Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку "Веселая грамматика"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Ковтун Нина Петровна

Оправилах грамматики в занимательной форме .  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_vneklassnogo_meropriyatiya_veselaya_grammatika.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому  языку

                        «Веселая грамматика».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

ВЕДУЩИЙ: Русский язык - один из самых интересных школьных предметов. Он не прост в изучении, имеет множество правил, орфограмм и упражнений. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочную страну Грамматики.

1 ученик.

Грамматика, грамматика,

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

2 ученик.

Она трудна, но без нее

Плохое было бы житье!

Не составить телеграмму

И открытку не отправить.

Даже собственную маму

С днем рождения не поздравить.

(Звучит торжественная музыка. Появляется Королева Грамматики)

ВЕДУЩИЙ: - Ребята,  к нам на праздник сама Королева Грамматики пожаловала!

Королева: Здравствуйте! Здесь, кажется, собрались все мои друзья! Как я рада встрече с вами! У меня случилась беда. Моим  королевством «Веселой Грамматики» завладела баба Яга.  

ВЕДУЩИЙ:  а это время  на  совещании в дремучем лесу

Ведущий….в домике Яги
Собрались на пироги
Коля — двоечник завзятый,
Вася — чёрный кот усатый.
(И один был, и другой
Завербованы Ягой.)
Вот попили и поели.
Бабка речь ведет о деле:
БабаЯга

— Ну-ка, Коля, дай тетрадку!
Всё прочту я по порядку.
«Два» по русскому? Отлично!
А за что? Проверю лично!
Славно: «В гору» пишешь вместе!
С мягким знаком слово «двести»!
«Щука» — через букву Ю,
От души благодарю!
С буквой Ш я вижу «кружку»,
Тронул ты меня, старушку!
Над тобой смеётся класс?
Но зато в лесу у нас
Станешь грамотней любого.
Ведь у нас свобода слова!
Здесь у нас и ЖИ, и ШИ
Смело с буквой Ы пиши:
Кот усатый«ШЫло», «шЫшка», «жЫр», «жЫвот»…
«МышЫ», — пиши с «ы»  

Ведущий- добавляет кот.
БабаЯга 

-Верно рассуждаешь, Вася!
А теперь скажу о классе.
Мне разведка донесла,
Что тридцатого числа
На контрольной — семь «пятёрок»!
Результат, скажу вам, горек…
Если дальше так пойдёт,
Наше царство пропадёт.
Там, где каждый образован,
Стыд-позор нам уготован.
Говорю вам каждый день:
Сейте скуку, сейте лень,
Сейте безобразия
Для разнообразия!
Ну, а я вам помогу.
Вы же знаете Ягу…

Королева:В моем королевстве хаос,  чтобы его расколдовать, надо вспомнить правила грамматики, , наполнить мое королевство весельем, смехом. Помогите мне.

ВЕДУЩИЙ: Ребята, давайте поможем Королеве Грамматики.Вспомним все правила грамматики.Прочитаем стихи о правилах грамматики,споем песенки и даже …,но об этом позже…

(Вбегают знаки препинания)

Здравствуйте! Мы -знаки препинпания. Узнали про вашу беду и предлагаем свою помощь. поднимаются на сцену.

         1-й ученик: Вечно думая над смыслом,

Изогнулся коромыслом.

И не знаю, что сказать?

Что ответить?

 Промолчать?  

Я-вопросительный знак.

Разные вопросы задаю я всем: Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда и почему? Это вам или кому? Отчего? О ком? О чем? Что же это и по чем? Что? Каким? Который? Чья? — Вот вся логика моя. Рассуждать везде мастак вопросительный мой знак.

Ведущий: Ну, а это кто такой? Отвечать уже готов?

2-й ученик: Рад стараться!

Класс! Ура!

Бурным чувством нет конца!

Не уйму себя никак.

Я -Восклицательный знак!

Правильно, ребята, узнать меня пустяк:

Я самый восхитительный, веселый, добрый знак!

Обычно в предложении.

Стою я для того,

Чтоб выделить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу,

Торжество...

Мне право от рождения

В грамматике дано:

Где я,

То предложение

С особым выражением

Произнестись должно!

