автор сказал то, что хотел? Почему вы так думаете? Чего недостает в тексте?
  • Вы хотите продолжить этот текст? Почему?
  • Подумайте, как можно его продолжить?
  • Что нам в этом поможет? (Заголовок.)
  • Определите основную мысль текста. Почему вы так решили?
  • Докажите, что заголовок «Друг детства» отражает главную мысль рассказа.

Ш. Деление текста на части. Анализ содержания. Составление плана рассказа.

  • Что нам поможет написать продолжение текста?
  • Сколько частей предлагается выделить в тексте? (Четыре.)
  • Я прочитаю сначала первые две части.
  • О чем говорится во вводной части? (О том, что Витя решил стать боксером.)
  • Как можно озаглавить вводную часть? (Витя решил стать боксером.)

Учитель при необходимости может записывать заголовки на доске.

  • Какой вопрос встал перед Витей? Как покажем на письме, что Витя задал себе такой вопрос?
  • Что сделал Витя? Каким он увидел мишку? Почему об этом важно сказать?
  • Что главное в этой части? Как ее озаглавим? (Витя приготовился бить. Мишка ждет удара.)
  • Докажите, что это главное. (Дальше говорится о том, что Витя не смог ударить мишку.)
  • Теперь я прочитаю оставшуюся часть. Что в ней главное?
  • Сколько лет было Вите, когда они подружились с мишкой? Как об этом сказать в тексте? (С двух лет они дружили.)
  • О чем это говорит?
  • Расскажите о том, как они дружили. Составьте предложение об их дружбе.
  • Как озаглавить эту часть? (Друзья с детства. Дружба с мишкой. Как Витя дружил с мишкой.)
  • О чем нужно сказать в заключительной части текста? Как ее озаглавить? (Новое решение. Мальчик раздумал быть боксером.)
  • Прочитайте план. Что помогают вспомнить заголовки плана? (То, о чем говорится в каждой части, главное в части.)
  • Прочитайте название вводной части.
  • Какие пункты плана относятся к основной части? Почему нужно выделить две маленькие части?
  • Как мы назвали заключительную часть?

1V. Подведение итогов.

  • Что вам помогло написать продолжение текста?

На контрольном этапе учащиеся пишут изложение самостоятельно.

Приложение 1

Фрагмент урока литературного чтения по фольклорной сказке «У страха глаза велики»

Этап перечитывания и анализа текста 
– Можем ли мы по первой части сказки представить себе бабушку и внучку, курочку и мышку?

(Подробно не представить, они не описываются, внешность. Но можно все-таки: как бабушки выглядят, мы знаем,  внучку тоже можно представить: девочка маленькая, курочку и мышку мы тоже видели.)
- Вы правы. Наше воображение поможет нам представить персонажей сказки. А можем ли понять, как сказитель относится к своим героям?

(Они ему нравятся.)

-Что нам помогает это понять?

– Давайте проведем эксперимент. Заменим некоторые слова в первой части. Теперь она будет такой: Жили-были старая бабка, внучка-насмешница, квохтующая курица и запечная мышь.

Что изменилось?

По-другому назвали персонажей.
– Как теперь сказитель относится к ним?

(Они ему не нравятся. И нам не нравятся.)

Верно. Мы можем сделать вывод о том, что уже по первым словам можно сказать, что сказителю нравятся его герои, потому что он ласково их называет, использует уменьшительные и ласкательные значения (курочка, мышка, старушка), он подчеркивает их единство.
– Что еще в сказке говорит о дружбе персонажей? Для ответа перечитывают второй абзац.
– Почему вы улыбались?
(Смешно называются ведра – «с огурчик», «с наперсточек»).
- А почему и здесь сказитель использует уменьшительные слова, почему он не говорит «с огурец», «с наперсток» – ведь огурец и наперсток и так маленькие по сравнению с человеком?

(А по сравнению с курочкой и мышкой они не маленькие: нужно показать, что они совсем маленькие, если поставить рядом с человеческими ведрами.)

  1. Приложение 2

Фрагмент подготовки к изложению по тексту «Лоська»

1.Ознакомление с текстом. Постановка учебной задачи.

  • Прочитайте текст.

