Методическая разработка урока по учебному предмету «Обучение грамоте» по системе Л.В. Занкова» Тема: «Фестиваль сказочных героев»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

познакомить с понятиями "авторская сказка", "народная сказ-

ка", обучать пересказыванию небольших сказок по содержанию иллюстрации; совершенствовать монологическую и диалогическую речь; развивать память; воспитывать толерантность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Вейделевская средняя общеобразовательная школа

Вейделевского района Белгородской области"

Методическая разработка урока по учебному предмету

«Обучение грамоте» по системе Л.В. Занкова»

Тема: «Фестиваль сказочных героев»

Автор: Шершунова Валентина Ивановна,

учитель начальных классов


Цели урока: познакомить с понятиями "авторская сказка", "народная сказ-

ка", обучать пересказыванию небольших сказок по содержанию иллюстрации; совершенствовать монологическую и диалогическую речь; развивать память; воспитывать толерантность.

Оборудование: учебник "Азбука" Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец, сказочные герои, презентация, выставка книг – сказок.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы.

1. Личностные универсальные учебные действия.

У обучающихся будут сформированы:

-положительное отношение к уроку литературного чтения;

-способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок.

-первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отражённых в литературных текстах;

основы для развития творческого воображения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-интереса к чтению; мотивации обращения к книге;

-основы для эмоционального перпживания художественного текста;

-стремления к взаимопониманию детей и взрослых;

-позитивной самооценки;        

-стремления к успешности в учебной деятельности.

2.Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

-принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

-первоначальному умению выполнять учебные действия в устной спользовать доступные речевые средства для передачиречи;

-понимать цель и смысл выполняемых заданий;.

-понимать важнрсть планирования своей деятельности;

-участвовать в оценке результатов деятельности.

3.Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

-ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;

-понимать фактическое содержание текста;

-выполнять несложныелогические действия ( сравнение, сопоставление );

-работать с учебником, ориентироваться в нём с помощью значков;

-пользоваться словарными пояснениями учебника;

-структурироватьзнания.

4.Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

-использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;

-понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников;

-принимать участие в обсуждениипрочитанного содержания;

-проявлять интерес к общению на уроке;

-уважать мнение собеседников;

-следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;

-входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.

Ход урока

I. Работа над темой.

Учитель читает стихотворение:

О чём-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки,

Уже навострили ушки...

И сразу меняются лица

Тихонько скрипит половица

По комнатам ходит СКАЗКА...

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? ( о сказке )

- Что вы представляете, когда слышите это слово?

-А что скажем о слове? А о его значении?

А как вы понимаете, что такое сказка?

Мнения детей.

- А где можно узнать значение слова? ( в словаре ).

– Вот как даётся объяснение слову сказка в Словаре русского языка.

Учитель показывает детям словарь и читает информацию.

1. Произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.

2. Выдумка, неправда, ложь. Всё это сказки.

- Сегодня мы не просто поговорим о сказках, а побываем на фестивале сказочных героев.

- А кто знает что такое фестиваль?

Мы опять обращаемся к словарю.

Фестиваль - общественное празднество, сопровождающееся показом, смотром каких-нибудь видов искусства. ( словарьрусского языка С. И. Ожегов ). Театральный фестиваль, музыкальный, фестиваль молодёжи и студентов.

Физминутка

- Откройте учебник и скажите, что вы видите? Кто сочиняет сказки? ( народ и авторы ). Каких авторов сказок знаете? На какие группы разделим эти сказки? ( сказки народные и авторские )

– Зачем люди стали придумывать сказки?

– Любите ли вы сказки? Почему?

– А какую самую первую сказку вы услышали? От кого?

– Когда-то давно сказки только рассказывались вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом сказок во все времена был народ, который вкладывал в сказку свою заветную мечту о справедливости, о лучшей доле для подневольного человека, о смельчаке, летавшем на ковре-самолёте или оседлавшем Конька-Горбунка. Сказки всегда смеялись над жадными, ленивыми бездельниками, которым не удавалось обмануть бедняка, сколько бы богачи ни хитрили, ни мошенничали.

У народа учились писатели-сказочники мира.

2. Игра «Отгадай сказку».

– Хорошо ли вы знаете сказки?

– Сейчас мы это проверим. Я буду читать отрывок из сказки, а вы должны будете угадать её название, а также назвать автора и героев (показ их на доске.)

1) Бабка за дедку, дедка за репку, внучка за бабку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. («Репка».)

2) Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

– Я, мышка-норушка.

– Я, лягушка-квакушка. А ты кто? («Теремок».)

3) Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. («Маша и медведь».)

4) Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел. («Волк и семеро козлят».)

5) А лиса сидит и приговаривает: «Битый небитого везёт, битый небитого везёт». («Волк и лиса».)

– Каких ещё сказочных героев вы можете назвать?

