Закрепление написания слов с приставками
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тема урока «Закрепление написания слов с приставками».

Это урок закрепления пройденного материала. Перед этой темой дети повторили состав слова, как пишутся приставки и предлоги, гласные «а и о». Следующие темы связаны с дальнейшим изучением приставки.

Целью этого урока закрепить знания о приставке, о написании предлога и приставки и т.д. Задачи урока соответствуют цели и помогают достичь хороших результатов. Цель урока соответствует содержанию программы, возрастным особенностям учащихся. В ходе урока реализованы познавательные, общепредметные, практические и воспитательные задачи. Структура урока традиционная. В ходе урока выделяются 14 этапов, все этапы связаны между собой. Сочетание многих форм работы на уроке позволяет достигнуть поставленной задачи. Чем больше форм работы, тем эффективнее работа учителя и дети лучше усваивают материал. Вопросы и задания подобраны с учётом возраста и темы урока и затруднения у детей не вызвали.

В ходе урока закреплялись умения работать с учебником, работать самостоятельно, проверять задания. Выполнение многих заданий способствовало развитию речи учеников, формированию диалогической речи. На уроке использовалась работа учителя  с мультимедийным проектором, часть материала показывалась на экране, велась работа на доске.

Учащиеся самостоятельно выполняли задания. Смена деятельности на уроке способствует тому, чтобы дети не устали, у них не пропал интерес к уроку. Поэтому, был вставлены и  интеллектуальный марафон  и игра «Отгадай-ка», что позволило разнообразить урок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sertifikat_k_uroku.docx34.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3-3 классе.

Учитель Приймак Любовь Геннадьевна

Тема урока. Закрепление написания слов с приставками.

Цель: обобщить знания детей о приставке как части слова, её словообразовательной роли и написании.

Задачи.

  • Познавательные: восстановить знания учащихся о приставке и её роли в слове; углубить представление о данной морфеме через наблюдение за словами с разными значениями действий
  • Практические: определить уровень сформированности умений видеть приставки в существительных и глаголах,  определять их значение; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью приставок; учить выделять приставку в слове в слове.
  • Общепредметные: воспитывать внимание к слову в процессе чтения текста; дифференцировать задания с учётом темпов усвоения учащимися сведений по морфемике, словообразованию; учить переключать внимание посредством смены видов деятельности.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма и индивидуальности уч-ся, взаимопомощи.

Литература: учебник русского языка 3 класса четырёхлетней нач. шк:. В 2ч. Часть 2/Л.Я. Желтовская,- 2-е изд., дораб. – М.:АСТ: Астрель, 2010. – 142; программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Л.Я. Желтовская  - М:АСТ: Астрель, 2009 – 94.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки со словами, тетради, учебник русского языка.

План урока.

Этап урока

Время (мин.)

1.

Организационный момент.

1

2.

Сообщение темы и целей урока.

1

3

Минутка чистописания.

3

4.

Словарная работа.

4

5

Актуализация знаний о частей речи.

5

6.

Употребление приставок.

6

7.

Наблюдение над значением приставок.

5

8.

Физкультминутка.

2

9.

Правописание гласных приставках.

5

10.

Работа с фразеологизмом.

3

11.

Правописание предлогов и приставок.

5

12.

Отгадай – ка.

2

13.

Итог урока, домашнее задание.

2

14.

Организованный конец урока.

1

Ход урока.

Этапы урока, учебные задачи

Речь и деятельность учителя, формулировки заданий

Речь и деятельность учащихся (в том числе возможные варианты ответов)

Примечание

1.Организа-

ционный

момент.

-Здравствуйте, ребята! Итак, у нас урок русского языка. Проверьте, всё ли  готово у вас к уроку. Пусть этот урок принесёт вам новые знания и радость общения друг с другом.

Желаю вам удачи!

2. Сообщение темы  и целей урока.

-Откройте тетради, запишите число и классная работа.

Сегодня на уроке мы обобщим все те знания, которые вы получили на предыдущих уроках о частях слова. Подробнее остановимся на приставках, вспомним, какую роль они выполняют в словах и бывают ли в приставках орфограммы.

3.Минутка чистописания.

-И начнём мы как обычно с минутки красивого письма. Внимательно посмотрите на данную таблицу.

- Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания?

-Что можете сказать об особенностях написания строчной буквы в ?

-Пропишите в тетрадях  одну строчку буквы и  не забывайте сравнивать с образцом на доске.

- Строчную букву в.

-Высота строчной буквы в такая же как у заглавной  В

1

2

3

а

б

?

Таблица на экране.

На доске прописана строчная буква в.

4. Словарная работа.

-Какие звуки даёт буква в?

-Назовите мне слово, которое начинается с твёрдого звука в и обозначает призыв быть сосредоточенней, собраннее.

-Что означает это слово?

-Может истоки этого слова подскажут нам смысл? Давайте обратимся к исторической справке. Посмотрите на экран.

