Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Рабочая программа для 2 класса  по русскому языку "Гармония"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

п/п

Наименование

Перечень материально-технического обеспечения

1.

Печатные пособия

Учебники и тетради

с печатной основой для учащихся

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 2 класса. В 2ч. – 2011.

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Тетрадь-задачник к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 2 класса. В 3ч. – 2011.

Корешкова Т.В. Тестовые задания по русскому языку. 2 класс. В 2ч. Ч.1: Тренировочные задания; Ч. 2: Контрольные задания. – 2011.

Выпущенные любыми другими издательствами словари для учащихся начальных классов: орфографический, толковый и др.

Пособия для учителя

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Оценка достижения планируемых результатов образования: 1-2 классы. – 2012.

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику и тетради по русскому языку для 2 класса общеобразовательных учреждений. – 2012.

2.

Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

Электронные сопровождения к учебникам и тетрадям: материал для учителя

В свободном доступе на сайте издательства:www/ kniga21vek.ru: 2 класс - 2012

3.

Технические средства обучения (средства ИКТ)

компьютер, медиапроектор,  DVD-проигрыватель, магнитофон, телевизор

4.

Цифровые образовательные ресурсы

http://www.openclass.ru/weblinks/44168 - открытый класс.        

5.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

6.

Натуральные объекты

7.

Демонстрационные пособия

Таблицы по русскому языку

8.

Музыкальные инструменты

9.

Натуральный фонд



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Раздел. Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Основное содержание обучения

Планируемые предметные результаты освоения материала

УУД

Методы оценки достижений учащегося

1 четверть

Знаем – повторим, не знаем – узнаем.

45ч

20

1

Поговорим об ушедшем лете …

1

01.09

Знакомство с учебником, его структурой, условными обозначениями, персонажами. Обсуждение письма авторов. Повторение сведений об «опасных при письме местах». Практическое овладение диалектической формой речи монологическими высказываниями.

Знание построения содержания учебника, значения условных обозначений, основных орфографических правил. Умение пользоваться учебником, находить информацию; анализировать и кратко характеризовать части речи, предложение; различать произношение и написание слов; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Рассматривать обложку, страницы книги, вычленять отдельные элементы, распознавать детали, несущие незнакомую информацию. Читать письмо авторов, анализировать его построение, выбор слов, соблюдение правил речи. Просматривать  учебник, находить подтверждение слов из письма авторов. Обнаруживать в записи «опасные места».

Фронтальный опрос

2

О нашей речи.

1

02.09

Повторение изученного о речи. Уточнение действий при списывании, повторение изученных правил письма. Создание собственных высказываний на основе различных источников. Наблюдение за использованием слов. Оформление мыслей (предложений) в устной речи и при письме. Правильное и красивое письмо как важное условие понятности и вежливости речи.

Знание признаков устной и письменной речи, основных единиц русского языка. Умение анализировать и кратко характеризовать предложения и текст; различать произношение и написание слов.

Анализировать модель речи, с опорой на неё, строить сообщения. Участвовать в беседе, соблюдая правила общения. Вступать в общение с персонажами, отвечать на их вопросы. Сравнивать записи, различать правильные и неправильные, группировать их, аргументировать решение.

Текущий контроль

3-4

Что ты знаешь о словах?

2

03.09,   04.09

Повторение изученного о словах. Деление слов на группы в зависимости от выполняемой «работы»: названия, указатели, помощники (без введения понятия «части речи»); вопросы, на которые они отвечают.

Знания признаков изученных частей речи, понятия «предмет». Умение анализировать и кратко характеризовать части речи; выделять в звучащей речи слова, обозначающие предметы.

Читать вопрос – заголовок, ставить задачи урока. Делать вывод в наличии в языке групп слов, обобщать сведения. Анализировать значения слов, ставить вопросы к словам, классифицировать их.

Словарная работа

5-6

Будем говорить понятно!

2

07.09      08.09

Повторение понятий «звук» и «буква» соблюдение орфоэпических норм языка. Выявление признаков вежливой речи.

Знание понятно «звук» и «буква».Умение анализировать и кратко характеризовать звуки речи, различать произношение и написание слов; выделять гласные и согласные звуки; делить слова на слоги; выполнять фонетический разбор слова.

Выявлять слова,  значения которых требуют  уточнения; обращаться к словарю, находить в нём нужное слово. Анализировать слова, выбиратьнаписание. Читать сообщения,находить нужные сведения. Отвечать на вопросы персонажей, аргументировать ответы.

Фронтальная работа

7

Может ли быть непонятной письменная речь.

1

09.09

Выявление особенностей оформления предложений в речи устной и письменной. Использование средств выразительности в устной и письменной речи. Систематизация знаний о способах обозначения твердости-мягкости согласных и совершенствование фонетико-графических умений учащихся.

Знание роли гласных в обозначении мягкости и твердости согласных. Умение анализировать и кратко характеризовать звуки речи, слышать звучащее слово, выполнять фонетический разбор слова.

Определять границы предложений при зрительном восприятии текста, передавать их с помощью языковых средств в устной речи и при письме. Создавать словесную картину, разыгрыватьситуацию, используя средства выразительности  устной речи. Списывать  и писать под диктовку, выполняя необходимый алгоритм действия.

Текущий контроль

8

Стартовая диагностика. Контрольный диктант.

1

10.09

Проверка усвоения материала за 1 класс.

Знание изученных орфограмм. Умение соотносить буквы и звуки на слух; видеть «опасные места» в слове.

Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию.

Контрольный диктант

9

Работа над ошибками

1

11.09

Анализ и корректировка работ.

Умение находить свои ошибки, исправлять их.

Адекватная оценка своих достижений и трудностей.

10-13

Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным?

4

14.09    15.09    16.09      17.09  

Выяснение вопроса: когда нужно, а когда не нужно писать ь для обозначения мягкости согласного, стоящего перед согласным? Осознание положения «мягкий согласный перед мягким» как «опасного» при  письме места.

Знание правил написания сочетаний букв чк, чн, нч, щн; что мягкий согласный перед мягким знаком – «опасное» место при письме; правила написания ь между двумя согласными.

Умение анализировать и кратко характеризовать звуки речи; различать произношение и написание слов; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; выполнять звуко-буквенный разбор слова, видеть «опасные места» в словах и правильно их писать.

Выделять определенный звук, последовательность звуков, характеризовать звук по известным признакам. Фиксировать звуковой состав слова значками транскрипции. Разграничивать буквы и звуки в словах, соотносить буквы и скрытые за ними звуки; классифицировать, группировать слова в зависимости от характеристики указанных звуков, от их звукового состава.

Самостоятельная работа. Фронтальная беседа.

14-17

За какими буквами прячется звук [ й`] ?

4

18.09     21.09    22.09    23.09

Повторение двух знакомых способов обозначения звука [ й`], уточнение позиций, от которых зависит выбор способа, закрепление умения осуществлять и осознанно контролировать этот выбор.

Знание способов обозначения звука [ й`]  на письме гласными буквами я, ю, ё, е. Умение анализировать и кратко характеризовать звуки речи; различать произношение и написание слов; выполнять фонетический разбор слова.

Сравнивать естественное звучание слова и его звучание при графической ошибке; вычленять неверно обозначенный звук, объяснять ошибку. Формулировать способ действия при выборе буквы, выполнять нужные действия. Планировать решение задачи правильного написания.

