Урок русского языка по теме "Склонение имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тырина Наталья

урок для учащихся 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.russkiy_yazyk.4klass.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. Урок открытия нового знания. Открытый урок. 4 класс.

Тема урока «Склонение имен существительных».

Цели:

1. Дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе.

2. Учить различать склонение имен существительных и подбирать соответствующие имена существительные.

3. Развивать логическое мышление на основе выполнения логических операций (анализ – синтез, классификация), наблюдательность.

4. Воспитывать познавательный интерес, умение общаться, сотрудничать.

Формирование УУД:

  1. Личностных УУД:

а) Самоопроделения на этапе решения учебной проблемы (при определении цели работы, которую будут выполнять)

б) Смыслообразования на этапе постановки учебной задачи (при установке связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)

2. Регулятивных УУД:

а) Развитие целеполагания на этапе постановки учебной задачи (при соотнесении того, что уже известно, и каких знаний еще не хватает для решения учебной задачи)

б) Развитие планирования и осознания своего способа деятельности на этапе составления памятки (при составлении памятки)

в) Развитие самоконтроля на этапе овладения способом действия (при выполнении упражнения, сравнивая свой способ действия с памяткой)

г) Рефлексия на этапах постановки учебной задачи (при осознании того, что известно, и что ученик еще не знает), при подведении итогов (при рефлексивной оценке)

3. Познавательных УУД:

Общеучебных УД:

а) Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить

б) Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (при составлении памятки)

в) Развитие знаково-символических действий на этапе открытия нового знания

Логических УД:

Развитие логического мышления при обработке логических операций:

а) Анализа объектов с целью выделения признаков

б) Синтеза как составления целого из частей

в) Классификация объектов (при разделении слов на группы)

г) Выбор оснований и критериев сравнения

д) Построение логической цепи рассуждения при составлении памятки

е) Выдвижение гипотез и их обоснование

ж) Доказательство

Постановка и решение проблемы:

а) Формулирование проблемы на этапе постановки учебной задачи

б) Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на этапах открытия нового знания и включения нового знания в систему знаний.

4. Коммуникативных УУД:

а) Планирование учебного сотрудничества (определение цели, способов взаимодействия)

б) Постановка вопросов (сотрудничество  в поиске и сборе информации)

в) Управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий

г) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

  1. Самоопределение к деятельности.

Цели: - включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне;

-сообщение содержательной области.

-Ребята, сегодня на уроке вы будете выполнять различные задания, работая в группах (класс разбит на 5 групп).Сегодня на уроке мы продолжим изучать имя существительное, как часть речи.  Не следует забывать, что писать надо грамотно и красиво. А чтобы урок прошел удачно, я желаю вам успеха. И для начала мы вспомним основные правила работы в группе.

  1. Актуализация знаний и мотивация.

Цели: - активизировать мышление, память, внимание;

- повторить знания о падежах имен существительных, изученные орфограммы.

На доске записано предложение:

..втобу..  едет (по)ул..це Садовой и (по)площ..ди Московской.

- Прочитайте предложение, объясните правописание орфограмм.

- Спишите предложение аккуратно, соблюдая все соединения и вставляя пропущенные буквы. Пропущенные буквы подчеркните.

- На предыдущих уроках мы с вами говорили об изменении имен существительных по падежам. А как определить падеж имени существительного?

- По вопросу от главного слова в словосочетании. 

- Вернемся к нашему предложению. Найдите грамматическую основу предложения.

  1. Постановка учебной задачи.

Цели: - выявление места и причины затруднения;

- постановка цели рока.

– Определите падежи имен существительных в этом предложении и выделите их окончания.

- Автобус. И.п.- это главный член предложения – подлежащее.

  Едет (по чему?) по улице. Д.п.

  Едет (по чему?) по площади. Д.п.

- Какие слова употреблены в одинаковых падежах?

- по улице, по площади (в Д.п.)

- Почему же слова по улице и по площади употреблены в одном падеже и с одним и тем же предлогом, а окончания у них разные?

- Хотите узнать? Ну, тогда на этот вопрос сегодня на уроке нам и предстоит ответить.

  1. Открытие детьми нового знания.

Цели: _ в ходе выполнения работы в группах определить количество склонения в русском языке и выяснить, какие существительные относятся к каждому склонению;

- формулирование темы урока.

