Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Винительный падеж имен существительных. Лес - наше богатство"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Сидорова Альбина Сергеевна

На уроке открытия новых знаний учащиеся выясняют в чём заключается опасность при определении именительного и винительного падежей и составляют алгоритм для их распознования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vinitelnyy_padezh_imyon_sushchestvitelnyh._3_klass.docx45.86 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  к уроку

русского языка в 3 классе по теме:

 «Винительный падеж имён существительных»

(УМК «Перспектива»)

Тип урока: открытие нового знания

Разработала: Сидорова Альбина Сергеевна,   учитель начальных классов  МБОУ «СОШ №2» г. Нижнекамска

                               

               

             

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе

Тема урока

Винительный падеж имён существительных

Тип урока

Открытие новых знаний (ОНЗ)

      Цель

Формировать умение определять винительный падеж существительных по вопросам, предлогам и синтаксической функции.

Планируемый

    результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

  • сформировать умение определять по вопросам винительный падеж имён существительных;
  • сформировать умение различать существительные в именительном и винительном падеже;
  • подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;
  • расширить словарный запас учащихся.

Личностные:

  • осознание алгоритма учебного действия;
  • способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: 

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение;
  • планировать учебное сотрудничество.

Познавательные:

  • освоение умения распознавать существительные в именительном  и винительном падеже по вопросам и роли в предложении;

  • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
  • принимать на себя ответственность за результат своих действий;
  • наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их;
  • высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью.

Основные понятия

Винительный падеж, вопросы винительного падежа.

Межпредметные связи

Русский язык – окружающий мир - развитие речи – литературное чтение

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Учебник для 3 класса. Часть 2

Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Винительный падеж имени существительного».

Карточки с буквами.

Карточки с вопросами.

Карточки «Рефлексия урока»

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

                Формируемые

универсальные учебные действия

Самоопределение к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне.

Включение в деловой ритм

Устное сообщение учителя

Готовятся к работе

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

(Слайд 1 )

 -Сегодня у нас необычный урок – к нам пришли гости. А гостям всегда рады. Постараемся, чтобы гостям не было скучно.

Дети рассаживаются.

- Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия.

-Поприветствуйте своего партнёра по плечу, партнёра по лицу и партнёра по букве.

- Прочитайте эти слова на слайде, они помогут вам на уроке.

(Слайд 2 )

Учащиеся читают на слайде:

 - Мы уже многое знаем.

 -В своих познаниях продолжаем идти дальше, раскрывая тайны русского языка.

 -У нас у каждого свое мнение и его нужно озвучить.

 - Мы не боимся ошибаться.

Запись даты в тетради.

Актуализация знаний  и выявление индивидуальных затруднений

Цель: повторение изученного материала и материала, необходимого для открытия нового знания; выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки .

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

  1. Минутка чистописания

-Запишите буквы с воздушными петлями:

  • парная согласная у согласной т;
  • ударная гласная в слове «кукушка»;
  • согласная буква  в конце слова «голубь».

Дети записывают «дуб»

Работа в группах

-Работаем в группах: в каждой группе конверт с буквами, из которых нужно сложить слово.

Учащиеся составляют слова:

1 группа – берёза;

2 группа – медведь;

3 группа – лесник;

4 группа – сосна;

5 группа – дятел;

6 группа – заяц;

7 группа – мухомор.

-Все слова составлены. Отвечают 2-ые номера.

Учащийся каждой группы зачитывает получившееся слово. Учитель закрепляет на доске карточку со словом.

-Какой частью речи являются данные слова? (-Это имена существительные, т.к. обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?)

- Какие из данных существительных отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что? (- Кто? Медведь, лесник, дятел, заяц. Что? Берёза, сосна, мухомор).

- Молодцы! Справились с этим заданием. Теперь ответьте на мои вопросы.

Каждая группа получает вопрос.

1группа:

  - Назовите мягкие согласные в слове.

2 группа:

 - Определите род существительного.

3 группа:

- Поставьте существительное в Р.п.

4 группа:

-Подберите однокоренное слово.

5 группа:

- Образуйте форму множественного числа.

6 группа:

-Подберите синоним к данному существительному.