Лоська

В зоопарк привезли лосенка. Он всех боялся, соску не брал.

Я села на корточки и протянула малышу бутылочку. Это помогло. Лосенок подошел смелее. Он понюхал соску и вкусно зачмокал.

Скоро лосенок ко мне привык. Он трогательно ласкался: клал голову мне на плечо и нежно пощипывал губами щеку.

Подрос Лоська. Его перевели в другой загон. Туда я редко ходила.

Однажды я решила навестить Лоську... (По В. Чаплиной)

  • В чем секрет текста? Как вы догадались, что текст не закончен?
  • О каком событии начат рассказ? Какой вопрос можно поставить к тексту?
  • Определите, какой это текст. Докажите, что это повествование.
  • Чему будем учиться на уроке? (Составлять продолжение текста-

повествования.)

II.        Анализ исходного текста.

  • Прочитайте текст.
  • Подумайте, что хотел сказать автор. Каков его замысел? Что помогло определить замысел? (Заголовок.)
  • Автор сказал то, что хотел? Почему вы так думаете? Чего недостает в тексте?
  • Какие части есть в тексте? Выделите цветом.
  • В каком предложении говорится о начале событий?
  • Как сначала вел себя лосенок? Прочитайте.
  • Как удалось покормить Лоську? Как об этом рассказал автор? Почему автор так подробно, детально это описывает? (Чтобы читатель представил себе все происходящее.)
  • Представьте, что автор ограничился одним предложением, например: «Я дала ему бутылочку, и он стал есть». Что изменилось бы?
  • Прочитайте, как описывается привязанность лосенка к автору рассказа.
  • Как понимаете слово «трогательно»? Как это слово передает отношение автора к лосенку?
  • Как дальше развиваются события в рассказе?
  • Что нужно описать в продолжении рассказа? (Встречу с лосенком.)
  • Как мог повести себя лосенок при встрече? Какие чувства он мог испытывать? (Мог испугаться, обрадоваться.)
  • Как вы себе представляете эту встречу? (Дети предлагают несколько вариантов.)
  • Почему он мог испугаться? Как он в этом случае будет себя вести?
  • Когда он обрадуется? (Когда узнает свою знакомую.)
  • Как описать его радость?
  • Перечитайте начало текста. Что может повториться при встрече после разлуки?
  • Как будет вести себя рассказчица?
  • Подберите слова и выражения для описания поведения лосенка и действий рассказчицы.
  • Как закончить рассказ?
  • Проверьте, можно ли по вашему описанию представить себе, как происходила встреча с лосенком.
  • Проверьте, удалось ли вам передать чувства лосенка и чувства рассказчицы.
  • Проверьте грамотность текста.
  • Итог урока


[1] Г.С.Щеголева «Система обучения письменной речи в начальной школе», Специальная литература, Санкт-Петербург, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативно – деятельностный подход в работе с произведениями искусства как средство речевого развития младших школьников

Проблема речевого развития  школьников является одной из самых актуальных  в  современном образовании. Увлечение детей  компьютерными играми, телепрограммами,     ...

Исследовательская работа по теме: «Речевое развитие младших школьников при овладении средствами и способами выражения связности текста на уроках русского языка»

В данной работе показаны основные средства и методы работы со связностью речи младших школьников, указаны основные недочеты и этапы работы по их  устранению, а также показаны результаты исследова...

Мультипликация как средство развития познавательного и речевого развития младших школьников

С введением ФГОС в школах появилось много новых эффективных инструментов, интегрируемых в традиционные образовательные процессы. Одним из важных мотивов учения младших школьников является интерес. Мул...

СТАТЬЯ «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

В данной статье представлено обобщение опыта в работе с детьми с ТНР по речевому развитию  на основе внеурочной деятельности. Одной из нескольких задач образовательной деятельности детей с тяжелы...

Статья "Речевое развитие младших школьников на основе восприятия картин"

Главная цель по развитию речи состоит в том, чтобы научить детей выражать свои мысли в устной и письменной форме, т.е. научить создавать текст, речевое произведение, высказывание. Развивать в детях ли...

Статья «Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

Начальная школа – первая ступень общего образования. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере пр...