Урок русского языка "Слова-синонимы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Мяновская Ирина Викторовна

Урок русского языка во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_slova-sinonimy.docx34.01 КБ
Файл urok_slova-sinonimy.docx34.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Слова-синонимы».

Ход урока

I.Организационный момент.  Слайд 1

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.

-Зачем вы изучаете русский язык? (чтобы быть грамотными)

-Я вижу, вы хотите стать знатоками, исследователями русского языка.

- А что значит исследовать? (размышлять, обобщать, сравнивать и т.д.)

- Сегодня на уроке вы будете исследователями русского языка.

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Русский язык очень богат и продолжает обогащаться.  Слайд 2

- Объясните смысл высказывания.

Приём «Продолжи фразу».

- Я начинаю, а вы должны продолжить фразу.

1. Единица  языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок -  это …

2. Слова, имеющие несколько значение - …

3. Слова – имеющие одно лексическое значение –…

4. Помимо прямого значения слова могут иметь - …

5. Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? – это …

6. Часть речи, которая обозначает признак предмета  и отвечает на вопросы  какой?  какая? какое? какие ? – это …

7. Часть речи, которая обозначает действие  предмета  и отвечает на вопросы  что делать ? что сделать?  – это …

8. Раздел в русском языке, изучающий словарный состав языка и лексическое значение – это …

( слово, многозначные, однозначные, переносное, существительное, прилагательное, глагол, лексика)

III. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности.       Слайд 3.

-Прочитайте запись на доске. Что это? (словосочетание)

- По какому признаку можно объединить словосочетания?

золотые руки        золотые руки, золотое кольцо 

 аэроплан                                                    прямое и переносное значение слов

рукав пиджака        рукав пиджака, рукав реки

золотое кольцо                                                                  многозначное слово

самолёт                                                                           самолёт,  аэроплан

рукав реки                                                                  слова, близкие по значению

- Сформулируйте тему нашего урока.  Слайд 4.

- Чему должны научиться? (узнаем, как называются слова, которые близкие по значению; будем их сравнивать, подбирать)  Слайд 5.

-Что вы уже знаете о таких словах?

- Что хотели узнать?

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Слова, близкие по значению

Как называются, почему?

Какие особенности?

Для чего нужны?

IV. Реализация построенного проекта.  Слайд 6.

- работа в парах (у каждой пары два текста)

1. В цирке выступал волшебник. Сначала волшебник  превратил кролика в собаку. Потом волшебник  заставил исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось выступление волшебника. Они громко хлопали в ладоши.

2. В цирке выступал волшебник. Сначала кудесник превратил кролика в собаку. Потом маг заставил исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось выступление чародея. Они громко хлопали в ладоши.

Вопросы, решаемые в паре:

1.Прочитайте текст.

2. Выпишите слова, которыми различаются эти тексты.

3. Близки ли эти слова по значению?

4. На какой вопрос они отвечают?

5. Какой частью речи являются?

Волшебник,  кудесник, маг, чародей -  близкие по значению, отвечают на вопрос кто? (существительные), используются – чтобы не было повторов)

        

           синоним        

- Сделайте вывод, что такое синоним. Слайд 7.

-Найдите в словаре  лексическое значение  слова «синоним».

- Проверим свои формулировки с правилом в учебнике на с.43

- Прочитайте рубрику «Из истории языка» с.43

- Где можно найти синонимы слов? (в словаре синонимов)

Знакомство со словарём. (у слова «слово» – 86 синонимов)

V. Первичное закрепление. (работа в группах)  Слайд 8.

- Сформулируйте задание в соответствии с темой урока.

- На какие 3 группы можно разделить слова?

дорога, зелёный, бояться, шоссе, страшиться, изумрудный, путь

- Что обозначают слова 1,2,3 групп?

дорога        зелёный        бояться

шоссе        изумрудный        страшиться

путь

сущ.                                прил.                                                гл.

- А какие есть различия между словами 2?3?