-Запишите это слово несколько раз.

-На какой слог падает ударение?

-Какие орфограммы в этом слове подчеркнём?

-Подберите однокоренные слова к этому слову.

-Почему эти слова называются однокоренные?

-[ в ] и [ в ]

- Внимание.

-Собраться.

.

-На второй. На гласный звук а

-Букву и, обозначающую безударный звук и и окончание ие.

-Внимание, внимательно, внимать.

-У них один корень

вним.

Слово внимать (от «вън» и «имать») означает «брать», «вбирать в себя», усваивать

Услышанное или прочитанное.

На доске записано слово внимание.

5. Актуализация знаний о частях речи.

- Какие ещё части слова вы знаете?

-Уже несколько уроков мы изучаем части слова и сейчас я хочу проверить, насколько хорошо вы усвоили.

-Внимание на экран.

Выбираем верное утверждение.

1.Слово не может быть без корня

2. Слово не может быть без суффикса

3. Слово не может быть без приставки.

4. Слово не может быть без окончания.

Что такое окончание?

1.Окончание – это изменяемая часть слова.

2. Окончание – это неизменяемая часть слова.

Перед какой частью слова стоит суффикс?

1. Суффикс стоит в конце слова.

2. Суффикс стоит за корнем.

Перед какой частью слова стоит приставка?

1. Приставка стоит за корнем.

2. Приставка стоит перед корнем.

5.Для чего служит приставка?

1.Для связи слов в предложении.

2.Для образования новых слов.

-Приставка, суффикс, окончание.

-Слово не может быть без корня.

-Окончание – это изменяемая часть слова.

1

-Приставка стоит перед корнем.

-2.Для образования новых слов.

На экране вопросы.

6. Употребление приставок.

-Приставок в русском языке огромное количество. Слова какой части речи чаще всего употребляются с приставками?

-Приведите примеры

.

-Верно ли утверждение, что от глагола при помощи приставок можно образовать огромное количество однокоренных слов?

-Давайте образуем однокоренные слова от глагола бежать и запишем в тетрадях, выделяя корень и приставку. А у доски работает Володя. Новый вид работы выполняем с красной строки, выделяем приставки и корень.

-Со всеми ли приставками употребляются глаголы?

-Давайте проверим. Внимание на экран.

Перед вами два глагола: ходить и лезть. Образуйте новые слова от этих глаголов при помощи приставок

-Со всеми ли приставками употребляются данные глаголы?

-Запишите в два столбика и выделите приставки.

-Что вы заметили?

-Глагол.

-Залез, переплыл, забежал, прибежал, ушёл, пришёл и др.

-Верно.

-Забежать, прибежать, убежать, отбежать, перебежать и т.д.

-Да

-Нет.

-С глаголом ходить можно больше составить однокоренных слов при помощи приставок.

Два человека у доски работают.

7. Наблюдение над значением приставок.

-Какой частью речи являются все эти слова?

 -Все они обозначают действия. Но действия имеют разные оттенки.

Какие оттенки значений действий могут вносить приставки?

 

-Глаголом.

-Начало действия, окончание действия, кратковременности, совместности, удаления,

приближения и т.д.)

8.Физкульт-

Минутка.

-Ребята, вы немного устали. Чтобы продолжить наш урок давайте сделаем несколько упражнений.

Раз, два — выше голова.

Три, четыре — руки шире.

Пять, шесть — всем присесть.

Семь, восемь — встать попросим.

Девять, десять — сядем вместе.

Дети выполняют упражнения, проговаривая хором текст физкультминутки.

9.Правописание гласных  в приставках.

-Есть ли орфограммы в выделенных приставках?

-Как они пишутся?

- Напомните, в каких приставках всегда пишется а- ?

-В каких о?

-Давайте проверим, умеете ли вы писать гласные в приставках. Я диктую вам предложения, вы выписываете только глаголы.

-Как-то утром волк проснулся,

Потянулся, облизнулся.

Спел любимую свою –

«Укушу да разжую

И пустился чин по чину.

На бед искать дичину.

-Итак, сколько глаголов у вас получилось?

-Выделите приставки и подчеркните орфограммы в них.

-А теперь давайте проверим. Обменяйтесь тетрадями и попытайтесь найти ошибки в тетради своего соседа. Исправляем карандашом.

-Верните тетради назад и проверьте, допустили ли вы ошибки.

-Поднимите руку те, у кого ошибок нет. Молодцы! Остальным надо быть внимательнее.

-Ребята, а как пишутся согласные в приставках. Расскажите правило.

-Посмотрите на экран и повторите эти приставки вслух.

-Есть.

Гласные о и а.

-Гласные о, а в приставках пишутся одинаково как под ударением, так и без ударения.

-За, на , над и др.

-По ,со, под, про и т.д.

8

-Восемь.

-Согласные в приставках, кроме з/с, пишутся одинаково. Правописание согласных в приставках – это орфограмма.

Выборочный диктант.

