Долгосрочный исследовательский проект "Игра-дело серьёзное"
проект по русскому языку (3 класс) на тему

Основой проекта"Игра-дело серьёзное" стал анализ,внедрение в практику,а также создание собственных линвистических игр, способствующих активизизации учащихся на уроках русского языка.Целью проекта являлось воспитание уважения к русскому языку,культуре речи,выработка  умения работать в группе, посвящать свой труд одноклассникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moy.docx220.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

Долгосрочный исследовательский групповой проект

«Игра – дело серьёзное»

(Роль игры в развитии интереса к урокам русского языка)

Участники проекта:

Бахарева  Ангелина

Зюба Екатерина

Исенгалиева Динара

Калайджиди Кристина

Лабынцева  Анастасия

Лаврова  Ирина

Руководитель: Анисимова Т.А.

г.Красный Кут

2015г.

                   

Рецензия

   Основой проекта «Игра-дело серьёзное» стало создание лингвистических игр,  способствующих активации учащихся на уроках русского языка ,и выявление роли игры в развитии интереса к урокам. Целью проекта, помимо проведения анкетирования, являлось также воспитание уважения к русскому языку, культуре речи, культуре речи, посвящать свой труд одноклассникам и формирование своей точки зрения.

   Во время работы над проектом авторы-учащиеся 3 класса-проделали огромную работу. Был определён круг проблем, наиболее актуальных в  процессе изучения русского языка, затем найдены статьи в библиотеке и интернете, посвящённые игровым моментам.

  При написании самостоятельных отрывков каждый из них учился логично высказывать свои мысли, самостоятельно разрабатывать задания.

   Работа над проектом позволила развить навыки работы в группе, когда приходилось распределять обязанности, уметь отчитываться , а также спорить и отстаивать свою точку зрения.

     Исследовательская часть работы- анкетирование-  заставила ребят поразмыслить над тем , какие вопросы наиболее приемлемы для аналитической части, а также, как они должны быть сформулированы.

Работа с респондентами приучала к выступлению перед массовой аудиторией.

    Тема актуальна потому , что ребятам предстоит продолжить изучение русского языка, а также данная работа способствовала привитию уважения к учительской профессии, развитию интереса к родному языку, повышению грамотности и культуры речи.

    Материал изложен грамотно, доступно для слушателей.

Руководитель проекта-

учитель начальных классов

Анисимова Т.А.

Этапы выполнения работы

  1. Выбор темы проекта, его типа, количества участников.
  2. Определение проблемы и выдвижение гипотезы проекта
  3. Самостоятельная работа участников проекта
  4. Промежуточные обсуждения полученных  данных, оформление страниц презентаций по полученным результатам
  5. Защита работ
  6. Коллективное осуждение, выводы

Написание чистового варианта, оформление проекта

Создание презентации и текста к ней

  1. Самоанализ

                                      Определение темы и

выдвижение гипотезы проекта

   Уроки русского языка важны ,их необходимость никем не ставится под сомнение, но часто ли мы приходим на них с радостью, воодушевлением, отсутствием страха получить плохую оценку? Есть ли хоть один человек, которого не приводит в некоторое смущение фраза учителя: «Сегодня будет диктант»?Можно ли сделать так, чтобы все на урок русского языка шли с большим удовольствием, а после урока ещё долго обсуждали поднятые на нём проблемы, а  словарь был настольной книгой каждого ученика? Если урок превратить(насколько это возможно) в игру серьёзную, заставляющую задумываться , искать ответы, обращаться к справочной литературе, повысится ли интерес к уроку или мы так и будем воспринимать его лишь как один из уроков по расписанию?

Наша гипотеза:

  «Ученье с увлеченьем» ,чему несомненно ,будут способствовать игровые моменты на уроках русского языка в третьем и четвёртом классе ,повысит интерес учащихся к русскому языку.

Цели проекта:

   Проанализировав отношение учащихся 3-го -4-го  классов к урокам русского языка ,разработать и провести ряд лингвистических игр на уроках, прослеживая динамику развития интереса к уроку и наблюдая за результатами проверочных работ.

Задачи проекта:

1.Определение круга проблем , наиболее значимых для учащихся.

2.Проведение анкетирования по поставленной проблеме.

3.Разработка и проведение лингвистических игр на уроках русского языка.

4.Развитие умения работать в группе, делать самостоятельные выводы.

  В соответствии с этим наша работа состоит из введения, где определены цели, задачи, актуальность, гипотеза работы; главы, посвящённой анализу анкетных исследований; главы, посвящённой конкретным игровым моментам, позволившим нам развить  у одноклассников интерес к урокам русского языка;  заключения и списка литературы.

Введение

Во что играли дети ? В Чкалова , в Гагарина.

