Разработка урока по УМК Нечаевой "Узнавание слов с непроизносимой согласной"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Тюкова Галина Андреевна

Технологическая карта урока, индивидуальный лист ученика, презентация, аудио.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока русского языка

во 2 классе по авторской программе Н.В.Нечаевой, 2011г.

Учебный год: 2012-2013г.

Тема урока: « Узнавание слов с произносимыми и непроизносимыми согласными».

Место и роль урока в изучаемой теме: урок №95, третий   из пяти по теме:  «Правописание непроизносимых согласных в корне слов».

 Характеристика класса. В классе 29 учеников. 15 мальчиков и 14 девочек. Из них успевают на  «5» - 4 ученика; на «4» и «5» – 20 учеников; на «3»  и «4» - 4 ученика; не аттестованных и неуспевающих в классе нет.  Есть 2 ученика с признаками задержки психического развития.  Активная   учебно – познавательная деятельность  сформирована у 6 учеников. У 15 учеников активность и успешность  зависит от уровня созданной мотивации и интересной формы проведения урока. В репродуктивных методах обучения  и частой поддержке нуждаются 8 учеников. Ученики умеют строить работу в группах и парах, умеют работать самостоятельно. Общительны, разговорчивы и доброжелательны. Сформирован познавательный интерес. К данному уроку осознано правило проверки слов на наличие непроизносимой согласной, на практическом материале отработано умение применять алгоритм проверки. Следующий этап – совершенствование умений и введение учебного материала в коммуникативную и исследовательскую деятельность, введение в активный словарь 6 слов.

Тип: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: повторительно - закрепляющий урок.

Цели урока.

Предметная: умение узнавать слова   по  стечениям согласных наличие  с  орфограммой  «непроизносимая согласная».

Регулятивные УУД: умение строить работу в соответствии с составленным планом изучения темы (подготовка к обучению по модулю),  умение выделять цели  для самосовершенствования, осознание качества усвоения; самооценка результатов работы.

Познавательные УУД: анализ слов с целью выделения орфорфографических признаков «непроизносимой согласной»; социализация знаний.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества в паре и группе; управление поведением партнёра —  контроль, коррекция, оценка его действий.

Личностная: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, социализация личности.

.Задачи:

  • развивать фонематический слух, орфографическую зоркость;
  • формировать умение проводить самооценку;
  • формировать умение работать в команде различного состава.

Методы передачи знаний: словесный (беседа, диалог, текст учебника, записи на доске, записи на карточках и слайдах),  практический, исследовательский,  творческое применение знаний.

Методы контроля:  самопроверка по эталону,  взаимопроверка; фронтальная проверка, полемика; индивидуальная проверка, тест (дома).

Самооценки.

Методы формирования  УУД: маршрутный лист изучения темы, самооценка  достигнутого уровня; проблемный диалог героев мультфильма; организация  индивидуальной работы, в паре, в группе; созданная ситуация, образовательная среда, в которой ученик является субъектом учебной деятельности; учитель играет на уроке роль организатора и консультанта, участника игры.

Методы активизации и снятия напряжения: эмоциональная интрига, игровая ситуация, быстрая смена деятельности, интересные задания, роль активного участника учебного процесса, физкультминутка, соблюдение норм СанПина в объёме  и продолжительности работы, временного применения ЭОР, освещения, посадки, создание психологически – комфортной атмосферы.

Вариативность: VIII этап урока разработан в двух вариантах, применение которых будет зависеть от временного резерва.

Дифференциация: скрытая; в работе в паре, в группе – равноправный сотрудник; имеет возможность при письме под диктовку воспользоваться эталоном, как опорой, имеет в пользовании все опорные таблицы.

Работа с одарёнными детьми: высокий познавательный уровень, творческое применение знаний, элементы исследовательской деятельности.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа, работа в паре, в группе, фронтальная  работа.

Планируемый результат. Базовый опорный уровень: умение  находить орфограмму "непроизносимые согласные",  в указанных учителем словах; Повышенный функциональный уровень:  умение  находить орфограмму "непроизносимые согласные" в потоке звучащей речи.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: презентация, карточки, опорный плакат, учебник, маршрутный лист, ручка, простой и цветные карандаши, магнитики.