Выборочный диктант. Текущий контроль. Словарная работа.

18

19

Обобщение.

2

24.09    25.09

Вычленение и обобщение тех знаний и умений, которые приобретены за первые недели учебного года.

Умение видеть «опасные места» в словах и правильно их писать; анализировать и кратко характеризовать звуки речи; соблюдать орфографические нормы письма.

Читать сообщения, находить нужнее сведения. Отвечать на вопросы персонажей, аргументировать ответы. Находить в учебнике  нужную  информацию.

Словарный диктант. Текущий контроль.

20

Проверочная работа. Подведем первые итоги.

1

28.09

Проверка наличия необходимого минимума умений, продолжение обучения общению в письменной форме.

Умение соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию.

Самостоятельная работа.

Главные опасности письма. Как писать без ошибок?

25

21

Новое научное слово – орфограмма.

1

29.09

Соединение имеющихся в сознании детей представлений об «опасных местах», с понятием орфограмма. Выявление очевидной сущности орфографических проблем.

Знание понятия «орфограмма», изученных орфограмм. Умение видеть «опасные места» в словах и правильно писать слова; подбирать проверочные слова и объяснять написание слова; анализировать и кратко характеризовать звуки речи.

Сравнивать естественное звучание слова и его звучание при графической ошибке; вычленять неверно обозначенный звук, объяснять ошибку. Формулировать способ действия при выборе буквы, выполнять нужные действия.

Текущий контроль. Словарная работа.

22

Орфограммы безударных и ударных гласных.

1

30.09

«подведение» безударных гласных под понятие «орфограмма» и распространение этого понятия на ударные гласные в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Знание орфограмм безударных и ударных гласных. Умение  находить безударные гласные в слове; сопоставлять гласные в ударном и безударном слогах проверочного и проверяемого слова; подбирать проверочные слова способом изменения формы слова и подбором единственного и множественного числа. Различать произношение и написание слов; правильно писать слова гласными в корне.

Планировать решение задачи письма. «Переводить» звуковые записи слов в буквенные, анализировать и классифицировать слоги, слова с учетом характера звука, его позиции в слове и способа обозначения буквой.

23

Орфограммы парных по глухости и звонкости согласных.

1

01.10

Продолжение работы над орфограммами гласных, повторение парных по глухости – звонкости согласных.

Знание орфограммы «правописание парных по глухости – звонкости согласных». Умение находить парные согласные в корне; подбирать проверочные слова.

Различать правильное и неправильное написание слов, проверять написанное. Применять правила в свободном письме, проверять собственные записи.

Выборочный диктант.

24

25

26

27

Когда согласным можно доверять?

Контрольное списывание

3

1

02.10      05.10    07.10

06.10

Противопоставление парных по глухости – звонкости согласных и непарных, когда первые из них – орфограмма, а вторые – нет. Выявление сильных позиций парных по глухости и звонкости согласных.

Знание того, что непарные по глухости – звонкости согласные не являются орфограммами. Умение анализировать и кратко характеризовать звуки речи; находить непарные по глухости- звонкости согласные в слове, правильно писать слова с изученными ор-ми.

Различать звуки и буквы, анализировать звуки на основе восприятия письменного текста; находить в тексте и группировать слова по указанным признакам; выявлять недостаточно понятные слова.

Письмо с комментированием. Текущий контроль.

28

Учимся записывать орфографические задачи.

1

08.10

Введение особого способа письма (с «окошками») для решения важной орфографической проблемы: необходимости выбора буквы для обозначения звука.

Знание особенностей письма с «окошками», изученных орфограмм. Умение находить в словах орфограммы; подбирать проверочные слова; анализировать и кратко характеризовать звуки речи; писать словарные слова.

Находить на слух и зрительно места на изученные правила; применять их; обнаруживать другие орфограммы. Обращаться к словарю учебника для решения задач, находить в нём нужные слова, задавать вопросы о написании слов.

Фронтальный опрос. Письмо с комментированием.

29

Обращаемся в орфографическое «справочное бюро».

1

09.10

Закрепление умения писать с «окошками». Знакомство со способом решения орфографических проблем с помощью словаря и поиском слов в нём.

Знание правил с орфографическим словарем, изученных орфограмм. Умение работать с орфографическим словарем.

Обнаруживать другие орфограммы; обращаться к словарю учебника для решения задач.

Словарная работа

30

31

Учимся писать без ошибок.

2

12.10     13.10

Введение специальной памятки, уточняющей порядок действий, необходимых для безошибочного письма.

Знание приемов и правил письма с «окошками». Умение выделять буквенные орфограммы в слове; видеть «опасные места»; объяснять написание слов; правильно писать и словарные слова и слова на изученные орфограммы.

Находить на слух и зрительно места на изученные правила, применять их; обнаруживать другие орфограммы. Оценивать свои действия.

Текущий контроль.

 32

33

Орфографические задачи, которые легко решать.

2

14.10    15.10

Обсуждение количества орфограмм, которые нужно пропускать для безошибочного письма. Закрепление и тренировка письма по памятке.

Знание способов выбора букв путем подстановке слов «она», «оно», «они», «он». Умение использовать способ подстановки слов для правильного написания букв; выделять буквенные орфограммы в слове; видеть «опасные места», правильно писать словарные слова и слова на изученные орфограммы.

Регулировать свои действия при списывании, письме под диктовку и проверке написанного.Оценивать свои действия.

Самостоятельная работа.

34

35

36

Знаю или не знаю? Пишу или …?

3

16.10      19.10

20.10

Видоизменения способа орфографического действия учеников: позволение им решать орфографические задачи не по следам пропуска орфограмм, а сразу, по ходу письма.

Знание приёмов и правил письма с «окошками», памятки письма с «окошками» на месте неизвестной буквы. Умение решать орфографические задачи освоенными способами.

Находить на слух и зрительно места на изученные правила, применять их; обнаруживать другие орфограммы.

Выборочный диктант. Текущий контроль.

37

Бывает ли буква одна, а орфограммы две?

1

21.10

Осознание того, что решать орфографическую задачу в слогах, которые звучат похоже на  [жы-шы], можно в том случае, если эти слоги ударные.

Знание орфограмм в безударных слогах [жы], [шы]. Умение применять изученные орфограммы, объяснять правописание слов.

Формулировать   способ действия при выборе буквы, выполнять нужные действия. Планировать решение задачи письма. Обобщать правила русс.графики.

Фронтальный опрос.

38

39

40

Проверяем себя.

3

22.10

23.10

26.10

Закрепление изученного, повторение пройденного, проверка усвоения основных понятий и универсальных учебных действий.

Знание памятки изученных орфограмм. Умение выполнять письмо с «окошками»; выделять буквенные орфограммы в слове; подбирать проверочные слова.

Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию.

Самостоятельная работа. Текущий контроль. Словарная работа.

41

Контрольный диктант.

27.10

Проверка усвоения нового способа письма с «окошками».

Знание изученных орфограмм. Умение  соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации в диктанте, применять приём письма с «окошками».

Применять полученные знания.

Контрольный диктант.

42

Работа над ошибками.

28.10

Корректировка работы, определение видов орфограмм.

Знание правил выполнения работы над ошибками. Умение определять виды орфограмм; подбирать проверочные слова.

