Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.

На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; определять слова, которые обозначают названия предметов, их действия и признаки; классифицировать слова по разным группам; развивать речь и память учащихся; воспитывать внимание, аккуратность при письме.         Основным в уроке являлся этап открытия нового знания.

На уроке была создана дружелюбная и безопасная среда, которая способствовала развитию взаимодействия ученик-ученик.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

Чистопольского муниципального района

Республики Татарстан

Урок русского языка

«Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия»

1 класс

Подготовила

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Дудина Елена Аркадьевна

2015 г.

Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.

Цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; определять слова, которые обозначают названия предметов, их действия и признаки; классифицировать слова по разным группам; развивать речь и память учащихся; воспитывать внимание, аккуратность при письме.        

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознавать алгоритм своего действия.

Регулятивные: осваивать способы классификации слов по группам: слова – названия предметов, слова-признаки, слова-действия.

Познавательные: осваивать умение ставить вопросы к словам.

Коммуникативные: действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.

Оборудование: учебник «Русский язык» 1 класс, авт.Л.Климанова, таблички «МЭНЭДЖ МЭТ», номера столов, картачки с названиями животных и цветов, их признаков.

Применяемые технологии: технология критического мышления с использованием структур Сингапурской системы обучения.

                                                             

Время

Деятельность учителя  и деятельность учеников

Двигатели культуры

Элементы мышления

Стандарты мышления

9.00

1 этап. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).

- Класс!  (Класс!- сигнал тишины привлечения внимания)

- Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок русского языка.

 На уроке  присутствует много гостей, поприветствуем их  добрыми улыбками.

-Великий  русский писатель Максим Горький сказал: «Всегда – учиться, всё – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь».

- Я думаю, что эти слова относятся к каждому из нас. Вы ведь тоже хотите стать грамотными, а значит сильными?

- Молодцы. А теперь проверим вашу готовность к уроку.

  -На столах лежат каточки «МЭНЭДЖ МЭТ», определите своё место. № 2 и № 3 ближе к учителю, № 1 и № 4 дальше от учителя.

-Поздоровайтесь со своим партнером

по лицу (кулачками),

по плечу (ладошками).

Класс!- сигнал тишины

КОПИ КЛЭП-сигнал для привлечения внимания

Из нас, у нас - двигатель культуры – язык (я1- язык сообщества)

2 этап. Актуализация знаний. Постановка целей и темы урока.

- Посмотрите на запись на доске: Молодой, мечта, сказал, новая, человек, светлая, пришёл, проблема, решить.

- Аскар, прочитай эти слова ребятам.

- Подумайте 10 сек. Что можно сказать об этих словах?

 - Время вышло.

 

- Давайте обсудим. Объясните, что вы можете сказать об этих словах?                   (Они все разные)

- Кто дополнит своего товарища?

 (Мыслительный глагол – дополнить)

                             (Я думаю, что они обозначают что-то разное)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

 (Мы сегодня будем говорить о разных словах).

- Вы согласны, ребята?

- Правильно, тема сегодняшнего  урока «Знакомство с разными группами слов».

- Является ли данная тема для вас нужной? _        

(да)

(чем больше мы будем знать о разных словах, тем грамотнее мы будем)

- Правильно. И  цель нашего урока учиться  определять слова, которые обозначают названия предметов, их действия и признаки; классифицировать слова по разным группам.

 - Сегодня я хочу, чтобы вы под каждое свое сказанное предложение приводили доказательства.

- Как вы думаете, слово и предмет – это не одно и то же?   (нет)

- Как их различать?

(Предметы окружают нас повсюду: в школе, дома, на улице, а словами люди называют эти предметы)

РЕЛЛИ РОБИН (обсуждение в паре с партнёром по плечу)

- Отгадайте мои загадки и обсудите с партнёром по плечу.

 -Подумайте 5 секунд.

 - Кто родился с усами, но с закрытыми глазами?

- Время вышло. Кто хочет ответить?  

 (котёнок)    картинка вывешивается на доску.

(если согласны, поднимают большой палец вверх)

- Даю вам 10 секунд.

- Обсудите в паре с партнёром по плечу,  какой вопрос нужно поставить к слову, которое является отгадкой этой загадки?

- Начинает партнёр №1. 

- Время вышло.

- …, что тебе сказал твой партнёр по плечу?

 (Слово котёнок отвечает на вопрос Кто?)

- …, что тебе сказал твой партнёр по плечу?

-Подумайте 5 секунд.

- Что всегда ходит, а с места не сходит?

- Время вышло. Кто хочет ответить?  

(часы)          картинка вывешивается на доску.

(если согласны,  поднимают большой палец вверх)

- Даю вам 10 секунд.

- Обсудите в паре с партнёром по лицу,  какой вопрос нужно поставить к слову, которое является отгадкой?

- Время вышло.

- Стол №2, партнёр №1, что сказал тебе твой партнёр?

(Слово часы отвечает на вопрос Что?)

-  Стол №4, партнёр №4, что сказал тебе твой партнёр?

- Молодцы, ребята!