Зелёный – цвет травы, зелени                                   бояться – чувство страха

Изумрудный – ярко-зелёный цвет                           страшиться – очень бояться

Отличаются оттенками значения

учебник с. 44

VI. Самостоятельная работа. Слайд 9.

 В данных предложениях выбери подходящий синоним из скобок:

  1. Зима (спряталась, скрылась, притаилась) в дремучем лесу.
  2. (Кружатся, вьются, вращаются) в воздухе (легкие, невесомые) снежинки.
  3. (Мохнатые, лохматые, косматые) ели (укрылись, укутались) белым пушистым одеялом.  

Слайд 10.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Слова, близкие по значению

Как называются, почему?

Какие особенности?

Для чего нужны?

Синонимы

От греч. одноименный – одно имя

Близкие по смыслу, одна часть речи

Для яркости, выразительности речи, не было повторов

VI. Рефлексия.

Тест

  1. Синонимы – это слова, близкие по значению и отвечающие на один вопрос.
  2. Синонимы – это однокоренные слова.
  3. Слова друг, приятель, товарищ – синонимы.

Приём «Самопохвала»

  «Я сегодня, молодец!»

- Я узнал…

- Было интересно…

- Я выполнял задания…

- Я понял, что…

- Теперь я могу…

- Я смог…

- Мне захотелось…

- Давайте поделимся своими впечатлениями об уроке.

У

Р

О

К

удивительный

рабочий

обдуманный

качественный (хороший)

удачный

развивающий

образцовый (идеальный, примерный)

компетентный (грамотный)

уникальный (редкий)

рациональный (целесообразный)

обучающий

культурный (просвещённый)

универсальный (всесторонний)

результативный

основательный (серьёзный)

коллективный (общий)

уравновешенный (спокойный)

радостный

оригинальный (своеобразный)

компактный (плотный)

унылый (грустный)

расплывчатый (неясный)

обыденный (будничный, обыкновенный)

кошмарный (отвратительный)

утомительный (изнурительный)

Рутинный (шаблонный, стандартный)

однообразный (монотонный)

косный (консервативный, затхлый)



Предварительный просмотр:

Тема: «Слова-синонимы».

Ход урока

I.Организационный момент.  Слайд 1

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.

-Зачем вы изучаете русский язык? (чтобы быть грамотными)

-Я вижу, вы хотите стать знатоками, исследователями русского языка.

- А что значит исследовать? (размышлять, обобщать, сравнивать и т.д.)

- Сегодня на уроке вы будете исследователями русского языка.

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Русский язык очень богат и продолжает обогащаться.  Слайд 2

- Объясните смысл высказывания.

Приём «Продолжи фразу».

- Я начинаю, а вы должны продолжить фразу.

1. Единица  языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок -  это …

2. Слова, имеющие несколько значение - …

3. Слова – имеющие одно лексическое значение –…

4. Помимо прямого значения слова могут иметь - …

5. Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? – это …

6. Часть речи, которая обозначает признак предмета  и отвечает на вопросы  какой?  какая? какое? какие ? – это …

7. Часть речи, которая обозначает действие  предмета  и отвечает на вопросы  что делать ? что сделать?  – это …

8. Раздел в русском языке, изучающий словарный состав языка и лексическое значение – это …

( слово, многозначные, однозначные, переносное, существительное, прилагательное, глагол, лексика)

III. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности.       Слайд 3.

-Прочитайте запись на доске. Что это? (словосочетание)

- По какому признаку можно объединить словосочетания?

золотые руки        золотые руки, золотое кольцо 

 аэроплан                                                    прямое и переносное значение слов

рукав пиджака        рукав пиджака, рукав реки

золотое кольцо                                                                  многозначное слово

самолёт                                                                           самолёт,  аэроплан

рукав реки                                                                  слова, близкие по значению

- Сформулируйте тему нашего урока.  Слайд 4.

- Чему должны научиться? (узнаем, как называются слова, которые близкие по значению; будем их сравнивать, подбирать)  Слайд 5.

-Что вы уже знаете о таких словах?

- Что хотели узнать?

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Слова, близкие по значению

Как называются, почему?

Какие особенности?

Для чего нужны?

