Конспект урока в 3 классе. Тема: "Словоизменение, словообразование"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Пантюхина Татьяна Ивановна

Конспект урока в 3 классе. Тема: "Словоизменение, словообразование" Тип урока - изучение нового материала. Работа в группах и парах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_urok_russkogo_yazyka.docx795.54 КБ

Предварительный просмотр:

 Русский язык, 3 класс.

Тема: Словоизменение, словообразование.

Цели: способствовать воспитанию милосердия, взаимопомощи;

 способствовать формированию  представления о «словообразовании», «словоизменении»; развитию  умения  различать эти понятия путём сравнения и сопоставления основ в словах;

содействовать развитию  познавательных    способностей учащихся,  умения  анализировать, сравнивать  и     обобщать;

Оборудование: карточки, презентация.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

-Сегодня отправимся в лес. А перед нами – горка.

II. Актуализация знаний. Постановка темы, целей урока.

Слайд 1

  1. Горка, горочка, гора,

Под горою есть нора.

В той норе живёт лиса,

О лисе той не грустите…

Сколько правил здесь, скажите!

  1. Деление на группы.
  2. –Обратите внимание на слова

Горка, горочка, гора, под горою.

Слайд 2

-Разделите слова на 2 группы.

Слайд 3

формы слова                                однокоренные слова

гора                                                        горка

под горою                                                горочка

-Запишите слова первой группы.

-Чем отличаются?

-Выделите окончание.

-Что такое окончание?

-Как называется часть слова без окончания?  (основа)

-Выделите основу слов.

-Что скажете об основе этих слов?  (одинаковые)

-Что произошло со словами первой группы?  (изменились окончания)

*Чтение слов второй группы.

-Что можно сказать об этих  словах ? (однокоренные)

-Каким образом получили новые слова?

-Выделите окончание , основу.

-Что скажете об основе этих слов? (разные)

-Что можете сказать о словах второй группы? (..образовались новые слова)

-При помощи чего они образовались? (суффиксов)

изменять слово образовать

слайд 4

-Попробуйте создать новые слова.(-Как можно назвать работу одним словом?)

Словообразование      словоизменение

Слайд 5

2.-Попробуйте назвать тему урока.  (-Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?)

-Какие цели поставим перед собой?

(научиться различать однокоренные слова и формы слова;

Объяснять появление новых слов)

Слайд 6

-А где мы можем найти материал по новой теме? От кого узнать? (учитель, учебник, справочники, интернет; коллективно)

III   Новая тема:

  1. Работа в группе: значение слова милосердие.

-Ребята, можем не успеть. Что предлагаете? (работать в группе)

-Вспомните правила работы в группе (Быстро. Дружно.Спокойно)

-Выберите организатора обсуждения.

-Организаторы представьтесь, пожалуйста.

-Чтобы мы могли двигаться дальше, надо догадаться, какое слово написано: М…Л…С…РДИЕ (милосердие)

Слайд 7

-Как вы понимаете это слово?

-Как проверить, что мы правильно понимаем значение этого слова ?(посмотреть в словарь)

*Работа со словарями (Ожегов, Даль, под редакцией Розаковой)

-Найдите в словаре слово милосердие, прочтите его значение, выберите выступающего.

-В разных словарях  это слово звучит по- разному, но смысл сохраняется.

Милосердие – это умение сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье и горе как своё собственное.

Причём сочувствовать не словами , а делами.

-Как образовалось это слово? (сложное слово, образовалось сложением двух основ с помощью соединительной гласной о).

-Подберите синонимы к слову милосердие.

(доброта, жалость, сердобольность, гуманность, готовность оказать помощь, сопереживание, отзывчивость)

-Вы подобрали верные синонимы, и пусть у каждого из вас в сердце всегда найдётся место милосердию, любви и доброте.

2.Работа в группе: деление слов на группы – словоизменение и

словообразование.

-Что можно увидеть в лесу? (следы, зверей, красоту природы)

Слайд 8

-У вас на столах карточки с набором слов. Распределите слова в 2 столбика.

По каким признакам будете делить? (словоизменение, словообразование)

Iгруппа                        II группа                                III группа

следы                                волк                                        заяц

след                                волчище                                зайцем

наследил                        волчий                                зайчик

выследить                        у волка                                зайчишка

по следам                        за волком                                от зайца

-Запишите, выделите основы.

-Выберите выступающего.

IV Первичное закрепление.

  1. Работа в парах: словоизменение, словообразование.

-Какие задачи ставили на уроке?

Что будем делать? (учиться различать)

-Как? (упражняться, тренироваться)

-Вам даны слова. От данных слов образуйте при помощи суффиксов - к-, -ок-, -ик-,-ёк-, юшк- новые слова.

Тропа

Снег

Дом

Огонь

Поле

-Чем занимались? (словообразованием)Докажите.

-Что нужно было сделать, чтобы выяснить, как найти основу?

-При помощи какой части слова образовали новые слова?

-Какая ещё часть слова служит для образования новых слов?

VРефлексия

-Пора возвращаться. Давайте подведём итоги.

-Назовите тему урока.

-Какую цель ставили на уроке? (Узнать. Что такое словообразование и словоизменение. Научиться различать эти понятия)

-Что такое словообразование? (образование новых слов. Создание однокоренных слов с новым значением. В однокоренных словах основы различны)

-Что такое словоизменение?  (образование разных форм одного и того же слова.  Основы одинаковые)

-Оцените свою работу (лист самооценки)

Зимнее утро.

А,С.Пушкин

Мороз и солнце, день чудесный!

…………………………

Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце, снег лежит.

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Игра «Футбол»   (задаю вопрос - кидаю мяч, дети отвечают)

Что?

Чего?

Чему?

Что?

Чем?

О чём?

-Чем занимались? (словоизменением)

-Образуйте новые слова. (снежок, снежный. Снеговик, снежинки, Снегурочка, подснежник, )

-Чем занимались?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

Методическая разработка урока русского языка (3 класс).Тема "Словоизменение и словообразование"

Материал содержит конспект урока по русскому в 3 классе по теме"Словоизменение и словообразование" по программе Л.В.Занокова....

презентация к уроку русского языка 3 класс по системе Л.В. Занкова. Тема "Словоизменение и словообразование"

Материал содержит презентацию которая может быть использована на уркох русского языка....

Конспект урока. 1 класс. Тема урока: «Дикие и домашние животные»

Тема урока: «Дикие и домашние животные»  Тип урока:  открытие новых знаний.Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животн...