Была им жажда подвига Родиной подарена.

Произошли в стране большие перемены

Теперь играем мы в банкиров ,в бизнесменов.

    Очень часто нас спрашивают: во что мы играем? Конечно же, как  и все дети, в большинстве своём – в компьютерные игры! Взрослые постоянно нам делают замечания: понятно, они беспокоятся о нас, хотят, чтобы мы больше читали, грамотно писали, красиво говорили и проводили время на свежем воздухе. Но вместе с тем они противоречат сами себе: где же нам взять время для игры? Если мы должны хорошо учиться , много знать, прилежно себя вести. Выходит, нам играть просто некогда! И тогда мы решили: будем учиться ИГРАЯ! А именно, на уроках русского языка. Мысль эту подала нам Калайджиди Кристина. Тогда же мы объединились в творческую группу. Новое предложение заинтересовало всех, также быстро выяснилось: чтобы было не только занимательно, но и познавательно, нужно немало потрудиться! Так родилась тема нашего проекта: «Игра-дело серьёзное!» и были определены два наиболее проблемных на сегодняшний день для нас пути-

Орфоэпия и словарная работа

Глава 1

Проведённые нами исследования.

  Для проверки выдвинутой нами гипотезы мы провели анкетирование учащихся нашего класса и четвёртого «В». Ребятам были предложены следующие вопросы:

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

  1. С каким настроением вы ходите на урок русского языка?

а) с плохим

б)с хорошим

с)с безразличным

2)Чем вызвано ваше плохое настроение?

а)боязнь плохой оценки

б)боюсь, что не смогу разобраться в теме

с)не выполнил(а) д/з?

3)Когда бывает  интересно на уроках русского языка?

а)интересная тема

б)творческие задания

в)урок в игровой форме

4)Что, по твоему мнению, может повлиять на повышение твоей успеваемости по русскому языку?

а)более доходчивые объяснения учителя

б)самостоятельная работа

в)игровая форма урока

5)Хотел бы ты ,чтобы на каждом уроке был элемент игры?

а)мне всё равно

б)все уроки

в)урок-вещь серьёзная, игры на нём быть не должно

  Было опрошено 41 учащийся. Вот что мы выяснили :

Настроение

  С плохим настроением идут 6  человек (15%), с хорошим- 31 (76%), с безразличным -4 (9%)

Страх плохой оценки портит настроение   26 учащимся.На повышение успеваемости по русскому языку ,по мнению ребят ,влияют все предложенные составляющие: и интересная тема, и более подробное объяснение учителя, и самостоятельная работа, и уделение большего внимания домашним заданиям, и игровые моменты. 14 учащихся заявили о желании ежедневно на всех уроках играть, 23 человека хотели, чтобы на уроках присутствовал элемент игры, а о том, что «урок- вещь серьёзная, и  игры  на нём быть не должно», думают 4 учащихся. Это было в первой четверти. Тем интереснее посмотреть  отношение к игре на  уроке в середине учебного года!

Глава 2

Несмотря на то, что мы-  ученики  3класса, мы знаем, что в 1 задании ЕГЭ проверяется знание правильной постановки ударений в словах. В наших учебниках есть орфоэпический минимум ,который мы должны усвоить к концу учебного года.

Орфоэпический минимум

Произноси правильно!

звонИт

Ожил

ожилА

Ожили

заголОвок

бАнты

щавЕль

 Неправильная постановка ударения в словах  является очень распространённой  ошибкой. Сложность постановки ударения  заключается в отсутствии единых правил. Встречаются  случаи, когда ударение может перемещаться. При возникновении трудностей следует обращаться к орфоэпическому словарю. Мы попросили одноклассников выучить это «Минимум» и провели проверочную работу. О результатах лучше было бы промолчать: кому-то трудно было запомнить, кто-то не очень старался, а для некоторых было прям –таки открытием , что слова надо произносить так, а не иначе. Одна из одноклассниц , что все говорят «бантЫ». И тогда мы стали на уроках играть в орфоэпическое лото. На одной стороне карточки написано слово без ударения, на другой –правильный ответ. Более того, это лото проверяли на друзьях и родителях .Признаемся честно, что очень режет слух, когда мы слышим : «звОнит», «катАлог» и т.д. С первого класса нам учитель повторяет «запоминалки»: «Тот, кто грамотен ,тот говорит не «звОнит», а только «звонИт»,  «Как у нашей Марфы есть в полоску шАрфы», «Срубили ель, собрали щавЕль».

   Пришёл на помощь интернет:

Долго ели тОрты,

Не налезли шорты!

ЗвонИт звонарь,

ЗвонЯт в звонок,

Чтоб ты запомнить верно смог.

Ты нам шторы не вози,

Мы повесим жалюзИ!