Раздаю карточки со словами.

1 группа: земля, страна.

2 группа: стол, конь.

3 группа: любовь, степь, рожь.

4 группа: Илья, слуга.

5 группа: зерно, копьё.

- Чем объединены все слова?

- Это имена существительные, ед.ч.

- Просклоняйте их письменно в тетради, выделите окончания.

- Сравните в своей группе окончания существительных, которые вы просклоняли. Что общего у всех существительных?

- У разных существительных в одинаковых падежах окончания повторяются.

- Определите род вашего существительного и окончание в начальной форме.

- Давайте, сравним окончания существительных.

На доске появляется таблица, по ходу склонения слов детьми:

И.п.      Ж.р. –а, -я, М.р. –а, -я,      М.р. -, Ср.р. –о, -е,      Ж.р. -

Р.п.               –ы, -и,         -и, -и,            -а,-я,          -а, -я,               -и

Д.п.               –е, -е,           -е, -е,            -у,-ю,         -у, -ю,              -и

В.п.               –у, ю,          -у, -ю,            -,-я,         -о, -е,              -

Т.п.              –ой,-ёй,       -ой,-ей,          -ом,-ём,      -ом,-ём,          -ю

П.п.              –е, -е,           -е, -е,              -е,              -е, -е,               -и

- При склонении имен существительных вы увидели сходства в окончаниях. Где вы обнаружили  эти сходства?

- Ж.р. и м.р. с –а, -я; М.р. - и ср.р. –о, -е; Ж.р. -.

- Сколько можно выделить групп существительных по сходству окончаний? Обсудите в группе.

- Три.

- Какие существительные вы отнесете в первую группу?

- Ж.р.и м.р. с –а,-я.

- Во вторую?

- М.р.с - и ср.р.с –о,-е.

- В третью?

-Ж.р.с -.

- Сколько же склонений существительных есть в русском языке?

- Три.

- По сходству своих падежных окончаний при склонении все имена существительные распределяются по трем группам: 1, 2 и 3-е склонение. У каждого склонения своя группа окончаний. Мы это с вами заметили, составив таблицу окончаний.

  Таким образом, к 1 склонению относятся существительные ед.ч. ж.р. и м.р. с –а, -я; ко 2 склонению – существительные м.р. с - и ср.р. с –о, -е; и к 3 склонению – существительные ж.р. с -.

На доске появляются таблички склонений.

1 скл.:                                   2 скл.:                                   3 скл.:

М.р., ж.р. –а, -я.                   М.р. -, ср.р. –о, -е.            Ж.р. -.

- Что нового вы узнали?

-Имена существительные бывают 1, 2 и 3 склонения. К 1 склонению относятся существительные ж.р. и м.р. с –а,-я; ко 2 склонению – м.р. с - и ср.р. с –о,-е; к 3 склонению – ж.р. с -.

- Сформулируйте в группах тему нашего урока.

- Склонение имен существительных. Три склонения имен существительных.

Работа с правилом в учебнике.

- А теперь давайте проверим все наши предположения о склонениях имен существительных. Откройте учебник на с.88. Прочитайте правило.

- Какие существительные относятся к 1 склонению?

- М.р. и ж.р. с –а, -я.

- Ко 2 склонению?

- М.р. с - и ср.р. с –о, -е.

- К 3 склонению?

- Ж.р. с -.

Составление памятки.

- А как тогда определить к какому склонению относится имя существительное? Обсудите в группах.

- Нужно определить род, выделить окончание, по роду и окончанию определить склонение.

На доске появляется памятка.

  1. Определи род.
  2. Выдели окончание.
  3. Определи склонение.

- Я утверждаю, что существительное луна третьего склонения, потому что оно женского рода. Согласны со мной? Почему?

- Нет, потому что у существительного луна окончание –а, а оно в 1 склонении.

- Я утверждаю, что существительное снег 1 склонения, потому что оно мужского рода. Согласны со мной? Почему?

- Нет, потому что в этом слове нулевое окончание, а оно у существительных м.р. в 1 склонении окончание –а.

- Я утверждаю, что существительное пень 3 склонения, потому что у него нулевое окончание. Согласны со мной? Почему?

- Нет, потому что это существительное мужского рода, а к третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием.