Характеристика этапов урока

время

Дидактика  урока

Действия учителя

Действия учеников

Планируемый результат

I этап.

2 мин.

Организационный

Цель. Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. Оформление записи в тетрадь

1 февраля

Классная работа

Форма проведения: фронтальная

Приветствие и организация записи в тетради.

Добрый день. Откройте, пожалуйста, тетради, примите правильную посадку  и запишите дату и вид работы.

С комментированием

Записывают данные в тетрадь.

Регулятивные: правильная   организации рабочего места; самоорганизация на работу; актуализация внимания; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Личностный: настрой на учебную деятельность.

II этап.

2 мин.

Постановка цели урока  и формулирование темы урока.

Цель 

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Проведение инструкции по самооцениванию.

Слайд1

  • Пора уже сочинять предложение!!!
  • Предлагаю поупражняться  в узнавании слов с непроизносимыми согласными.

Маршрутный лист

1.Непроизносимые согласные в корне.

2.Способ действия при подборе проверочных слов.

3.Узнавание слов с непроизносимыми и произносимыми согласными.

Метод. Диалог героев.

Форма проведения: фронтально.

Читать загадку

Бывает. Что согласные играют с нами в прятки.

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

Включить проектор

Прочитайте диалог наших друзей о выборе цели урока.

Выключить проектор.

Выберите и прочтите название соответствующей темы в маршрутном листе.

.

Отгадывают загаданную орфограмму.

Читают со слайда. Обсуждают и выбирают цель.

Выбирают  тему из маршрутного листа. Ориентируются в месте итогового оценивания.

 Регулятивные: мотивация  через создание игровой ситуации – присутствия любимых героев мультфильма, самостоятельный выбор целеполагания, формулирования темы; умение выполнять план усвоения темы.

Снять напряжение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной области.

Предметный: установление темы урока в системе уроков, соотнесение с целью урока.

Личностные: осознание себя, как субъекта учебной деятельности, самоопределение с целью деятельности.

III этап.

6 мин.

Актуализация знаний.

Цель. Повторение признаков орфограммы «непроизносимая согласная в слове»

Опорная таблица стечений согласных

Показы в тетради соединений сн, стн, зн, здн.

Метод. Беседа, выборочное письмо.

Форма проведения: фронтально, индивидуально.

Организует беседу

О чём этот плакат?

Найдите сочетания, которые создают проблему.

Запишите их  в тетради  на 1 строчке

На 2 строчке напишите только те стечения согласных, которые есть в словарных словах праздник, чувство, лестница.

Вызвать одного ученика писать за скрытой доской.

Проверьте выбор стечений согласных.

Оцените свою работу.

Называют стечения согласных

Записывают проблемные стечения.

Записывают стечения из словарных слов.

Сравнивают с выполнением задания на доске.

Проводят самооценку (выставляют на поля значок)

Регулятивные: умение действовать в ситуации выбора.

Коммуникативные: умение участвовать в коллективной беседе.

Познавательные:

умение видеть причину орфографической проблемы.

Предметные: умение определять опознавательные признаки орфограммы.

Формирование орфографической зоркости.

Цель. Формирование способности акцентировать внимание на признаках орфограммы «непроизносимая согласная»

тркаустныйосткапустныйвкусный

оргнненастныйстнчестныйблрпчудесный

Метод. Восстановление деформированного текста.

Форма проведения: в паре.

Организует работу  в паре.

Задание красным карандашом подчеркнуть слова с непроизносимой согласной

Синим карандашом – слова без непроизносимой согласной.

Как рационально организовать работу в паре?

Зачитайте слова с непроизносимой согласной. Без непроизносимой согласной.

Вывод. Как распознавать слова, где есть непроизносимая согласная, а где нет?

Оцените свою работу.

Предлагают способы организации работы в паре.

1 строчку -1 сотрудник

2 строчку – 2 сотрудник.

Проверка – фронтальная: один ученик читает, все проверяют и сигналят о согласии или несогласии.

Отвечая на вопрос, делают вывод.

Проводят самооценку (выставляют на поля значок)

 Регулятивные:  концентрация внимания. 

