Определение глагола как части речи
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Андюкова Елена Владимировна

 

Предмет: русский язык

Класс:     3

Базовый учебник  Русский язык. 3 класс. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: русский язык

Класс:     3

Базовый учебник  Русский язык. 3 класс. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

Тема: Определение глагола как части речи

Цель  урока:   создание условий для  формирования умения определять глагол как часть речи.  

Задачи:

-образовательные:  сформировать умение выведения алгоритма нахождения глагола среди других частей речи,  находить их  в тексте, задавать к ним вопросы;

-развивающие: развивать умение планировать свою деятельность, решать проблемные ситуации, анализировать объекты с целью выделения признаков,  работать индивидуально и в группе;

-воспитательные:  воспитывать учебную активность, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Тип урока:   «Открытие новых знаний».

Методы урока: проблемный,  деятельностный.

Формы работы учащихся   индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.

Необходимое техническое оборудование:

для учителя: мультипроектор, программа Power Point, карточки для работы   в группах, карточки-символы настроения для каждого ученика;

для учащихся:  учебник,  рабочая тетрадь, фломастеры, пенал.

Технологическая карта изучения темы: Определение глагола как части речи

Этапы

 Деятельность учителя

 

Деятельность учеников

 Формируемые УУД

1. Самоопределение к учебной деятельности (1-2 мин)

Цели:

-осуществить осознанный переход  обучающихся  в пространство учебной деятельности;

-создать условия для возникновения внутренней потребности в  включения в учебную деятельность.

Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).
Создание благоприятного эмоционально-психологического фона урока. Формирование у учащихся желания работать на уроке и уверенности в своих силах.

 Слайд 1

 - Я рада видеть каждого из вас,
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

- Ребята, скажите пожалуйста, как вы понимаете поговорку «Делу время, потехе  час».

- Мы сейчас будем заниматься делом? Значит,  какие правила работы на уроке мы должны выполнять?

 

- Откройте тетради,  запишите число

«Классная работа».

Ч_тырнадцатое  ф_вр_ля.

Кла__ная р_бота.

- Но сначала давайте разомнем наши пальчики.

Стоят возле парт перед началом урока.

 (варианты ответов)

Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Разминают пальчики с помощью узелков на веревочке.

Лезет, лезет альпинист.

В этом деле он артист.

По скале и по веревке.

Он наверх залезет ловко.

Усложненное списывание с объяснением.

Коммуникативное УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Регулятивное УУД: понимать цель выполняемых действий

2. Актуализация знаний и  фиксация затруднения в деятельности (5-6 мин)

Цели:

- актуализировать изученные способы действий,

-тренировать мыслительные операции.

Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся.

- Сегодня у нас необычный урок.  

- А кто нам  всегда помогает  на наших уроках?     Слайд 2

- Сегодня он приготовил для вас массу различных заданий.

Работа в парах

- Распределите слова на различные группы:

Она,  мороз,  красивый, быстрый, ученик, стол, мы, бегать, я,  холодный, прыгать.

- Все ли слова  у вас вошли в группы?

- А почему мы не можем их записать в наши группы?

- На какие группы вы разбили слова?

Что вы знаете об имене существительном?

- Что вы знаете об имене прилагательном?

- Что такое местоимение?

- Какие слова не вошли ни  в одну из групп?

 

- Что общего у этих слов?

- Ребята, если мы с вами вспомнили все изученные части речи, то значит,  чем мы будем сегодня заниматься?

Слайд 3

 - А что бы вам узнать название новой части речи, я предлагаю прочитать сообщение в учебнике упр. 346

- Что нам необходимо знать при изучении новой части речи? 

- Чему мы должны научиться на уроке?

Афанасий

На каждую парту раздаются карточки со словами.

Распределяют на группы:

Сущ. – мороз, ученик, стол.

Прил.– красивый, быстрый, холодный.

Мест. – она, мы, я.

Нет, здесь есть лишние слова.

Потому что они сюда не подходят.