-Какой вопрос поставлен к предмету, который является отгадкой ко второй загадке? (Что?)

-Подумайте 5 секунд.

- Обсудите в паре с партнёром по лицу. Даю вам 10 секунд.

- Стол №3, партнёр №2, что сказал тебе твой партнёр?

-  Стол №1, партнёр №3, что сказал тебе твой партнёр?

- Оцените услышанные ответы, и подумайте, какой можно сделать вывод?

Вывод: слова, которые обозначают предметы, отвечают на вопросы Кто? Что?

- Где мы можем взять информацию по этой теме?  

Действенный вопрос - конструктивный)

- Как мы можем это проверить?

(из интернета, из учебника)

- Правильно.

двигатель культуры мышления  - время

Обсудим, объясните – мыслительный глагол -двигатель культуры язык

(я5 -  язык обратной связи)

Двигатель культуры мышления  - ожидания

Обучающая структура РЕЛЛИ РОБИН (обсуждение в паре с партнёром по плечу)

двигатель культуры мышления  - время

Обсудите,– мыслительный глагол -двигатель культуры язык (я5 -  язык обратной связи)

Оцените - мыслительный глагол – двигатель культуры - взаимодействия и отношения -  создала условия для того, чтобы ученики проявили уважение друг другу и сумели оценить идеи других

элементы мышления - вопросы на обсуждение

Элемент мышления – цель - тип мышления- построение объяснений и интерпретаций

элементы мышления - вопросы на обсуждение

Интеллектуальные стандарты значимость

Интеллектуальные  стандарты точность

3 этап. Работа по теме урока.

Работа с учебником. 

- Откройте учебник русского языка на с. 35-36.

- Прочитай, .., сообщение Ивана Самоварова о том, что слова в языке живут группами.

(Чтение сообщения Ивана Самоварова о том, что слова в языке живут группами. Учащиеся читают «Ключи - подсказки» на страницах учебника)

- О каких группах слов вы узнали?

№1. Группа слов – названий предметов.

№2. Группа слов- названий признаков предметов.

№3. Группа слов- названий действий предметов.

- А как это относится к теме нашего урока? ?????????

- И сегодня я хочу, чтобы мы рассмотрели эти группы слов подробнее.

- Обратимся ещё раз к словам, записанным на доске:

Молодой, мечта, сказал, новая, человек, светлая, пришёл, проблема, решить.

- Сейчас эти слова вы будите разбивать на группы.

- Проведем с вами обучающую структуру МИКС- ФРИЗ – ГРУП и немного подвигаемся!

-  Встали все, задвинули стульчики.

- Перемешались. Замри.

- Встаньте по столько человек, сколько слов – названий предметов записано на доске. (по 3 человека)

- Кто хочет ответить, какие это слова?

- Перемешались. Замри.

- Встаньте по столько человек, сколько слов - названий признаков предметов записано на доске. (по 3 человека)

- Кто хочет назвать эти слова?

- Перемешались. Замри.

- Встаньте по столько человек, сколько слов - названий действий предметов записано на доске. (по 3 человека)

- Кто хочет назвать эти слова?

- Вы супер! Займите свои места.

- Класс! (Демонстрирую серию хлопков, дети повторяют) Молодцы!

4 этап. Продолжение работы по теме урока.

- Какое время года наступило?

(весна)

- Как вы считаете, какие изменения происходят в природе с наступлением весны?

(С приходом весны солнце светит ярче, всё вокруг оживает, природа как бы просыпается)

 - Очень точное наблюдение!

- У вас на столах лежат карточки со словами – названиями предметов

(лиса, василёк, медведь, мышь)

и словами – названиями признаков этих предметов.

(рыжая, бурый, синий, косолапый, красивый, серая, хитрая маленькая)

- А теперь мы с вами обсудим, 

(Обсудим, запомнили – мыслительные глаголы)

1. Задана тема: разные группы слов.

2. Выберите 2 категории. Время на размышления - 5 секунд.

Время вышло.

3. Рассортируйте карточки по выбранным категориям.  

4. Работаем. Время на работу- 5 минут.

Слова раскладываются в два столбика:

1 ст: слова - названия предметов.

2 ст:  слова - признаки предметов.

- Всем хватило времени для выполнения задания?

- На какие 2 группы вы распределили слова? (слова названия предметов и слова - признаки этих предметов)

( у всех столов разные группы: у одних животные и их признаки, у других – цветы и их признаки)

- Стол № 1 участник № 3, назови ваши группы.

                                            (животные и их признаки)

- Стол № 3 участник № 1, назови ваши группы.

                                             (цветы и их признаки)

- Вы супер! Вы увидели ещё один способ как поделить на группы слова.

- Сравните свою работу с образцом на презентации, оцените правильность составления карточек.

(Сравните, оцените – мыслительные глаголы)

- Поднимите руку, у кого верно выполнено задание? Молодцы!

- Покажите ЧИР, оцените свою работу в группах!

Лиса

хитрая

Мышь

рыжая

Медведь

маленькая

серая

бурый

косолапый

Василёк

синий

красивый

- Какой вопрос можно поставить к словам – названиям животных?