Ведущий: Продолжаем знакомство. А ты кто?

3-й ученик: Я всему всегда венец,

Предложению конец. Я-Точка!

Песня о Точке. (Уроки Радио-няни)

 Ведущий: А теперь прошу представиться всех остальных. Ведь эти знаки препинания          встречались нам не так часто.

4-й ученик:

 Мы три подружки и сестрички,

Стоим в конце любой странички.

Там, где что-то не сказали,

Или что-то не узнали.

Мы- Многоточие!

5-й ученик: Двоеточие Глазастое

 Ходит, Знаниями Хвастая:

Так и хочется Ему

Разъяснить нам, Что к чему...

6-й ученик:

Я смысл слова разъясняю,

 Я — тире, я много знаю.

 Лягу Палочкой

 На строчку:

— Проходите

 По мосточку.

7-й ученик: А меня вы не забыли? Как всегда не позабыли? Прошу любить и миловать: «Казнить нельзя, помиловать!»Я-запятая

(Две пары ребят представляют кавычки и скобки).

Кавычки: Мы — кавычки, и вы сразу Нас узнаете по фразе, Афоризму, прямой речи. Нет милее нас на свете.

Скобки: Ну, а мы всегда вам рады,

Хоть похожи на преграду:

 Если первая откроет,

То вторая все закроет.

           Поясняем иногда,

           Что? Зачем? Когда? Куда?

Ведущий

  Чтобы вернуть веселье в королевство Грамматики мы приготовили для вас танец  «Кадриль-пунктационных знаков»

Ведущий: А вот  мы начинаем наш  торжественный парад в честь королевы Грамматики. Первыми пройдут орфограмы

1. Правописание большой буквы.

 Реки, горы и равнины,

 Имена, фамилии, долины,

 Клички всех животных,

 Отчества людей –

 Всё с заглавной буквы,

 Ты пиши скорей.

2. Правописание гласных после шипящих.

 Знаем твердо, что жи – ши

 Пишем только с гласной и,

 А в словах, где ча и ща

 Мы напишем только с  а.

 Где же встретим мы чу – щу,

 То напишем с буквой у.

3. Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

 Есть гласные ударные,

 Но есть и безударные

 Их нужно проверять,

 В корне правильно писать.

 Подбираем быстро слово,

 И проверочка готова

 Удареньем проверяем –

 Ничего не забываем.

4. Правописание не с глаголами.

 Всякий школьник это знает –

 Не глагола избегает.

 Не забудьте же, друзья,

 Слитно их писать нельзя!

5. Правописание парных согласных в середине и конце слова.

 Парные согласные нужно проверять,

 Чтоб слова в тетради грамотно писать.

 Родственное слово быстро подбери,

 Парную согласную с гласной подружи.

6.Без мягкого знака,

Без мягкого знака,

Пожалуй, и уголь бы

Не был углём.

Без мягкого знака,

Замечу, однако,

Он стал бы, он стал бы

Обычным углом.

Без мягкого знака

Была бы беда:

Любой бы из нас

Ошибался тогда!

8Твёрдый знак нам нужен тоже,

Без него писать не сможем:

СЪЕЗД, СЪЕДОБНЫЙ, ОБЪЯСНЕНЬЕ,

И ПОДЪЕЗД, и ОБЪЯВЛЕНЬЕ.

6. Непроизносимые согласные

 Такие все несчастные.

 В словах мы их не слышим,

 А вот в тетради пишем.

 Чтоб они из слов не убежали,

 Мы их долго проверяли.

 Ищем мы такое слово,

  Чтоб услышать её снова.

Ведущий  За орфограммами   пройдут     Части слова

10. Состав слова.

Приставка.

 Перед корнем есть приставка,

 Слитно пишется она,

 И при помощи приставки

  Образуются слова.

Корень.

 Общая часть

 Родственных слов

 Корнем зовется –

  Ответ наш готов.

Суффикс.

 После корня он стоит,

 Слово новое звучит.

 Обозначу уголком –

  Называю суффиксом.

Окончание.

 На конце любого слова

 Окончанье ищем снова.

 Изменяемая часть

 С  другим словом держит связь.

 

Ведущий  Части слова сменяют Части речи

Имя существительное

Очень впечатлительное

 Имя существительное.