Коммуникативные: выбор формы организации сотрудничества.

Познавательные: разграничение слов с произносимой и непроизносимой согласной.

Предметные: орфографическая зоркость.

IV

этап.

11мин.

2 мин. Физ. мин-ка

Совершенствование умения различать слова с произносимой и непроизносимой  согласной.

.

Цель. Ознакомление обучающимися  с правилом о различении слов с непроизносимыми согласными

 Стр.19, правило.

На доске алгоритм

Слышу…

Проверяю…

 Выбираю…

Пишу…

Метод. Познавательное чтение.

Форма проведения: фронтальная работа.

Прочтите правило.

Что рекомендует вам учебник?

Как действовать при различении?

Надо ли добавить к правилу алгоритм рассуждения при проверке?

 Расскажите алгоритм.

Читают текст познавательным чтением.

Обсуждение фронтальное.

Дополняют  правило алгоритмом.

Регулятивные: внесение коррективов в способ действия, предложенный учебником.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе способов организации работы в  паре.

Познавательные: умение вычленять необходимые орфографические признаки подбирать проверочные слова.

Предметный: закрепление алгоритма проверки орфограммы.

Личностные  : критическое мышление.

Отработка способа действия при проверке.

Упр. 243.

Метод. Доказательство

Форма организации: в паре

Организует обсуждение задания и работу в паре.

Прочитайте задание к  упражнению.

В паре докажите с опорой на алгоритм правильность написания слов.

Как рационально организовать работу в паре?

 ( цепочкой)

Можно ли утверждать, что все слова написаны, верно?

Оцените свою работу.

Читают задание индивидуально.

В паре доказывают правильность написания слов с опорой на алгоритм.

Организация работы – цепочкой.

Отвечая на вопрос, подводят итог.

Проводят самооценку (выставляют на поля значок)

Активное запоминание рифмованного текста

Метод.

Форма проведения: в паре

Физкультминутка: выполнение прыжков и наклонов под проговаривание рифмованного текста.

Можно ли прочитать текст, как диалог. Распределите роли между двумя героями.

Прочитайте слова 1 героя.

Прочитайте слова 2 героя.

Инсценируйте в паре.

Оцените с работу сотрудника.

Раскладывают текст для чтения по ролям.

Зачитывают части.

Инсценируют в паре.

Проводят взаимооценку ( выставляют на поля значок)

Письмо по памяти с опорой на текст с синонимами.

Слайд 2.

Не необычно, не великолепно,

 А жутко и тревожно

Букву Т писать зря.

Увлекательно!

Метод. Письмо по памяти с опорой на  синонимы.

Форма проведения: индивидуально.

Мартышка – торопыжка уже написала текст. Вот что у неё получилось. (Слайд)

Можно ли сказать, что записанные слова являются синонимами к тем, которые в учебнике?

Надо помогать. Не глядя в учебник, восстановите правильный текст.

Самопроверка по учебнику.

Оцените свою работу.

Читают текст со слайда.

 Распределяют синонимы.

Пишут по памяти.

Проверяют по учебнику.

Проводят самооценку (выставляют на поля значок)

 

 

Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. 

Коммуникативные:  умение строить диалог.

 Познавательные: умение переносить значение слова на ряд синонимов.

Предметные: расширение словарного запаса, запоминание слов, которые пишутся без непроизносимой согласной.

V этап.

5мин.

Теоретическое исследование.

Цель. Выяснить, как историческое значение повлияло на орфограмму «непроизносимая согласная»  в словах  "прекрасный", "окрестность".

Как между собой связаны слова: эскалатор, лестница – чудесница.

Лист исследователя

Цель исследования.

Выяснить, как историческое значение повлияло на орфограмму «непроизносимая согласная»  в словах  "прекрасный", "окрестность".

Как между собой связаны слова: эскалатор, лестница – чудесница.

Материал. Учебник, стр.19 – 20, упр. 243.

Этимологический словарь и диалог.

Проблемные вопросы.