IV. Реализация построенного проекта.  Слайд 6.

- работа в парах (у каждой пары два текста)

1. В цирке выступал волшебник. Сначала волшебник  превратил кролика в собаку. Потом волшебник  заставил исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось выступление волшебника. Они громко хлопали в ладоши.

2. В цирке выступал волшебник. Сначала кудесник превратил кролика в собаку. Потом маг заставил исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось выступление чародея. Они громко хлопали в ладоши.

Вопросы, решаемые в паре:

1.Прочитайте текст.

2. Выпишите слова, которыми различаются эти тексты.

3. Близки ли эти слова по значению?

4. На какой вопрос они отвечают?

5. Какой частью речи являются?

Волшебник,  кудесник, маг, чародей -  близкие по значению, отвечают на вопрос кто? (существительные), используются – чтобы не было повторов)

        

           синоним        

- Сделайте вывод, что такое синоним. Слайд 7.

-Найдите в словаре  лексическое значение  слова «синоним».

- Проверим свои формулировки с правилом в учебнике на с.43

- Прочитайте рубрику «Из истории языка» с.43

- Где можно найти синонимы слов? (в словаре синонимов)

Знакомство со словарём. (у слова «слово» – 86 синонимов)

V. Первичное закрепление. (работа в группах)  Слайд 8.

- Сформулируйте задание в соответствии с темой урока.

- На какие 3 группы можно разделить слова?

дорога, зелёный, бояться, шоссе, страшиться, изумрудный, путь

- Что обозначают слова 1,2,3 групп?

дорога        зелёный        бояться

шоссе        изумрудный        страшиться

путь

сущ.                                прил.                                                гл.

- А какие есть различия между словами 2?3?

Зелёный – цвет травы, зелени                                   бояться – чувство страха

Изумрудный – ярко-зелёный цвет                           страшиться – очень бояться

Отличаются оттенками значения

учебник с. 44

VI. Самостоятельная работа. Слайд 9.

 В данных предложениях выбери подходящий синоним из скобок:

  1. Зима (спряталась, скрылась, притаилась) в дремучем лесу.
  2. (Кружатся, вьются, вращаются) в воздухе (легкие, невесомые) снежинки.
  3. (Мохнатые, лохматые, косматые) ели (укрылись, укутались) белым пушистым одеялом.  

Слайд 10.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Слова, близкие по значению

Как называются, почему?

Какие особенности?

Для чего нужны?

Синонимы

От греч. одноименный – одно имя

Близкие по смыслу, одна часть речи

Для яркости, выразительности речи, не было повторов

VI. Рефлексия.

Тест

  1. Синонимы – это слова, близкие по значению и отвечающие на один вопрос.
  2. Синонимы – это однокоренные слова.
  3. Слова друг, приятель, товарищ – синонимы.

Приём «Самопохвала»

  «Я сегодня, молодец!»

- Я узнал…

- Было интересно…

- Я выполнял задания…

- Я понял, что…

- Теперь я могу…

- Я смог…

- Мне захотелось…

- Давайте поделимся своими впечатлениями об уроке.

У

Р

О

К

удивительный

рабочий

обдуманный

качественный (хороший)

удачный

развивающий

образцовый (идеальный, примерный)

компетентный (грамотный)

уникальный (редкий)

рациональный (целесообразный)

обучающий

культурный (просвещённый)

универсальный (всесторонний)

результативный

основательный (серьёзный)

коллективный (общий)

уравновешенный (спокойный)

радостный

оригинальный (своеобразный)

компактный (плотный)

унылый (грустный)

расплывчатый (неясный)

обыденный (будничный, обыкновенный)

кошмарный (отвратительный)

утомительный (изнурительный)

Рутинный (шаблонный, стандартный)

однообразный (монотонный)

косный (консервативный, затхлый)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

Тема урока «Формы наклонения глаголов в русском и английском языках» 4 класс (интегрированный урок: русский и английский языки)

Цель урока: закрепить представление у уч-ся о  формах наклонения глагола (изъявительная, условная, повелительная) в предложении; развивать орфографическую зоркость через  написание форм накл...