   Результаты проверочных работ по орфоэпии с каждым разом были лучше!

     Конечно же, результаты работы по орфографии  у нас не такие хорошие. Для словарного  диктанта мы взяли по 10 слов в 3 и 4 классах, ребята учили их самостоятельно. Ошибок было много!

     На каждом уроке ,мы выбирали по нескольку словарных слов,каждый должен был найти их в словаре и , сверяясь с каждой буковкой, записать их в тетрадь. Потом кто-то придумал задание: составить с данными словами рассказ .Это вовсе нелегко ,но главное ,чего добивались: каждое слово приходилось перечитывать, таким образом, оно и запоминалось! Делали красочную презентацию : по картинке нужно было угадать слово, найти в словаре и записать в тетрадь. Также словарные диктовки можно проводить в виде кроссворда, давая толкование слова, а ребята, вновь сначала найдя слово в словаре, записывают. Например:«Воздушная оболочка Земли»(АТМОСФЕРА),   «Отрезок письменной речи , состоящий из одного или нескольких предложений»(АБЗАЦ), «Выступающая из стены здания площадка с перилами, решёткой»(БАЛКОН).

     После нескольких недель такой работы количество ошибок уменьшилось.

А вот результаты теста по орфографии:

Ф.И.

Сентябрь 2014

Февраль 2015

Ананьева Н.

9

5

Дьякова В.

6

3

Куандыков Р.

11

6

Кулагин С.

8

5

Игры на уроках помогают устранить пробелы в знаниях, а так же делают класс способней и дружней!

Заключение

   Подводя итог нашей работы, мы пришли к следующим выводам: игра на уроках русского языка способствует развитию интереса к предмету!Она  учит жить в коллективе, развивает в то же время индивидуальные способности, кругозор.

На вопрос «Помогает ли игра на уроке в усвоении темы?»

«Да!»-ответили все ученики!

Самооценка

  Работа над проектом была для нас не только познавательной , но и, прежде всего, интересной.

  В ходе обсуждения темы проекта на первоначальном этапе мы выдвинули гипотезу, подтверждение которой  нам самим казалось не совсем оправданным. Проведение анкетирования привело нас к мысли, что наше предположение верно.

   Заинтересовавшись  темой, мы убедились в том, что необходимо пользоваться дополнительными источниками, чтобы стать грамотнее.

Работу по этой теме мы будем продолжать ,так как  необходимо расширять круг заданий и игр.

    Мы считаем , что полностью достигли поставленной цели и реализовали задачи в полном объёме. Мы постарались провести исследования как по орфоэпическому, так и по орфографическому направлениям, поэтому считаем , что результаты являются обоснованными.

Список литературы:

1.Анашина Н.Ю. День словесности в школе: интеллектуальные игры и развлечения. Ярославль. Академия развития,2006

2.Баев П.М. Играем на уроках русского языка. Москва, 1989

3.Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать: нетрадиционные уроки в школе. Волгоград, «Учитель-АСТ», 2002

4.Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия в игровой форме. Москва, «Глобус», 2011

5.Скороходова Т.Н. Внеклассная работа по русскому языку. Волгоград, «Корифей», 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серьёзный ребёнок. Рекомендации для родителей.

Для вас, родители! Рекомендации по формировванию полноценного эмоционального развития ребёнка...

Презентация "Режим-это серьёзно"

Презентация содержит полный режим дня ребёнка и рекомендации родителям по его организации....

Долгосрочный групповой исследовательский проект "Речка детства"

Центральным действием при работе над проектом является создание иллюстрированного альбома «Речка детства», который будет отправлен на городской конкурс. Для того, чтобы создать конечный «продукт»,детя...

Проект "Игрушка-это серьёзно!"

Данная статья содержит подробные материалы по организации подготовки и проведения проекта.Создание уникального "Музея игрушки" в классе-процесс интересный  и очень развивающий.Рекомендованный воз...

Научно-исследовательская работа .Окружающий мир «Игра – дело серьёзное. Настольные игры -это наука, обучающая жизни в социуме"

Иногда во дворе и на переменах я наблюдал, что дети ссорятся, не умеют общаться друг с другом. А почему? Да потому, что играть в общие игры разучились. Теперь даже для взрослых придуманы деловые игры....

Исследовательский проект «Серьёзные ценности в несерьёзных рассказах Виктора Драгунского»

В результате работы были получены следующие результаты: структурирован теоретический материал по проблеме исследования. Путем изучения библиографических и литературных источников (творчества В. Драгун...

Исследовательская работа Лего-конструирование – просто игра или серьёзное занятие

1.     Познакомиться с историей создания «ЛЕГО».2.     Узнать историю возникновения игр ЛЕГО.3.     Найти интересные факты о ЛЕГ...