Анализировать и оценивать свои достижения и трудности.

43

Научим друг друга.

1

29.10

Составление рецептов. Применение детьми полученных знаний на практике и в письменной речи.

Знание признаков деловой речи, написания словарных слов на темы «Овощи», «Фрукты», «Приготовление пищи». Умение создавать несложные монологические тексты на доступные темы в деловом стиле.

Анализировать записи, определять цель их создания. Получить информацию из учебника о названии записей (рецепт).

Творческая работа. «Составляем рецепты».

44

Попробуем сочинять загадки.

1

30.10

Сочинение загадок. Применение детьми полученных знаний на практике в письменной речи.

Умение создавать несложные монологические тексты в форме повествования и описания; составлять текст по опорным словам.

Анализировать записи, определять цель их создания. Получить информацию из учебника о названии записей

Творческая работа.

2 четверть

Выражаем мысли и чувства (Понятие о предложении).

36 ч

14

45

46

47

48

Как мы строим предложения?

4

09.11

10.11

11.11

12.11

Знакомство с признаками предложения. Формирование умения распознавать предложения по этим признакам и оформлять их в письменной речи. Знакомство с построением предложений. Предупреждение ошибок, связанных с нарушением границ предложения.

Знание понятия «предложение»; его  признаков; типов предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Умение анализировать и кратко характеризовать предложение; отличать предложение от набора слов.

Анализировать записи, определять цель их создания. Получить информацию из учебника.

Словарный диктант. Текущий контроль.

49

50

51

Какие бывают предложения?

3

13.11

16.11

17.11

Знакомство с классификацией предложений по двум основаниям и характеристикой каждого предложения  по двум параметрам. Формирование умения более осознанно использовать предложения разных видов в своей речи; вслушиваться в интонацию, задумываться о предмете речи.

Знание видов предложений по цели высказывания и по интонации. Умение анализировать и кратко характеризовать  предложение; определять вид предложения по цели; владеть нормами русского речевого этикета.

Строить и анализировать предложения, соблюдать правила культуры общения.

Выборочный диктант. Текущий контроль.

52

Как спросишь – так и отвечу.

1

18.11

Закрепление новых знаний и формируемых умений. Обсуждение вопросов содержания и культуры ведения устных разговоров, в том числе и телефонных.

Знание правил построения вопросительных предложений и точного ответа на них. Умение строить вопросительные предложения; анализировать и кратко характеризовать предложение, определять виды предложений.

Строить и анализировать предложения, соблюдать правила культуры общения. Строить диалоги и инсценировать их.

Текущий контроль.

53

Отвечаем на вопрос «Почему?»

1

19.11

Знакомство с вариантами построения ответов на вопрос «Почему?», с их верным оформлением. Закрепление написания изученных слов с непроверяемыми орфограммами.

Знание правил построения ответов на вопрос «почему?». Умение отвечать на вопрос «почему?».

Обсуждать правила письменного и устного общения, способы проявления вежливости.

Фронтальный опрос.

54

55

Предлагаем, просим, желаем.

2

20.11

23.11

Обсуждение побудительных предложений. Разграничение  их в зависимости от того, что они выражают: просьбу, требование, совет, предложение, пожелание; а также наблюдение над некоторыми языковыми различиями, над особенностями интонации.

Знание признаков побудительных предложений со значением просьбы, совета, требования. Умение составлять побудительные предложения.

Соотносить средства языка (слова) со структурными частями: обращением, приветствием  или просьбой. Писать свои предложения, просьбы, пожелания; выбирать обращения пожелания с учетом адресата речи.

Словарная работа. Текущий контроль.

56

57

Контрольный диктант.

Работа над ошибками

1

1

24.11

25.11

Проверка усвоения универсальных учебных действий.

Знание правил списывания печатного текста. Умение без ошибок списывать несложный текст каллиграфически прав.почерком.

Применять полученные знания.

Контрольное списывание.

Хочу сказать больше.

(Понятие о тексте)

10

58

А если одного предложения мало?

1

26.11

Знакомство с главными признаками в тексте. Введение понятия и сообщение термина.

Знание понятия «текст», признаков текста, типов предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Умение  отличать письменную речь от устной. Различать отдельные предложения и текст; анализировать и кратко характеризовать предложение,  текст.

Участвовать в обсуждении «мнения» персонажа, высказывать свою точку зрения. Регулировать свои действия при списывании; письме под диктовку и проверке написанного.

Фронтальный опрос.

59

Как в детской пирамидке.

1

27.11

Введение понятий: тема иосновная мысль. Научиться пользоваться ими при обдумывании содержания текста и его озаглавливании.

Знание основных единиц текста: тема, основная мысль. Умение определять основную мысль текста; анализировать и кратко характеризовать предложение, текст.

Составлять текст с опорой на картинку или группу слов.  Обмениваться мнениями. Оценивать свои действия.

Словарная  работа.

60

Как сделать текст хорошим?

1

30.11

Обсуждение взаимосвязи заголовка текста и его темы и главной мысли. Выявление требований к хорошему тексту и обучение редактированию содержания связных высказываний.

Знание требований к хорошему тексту. Умение составлять текст по плану и опорным словам; анализировать и кратко характеризовать предложение.

Анализировать записи, определять цель их создания. Получать информацию из учебника. Конструировать текст, редактировать его.

Письмо с комментированием.

61

62

От слов к тексту.

2

01.12

02.12

Уточнение содержания и порядка процесса обдумывания текста при его создании. Привлечение внимания к строению текста, к роли первого и последнего предложений.

Знание памятки по составлению текста. Умение пользоваться памятками; составлять текст по плану и опорным словам; работать с деформированным текстом; называть признаки текста; создавать несложные монологические тексты в форме повествования и описания.

Писать свои тексты на заданную тему по опорному плану. Редактировать деформированный текст.

Самостоятельная работа. Текущий контроль.

63

64

Составляем и пишем диктанты.

2

03.12

04.12

Закрепление приобретенных знаний о тексте. Обучение составлению текста.

Знание признаков текста, отличий письменной речи от устной, типов предложений  по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Анализировать и оценивать свои достижения и трудности, преодолевать их, осознавать своё отношение к урокам русского языка.

Творческая работа «Составляем и пишем диктанты».

65

66

Учимся письменному пересказу.

2

07.12

08.12

Познакомиться с новым видом работы, раскрыть его сущность и назначение, показать значимость умения хорошо пересказывать текст и начать формирование этого умения.

Знание памяток по составлению и редактированию текста. Умение составлять рассказы на основе прочитанного.

Планировать решение задачи письма. Обобщать правила русской графики; создавать письменные монологические высказывания.

Творческий пересказ.

67

Рассказываем сами и обобщаем.

1

09.12      

Подготовка к письменному рассказу о книге. Написание творческих сочинений с опорой на текст.

Знание памяток по составлению и редактированию текста. Умение составлять рассказы на основе прочитанного.

Планировать решение задачи письма. Обобщать правила русской графики; создавать с помощью модели и ключевых слов высказывания.

Творческая работа «Сочиняем сказку».

Размышляем о словах.

(Знакомство с родственными словами и корнем)

17

68

69

70

Что в  слове главное?

3

10.12

11.12

14.12

Выявление того, что в слове является  главным.

Умение восстанавливать и записывать деформированный текст; анализировать и кратко характеризовать    предложение; определять значение слова, обращаться за толкованием к толковому словарю.

