Рабочая программа по русскому языку на 2015-2016 учебный год 4 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) на тему

Авторская программа курса "Русский язык" 4 класс Л.Я.Желтовская,Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина.сборник  "Программы общеобразовательных учреждений.Начальная школа.УМК "Планета Знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.p.r.ya_.-4_kl.doc431.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕРЕНДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

«Утверждаю»

Директор школы

_________В.Ю. Магрычев

Приказ № ________от

«____»_______20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________Г.Г. Хренкова

«____»____________20__г.

«Рассмотрено»

на ШМО учителей Руководитель МО

__________Е.В. Макарова

Протокол № ___ от

«____»________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Берендеевской средней школы

наименование ОУ

Карякина Вера Анатольевна, первая

Ф. И. О. педагога, категория

по  русскому языку 4 класс

предмет, класс

2015-2016

учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС, Основной образовательной программой начального общего образования Муниципального  образовательного учреждения “Берендеевская средняя общеобразовательная школа ”  авторской программой Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой по учебному предмету «Русский язык» для начальной школы УМК «Планета Знаний».

Программа по русскому языку составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса русского языка.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.

Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:

1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;

2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;

3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.

2. Общая характеристика учебного предмета.

 В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
  • социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:

семиотический — помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;

системно-функциональный — способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;

этико-эстетический — направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств.

При составлении программы и методики её реализации были также учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности).

Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.

Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть. В разделе «Содержание программы» вариативная часть программы даётся курсивным шрифтом.

Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с Образовательной программой школы на изучение предмета «Русский язык» в четвертом классе отводится 170 часов в год, 5 часов в неделю.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет.

Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последовательности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания курса.

В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса. Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка — к речи.

В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащихся будут сформированы:
- осознание языка как основного средства мышления и общения людей;

-восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;

- внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению русского языка;

- способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.

Учащиеся получат возможность в формировании:

- чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;

- эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся научатся:

- различать основные языковые средства (слова, словосочетания, предложения, текста);

- различать и называть: а) значимые части слов (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания, и по эмоциональной окрашенности (вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные);

- применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах); пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);

- практически использовать знания алфавита при работе со словарем;

- выявлять слова, значение которых требует уточнения;

- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;

- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

- определять грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов:

- находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

- различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звука;

- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70-90 слов, 75-80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

- ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);

- осознанно передавать содержание почитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;

- выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения.

Учащиеся получат возможность научиться:

- производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;

- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценить соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

- проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);

- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;

- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

- оценивать уместность и точность употребления слов в тексте;

- определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образа действия и пр.;

- осознавать место возможность возникновения орфографической ошибки;

- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

- составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

- корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочетами;

- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (смс-сообщения, электронная почта, Интернет и др. способы связи);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;

- планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;


- осмысленно выбирать способы и приемы действий при решении языковых задач;

- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

- руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;

- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

-осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;

- вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.

Познавательные
Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);

- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;

- дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);

- находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);

- классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, таблице;

- владеть общим способом проверки орфограмм в словах;

- выделять существенную информацию из читаемых текстов;

- строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.
Учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, Интернета;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- критически оценивать получаемую информацию.

Коммуникативные
Учащиеся научатся:

- владеть диалоговой формой речи;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;

- договариваться и приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:

- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения 

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
6. Содержание учебного предмета.

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (57 ч)

Круг сведений о речи

как основе формирования речевых умений (25 ч)

Речь (6 ч). Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как?... я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации. Формы речи: внутренняяречь (обдумывание). Качества речи: информативность, логичность, правильность, уместность, богатство, образность, чистота, живость, эмоциональная выразительность и др. Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа, как образцы краткой, образной, точной, живой речи.

Высказывание. Текст (20 ч). Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста-диалога. Текст-инструкция. Текст-письмо.

Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумя-тремя микротемами. Темы узкие и широкие. Наблюдение над способами выражения основной мысли в текстах: выражена в тексте словами, выражена в заголовке, идея прямо не выражена, а домысливается.

Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание места, пейзажа, действий), повествовании (история, рассказ), рассуждении (ответы на вопросы: что мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, о прочитанной книге) и их композиционных особенностях, средствах связи частей текста и предложений.

Наблюдение над сочетанием в текстах разных типов речи: повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения.

Жанры: зарисовки осеннего леса, грибной охоты, зимней, весенней природы, рецепты, инструкции, отзывы о прочитанной книге, телеграмма, письмо, рассказы-фантазии, ответы-обобщения по материалам таблиц и вопросов учебников.

Представления о разновидностях высказываний как продукта речи с точки зрения стилистической окраски (художественный текст, учебно-деловая речь, разговорная речь).