7 группа:

-Назовите корень.

На обсуждение даётся полминуты.

 - Отвечают 3 номера.

- [б΄], [р΄]

 - Медведь – он мой, мужской род.

 - Нет лесника.

 - Сосновый.

 - Дятлы.

 - Косой.

 - мух и мор. Это сложное слово из двух корней.

 - Молодцы! Какой темой объединены эти слова? (Темой «лес»)

Загадка на случай затруднения учащихся с определением темы.

Дом со всех сторон открыт,

 Он резною крышей крыт.

 Заходи в зелёный дом,

 Чудеса увидишь в нём! (лес)

- Не случайно появилась эта тема на нашем уроке русского языка.

Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднений; проговаривание цели урока.

Анализирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.

Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение,  формулирование цели;

логические –  формулирование проблемы.

Фронтальная работа

- Вчера в автобусе я слышала разговор двух мальчиков. Они возвращались из школы и обсуждали домашнее задание. Спор вызвала загадка, в которой надо было определить падеж имен существительных. А загадка такая:

В золотой клубочек спрятался дубочек”. 

Один из мальчиков рассуждал так: “Клубочек – что? Именительный падеж”. А другой мальчик говорил: “Клубочек - что? Это винительный падеж”. Интересно, кто же из них прав?

 - Догадались о теме нашего урока? (Именительный и винительный падеж имен существительных).

- Верно, это нам и предстоит выяснить сегодня на уроке.

Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

- Давайте вместе составим план изучения этой темы.

(Слайд 3 )

 1. Найти причину затруднения.

 2. Составить алгоритм определения Винительного падежа.

 3. Сравнить наш алгоритм определения с правилом в учебнике

4. Поупражняться в определении Винительного падежа у существительных.

Реализация построенного проекта

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Работают в соответствии с составленным  планом

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция.

Познавательные: общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

- Но, чтобы это сделать, нам надо вспомнить некоторые правила.

 - Почему именительный падеж называется именительным? (- Этот падеж называет имя предмета, одушевлённого (кто?) или неодушевлённого (что?)

- Попробуйте предположить, почему винительный падеж так называется? (- Название связано со словом «винить»).

-Правильно. Обвинить кого? Обвинить что?

-Давайте выясним, в чём возникло затруднение при определении И. и В. падежей.

 -Запишите в тетради вопросы И.п. (Учащиеся записывают: кто? что?)

-А теперь запишите вопросы В.п. (Учащиеся записывают: кого? что?)

-Что заметили? (- Вопрос что? есть и в И.п., и в В.п.)

- В чём заключается опасность при определении этих падежей?

- Выполним задание. Запишем два предложения.

Записывают в тетради под диктовку.

•    В лесу растёт кедр.

- Что такое «кедр»? ((Хвойное дерево).

•    Ребята выращивают кедр.

- А как можно вырастить кедр? (Из семечка).

(Слайд 4)

 - Сравните предложения. Что заметили? (Повторяется слово кедр)

- На какой вопрос отвечает слово кедр в первом предложении? (- На вопрос что?)

- На какой вопрос отвечает слово кедр во втором предложении? (- На вопрос что?)

- Разберите первое предложение по членам предложения.

-  Разберите второе предложение по членам предложения.

(Слайд 5)

-  Определим падеж слова кедр в первом предложении (И.п.)

-Докажите. («Кедр» - подлежащее, а подлежащее всегда в И.п.)

-Можем мы предположить, что «кедр» во 2 предложении в И.п.? (Нет).

-Докажите. (Во 2 предложении подлежащее – «ребята», значит «кедр» - второстепенный член, значит не И.п., т.к. только подлежащее стоит в И.п.

 - Определим падеж слова кедр во втором  предложении. (В.п.)

-Какой вывод можно сделать?

- Проверим свой вывод. Прочитайте в учебнике (с.31 упр.55), как профессор Самоваров советует различать существительные в И. и В. падеже. (Самостоятельно читают вывод в учебнике)

-Совпадает данное сообщение с нашим выводом?

Работа в группах

- Составим алгоритм распознавания И.п. и В.п..

    1. Читаю предложение.