- Существительные, прилагательные, местоимение.


-  Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы Кто? Что?(одушевленное, неодушевленное, имеет  род и число)

- Имя прилагательное – это часть речи, каторая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой?, Какая?,  Какое?, Какие?. Род и число зависит от существительного.

- Местоимение – это часть речи которая не называет предметы, а только указывает на них. Местоимения бываю 1,2,3 лица.

- Бегать, прыгать.

Ученик записывает эти слова на доске.

 Они оканчиваются на -ть

Знакомиться с новой частью речи.

Дети читают и знакомятся со словом «Глагол»

- На какие вопросы она отвечает и что обозначает.

- Находить глаголы среди других слов.

Познавательное УУД: объяснение основных понятий прошлых тем: (определение имени существительного, имени прилагательного, местоимения).

Регулятивное УУД: оценивание правильности выполнения задании, высказываний.


Коммуникативное УУД:  умение внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью

Регулятивное  УУД: 

в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу.

3.  Постановка учебной задачи

 (2-3 мин). Цели: - выполнить реконструкцию выполненных операций и зафиксировать в языке шага, где возникло затруднение;

-соотнесение своих действий  с алгоритмом. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи.

 - Рассмотрим рисунок на странице 103 учебника. Что делает Афанасий?

- Можно ли плыть, не совершая движений руками и ногами? Можно ли представить мир без движения?

- Нужны слова, которые называют эти действия?

Работа по учебнику.

 Упр. 344.

- Прочитайте первый текст.  

- Вам все понятно в первом тексте?

- Почему  текст до конца не понятен?

- Каких именно слов?

- Плывет.

- Нет.

- Да.

 Ученик читает текст.

 - Нет.

- Не хватает слов

 

- Незнаем

 Познавательные УУД

построение логической цепи рассуждений.

4. Построение проекта и выхода из затруднения (10-11 мин)

Цели:

-устранить возникшее затруднение с помощью учебных действий, направленных на реализацию цели.

Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий:   построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации.

 - Прочитайте второй текст.

- Вам понятен второй текст?

- Почему?

- Давайте найдем недостающие глаголы для первого текста во втором тексте.

А теперь давайте прочитаем снова первый текст, но теперь уже с недостающими словами.

- теперь вам этот текст понятен?

- А теперь сформулируйте вывод, зачем нам в русском языке нужны глаголы?

 

- Ребята, Афанасий приготовил для вас вот такие таблички. Я буду вам их  показывать, а вы должны выполнить то, что здесь написано:

- прыгать, ходить, присесть, моргать, бегать, хлопать

- Что вы сейчас делали?

- Так что же обозначает глагол?

-  Афанасий просил вас что делать?

Значит, на какие вопросы отвечают глаголы?

- Молодцы! Теперь давайте объединим все наши исследования в одно целое и выведем правило, что такое глагол.

 Слайд 4

 Давайте сравним наш вывод с правилом учебника.

Учебник с. 105.

 Ученица читает текст.

- Да

- Здесь понятно, что делает каждый объект.

Перечисляют слова.

Читают

- Да.

- Глаголы уточняют текст, делают его понятным.

- Без глаголов мы бы не смогли понять, кто что делает.

Выполняют заданные действия.

- Выполняли действия.

- Действия предметов.

- Прыгать, ходить, приседать.

- Что делать? Что сделать?

Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Ученик читает правило.

Познавательное УУД: поиски способов решения проблемы


 
Коммуникативное УУД: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.

 

Познавательные Логические  УУД

анализ объектов с целью выделения признаков.

 Познавательные УУД

смысловое чтение

5.  Первичное  закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин)

Цель:

-решить типовое задание в форме коммуникативного взаимодействия  в группах с проговариванием алгоритма действия. Этап предполагает решение исходной задачи, фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Слайд 5

- А сейчас поработаем в группах.  Соотнесите существительное с глаголом

Оцените работу группы с помощью сигнальных карточек.