Анализировать предложения, выявлять причины их неясности. Читать вопрос – заголовок, ставить задачи урока.

Словарный диктант.

71

Контрольная работа за I полугодие.

1

15.12

Проверка УУД.

Знание изученных орфограмм. Умение соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации в диктанте.

Применять полученные знания.

Диктант.

72

Работа над ошибками.

1

16.12

Корректировка работы, определение видов орфограмм.

Знание правила выполнения работы над ошибками.

Анализировать и оценивать свои достижения и трудности.

73

74

75

76

77

Собираем родственников.

Контрольное списывание

4

1

17.12

18.12

21.12

23.12

22.12

Обсуждение единого написания корней в родственных словах.

Умение находить, подбирать однокоренные слова; находить корень в слове.

Анализировать значения слов, ставить вопросы к словам, классифицировать их.

Текущий контроль.

78

79

Скоро Новый год!

2

24.12

25.12  

Наблюдение за изменениями  слов. Введение  понятия «окончание»; выявление его функции.

Умение писать поздравление к Новому году; владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (поздравительная открытка).

Анализировать слова, выбирать написание. Читать сообщения, находить нужные сведения. Отвечать на вопросы, аргументировать ответы.

Текущий контроль. Тест.

80

81

Повторение изученного

2

28.12

29.12

Корректировка работы, определение видов орфограмм.

Знание правил выполнения работы над ошибками. Умение определять виды орфограмм; подбирать проверочные слова.

Анализировать и оценивать свои достижения и трудности.

3 четверть

Продолжаем размышлять о словах. (Знакомство с изменениями слов, с окончанием)

48ч

8

82

83

84

Вспомним и узнаем новое.

3

11.01     12.01    13.01

Обмен впечатлениями о прошедших каникулах и написание небольших воспоминаний. Введение термина «однокоренные слова», выявление их отличия от изменений одного и того же слова.

Знание понятий: «однокоренные слова», «корень». Умение составлять текст по плану и опорным словам; создавать в устной и письменной форме несложные тексты по заданной тематике; находить однокоренные слова, корень в слове.

Находить в учебнике требуемую информацию, в том числе для проверки своих знаний, умений.

Словарная работа. Фронтальный опрос.

85

86

87

Наблюдаем за изменениями слов.

3

14.01    15.01   18.01

Знакомство с изменением названий предметов по числам, по падежам (без терминов).

Умение  находить однокоренные слова, выделять в них корень; находить способ проверки написания слова; изменять слова по «числам» и по «командам»  вопросов; доказывать родственность слов; объяснять значение слова.

Делать вывод  о  наличии в языке групп слов, обобщать сведения. Наблюдать за изменением слов, анализировать их значения, ставить вопросы к словам; классифицировать их.

Текущий контроль. Тест.

88

Контрольное списывание.

1

19.01

Обучение решению орфографических задач на основе знания о единообразном написании корней в родственных словах и формах одного слова.

Знание изученных орфографических правил. Умение решать орфографические задачи; подбирать проверочные слова для названий предметов.

Находить в учебнике требуемую информацию, в том числе для проверки своих знаний, умений. Оценивать  свои действия.

Фронтальный опрос.

89

Чему учиться дальше?

1

20.01

Проверка усвоения УУД.

Знание правил списывания печатного текста. Умение без ошибок списывать несложный текст каллиграфически правильным почерком.

Применять полученные знания.

Контрольное списывание.

Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова.

40

90

Слова-подсказки – какие они?

1

21.01

Раскрытие сущности понятия «проверочное слово» и знакомство с общими способами поиска таких слов для корневых безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в словах-названиях.

Знание понятий: «проверочное» и «непроверяемое» слово; подбирать проверочные слова.

Анализировать слова, давать их характеристику. Осуществлять поиск информации. Вступать в беседу, аргументировать своё мнение.

Фронтальный опрос.

91

92

93

94

Подбираем проверочные слова для названий предметов.

4

22.01     25.01   26.01    27.01  

Поиск и получение ответа на вопрос: как искать проверочные слова для корня. Предъявление нескольких способов проверки слов, называющих предметы: изменение проверочного слова по числам и по его падежам.

Знание способов подбора проверочных слов для названий предметов. Умение видеть «опасные места» в словах; подбирать проверочное слово; находить способ проверки написания слова.

Различать правильные и неправильные написания, проверятьнаписанное, а также контролировать ход рассуждения персонажа, находить и исправлять ошибки.

Выборочный диктант. Текущий контроль.

95

От значения слова к правильной букве.

1

28.01  

Формирование привычки задумываться над значением слова, которое употребляешь.  Работа над по-вышением общей культуры речи и грамотности.

Знание понятий: «этимология слова» и «лексическое значение слова». Умение объяснять лексическое значение слова как способ проверки; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Слушать (читать) информацию для поиска способа разрешения противоречия; осознавать приобретенную информацию как способ решения задачи.

Текущий контроль.

96

97

98

Как узнать буквы корня в названиях действий?

3

29.01  01.02  03.02

Повторение способа «объясни значение слова с помощью однокоренного слова». Закрепление правописания глаголов. Обсуждение различных способов проверки глаголов.

Знание изученных орфограмм и способов подбора проверочных слов для названий предметов. Умение использовать способы подбора проверочных слов для названий предметов; образовывать однокоренные слова.

Формулировать способ действия при выборе буквы, выполнять нужные действия. Планировать решение задачи письма.

Текущий контроль.

99

Контрольный диктант.

1

02.02

Проверка усвоения нового способа письма «с окошками», усвоение УУД.

Знание изученных орфограмм, умение соблюдать изученные нормы письма диктанта.

Применять полученные знания.

Контрольный диктант.

100

Работа над ошибками.

1

04.02

Корректировка работы, определение видов орфограмм.

Знание правил выполнения работы над ошибками. Умение определять виды орфограмм; подбирать проверочные слова.

Анализировать и оценивать свои достижения и трудности.

101

102

Узнаем буквы корня в названиях признаков предметов.

2

05.02  08.02  

Обсуждение различных способов проверки буквы в корне. Тренировка выполнения практического задания.

Умение использовать способ подбора проверочных слов для названий предметов: образовывать однокоренные слова.

Слушать (читать) информацию для поиска способа разрешения противоречия.

Фронтальный опрос.

103

Слова о значении слова.

1

09.02

Закрепление различных способов проверки буквы в корне.

Умение объяснять лексическое значение слова; анализировать и кратко характеризовать звуки речи.

Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность.

Словарный диктант.

104

105

106

107

Уточняем, как решать орфографические задачи в корне слова.

4

10.02   11.02   12.02   15.02

Уточнение способов решения орфографических задач в корне слова.

Знание опознавательных признаков проверочных слов для орфограмм корня, изученных орфограмм в корне.

Сравнивать естественное звучание слова и его звучание при графической ошибке. Формулировать способ действия при выборе буквы, выполнять нужные действия.

Текущий контроль.

108

109

110

111

Обобщаем и стараемся писать без ошибок.

4

16.02   17.02   18.02   19.02  

Обобщение изученного материала, составление предложений, поиск орфографических задач и путей их решения.

Знание понятия «орфографическое правило», способа действия при выборе букв безударных гласных и парных по звонкости, глухости согласных в корне.