    2. Определяю главные члены – подлежащее и сказуемое.

    3. Слово-подлежащее стоит в И.п..

    4. Другие слова в предложении, также отвечающие на вопрос что, являются второстепенными членами, следовательно, они стоят в В.п.

- Сравним ваш алгоритм  с алгоритмом на слайде.

(Слайд 6) Алгоритм

                                                                   Физкультминутка

  1. Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное закрепление.

Выполняют задания с объяснением

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.

Познавательные:  общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

- Запишем предложение.

Лес растёт медленно.

Проверьте правильность написания.

(Слайд 7)

-В каком значении употреблено слово лес в этом предложении? (- В значении деревья)

 - Действительно, лес растёт очень медленно: чтобы росток стал взрослым деревом, должно пройти 15-20 лет.

- Определим падеж  слова лес, пользуясь нашим алгоритмом. (Именительный падеж)

Запишем следующее предложение.

-Лесник охраняет лес. 

Проверьте правильность написания.

(Слайд 8)

-Почему леснику необходимо охранять лес? От кого?

-Верно. В наше время много деревьев гибнет при лесных пожарах. Выгорает тысячи гектаров леса каждый год. Мы должны очень аккуратно вести себя в лесу. Весной люди идут в лес за березовым соком, а ведь после этого деревья могут погибнуть.

-Определим падеж  слова лес, пользуясь нашим алгоритмом. (Винительный падеж)

Физкультминутка для глаз

-Я вижу вы хорошо запомнили алгоритм, попробуйте теперь выполнить задание самостоятельно.

Самостоятельная проверка  с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний

Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

  1. Выполнение  упражнения 56 на странице 32

№1 – 1 предложение.

№2 – 2 предложение.

№3 – 3 предложение.

№4 – 4 предложение.

  1. Проверка в парах

-Обменяйтесь тетрадями с партнёрами по плечу. Проверьте работу.

Фронтально озвучивается верный ответ.

Включение нового знания в систему знаний и повторений.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Организует выполнение творческого задания

Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение.

Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

- Дети, давайте вспомним загадку, которая вызвала спор мальчиков. (Вспоминают загадку «В золотой клубочек спрятался дубочек»)

- Запишите её. (Один учащийся записывает загадку на доске)

- Можем теперь помочь мальчикам определить падеж?

- Какой вывод можно сделать? (-Клубочек – В.п.)

- А какая же отгадка у этой загадки? (Жёлудь)

 - Верно! Он из жёлудя пророс,

              А потом всё рос и рос,

              Год за годом подрастал –

             И могучим дубом стал!

 - От какого слова нужно задать вопрос к слову «клубочек»? ( От слова «спрятался». Спрятался куда?)

 - С каким предлогом слово «клубочек» употреблено в этой загадке ? (С предлогом  «в»)

- Мы уже говорили о предлогах Р.п. и Д.п. падежей.

     - Какую задачу нужно поставить на следующий урок? (С какими предлогами употребляются существительные в В.п.)

 - Но к этому уроку вы подготовитесь дома. Домашняя работа: составить 4 предложения с существительными в В.п. , причём в одном из них существительное должно быть употреблено с предлогом. Так мы узнаем предлоги В.п.

Рефлексия деятельности

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

       - Чему научились на уроке?

 - Как распознать И.п. и В.п.?

-А какую тему ещё затронули на уроке?

 - Помните, лес – наше общее богатство. Сохраним его для будущих поколений.

У каждого ученика лист с двумя шкалами

                                                                           Интересный урок                                     Моё участие

- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

- Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Алгоритм определения падежа имени существительного" 4 класс

Технологическая карта урока русского языка "Алгоритм определения падежа имени существительного" в 4 классе содержит методические рекомендации и разноуровневые задания....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Род имен существительных"

Технологическая карта урока "Род имен существительных" по программе "Школа России"для 3 класса....

Технологическая карта урока русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с правилом написания безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах. Задачи урока Дидакти...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Склонение имен существительных.»

Технолгическая карта урока русского языка в 3 классе. на тему "Склонение имен существительных"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. "Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе" (4 класс)

Тема урока: «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения распознавать падеж имён прилагател...