 Убедят его легко

 Два вопроса: кто? и что?

Обозначит все предметы:

 Кто? ворона, что? кометы,

 Кто? зайчонок, что? гроза,

 Книга, речка, стрекоза.

Так предметы называй,

 По вопросам узнавай.

Имя прилагательное

Сильно любознательное

 Имя прилагательное.

 В чём предметов-то секрет?

 На вопросы дай ответ:

Он какой? Она какая?

 Сильный, добрая, родная.

 А оно? Оно смешное,

 Тёплое и озорное.

Эти признаки важны,

 Речь обогатить должны.

Глагол

Любит ДЕЙСТВИЯ глагол:

 Встал, умылся и пошёл.

Что же делает предмет?

 Даст такой глагол ответ:

 Смотрит, думает, читает,

 Любит, знает, сострадает.

СОСТОЯНИЯ души

 Ты в глаголы запиши.

Предлог

Не задать вопрос к предлогу.

 Просто выйдет на подмогу,

 Свяжет грамотно слова –

 Служба в дружбу такова.

Союз

Служит связи слов союз.

 Нет прочнее этих уз.

 Перечислит, уточнит,

 Предложения скрепит.

Ведущий  Части слова сменяют

Члены предложения

 Когда-то давным-давно,

 В какие-то времена,

 (Уже не помнит никто)

 Жили в предложении слова

 И не делились по значению тогда.

 Не было ни главных, ни второстепенных,

 Жили все на равных:

 Весело, степенно…

 Но однажды

 Приключилась в предложении суматоха.

 Все слова всполошились:

 - Как плохо!

 - Кто здесь главный?

 - Кому мы поручим команду свою?

 Нет ни матери, ни отца,

 Не замолвить за нас ни словца.

 Призадумались слова в предложении.

 Как же выйти нам из этого положения?

 Стали думать они и гадать;

 - Кого же главным мы можем назвать?

 Долго думали и гадали

 И, наконец-то, они признали:

 - Тот, о ком говорится в предложении,

 Будет главным для нас одолжением.

 Имя будет ему подлежащее,

 Имя самое подходящее.

 А что делать ему в предложении,

 Тут мы скажем уже без сомнения:

 Здесь сказуемое будет помогать

 И за все в предложении отвечать.

 Ну, а все остальные слова

 Помогать тут будут всегда.

 Где, какие, когда и зачем

 Отчего, почему и за кем

 Встанут быстро в предложении

 Рядом с главными второстепенные.

ВЕДУЩИЙ:  а это время  на  совещании в дремучем лесу

Баба Яга

Несмотря на все старания

Результат, скажу вам, горек…
Если дальше так пойдёт,
Наше царство пропадёт.
Там, где каждый образован,
Стыд-позор нам уготован.

Королева: Дорогие мои спасители. Вы расколдовали мое королевство. Оно снова стало Королевством Веселой Грамматики. И снова люди будут сюда с удовольствием заглядывать, пользоваться правилами правильного написания слов-правилами грамматики. Большое спасибо друзья! Желаю всем успехов в изучении нашего великого русского языка!

Песня «Мы говорим на русском языке»

 

.

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку "Праздник пунктуационных знаков"

Внеклассное мероприятие: "Праздник пунктуационных знаков"...

"Занимательная граматика" (сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку).

Внеклассное мероприятие для 4 класса. Возраст детей 10-11 лет. Мероприятие проводится в форме игры - соревнования. Цель: закрепить знания о русском языке, активизировать познавательную деятельность де...

Сценарий внеклассного мероприятия"Путешествие в царство Грамматики"

Представляю вашему вниманию сценарий спектакля "Путешествие в царство Грамматики" . Содержание  праздника  направлено на  повторение  темы "Части речи" . Спектакль в трех действиях...

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 3 классе "Знакомство с фразеологизмами"

Обучающиеся знакомятся с понятием "фразеологизмамы" и учатся использовать их в речи....

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в форме КВН «О великий, могучий русский язык!»

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры КВН призвано показать детям-мигрантам не только как сложен, красив, богат, интересен русский язык, но и как увлекательно и занимательно его изуча...