- Значит, сколько мы должны выполнить условий, чтобы правильно определить склонение существительных?

- Два, определить род и выделить окончание, по роду и окончанию определить склонение.

  1. Первичное закрепление.

Цели: - усвоить новый способ действия.

- А сейчас вы с этим потренируетесь. Возьмите задание из конверта 1.

Определи склонение имен существительных, подпиши склонение над каждым существительным в карточке:

Дорога, библи..тека, аллея, колектив, хозяйство, комбайн, самолет, жилище, морковь, тетрадь, погода, ягода.

- Как вы будете рассуждать, выполняя это задание?

- Определить род, выделить окончание, по роду и  по окончанию определить склонение.

- Поработайте с заданием по цепочке в группе, комментируя ваши действия.

Фронтальная проверка задания.

- Что же нужно сделать, чтобы правильно определить склонение имени существительного в именительном падеже?

- Определить род, выделить окончание, по роду и по окончанию определить склонение.

- Какие же существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

-К 1 – м.р. и ж.р. с –а, -я; ко 2 – м.р. с - и ср.р. с –о, -е; к 3 – ж.р. с -.

Физкультминутка.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели: - индивидуальная рефлексия достижения цели;

- создание ситуации успеха.

Работа по учебнику с.88 упр.166.

Самопроверка. Если согласны, рядом со словом ставьте +, не согласны -. Кто получил только плюсы?

(Эталон на обратной стороне доски)

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: - включение «открытия» в систему знаний.

- На партах лежат листочки, сейчас вы будете работать в них все вместе. Запишите в 3 столбика по 3 существительных 1 склонения, 2 и 3. Каждый должен назвать хотя бы одно существительное нужного склонения, и доказать какое это склонение.

Фронтальная проверка.

Игра « Не подведи своих». Я читаю существительные, каждой группе записать существительные определенного склонения. У доски тоже работают ученики. Определите род, выделите окончания.

Дверь, молоко, собака, погода, жизнь, поле, дочь, камень, помощь, поляна, берег, звезда, дедушка, седло, метель.

- Проверим, кто из ребят у доски писал существительные 1, 2, а кто 3 склонения? Как вы определили? Проверьте себя.

  1. Рефлексия деятельности.

Цель:- самооценка результатов деятельности.

- Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему же в словах по улице и по площади окончания разные?

- Существительное  улица – 1 склонения, а существительное площадь – 3 склонения, поэтому окончания разные.

- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

- Какое задание наиболее понравилось?

- Что показалось трудным?

- Оцените работу своей группы.

Домашнее задание.

Упр.169. Прочитайте задание. Как же вы будете определять склонение существительных?

- По роду и окончанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Обобщение о имени существительном. Путешествие в Частиреченск."

Обобщение знаний учащихся об имени существительном, его грамматических признаках (роде, числе); развитие познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формирование орфографической зоркости...

Урок русского языка " Обобщение об именах существительных"

Обобщение  и  систематизация  знаний   об   имени   существительном;Развитие умений распознавать имена существительные: одушевлённые и неодушевлённые; мужс...

Урок русского языка "Обобщение об имени существительном" 4 класс

Автор: Стрекаловская Л.А. ГБОУ  СОШ № 80  Санкт-Петербург Представлен урок русского языка "Обобщение об имени существительном" в 4 классе и авторская презентация к уроку...

Урок русского языка "Обобщение об имени существительном" 4 класс

Автор: Стрекаловская Л.А. ГБОУ "Школа здоровья и индивидуального развития" Санкт-Петербург Представлен урок русского языка "Обобщение об имени существительном" в 4 классе и авторская презентация ...

урок русского языка. 3 склонения имен существительных.

Материал предназначен для учащихся 3 класса, позволяет хорошо усвоить новый  материал  по теме: «Склонение имен существительных.».Цели урока:-установить отличительные признаки имён сущ...

Урок русского языка.Тема "Род имен существительных"- открытие новых знаний

Познакомить с приемами определения рода имен существительных....

Методическая разработка урока русского языка "Способы образования имен существительных" 3-й класс

Система учебников  "Начальная школа ХХI века"Раздел « Как устроен наш язык»Тема «Суффикс как часть слова»Формирование универсальных учебных действий:Личностные УУД Формирование положительной...