Соединяют стрелочками

Собака                               хрюкает

Волк                                     блеет

Овца                                     лает

Свинья                                 гогочет

Гусь                                    кудахчет

Кузнечик                              мяукает

Кошка                               стрекочет

Курица                                  воет

 

 
Коммуникативное УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы, внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание

Регулятивные УУД

оценка

6.  Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Цель:

-использовать изученный ранее материал как шаг для введения новых способов действий обучающихся.

Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

 

- Продолжаем нашу работу. Прочитайте написанные на слайде группы слов и предложений.

Слайд 6

1. Волк, лиса, еж, дятел, береза.

2. Началась сильная буря. Ударил гром. Вспыхнула молния. Полил дождь. Побежали ручьи по дорожкам. Заблестели лесные озёра. Затихли птицы на деревьях.

3.Зелень, зеленый,……

  Старик, старый,…..

  Певец, певчий, ……..

  Звон, звонкий,….

  Крикун, крикливый,……

- Сформулируйте к ним задания  в соответствии с темой урока.

- Выполните задание на выбор в своих рабочих тетрадях.    

Физминутка

Слайд 7

1.Подобрать глаголы к существительным.

2. Выписать из текста глаголы.

3. Подобрать однокоренные слова, отвечающие на вопрос что делать?

Выполняют работу дифференцированно.

Зарядка для глаз

 


Коммуникативное УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы

7. Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин)

Цель: -выполнить задания нового типа и осуществить их самопроверку, - осуществить ситуацию успеха. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. 

 Работа по учебнику с. 104 упр. 347

Взаимопроверка. Оценка работ с помощью сигнальных карточек.

 

При правильном выполнение задания пишут: Молодец.

1-2 ошибки:  Старайся.

Познавательное УУД: группировать предметы по существенным признакам. 
Регулятивное УУД: оценивать правильность выполнения задания,
 

8. Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Цель:

-организовать рефлексию и самооценку учениками  собственной учебной деятельности на уроке.

Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение

 

(инструктаж домашнего задания)

Цель: разъяснить и проинструктировать домашнее задание.

- Над каким материалом мы работали сегодня на уроке?

Слайд 8

Слайд 9

Продолжите, пожалуйста , незаконченные предложения.

- Оцените  свою работу: хорошо - зеленый цвет карточки, надо поработать – красный цвет.

Ребята, а как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке?

с. 128 Упр. 1, 2, 3 по выбору

Выучить определение на с. 105

Нарисовать портрет Глагола. – по желанию.

Рассказывают о глаголе по плану.

Сегодня на уроке я ...   

Я встретился с трудностью при ...  

У меня хорошо получилось ...  

Я и не подозревал………

(варианты ответов)

 Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.


Коммуникативное УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение глагола как часть речи

урок русского языка по программе "Школа 2100" в 3 классе. Тип урока: Открытие новых знаний...

Урок русского языка. 3 класс."Школа 2100" Тема:Определение глагола, как части речи.

Урок русского языка. 3 класс. «Школа 2100»Тема: Определение глагола как части речи.Цель: формировать грамматическое понятие «глагол»;  лексическое понятие;    обогатить речь учащих...

Конспект урока по русскому языку "Определение глагола как части речи".3 класс УМК "ШКОЛА 2100"

Урок повторения и закрепление изученногоЦель урока: сформировать грамматическое понятие «глагол»,развитие  умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, познакомить с основны...

определение глагола как части речи

Конспект урока Автор: Юдина Светлана Владимировнаучитель начальных классов МОУ СОШ №3 города Богородицка Тульской области Предмет: русский язык Класс: 3 УМК «Школа 2100» Тема ...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЛАГОЛА КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА по предмету «Русский язык». 3 класс (Образовательная программа «Школа 2100»)...

Олимпийский урок русского языка в 3 классе по теме "Определение глагола как части речи"

Олимпийский урок русского языка в 3 классе по теме "Определение глагола как части речи"...