Ошибки исправляются в тетрадях только карандашом.

Не допустившие ошибок поднимают руки.

Опрашивается несколько человек.

Об(о), в(о), под(о), пред(о), над(о), от(о), с (о).

10. Работа с фразеологизмом.

-У этого стихотворения есть продолжение.

И пришлось ребята волку

Зубы положить на полку…

А на полку зубы класть - это не большая сласть!

-Какое устойчивое выражение используется в этом стихотворении?

-Как вы его понимаете?

-Запишите этот фразеологизм в тетрадь а рядом запишите его толкование.

-Есть ли разница в оттенках глаголов «положить» и «класть»?

-А в культуре использования этих глаголов в речи?

-Положить зубы на полку.

-Когда нечего есть.

-Глагол «положить» имеет более мягкий оттенок.

-Глагол класть с приставками не употребляется.

Самостоятельная работа в тетрадях. На экранеПоложить зубы на полку – влачить голодное или полуголодное существо

вание.

11.Правописание предлогов и приставок.

-А теперь обратите внимание вот на что, почему слово «положить» записано слитно, а  «на полку раздельно?

-Итак, что нужно делать, если сомневаешься, предлог перед тобой или приставка?

-Следующее задание мы будем выполнять из учебника. Откройте учебник на с.64 и найдите упр.3.

- В этом упражнении и предлоги и приставки записаны в скобках. Вы должны записать словосочетания, раскрывая скобки и подчеркнуть орфограммы.

-Проверяем.

-«По» – это приставка, а «на» – предлог. Между «на» и «полку» можно вставить слово «нижнюю»,а в другом случае нельзя.  

-Попробовать вставить между ними слово, если нельзя – это приставка.

-

Один из учеников диктует записанное в тетради.

-

На экране два слова «на полку» и «положить».

Работа в тетрадях.

Дети работают самостоятельно.

12. Отгадай – ка.

-А теперь пришло время интеллектуального марафона. Я загадала слово:

-1. В слове есть окончание, корень, приставка и суффикс.

-2. Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла.

-3. В приставке две буквы "е".

-4. Суффикс тот же. Что и в словах травка, шубка.

-5. Окончание - первая буква алфавита.

-Назовите слово.

-Правильно.

- Мен.

-Пере.

-К.

-А.

-Переменка.

13.Итог урока, домашнее задание.

-Наверное, все уже поняли, раз появилась слово «переменка», это значит, что  наш урок подошёл к концу. А это значит, пора подводить итоги.

Что интересного было на уроке? Что понравилось?

-Что вы можете сказать о приставке?

-Что общего между суффиксом и приставкой и в чем различие?

-Запишите с доски домашнее задание.

-Повторили приставку,

интеллектуальный марафон, загадка и др.

-Приставка – значимая часть слова…..

-При помощи этих частей слова образуются новые слова.

-Стоят в разных частях слова.

Стр. .72

упр.20.

14. Организо-

ванный конец урока.

-Вы хорошо сегодня поработали..Я довольна вами. Благодарю всех за работу!

Отмечаются дети, которые хорошо работали, выставляются оценки.

 

Оформление доски

Двадцать второе февраля.

Классная работа.

в в в в в в в в в в в в в в в в в в в  в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в

внимание   внимание   внимание   внимание   внимание   внимание   внимание   

     Забежать, прибежать, убежать, отбежать, перебежать, вбежать выбежать, сбежать.

вылезть                     находить

влезть                       выходить

залезть                     входить

подлезть                  заходить                  

слезть                      отходить

                                 подходить

                                 приходить

                                 уходить

                                   отходить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Употребление и написание слов с приставками (закрепление)» 3 класс

Данный урок используется в программе "Планета знаний" , является последним уроком по теме «Употребление и написание слов с приставками»; на уроке используются активные формы организации деятельн...

Употребление и написание слов с приставками

Технологическая карта открытого урока по теме: "Употребление и написание слов с приставками"...

Открытый урок. Тема урока: «Употребление и написание слов с приставками (закрепление)»

План - конспект открытого  урока в 3 классе по УМК "Планета знаний"....

Презентация к открытому уроку. Тема урока: «Употребление и написание слов с приставками (закрепление)»

Презентация к открытому уроку по УМК "Планета знаний".  Тема:«Употребление и написание слов с приставками (закрепление)»...

"Закрепление написания слов с мягким знаком на конце слова" 2 класс

Конспект урока по русскому языку для 2 класса и презентация на тему "Закрепление написания слов с мягким знаком на конце слова"...

"Закрепление написания слов с мягким знаком на конце слова", 2 класс

Презентация к конспекту урока по русскому языку "Закрепление написания слов с мягким знаком на конце слова", 2 класс...

«Употребление и написание слов с приставками (закрепление)»

Цель урока:формирование образовательных компетенций у учащихся 3 класса в предметной области «Русский язык» по теме: «Употребление и написание слов с приставками»,обобщение зна...