(вопрос Кто?)

- Какой вопрос можно поставить к слову – названию цветка?

(вопрос Что?)

- А к словам – признакам этих предметов?

(Какой? Какая?)

- Оцениванию вашу работу на отлично!

- Проанализируйте, какие слова -  признаки можно отнести к слову медведь?                (бурый, косолапый)

- Умницы, и я оцениваю вашу работу на отлично!

- Теперь давайте поразмышляем, какими словами можно описать действия медведя?

(медведь может что-то делать)

-Медведь что делает?

 (спит, ревёт, бродит, пугает, ест)

 - Обратимся к учебнику. Выберите группу, к которой относятся эти слова?

(Это слова - названия действий предметов)

 - Теперь давайте поразмышляем. Закончите фразы:  

   - Раньше я думал(а), что...

- Теперь я думаю, что…

- Я бы сказала так:

- Раньше я думал(а), что можно не обращать внимание на то, как я говорю.

- Теперь я думаю, чтобы моя речь была более точной и понятной, нужно обязательно использовать слова из разных групп.

- Даю вам время на размышления 10 секунд.

-Время вышло.

- Кто хочет поделиться своими мыслями?

(- Раньше я думал(а), что слова не делятся на группы.

-Теперь я думаю, что слова делятся на группы, они помогают говорить красиво)

(- Раньше я думал(а), что не обязательно знать про разные слова.

- Теперь я думаю, что, надо знать и  использовать слова из разных групп в своей речи).

- Хорошо.

Двигатель культуры мышления  ожидания  

ОС МИКС - ФРИЗ – ГРУП – классбилдинг - процесс, при котором группа учеников с разным опытом становятся скооперированной командой, развивает навыки коммуникации и сотрудничества.

Класс!- сигнал тишины

КОПИ КЛЭП-сигнал для привлечения внимания

язык обратной связи и наблюдения

Мыслительный приём СОРТ КАРДС - двигатель культуры - рутины и структуры

Тим Чир – упражнение для поощрения

Мыслительный  прием

 - Раньше я думал(а), что...

- Теперь я думаю, что…

-двигатель культуры- рутины и структуры

Двигатель культуры моделирование – показала собственный пример необходимого мышления ученикам.

двигатель культуры мышления время

Элементы мышления – цель - тип мышления- аргументированное рассуждение

Элементы мышления выводы и последствия

элементы мышления - вопросы на обсуждение

Интеллектуальные стандарты – релевантность

Интеллектуальные стандарты- глубина

Интеллектуальные  стандарты - ясность

5 этап. Рефлексия. Итог урока.

- В течение 10 секунд проанализируйте всё, о чём мы говорили на уроке  и сделайте выводы о нашей работе.

(Проанализируйте, сделайте выводы -мыслительные глаголы)

-Время вышло, ваши выводы?

(Мы узнали, что слова делятся на группы)

- На какие группы?

(слова – названия предметов, слва – признаки предметов, слова – действия предметов)

- Молодцы!

- Обратимся ещё раз к словам, записанным на доске:

Молодой, мечта, сказал, новая, человек, светлая, пришёл, проблема, решить.

- Выберите из этих слов слово-название, которое можно было сказать в начале урока?

                                       (проблема)

- Подберите из этих слов слово – действие предмета к слову проблема.

                                 (решить)

- Как вы думаете, мы решили проблему, которая стояла перед нами в начале урока?

- Молодцы, вы сегодня были супер!

элементы мышления - интерпретация и выводы

Интеллектуальные стандарты - логичность – первый пункт урока соответствует последнему

-Проведём игру «Кто больше?» РАУНД ТЭЙБЛ (участники по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном листе бумаги).

-Надо написать слова, отвечающие на вопросы:

I

II

III

Кто? Что?

Какой? Какая? Какие?

Что делает?

-Начинают участники под № 3. ВРЕМЯ 5 минут.

. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »

Заранее  класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...

Урок русского языка во 2 классе на тему: « Слова – названия предметов, у которых нет окончаний »

Урок русского языка во 2 классена тему:« Слова – названия предметов,у которых нет окончаний »...

по русскому языку для 2 класса по теме: «Слова — названия и слова - признаки»

Урок обучение грамоте по программе "Школа 2100". Задания представленные в конспекте взяты не с учебника. Данная тема может изучаться в разных УМК...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе на тему «Слова-названия предметов разного рода » на основе принципов системно -деятельностного подхода

№Ф.И.О.Должность, место работыРайонТемаПримерные срокиФорма участия1Клишева Татьяна ВикторовнаУчитель начальных классов,МБОУ «Фёдоровская средняя общеобразовательная школа имени Е.Г. Тутаева»Кайбицкий...

Конспект урока русского языка по теме «Обобщение знаний о словах-названиях предметов,признаков предметов, действий предметов» 2 класс

Методическая разработка урока русского языка по теме "Обобщение знаний о словах - названиях предметов, признаков предметов, действий предметов" во 2 классе.  Этот урок был опубликован в...

: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.

Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....