  1. Сколько значений имело  слово прекрасный?
  2. Как эти значения повлияли на орфограмму?
  3. Как лексическое значение слова прекрасный раскрывается в словаре Ожегова*.
  4. От какого слова образовалось слово окрестность?
  5.  Как это повлияло на орфограмму?
  6. Как это повлияло на смысл слова?
  7. Изучите выдержки из словаря Ожегова. Можно ли сказать, что эскалатор и лестница – чудесница – это синонимы?

*Прекрасный – очень красивый.

*Окрестность – местность, прилегающая к чему либо, окружающее пространство.

* Эскалатор – движущаяся лестница.

Метод. Исследовательский.

Форма проведения: группа, проверка: индивидуально и фронтально.

Учитель даёт лист исследователя.

Организует работу в группах.

Сядьте в быстрые четвёрки. Помещает слова 
на доску – проект.

прекрасный

окрестность

эскалатор

лестница - чудесница

Командир группы ведёт исследование.

Выбираете выступающего. Обсуждение исследования.

Оцените свою работу.

Проводят исследования в группе по проблемным вопросам.

Готовят выступающего и выступают с результатами.

Проводят самооценку (выставляют на поля значок)

 Регулятивное: прогнозирование результата исследования и умение строить работу по раскрытию проблемных вопросов.

Коммуникативные: умение сотрудничать в команде; умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение участвовать в полемике.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность.

Предметный. Осознание влияния исторического значения на орфограммы.

Личностные: принятие социальной роли исследователя.

VI

этап.

6 мин.

Практическая часть.

Цель  введение слов в активный словарь.

Применить исследованные слова при построении предложений.

 Слайды №,3, 4.

Как ______________  _____  Бийска!

В магазине  «Ривьера» есть __или   __ ____,

Метод. Дополнение предложений словами из этимологического словаря.

Диктовка, самопроверка, самооценка

Форма проведения: индивидуально

Включить слайды поочерёдно.

Восстановите предложения.

Выключить слайд.

Письмо под диктовку.

Проверка по эталону.

Оцените свою работу.

Устно, фронтально восстановить предложения.

Пишут  предложения под диктовку.

Проводят самооценку (выставляют на поля значок)

Регулятивные. Умение самостоятельно работать.

Познавательные. Умение применять полученные знания в новой ситуации.

Предметный. Введение слов  в активный словарь. Социализация знаний.

Личностные: социализация личности.

VII

этап.

5 мин.

Контроль

Слайд 5.

Цель. Осознание каждым обучающимся степени овладения умением определять слова с орфограммой «непроизносимая согласная».

1 припев и куплет из песни к мультфильму 38 попугаев.

Ужасно интересно всё то, что неизвестно.

Метод.

Форма проведения: индивидуально.

Проверка  вариативно: фронтально или индивидуально.

Включить проектор.

Звучит песня.

Организация вариативная: или обсуждается устно, или с записью предложения.

Оцените свою работу.

Слушают песню. Находят слова с непроизносимой согласной.

Выделяют слова

Вариант 1 – устно объясняют.

Вариант 2 – самодиктовка с опорой на схему предложения.

Проверка по эталону.

Проводят самооценку (выставляют на поля значок)

Регулятивные. Умение осуществлять контроль в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные: умение воспринимать  информацию из внешнего источника.

Познавательные: формирование фонематического слуха на вычленении слов с орфограммой «непроизносимая согласная».

Предметные: применение знаний в изменённой ситуации, социализация знаний.

Личностные: критичное отношение к достигнутому уровню.

VIII

2 мин.

Подведение итогов

Цель. Рефлексия учебной деятельности.

Метод.

Форма проведения: фронтально, индивидуально

Задает вопросы 
о задачах урока.

Какую цель ставили перед собой?

Просмотрите все оценки, поставьте на маршрутный лист итоговую оценку.

С каким настроением работали на уроке:

Красный – было интересно;

Зелёный – было спокойно;

Синий – было тревожно. Раскрасьте фигурку.

Домашнее задание: пройти тест, возможно, надо будет воспользоваться  орфографическим словарём.

Проговаривают  цель, оценивают уровень достижения. Осознают своё состояние.

Проводят самооценку (выставляют значок в маршрутный лист)

Слушают домашнее задание.