Применять полученные знания, запрашивать и использовать дополнительную информацию.

Самостоятельная работа. Текущий контроль.

112

113

114

115

Буква на месте звука, которого нет.

4

24.02  25.02  26.02  29.02

Привлечение внимания к наличию орфографической проблемы  при обозначении буквами определенных сочетаний звуков. Знакомство с решением новой орфографической задачи.

Знание правописания сочетаний [сн`], [сн], право-писание сочетаний   [зн`], [зн], [ств`],  [нц],  [рц],  [сн`],  [сн].

Выбирать буквы для «опасных» сочетаний звуков. «Переводить» звуковые  записи слов в буквенные, анализировать и классифицировать слоги.

Текущий контроль.

116 117

Когда командует словарь.

2

01.03  02.03

Освоение понятия «непроверяемая орфограмма». Разграничение проверяемых и непроверяемых написаний.

Знание понятия «непроверяемые орфограммы», правил работы с орфографическим словарем. Умение писать словарные слова; находить способ проверки написания слов.

Участвовать в обсуждении «мнения» персонажа, высказывать свою точку зрения; обнаруживать другие «опасности письма», обращаться к словарю учебника для решения задач.

Словарная работа.

118

119

120

Звук один, а буквы две.

3

03.03  04.03  09.03

Накопление опыта пользования орфограмм словарем, закрепление уже известных «словарных слов» и изучение новых.

Знание правописания слов с удвоенными согласными в корне слова. Умение писать слова с удвоенными согласными в корне слова; находить способ проверки написания слова.

Анализировать слова с точки зрения их этимологии. Находить на слух и зрительно места на изученные правила, применять их; обнаруживать другие «опасности письма».

Выборочный диктант. Текущий контроль.

121

122

123

Подведем итоги.

3

10.03

11.03

14.03

Закрепление различных орфографических умений. Формирование их письменной речи как формы речевой деятельности.

Знание написания словарных слов, правил работы с орфографическим словарем.

Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию.

Фронтальный опрос.

124

Контрольный диктант.

1

15.03

Выявление всего комплекса орфографических умений: обнаруживать орфограммы; верно писать изученные «словарные слова»; осуществлять проверку написанного.

Знание изученных орфограмм. Умение соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации в диктанте, применять прием письма «с окошками».

Применять полученные знания.

Контрольный диктант.

125

126

127

Работа над ошибками.

Закрепление

1

2

16.03

17.03  18.03  

Корректировка работы, определение видов орфограмм.

Знание правил выполнения работы над ошибками. Умение определять виды орфограмм; подбирать проверочные слова.

Анализировать и оценивать  свои достижения и трудности.

128

129

130

131

132

Сочиняем, пересказываем, рассказываем.

5

21.03  22.03  23.03  

24.03

25.03

Формирование различных умений связкой речи на текстах весенней тематики; мини-изложения.

Умения создавать в устной и письменной форме несложные тексты по заданной тематике.

Анализировать записи, определять цель их создания. Соотносить средства языка со структурными частями.

Творческая работа.

4 четверть

Как устроены слова? (Продолжение знакомства с составом слова).

39ч

133

134

Что я знаю о словах?

2

04.04

05.04

Обсуждение понятий: «корень слова», «окончание». Уточнение опознавательных признаков данных понятий и способов действия для их выявления.

Знание понятий: «родственные» и «однокоренные слова». Умение выделять значимые части слова, корень слова по алгоритму.

Получать информацию из учебника. Применять полученные знания.

Словарный диктант.

135

Знакомься: другие части слов!

1

06.04

Введение терминов «приставка», «суффикс». Наблюдение за ролью приставок и суффиксов, осознание этих понятий.

Знание понятий: «приставка», «суффикс». Умение выделять приставку и суффикс  в слове; называть призанаки приставки и суффикс.

Участвовать в обсуждении «мнения» персонажа, высказывать свою точку зрения; обнаруживать другие орфограммы.

Фронтальный опрос.

136 

137 

138

139

Словесный конструктор.

4

07.04  08.04  11.04   13.04

Поиск и систематизация морфем русского языка, которые активно используются в речевой практике. Понимание и усвоение их значений и написаний.

Знание значения, употребления и написания приставок. Умение выделять приставки в слове.

Конструировать слова из заданных частей, обосновывать свой выбор. Оценивать свои достижения и трудности.

Текущий контроль. Самостоятельная работа.

140

Контрольное списывание.

1

12.04

Проверка усвоения УУД.

Умение без ошибок списывать несложный текст каллиграфически правильным почерком.

Применять полученные знания.

Контрольное списывание.

141

142

143

Как узнать строение слова?

3

14.04  15.04  18.04

Освоение способа действия при разборе слова по составу.

Знание значения, употребления суффиксов и приставок, алгоритма выделения частей слова.

Получать информацию, применять знания, выявлять их возможную недостаточность.

Фронтальный опрос.

144

Итоговая контрольная работа

1

19.04  

Закрепление правил написания корней.

Умение правильно писать двойные согласные на границе частей слова.

Применять полученные знания.

Текущий контроль.

145

Работа над ошибками.

1

20.04  

Решение орфографической задачи: как выбрать нужный из двух разделительных знаков?

Умения употреблять разделительные ь и  ъ.

Сравнивать условия употребления ь и ъ, аргументировать свою точку зрения.

Фронтальный опрос.

146

147

Новое об известных опасностях письма.

2

21.04

22.04

Закрепление УУД.

Умение соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Применять полученные знания.

Контрольный диктант.

148

149

150

Ь или  Ъ?

3

25.04

26.04

27.04

Корректировка работы, определение видов орфограмм.

Умение определять виды орфограмм; подбирать проверочные слова.

Анализировать и оценивать  свои достижения и трудности.

151

152

153

154

Закрепление. Правописание ь и  ъ.

4

28.04

29.04

04.05

05.05

Совершенствование умений, закрепление УУД.

Умение правильно писать слова на изученные орфограммы.

Анализировать и оценивать  свои достижения.

Текущий контроль.

155

156

157

Теперь я знаю и умею …

3

06.05

10.05

11.05

Повторение, систематизация и обобщение пройденного материала.

Умение видеть «опасные места» в слове; правильно писать слова.

Запрашивать и получать информацию, применять полученные  знания, выявлять их возможную недостаточность.

Текущий контроль.

158

159

160

Как сказать лучше?

3

12.05

13.05

16.05

Обучение детей точности и выразительности речи, выбору лучшего слова на основе приёма лингвистического эксперимента.

Знание способов выбора более точного проверочного слова. Умение выбирать более точное проверочное слово; правильно писать слова на изученные орфограммы.

Анализировать записи, определять цель их создания.

Текущий контроль.

161

Проверочная работа.

1

17.05

Анализ «чужих» работ.

Умение видеть «опасные места» в слове; правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми написаниями в корне.

Применять полученные знания.

Проверочная работа.

162

163

164

165

Я размышляю о словах своего языка.

3

18.05  19.05  20.05

23.05

Создание условий для вызова интереса к родному слову.

Знание значения, строения и происхождения слов. Умение анализировать и кратко характеризовать значение слова.

Анализировать и оценивать  свои достижения и трудности.

Контрольное списывание.

166

167

168

Повторение. Перелистаем учебник.

3

23.05

24.05

25.05

Использование на практике знаний, которые получили учащиеся.

Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Анализировать и оценивать  свои достижения и трудности.

Текущий контроль.



Предварительный просмотр:

Содержание учебного предмета, курса

п/п

Содержательные линии

Кол-во

 часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты по предмету

Модели инструментария для оценки планируемых результатов

Базовый уровень

Повышенный (функциональный) уровень

1.

Знаем – повторим, не знаем – узнаем.

20ч

01.09 - 26.09

В области речи, речевой деятельности

- участвовать в коллективном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения;

- создавать небольшие устные монологические высказывания делового характера;

- соблюдать нормы употребления и произношения слов из числа имеющихся в словаре учебника «Как правильно говорить?»

- под руководством учителя «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника;

- самостоятельно читать задания учебника и выполнять их;

- понимать информацию учебника, представленную в схематичной, коллективно переводить её в словесную и использовать в практических целях;

- замечать в тексте слова, значение которых требует уточнения;

- участвовать в коллективных наблюдениях за точностью выбора в текстах;

- при создании предложений задумываться о предмете речи и содержании сообщения, вопроса, просьбы, пожелания;

- понимать в тексте тему и основную мысль, отражать её в заголовках; наблюдать за развитием мысли и последовательностью сведений при её раскрытии;

- использовать знания о требованиях к хорошему тексту, редактировать их;

- подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объёмом 45-55 слов, проверять и стараться улучшить написанное;

- создавать речевые произведения определённых жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку.

В области освоения языка:

В области фонетики и графики

- различать звуки и буквы, давать характеристику звуков слова; объяснять, если есть, различие в количестве звуков и букв;

- сравнивать, классифицировать звуки по заданным параметрам; анализировать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;

- объяснять выбор способа обозначения мягкости  согласного звука и звука [й,] ; обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными; использовать разделительные знаки ь и ъ при обозначении звука;

- проверять написанное с точки зрения графических ошибок, обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения;

- правильно называть буквы алфавита, использовать его знание для поиска слов в словарях учебника.

В области лексики

- понимать необходимость учёта значения слова при его использовании в речи, записи, выяснении строения;

- объяснять значения слов для решения орфографических задач в корне слова;

- выделять среди предложенных слов слова, близкие и противоположные по значению, группировать их.

В области словообразования (морфемики)

- выполнять общий способ действия для выявления родственных (однокоренных) слов, для выделения в словах корня и других морфем;

- подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов, от слов с омонимичными корнями, от изменений одного и того же слова;

- осознанно действовать, выделяя в словах различные морфемы;

- понимать роль различных морфем в слове, преобразовывать, конструировать слова с заданными морфемами, сравнивать их, отмечать различие (сходство) значений;

- классифицировать слова в зависимости от их строения; соотносить их с предложенными моделями.

В области морфологии

- различать, классифицировать слова по их функции, выделять среди них названия предметов;

- узнавать названия предметов в косвенных падежах, ставить вопросы к ним и другим слова-названиям, выбирая правильный;

- изменять слова-названия по числам и «командам вопросов» для решения орфографических задач.

В области синтаксиса и пунктуации

- отличать предложение от группы слов, обосновывать решение;

- выделять предложения из потока устной речи и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации завершения);

- различать два основания классификации предложений по цели и интонации (эмоциональной окраске);

- различать предложения, разные по цели (повествовательные, вопросительные и побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);

- характеризовать предложения по двум основаниям; соотносить характеристику предложений со знаками на конце при их записи;

- находить в тексте предложения разных видов;

- отличать текст от группы предложений, объяснять различие;

- правильно оформлять границы предложений;

- ставить запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но.

В области орфографии

- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны, соотносить их с изученными правилами;

- осознавать варианты букв (а/о, е/и, д/т и т.п),  из которых осуществляется выбор на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных;

- применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи;

- грамотно писать наиболее распространённые приставки и суффиксы: по-, под-, на-, за-, до-, об-, от-, с-, в-; -еньк-, -оньк-, -ник-, -тель-;

- соблюдать изученные правила переноса слов;

- пользоваться орфографическим словарём учебника;

- проверять написанное;

- списывать и писать под диктовку текст объёмом до 45 слов.

Входной контрольный диктант

2.

Главные опасности письма. Как писать без ошибок.

25ч

29.09 -31.10

Контрольный диктант

3.

Выражаем мысли и чувства. (Понятие о предложении)

14ч

10.11 – 27.11

Контрольный диктант

4.

Хочу сказать больше. (Понятие о тексте)

10ч

28.11-11.12

5.

Размышляем о словах. (Знакомство с родственными словами и корнем)

12ч

   12.12 – 29.12

Итоговая контрольная работа

6.

7.

8.

Продолжаем  размышлять о словах. (Знакомство с изменениями слов, с окончанием)

Учимся решать главные орфографические задачи в корне  слова.

Как устроены слова?  (Продолжение знакомства с составом слова)

12.01-21.01

40ч

22.01-20.03

39ч

30.03-25.05

Контрольный диктант

Итоговая контрольная работа



Предварительный просмотр:

Личностные, метапредметные и предметные результаты

 освоения конкретного учебного предмета, курса определяются в соответствии с требованиями ФГОС.

Личностные качества: положительное отношение к учению (к урокам русского языка); появление элементов коммуникативного и социального мотивов изучения русского  языка, элементов контроля за отдельными сторонами своей речи ( в частности, за правописанием).

Регулятивные УУД:

- понимать и принимать учебную задачу, сохранять её (с помощью учителя);

- планировать (в сотрудничестве с учителем) свои учебные действия для решения конкретных языковых и речевых задач;

- действовать по намеченному плану, по инструкции, представленной в словесной или схематичной форме (под контролем учителя);

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой форме;

- выполнять действия самоконтроля при письме.

Познавательные УУД:

- находить необходимую информацию в материалах учебника, в том числе в словарях, применять её для решения практических задач;

- находить в предложенных материалах языковые примеры по указанным параметрам, а также слова, требующие уточнения значения;

- понимать информацию, представленную в освоенной схематичной форме, использовать её для решения практических задач;

- понимать общий способ решения ряда языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач;

- выполнять действия анализа, сравнения, группировки, конструирования по указанным основаниям;

- подводить факты языка под понятия по выявленным существенным признакам (в основном объёме)

Коммуникативные УУД:

- участвовать в общей беседе, стараясь соблюдать правила общения;

-высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, пытаться объяснять его, слушать и стараться понимать выступления других;

- строить небольшие монологические высказывания с ориентацией на партнёра, с учётом конкретных речевых задач;

- создавать небольшие письменные тексты освоенных жанров, ориентируясь на ситуацию и задачи общения.

Предметные результаты

В области речи, речевой деятельности

Ученик научится:

- участвовать в коллективном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения;

- создавать небольшие устные монологические высказывания делового характера;

- соблюдать нормы употребления и произношения слов из числа имеющихся в словаре учебника «Как правильно говорить?»

