Развитие речи учащихся с помощью системы работы над обучающим сочинением(подготовительные упражнения)
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Денисова Анна Ильинична

В этой работе представлены виды упражнений, подготавливающие к написанию сочинений учеников начальной школы. Также дана характеристика видов сочинений, и требования, которым должно отвечать сочинение ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи младших школьников через систему работы над обучающим сочинением (виды упражнений для подготовительного этапа)

  • Сочинение — это изложение своих мыслей на определенную тему. Сочинение показывает понимание учащимся определенной темы и умение изложить свои мысли последовательно, убедительно и грамотно
  • Сочинение должно отвечать следующим основным требованиям:
  1. сочинение должно быть написано по плану (вступление, основная часть, выводы, заключение);
  2.  тема сочинения должна быть раскрыта полностью;
  3. Каждая мысль должна быть обоснована и подкреплена примерами.
  • Типы сочинений: повествование, описание, рассуждение.
  • Жанры сочинений: рассказ, сказка, пейзажная зарисовка, описание картины, статья в газету,

письмо, аннотация к книге, поздравление, записка, объявление.

  • По источникам получения материала сочинения могут быть на основе: наблюдений за событиями, явлениями, объектами; экскурсий; прочитанных книг, просмотренных фильмов, спектаклей; личных впечатлений от участия в каких- либо событиях.

Перед учителем стоит сложная задача при обучении связной письменной речи: выбрать такую тему сочинения. Чтобы у ученика возникло желание поделиться своими мыслями, чувствами, наблюдениями в письменном высказывании.

Все темы сочинений можно разделить на две группы: репродуктивные и творческие, репродуктивные темы предполагают раскрытие отдельного факта, явления, связанного с опытом ребенка. Детям необходимо уметь сравнивать, доказывать, делать выводы, уметь находить выразительные средства и строить связный текст. Творческие темы предполагают более высокий уровень обобщения материала, широкий перенос знаний и умений. В творческих темах предоставляется больше свободы в отборе содержания сочинений.

Чтобы ученики приобрели необходимые умения для написания сочинений, нужна система упражнений, основанная на принципе наращивания трудностей. Вот какие упражнения я провожу на занятиях по развитию речи.

  • Упражнения, направленные на работу над словом и словосочетанием:
  1. выбор наиболее точного слова или словосочетания из числа данных;
  2. анализ текстов, составление образных выражение по аналогии с помощью опорных слов, картинок, предметов;
  3. упражнения, направленные на разъяснение лексического значения слова, словосочетания

( употребление слова в прямом и переносном значении)

  1. упражнения на понимание многозначности слов;
  2. упражнения на уточнение значения оттенков синонимов и антонимов, употребление их в речи, рассказах-миниатюрах;
  3. работа с омонимами;
  4. работа с эпитетами, метафорами, сравнениями, олицетворениями;
  5. наблюдение над устойчивыми словосочетаниями и употреблении их в речи;
  • Упражнения направленные на работу над предложением и текстом:
  1. ответы на простые вопросы;
  2. упражнения по озаглавливанию текста, определению темы текста;
  3. составление предложений, объединенных одной темой по сюжетным картинкам, по опорным словам;
  4. исправление деформированного плана текста;
  5. работа с пословицами;
  6. выбор подходящего вступления или заключения текста;
  7. стилистическое редактирование текста;
  8. восстановление деформированных текстов 9 по началу, основной части, заключению)
  • Список литературы:
  1. Ладыженская Т.А. Речь.Речь.Речь. –М.:Педагогика,1990
  2. Щеголева Г.С. Система обучения связной письменной речи в начальной школе.

Пособие для учителей начальных классов и студентов факультета начального образования. — 3-е изд., испр. — СПб.: Специальная Литература, 2009. — 256 с.

  1. Моя письменная речь. Учебная тетрадь. 1, 2, 3, 4 классы, Щеголева Г.С. 2009. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи младших школьников через систему работы над обучающим сочинением

Развитие речи младших школьников через систему работы над обучающим сочинением  I. Актуальность темы педагогического опыта. Теоретическое обоснование темы.Речь человека является своеобразны...

Развитие речи младших школьников через систему работы над обучающим сочинением

Актуальность выбранной мной темы подтверждается тем, что коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как успех в речевом развитии определяет результативность усвоения школьны...

Развитие речи учащихся. Применение на уроках чтения упражнений, совершенствующих технику чтения и развитие речи.

Применение на уроках чтения упражнений, совершенствующих технику чтения и развитие речи“Главным результатом учения в малолетней школе должно быть умственное развитие детей: умение выражать свои мысли ...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Упражнения для развития речи учащихся начальной школы

        Развитию речи учащихся в начальной школе отводится важная роль, это зафиксировано в  планируемых результатах освоения учебной Программы основного начального обр...

Упражнения по развитию речи учащихся начальной школы

Развитие речи - это большая и сложная область, которая соотносится со школьными предметами русский язык и литература, которые служат задачами развития речи учащихся....