– Кто авторы этих сказок?

Физминутка

3. Разные сказки мы невольно рассказываем и читаем по-разному. Почему?

- Произнесите слово "сказка" с разной интонацией:

- с радостью

- с удивлением

- грустно

– Как можно использовать мимику, жесты, движения при чтении сказок?

- Давайте попробуем поиграть в сказку.

Какого героя вы бы выбрали? Почему?

II. Работа с книгой «Я читаю?» (I ч., с. 4 (верх), 5 (верх)).

– Прочитайте названия сказок.

– Что вы видите под рисунками? (Схемы предложений.)

– Как в схеме показаны начало и конец предложений?

– Почему в названиях сказки «Красная Шапочка» и «Баба Яга» оба слова показаны «уголками»?

– Какие сказки можно назвать народными, а какие – авторскими? Почему?

III. Какие ещё народные сказки вы знаете?

– Кто знает писателей-сказочников?

– Немецкие сказочники братья Гримм были учёными людьми, профессорами. А между тем они создали много чудесных сказок для детей.

Во Франции 300 лет назад жил писатель Шарль Перро. Что этот человек написал для взрослых, сейчас уже мало кто помнит, а вот ребятам всего мира он подарил небольшой сборник «Сказки моей матушки Гусыни». И оттуда миллионы детей узнали про Спящую красавицу и про Кота в сапогах, про Мальчика-с-пальчик и про Золушку. Это самые любимые сказки всего человечества.

Многие из сказок положены на музыку, из них созданы и спектакли, и замечательные балеты, и кинофильмы.

Сказки писали не только зарубежные сказочники, но и русские писатели и поэты.

Сказки «О золотом петушке», «О царе Салтане…», подаренные нам А. С. Пушкиным, можно увидеть в театре. Музыку к ним написал великий русский композитор Римский-Корсаков.

Можно предложить детям прослушать отрывок из этих произведений.

Вы видите, что жизнь сказки не только очень длинна, но и что она сама даёт жизнь новым произведениям искусства. Сказка бессмертна.

- Чему учит сказка? ( Она учит быть смелым, честным, верным товарищем, учит презирать трусов и растяп.)

Вспомните звонкую концовку русских народных сказок.

На доске:

Сказка – ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

– Вот теперь вы видите, что сказка сопутствует человеку на протяжении всей его жизни.

И вас ждут новые встречи со старыми сказками.

IV. Итог урока. Рефлексия.

На дереве дети прикрепляют:

плод - урок прошёл плодотворно

цветок - довольно хорошо

зелёный листик - урок не получился

– Вам понравился наш урок?

– Что нового и интересного узнали?

– Все ли вы сказки уже слышали?

– Что нужно для того, чтобы познакомиться и с другими сказками? (Учиться читать.)

– Этим мы и будем заниматься на уроках обучения грамоте (чтения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе по системе В. Л. Занкова. Тема: «Вперёд по дороге открытий в мир литературы по сказке Сергея Козлова «Чёрный омут».

Разработка урока литературного чтения во 2 классе по системе В. Л. Занкова.  Тема: «Вперёд по дороге открытий в мир литературы по сказке Сергея Козлова «Чёрный омут». На данном уроке  учащиеся ...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе (развивающая система Л. В. Занкова) на тему: Тела и вещества

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе (развивающая система Л. В. Занкова) на тему: Тела и вещества...

Тема: ФЕСТИВАЛЬ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ (Азбука, с. 15, «Я читаю?», с. 4 (верх), 5 (верх))

Целеполагание: познакомить с понятиями «авторская сказка», «народная сказка»; обучать пересказыванию небольших сказок по содержанию иллюстрации; совершенствовать монологическую и диалогическую р...

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме "Фестиваль сказочных героев"

Обобщающий урок литературного чтения (обучения грамоте) проводится после знакомства с буквами "Рр", "Лл" и звуками [р], [р/], [л], [л/],  поэтому содержание урока акцентировано на  чтении сл...

Формирование орфографической зоркости. Технологии Базарного. Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по системе Занкова (2014-2015 уч.г.).

Материал содержит методическую разработку урока русского языка по теме "Род имён существительных". Урок с применением технологий здоровьесбережения В.Ф.Базарного....

технологическая карта урока по учебному предмету «Обучение грамоте» в 1-ом классе на тему «Письмо заглавной буквы Б»

Создать условия по ознакомлению с правильным  написанием заглавной буквы «Б» для формирования умения писать её в соединении с другими буквами и в именах собственных, развития моторики...

технологическая карта урока по учебному предмету «Обучение грамоте» в 1-ом классе на тему «Письмо заглавной буквы К»

Создать условия по ознакомлению с правильным  написанием заглавной буквы «К» для формирования умения писать её в соединении с другими буквами и в именах собственных, развития моторики...