- под руководством учителя «добывать» информациюиз текстов и справочных материалов учебника;

- самостоятельно читать задания учебника и выполнять их;

- понимать информацию учебника, представленную в схематичной, коллективно переводить её в словесную и использовать в практических целях;

- замечать в тексте слова, значение которых требует уточнения;

- участвовать в коллективных наблюдениях за точностью выбора в текстах;

- при создании предложений задумываться о предмете речи и содержании сообщения, вопроса, просьбы, пожелания;

- понимать в тексте тему и основную мысль, отражать её в заголовках; наблюдать за развитием мысли и последовательностью сведений при её раскрытии;

- использовать знания о требованиях к хорошему тексту, редактировать их;

- подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объёмом 45-55 слов, проверять и стараться улучшить написанное;

- создавать речевые произведения определённых жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку.

В области освоения языка:

В области фонетики и графики

Ученик научится:

- различать звуки и буквы, давать характеристику звуков слова; объяснять, если есть, различие в количестве звуков и букв;

- сравнивать, классифицировать звуки по заданным параметрам; анализировать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;

- объяснять выбор способа обозначения мягкости  согласного звука и звука [й,] ; обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными; использовать разделительные знаки ь и ъ при обозначении звука;

- проверять написанное с точки зрения графических ошибок, обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения;

- правильно называть буквы алфавита, использовать его знание для поиска слов в словарях учебника.

В области лексики

Ученик научится:

- понимать необходимость учёта значения слова при его использовании в речи, записи, выяснении строения;

- объяснять значения слов для решения орфографических задач в корне слова;

- выделять среди предложенных слов слова, близкие и противоположные по значению, группировать их.

В области словообразования (морфемики)

Ученик научится:

- выполнять общий способ действия для выявления родственных (однокоренных) слов, для выделения в словах корня и других морфем;

- подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов, от слов с омонимичными корнями, от изменений одного и того же слова;

- осознанно действовать, выделяя в словах различные морфемы;

- понимать роль различных морфем в слове, преобразовывать, конструировать слова с заданными морфемами, сравнивать их, отмечать различие (сходство) значений;

- классифицировать слова в зависимости от их строения; соотносить их с предложенными моделями.

В области морфологии

Ученик научится:

- различать, классифицировать слова по их функции, выделять среди них названия предметов;

- узнавать названия предметов в косвенных падежах, ставить вопросы к ним и другим слова-названиям, выбирая правильный;

- изменять слова-названия по числам и «командам вопросов» для решения орфографических задач.

В области синтаксиса и пунктуации

Ученик научится:

- отличать предложение от группы слов, обосновывать решение;

- выделять предложения из потока устной речи и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации завершения);

- различать два основания классификации предложений по цели и интонации (эмоциональной окраске);

- различать предложения, разные по цели (повествовательные, вопросительные и побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);

- характеризовать предложения по двум основаниям; соотносить характеристику предложений со знаками на конце при их записи;

- находить в тексте предложения разных видов;

- отличать текст от группы предложений, объяснять различие;

- правильно оформлять границы предложений;

- ставить запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но.

В области орфографии

Ученик научится:

- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны, соотносить их с изученными правилами;

- осознавать варианты букв (а/о, е/и, д/т и т.п),  из которых осуществляется выбор на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных;

- применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи;

- грамотно писать наиболее распространённые приставки и суффиксы: по-, под-, на-, за-, до-, об-, от-, с-, в-; -еньк-, -оньк-, -ник-, -тель-;

- соблюдать изученные правила переноса слов;

- пользоваться орфографическим словарём учебника;

- проверять написанное;

- списывать и писать под диктовку текст объёмомдо 45 слов;

- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, указанные в программе.



Предварительный просмотр:

Общая характеристика учебного курса

Предлагаемый курс русского языка, реализованный в авторском УМК под названием «К тайнам нашего языка»,  построен на основе деятельностного подхода к организации лингвистического образования  учащихся. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам:  от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению  контролировать  выполняемые действия  и их результаты.

Именно через реализацию деятельностного подхода  к освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития и воспитания школьников в одно целое.  При этом  под обучением  русскому языку понимается формирование на основе лингвистических  знаний осознанных, а потому  контролируемых языковых и речевых  умений;  под развитием учащихся, во-первых – формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет  наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых – совершенствование у детей чувства слова,  языковой интуиции. Необходимый компонент развития школьников – формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление  в целом основ учебной самостоятельности, в том числе – потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность.  Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.

В основу обучения языку, речи и правописанию  положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет  ребенку:   а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность;  б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно,  коммуникативно-целесообразно  формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также  полноценно понимать чужие; в) освоить комплекс универсальных учебных действий.

Важнейшей особенностью курса, представленного в данной  программе, является его  коммуникативная направленность. Определяя такой подход, авторы исходили из того, что язык – это основное средство общения людей, а значит, изучение языка должно быть подчинено обучению общению с помощью этого средства. Вот почему   рассмотрение большей части разделов и тем  курса, в соответствии с программой, направляется коммуникативным мотивом.

Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений  в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование  мотивационной основы  обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1-го  класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Работа строится на основе фонемного принципа русской орфографии.

Особенности в решении вопросов развития речи.

1. Внимание учащихся  привлекается к тому,  что у говорящего всегда есть собеседник, с ориентировкой на которого человек обычно и строит свою речь. Выведенные с детьми два главных требования к речи – быть понятной и вежливой по отношению к собеседнику – стержень работы над культурой речи и речевым поведением, над правильностью и эстетикой письма.  С опорой на эти требования начинается последовательное формирование коммуникативных УУД.            

 2. Обучаясь созданию речевых произведений, школьники осваивают жанры: устное воспоминание, записка, телеграмма, поздравление,  письмо.

 4. В связи с работой над нормами произношения, над лексическим значением слов и частично над правописанием учащиеся  приобретают первый опыт использования различных видов словарей, имеющихся в учебнике.

 5. Важнейшим лексическим умением является умение ребенка  самостоятельно замечать   незнакомые  слова  и стараться выяснять их значения.

В процессе изучения всех тем курса ведётся последовательное  формирование  знаково-символического, логического мышления (наряду с  конкретно-образным), регулятивных и познавательных УУД.

 Во втором классе вся, начатая в 1 классе,  работа  углубляется и расширяется. Так, в связи с повторением основных проблем русской графики  рассматриваются вопросы: а) обозначение  мягкости согласных звуков, стоящих перед  другими согласными; б) использование ь и ъ разделительных знаков при обозначении звука  [й’].

Особенностью знакомства с разделительными знаками является то, что они предъявляются  сразу, в одной теме, поскольку выполняют одну функцию. Осознанному выбору знака из двух возможных второклассники научатся в конце учебного года – после изучения состава слова.

Работа над словом как  морфологической единицей  продолжается на том же уровне, что и в 1-м классе. Отличие состоит лишь в том, что  при повторении   классификации слов вводится понятие  «предмет»,  за которым скрывается категориальное значение всех имён существительных. До этого момента  понятие не использовалось. Его освоение на данном этапе обеспечивает интеллектуальное развитие  ребёнка (его абстрактного мышления, способности к построению рассуждения, к установлению причинно-следственных связей, регулятивных учебных действий).

 Особенностью работы над предложением  является отказ от знакомства на данном этапе с главными и второстепенными членами предложения – этот компонент формальной грамматики перенесён в 3-й класс. Здесь же учащиеся овладевают понятием «предложение», знакомятся с  видами предложений по цели и интонации, учатся их  построению.

