Урок русского языка. 4 класс. "Простые предложения с однородными членами и сложные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Чиркова Ольга Васильевна

Программа "Школа России". Зеленина, Л.М. Русский язык. 4 класс: учебник  для общеобразовательных организаций: в 2 ч./ Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2013., с.134-137

Скачать:


Предварительный просмотр:

4 КЛАСС. РУССКИЙ ЯЗЫК.
Простые предложения с однородными членами и сложные предложения

(комбинированный)

  • Зеленина, Л.М. Русский язык. 4 класс: учебник  для общеобразовательных организаций: в 2 ч./ Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2013., с.134-137

Тип урока

Комбинированный

Педагогические задачи

Создать условия для формирования навыка правописания безударных окончаний имен существительных во всех падежах; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Научатся правильно писать безударные падежные окончания имен существительных; определять падеж и склонение имен существительных; выделять падежные окончания; различение слова, словосочетания и предложения. Связь слов в предложении. Однородные члены предложения, сложные предложения

Метапредметные УУД

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять поиск и выделение необходимой информации регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения .

Личностные
результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

2

3

4

1.Организационный   момент.

Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы всё было понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.

Сообщают о готовности к уроку.

Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).

2. Проверка домашнего задания (учебник).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.

С.134, упр.132.

- Какие задания вы выполнили в домашнем упражнении? По какому плану вы выполнили действия? – расставили знаки препинания (обведите запятые в кружок) – нашли и выделили однородные члены предложения (прочитайте предложение с однородными дополнениями, как вы их подчеркнули?), с однородными подлежащими – выписали словосочетания с выделенными словами,  - надписали над существительными склонение и падеж. Выделили окончание. Скажите, записанные предложения с запятыми. Это простые или сложные предложения? (простые) почему же запятые (осложнены однородными членами)

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

Читают текст записанного дома упражнения, нашли предложения с однородными членами. подчеркнули дополнения, с однородными подлежащими. Указали склонение и падеж  существительных.

Выделять существенную информацию
из текста Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности  учащихся

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

Слайд на доске:  На солнц.. тёмный лес зардел

                             В долин..  пар белеет  тонкий

                             И песн...  раннюю  запел

                             В  лазур..  жаворонок звонкий.

                                                           (В. Жуковский)

          -Какие задания вы предложили бы выполнить ребятам  по тексту этого упражнения?

          - Кто сумеет определить задания? (чего не хватает для записи этого текста?)

          (Поставить знаки препинания, то есть определить структуру  предложения. Вставить в слова существительные пропущенные буквы, то есть объяснить правописание окончаний).

Мы выполняем сразу две задачи: объяснить расстановку знаков препинания и правописания орфограммы-буквы в окончаниях существительных, назвать склонение и падеж.

Запишите это стихотворение, выполните эти задания.

Слайд на доске с проверкой: 

                              На солнце тёмный лес зардел,

                             В долине  пар белеет  тонкий,

                             И песню  раннюю  запел

                             В  лазури  жаворонок звонкий.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу

Договариваться и приходить к общему мнению при работе

в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль
по результату. Планировать свое действие

в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

4.Актуализация знаний.

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

Сегодня мы с вами поупражняемся в написании предложений с однородными членами, сложных предложений и потренируемся  в выделении существительных, в которых окончание – орфограмма. С.134 (начало урока

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

Физминутка

5. Первичное усвоение новых знаний. 

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

У каждого из вас по два задания.

1) Поставить знаки препинания в предложения, подчеркнуть основы. 2) В словосочетаниях с существительными выбрать правильное окончание ( указать склонение и падеж)  Взаимопроверка.

  1. Написать окончание существительных, указать склонение, падеж.

Подплыл  к  кувшинк… ( _________________ )              

Сидел у постел… ( ________________ )                      

Играл на барабан…  ( _________________ )                          

Бежал по полянк…  ( ___________________ )

Парад на площад… ( __________________ )

2.Расставить знаки препинания.

Идут  по  лесу кот  собака осёл и петух.

 Встрепенулся  жаворонок  выпорхнул  из  гнезда  поднялся  высоко в небо и запел свою серебряную  песенку.

 Многие  птицы  с наступлением  холодов  улетают  на  юг  а  вот снегири  на зиму  прилетают  в  Подмосковье.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают
на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Работают в парах. Делают сообщение по таблице «Е и И в окончаниях имен существительных». Приводят примеры.

Окончание  пишется в существительных 1-го склонения в дательном и предложном падежах и в существительных 2-го склонения в предложном падеже.

Окончание -и (-ы) пишется у существительных

1-го склонения в родительном падеже; у существительных
3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.Аргументировать

свою точку зрения.

6. Проверка понимания

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. Проводит фронтальную работу.

Вывод: -Как правильно расставить знаки препинания? На что обратить внимание в предложении?

-Как правильно выбрать окончание? Какими правилами руководствоваться?

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции.

Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое

мнение и позицию. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

7.Первичное закрепление

С.136. упр.137

8.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Самостоятельная работа  над упражнением, запись в тетради, обозначение орфограммы, выделение основ в предложениях, доказательство постановки знаков препинания

Записывают упражнение, обозначаю орфограммы, выделяют гафически основы в предложениях

9.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

С.136. упр.138. Выполнить задание на закрепление материала урока

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимать, сохранять учебные задачи

10.Рефлексия (подведение итогов урока)

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

-Какой материал урока был трудным? Что показалось уже усвоенным хорошо? Над чем ещё нам нужно поработать? Кто остался довольным собой?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке.

Продолжают высказывания:

•  У меня получилось…

•  Я научился…

•  Сегодня на уроке я смог…

•  Урок дал мне для жизни…

•  За урок я…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Однородные члены предложения».

 Использование исторического наследия Санкт-Петербурга для развития общеучебных умений младшего школьника на уроках русского языка.     Тип урока: изучение нового материала. Деятельностный подход в из...

"Повторение о простых предложениях с однородными членами и сложных предложениях", "Школа 2100"

Урок  представляет  собой мини-исследование  традиций  и  обычаев русского  народа.  На  материале  публицистических  статей  учащиеся  полу...

Урок русского языка в 3 классе. Тема "Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые".

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые".  Урок по программе"Русский язык" ...

Технологическая карта урока русского языка: «Запятая в предложениях с однородными членами. Закрепление.» ( УМК " Школа России", 4 класс)

Тема урока русского языка: «Запятая в предложениях с однородными членами. Закрепление.»Тип урока: «урок общеметодологической направленности»Цель урока: закрепление у...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Простое и сложное предложение. Связь между простыми предложениями в составе сложного"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Простое и сложное предложение. Связь между простыми предложениями в составе сложного"...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Предложения с однородными членами»

Цель урока: формирование представления о языке об однородных членах предложения, умения находить, определять и ставить знаки препинания между однородными членами предложения.Задачи урока:Дидактические...