Регулятивные: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: удовлетворение от  проделанной работы, установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,  мотивов.



Предварительный просмотр:

Карточка №1

тркаустныйосткапустныйвкусный

оргнненастныйстнчестныйблрпчудесный

Карточка 2

Эталон 1

Как прекрасны окрестности Бийска!

В магазине «Ривьера»  есть эскалатор, или лестница – чудесница.

Эталон 2

Ужасно интересно всё то, что неизвестно!

Юный исследователь

Цель исследования.

Выяснить, как историческое значение повлияло на орфограмму «непроизносимая согласная»  в словах  "прекрасный", "окрестность".

Как между собой связаны слова: эскалатор, лестница – чудесница.

Выбери предположение:

  • орфограмма зависит от исторического значения слова;
  • орфограмма не зависит от исторического  значения слова.

Материал.

  • Учебник, стр.19 – 20, упр. 243.
  • Этимологический словарь и диалог.

Проблемные вопросы.

  1. Сколько значений имело  слово «прекрасный»?
  2. Как эти значение повлияло  на орфограмму?
  3. Как лексическое значение слова « прекрасный» раскрывается в словаре Ожегова (Смотри *).
  4. От какого слова образовалось слово «окрестность»?
  5.  Как это повлияло на орфограмму?
  6. Как это повлияло на смысл слова?
  7. Изучите выдержки из словаря Ожегова. Можно ли сказать, что эскалатор и лестница – чудесница – это синонимы?

Изложите результаты исследования.

*Прекрасный – очень красивый.

*Окрестность – местность, прилегающая к чему либо, окружающее пространство.

* Эскалатор – движущаяся лестница.

Тест «Непроизносимые согласные»

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

1. Укажи слово с непроизносимой согласной Т:

1) опас...ность
2) мес...ный
3) чудес...ный

2. В каком слове нет непроизносимого согласного?

1) со...нце
2) ненас...ный
3) интерес...ный

3. в каком слове есть непроизносимый согласный В?

1) уча...ствовать
2) чу...ство
3) путеше...ствовать

4. Укажите слово с непроизносимой согласной Т:

1) окрес...ность
2) небес...ный
3) ужас...ный

5. В каком слове нет непроизносимого согласного Т?

1) чес...ный
2) радос...ный
3) вкус...ный

6. В каком слове нет непроизносимого согласного Т?

1) учас...ник
2) рес...ницы
3) счас...ливый

7. Укажите слово с непроизносимой согласной Т:

1) пас...бище
2) сер...це
3) поз...ний

8. В каком слове нет непроизносимого согласного?

1) звёз...ный
2) ярко блес...нул 
3) здра...ствуйте


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пора уже сочинять поздравление!!! Предлагаю поупражняться в узнавании слов с произносимыми и непроизносимыми согласными.

Слайд 2

Не необычно, не великолепно, А жутко и тревожно Букву Т писать зря. Увлекательно!

Слайд 3

Как _____________ __________________ Бийска!

Слайд 4

В м а г а зине «Ривьера» есть_____ или _____ – ________.

Слайд 5

Ужасно интересно все то, что неизвестно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Отработка правописания слов с непроизносимыми согласными с использованием ИКТ....

Урок русского языка "Правописание слов с непроизносимыми согласными"

Конспект открытого урока русского языка во 2 классе, разработанный в соответствии с требованиями ФГОС. Правописание непроизносимых  согласных  остается актуальной проблемой в области обучени...

Урок русского языка "Правописание слов с непроизносимыми согласными"

Представлен план и подробный конспект урока русского языка (3 класс) изучения орфограммы "Правописание непроизносимых согласных в словах"...

Методическая разработка урока русского языка "Написание слов с непроизносимыми согласными"

Интегрированный урок "русский язык + марийский язык + английский язык". Материал урока направлен на развитие речи учащихся...

Методическая разработка к уроку русского языка "Правописание слов с непроизносимыми согласными"

Методическая разработка к уроку русского языка "Правописание слов с непроизносимыми согласными" УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова» (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование умения определять в слове непроизносимой согласной и проверять слова с данной орфограммой.Задачи урокаПланируемые результат...