Введение понятия «текст»  предусматривает  появление и двух других, с ним связанных, – «тема» и «основная мысль». Все понятия служат базой для  формирования умения понимать текст, обдумывать его (при пересказе и создании собственного)  и после записи совершенствовать.  

Центральным  направлением работы во 2-м классе является обучение орфографии.    

  1. Орфографические темы сгруппированы  в два блока, которые разведены во времени: первый – «Главные опасности письма. Как писать без ошибок?» – изучается сразу после повторения в 1-й четверти, а второй – «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова» – охватывает всю 3-ю четверть. Сущность их различий  отражена в названии разделов.  

2. В рамках первого раздела учащиеся знакомятся с понятием  «орфограмма» и уточняют признаки сильных и слабых позиций фонем (последние термины не вводятся). Для лучшего осмысления сущности понятия («орфограмма» есть там, где есть выбор написания при одном и том же произношении) широко используется приём моделирования.

     Для  объединения  орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных  в одну группу, которую они составляют как орфограммы слабых позиций, используется выражение «главные опасности письма».  «Главными» они признаются в силу их частотности, в чём учащиеся могут убедиться, проведя подсчеты всех известных орфограмм в двух-трёх текстах.  

3. На том же этапе вводится особый вид письма –  с «окошками»,  при котором, чтобы не допустить орфографической ошибки, букву на месте орфограммы пропускают.  Короткое время учащиеся тренируются в пропуске всех замеченных орфограмм, а  потом переходят на пропуск только тех, на месте которых  затрудняются в выборе буквы.

4. Этап изучения правил и обучения решению главных  орфографических задач сознательно отсрочен – отведено время на практическое освоение  письма «с окошками», на становление орфографической зоркости учащихся и формирование основ орфографического самоконтроля, на возникновение  у них потребности  узнать правила, чтобы  освоить «взрослое» письмо.

5. Изучение основных орфографических правил написания корней отличается двумя особенностями.

1) Правила правописания безударных гласных корня и парных по глухости-звонкости согласных рассматриваются не изолированно, а вместе, так как  в  их основе лежит одинаковый способ действия: слабую позицию проверяй сильной («опасное место» делай «безопасным»). Так формируется общий способ решения орфографических задач пока в корне, а позднее – и в других частях слова. Реализуемый подход помогает становлению у учащихся различных познавательных УУД.

2) С учениками целенаправленно обсуждается вопрос: как искать проверочные слова. Отвечая на него, второклассники осваивают конкретные способы  изменения слов различных частей речи и подбора родственных слов. При этом  особо выделяется один: объяснение значения слова ( сИлач – это тот, кто сИльный  и т.п.). Пристальное внимание к этому возможному способу выяснения нужной буквы позволяет органично соединить орфографическую работу с лексической, что повышает эффективность  той и другой и в целом способствует повышению осознанности письма.

Обучение решению «главных» орфографических задач происходит с опорой на понятия: «корень слова»,  «однокоренные (родственные) слова», «изменения слов», «окончание». Для их введения второму из орфографических разделов предпосылается тема «Размышляем о словах».  Другие понятия морфемики («приставка» и «суффикс»)  вводятся в 4-й четверти, когда на рассмотрение выносится  раздел «Состав слова». После  знакомства с приставками  завершается  работа над темой «Разделительные ь и ъ».  Учащиеся оказываются в состоянии объяснить, почему в начале года они не могли вывести соответствующее правило, каких знаний им недоставало – так происходит становление способности к рефлексии.

Место предмета «Русский язык» в учебном плане

Курс русского языка во 2 классе занимает 34 недели и составляет 170 часов: 4 часа в неделю – обязательная часть + 1 час – часть, формируемая участниками образовательных отношений.



Предварительный просмотр:

Общая характеристика учебного предмета, курса

Краткое описание

Роль, значимость, преемственность, практическая направленность учебного предмета, курса в достижении обучающимися планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов

Курс русского языка, реализованного в комплекте учебников «К тайнам нашего языка» - это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.

Прежде всего курс русского языка, представленный в учебниках, нацелен на становление ребёнка как языковой личности, на помощь ему в осознании себя носителем русского языка, языка страны, где он живёт.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса

Важнейшей особенностью курса является системно-деятельностный подход к организации обучения. Он проявляется в следующем.

- Приобретение знаний о языке, основных языковых и речевых умений направляется коммуникативными, познавательными или учебными, а иногда и социальными мотивами.

- Большая часть разделов и тем содержит материал, позволяющий ставить с детьми учебную задачу, обеспечивать её принятие и активные действия по её решению.

- Все предметные умения формируются на основе не только системы основополагающих лингвистических знаний, но и осознания учениками сущности выполняемых действий и последовательности необходимых операций.

- При освоении разнообразных вопросов курса у учащихся формируется умение контролировать свои действия  - как после их выполнения, так и по ходу.

Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету, формируемой участниками образовательного процесса

В данном курсе учтено, что на практическом уровне языком, подлежащим изучению, дети уже владеют.

Через реализацию системно-деятельностного подхода к освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития и воспитания школьников в одно целое.

Курс русского языка во 2 классе занимает 34 недели и составляет 170 часов: 4 часа в неделю – обязательная часть + 1 час – часть, формируемая участниками образовательных отношений.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Русский язык» 2 класса составлена на основе авторской программы Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., которые подготовили её  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

 В данном курсе используется  учебник русского языка Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка» для 2 класса.Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 (в 2-х частях).

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  •  Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
  • приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  •  основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
  •  приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования»;
  • Основная образовательная программа начального общего, основного общего и среднего общего образования МБОУ Матвеево-Курганской сош №3.
  • -Учебный план МБОУ Матвеево – Курганской сош №3 имени Героя Советского Союза А.М. Ерошина на 2015 – 2016 учебный год
  • Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) педагогов МБОУ Матвеево – Курганской сош №3, принятого на педагогическом совете от  31 августа №11.

Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС начального общего образования.

Цели начального курса русского языка:

– создать условия для  осознания ребёнком себя  как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка,  для появления  сознательного отношения к  своей речи;

–  заложить основы лингвистических знаний  как  элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;

– сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;

–  средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и  эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;

– обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме,  становление их коммуникативной компетенции.  

Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая  организация работы по освоению его предметного содержания – необходима  реализация деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.



Предварительный просмотр:

Сергеева Ольга Геннадьевна

График  контроля по русскому языку 2 «В» класс

Тема

Дата

Вид контроля

Знаем – повторим, не знаем – узнаем.

10.09

Входная контрольная работа

28.09

Проверочная работа

Главные опасности письма. Как писать без ошибок

06.10

Контрольное списывание

27.10

Контрольный диктант

Выражаем мысли и чувства. (Понятие о предложении)

24.11

Контрольный диктант

Хочу сказать больше.

 (Понятие о тексте)

Размышляем о словах. (Знакомство с родственными словами и корнем)

15.12

Итоговая контрольная работа за

1-е полугодие

22.12

Контрольное списывание

Продолжаем  размышлять о словах. (Знакомство с изменениями слов, с окончанием)

19.01

Контрольное списывание

Учимся решать главные орфографические задачи в корне  слова.

02.02

Контрольный диктант

15.03

Контрольный диктант

Как устроены слова?

(Продолжение знакомства с составом слова)

12.04

Контрольное списывание

19.04

Итоговая контрольная работа за

 2-е полугодие

17.05

Контрольный диктант


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...