Речевой этикет* (4 ч): извинение, совет, оценка, поздравление, переписка.

Виды речевой деятельности

(коммуникативно-речевые умения) (20 ч)

Слушание и чтение (восприятие смысла). Уметь понимать смысл речи, обращённой к ребёнку: устные и письменные высказывания, включающие две-три микротемы (типы и жанры указаны выше):

— слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы; определять значимые по смыслу слова, выделяемые говорящим с помощью логических ударений, повышения тона голоса, повторов; понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, слова с оценочными суффиксами, интонацию, мимику, жесты);

— читать осмысленно, плавно (целыми словами, словосочетаниями, фразами), достаточно бегло как вслух, так и про себя (примерная скорость: вслух — до 100 слов, про себя — до 130—140 слов в минуту); выразительно, передавая как замысел автора, так и своё отношение к читаемому; контролировать своё чтение;

— выявлять непонятные слова, выражения, образы и уточнять их значения с помощью вопросов, словаря, контекста и других доступных детям источников;

— ориентироваться (предугадывать) в содержании текста и его частях по заголовку, пунктам плана, оглавлению;

— понимать, как разворачивается сюжет, раскрывается тема с помощью анализа расположения композиционных частей текста, следования слов в предложении (в письменной речи), интонационных средств в устной речи;

— определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам, частям текста, уметь «читать между строк» — догадываться об основной мысли, прямо не выраженной в тексте;

— анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.

Говорение и письмо (передача смысла). Создавать (говорить, писать) собственные высказывания (небольшие по объёму, с 2—3 микротемами):

— продумывать содержание, учитывая речевую ситуацию; в соответствии с целью высказывания выбирать тип текста (повествование, описание, рассуждение или смешанный вариант), жанр, строить высказывание в соответствии с композиционными особенностями (начало, основная часть, концовка) данного типа текста;

— понятно, логично доносить до слушателей, читателей основное содержание высказывания, последовательно раскрывая тему, не отвлекаясь от предмета речи;

— выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления оценочных слов и выражений, использования определённых суффиксов и пр.);

— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;

— писать разборчиво и грамотно, в соответствии с требованиями каллиграфии и правилами орфографии, пунктуации в целях доступности понимания написанного;

— писать плавно, ритмично, достаточно быстро (примерная скорость — до 45 букв в минуту при списывании, до 65—70 букв — при свободном письме) в целях относительно синхронной фиксации мыслей на бумаге;

— интерпретировать обобщение содержащейся в тексте информации;

— составлять тексты на тему леса (прогулка в лес, описание леса, рассуждение о пользе леса, об особенностях тихой охоты за грибами), пейзажей в разное время года, письма родным и друзьям, тексты телеграмм, тексты-рецепты, инструкции, отзывы о прочитанных книгах, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать о придуманных историях, устно обобщать материал по таблицам учебника;

— вести диалог: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.

Уместно использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: извинение, просьба, благодарность, поздравление, оценка и совет.

Осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (113 ч)

Круг сведений о языке

как основе формирования языковых умений

Общие сведения о языке (4 ч). Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка. Отражение в языке истоков нравственных устоев, исторических вех развития культуры русского народа (пословицы, этнокультурная лексика, нравственные понятия, этимологические экскурсы и т.п.).

Русский язык как государственный язык России, язык межнационального общения.

Нормы русского литературного языка. Богатство языка: разнообразие лексики и синтаксических конструкций, синонимия средств языка разных уровней, их стилистическая неоднородность, изобразительно-выразительные (словесные, интонационные, позиционные) средства языка. Представление о развитии родного языка (пополнение новыми словами, заимствование). Ответственность носителей языка за сохранение чистоты и самобытности языка родного народа.

Лингвистика и разделы науки о языке.

Фонетика и орфоэпия*. Звуковые (голосовые) средства языка: интонация, логическое ударение, пауза, тон, темп и др. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ознакомление с нормами ударения (акцентологическими) и орфоэпическими нормами современного русского литературного языка (внимание к тенденции социализации произносительных норм). Фонетический анализ (разбор) слова.

Графика*. Алфавит, его использование при работе со словарями, справочниками, каталогами. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова для решения орфографических задач.

Чистописание*. Совершенствование владением рукописным шрифтом (техникой письма). Упражнения в наращивании плавности, свободы, скорости письма: 1) освоение рациональных соединений; 2) предупреждение уподобления друг другу букв и буквосочетаний типа шм, кх, ля, ны, уц, иее, мле, щиз, ною и т. п.; 3) использование в упражнениях различных связок, расписок, соединяющих буквы; 4) письмо предложений и небольших текстов под счёт и на время.

Лексика (слово и его значение)*. Углубление представлений о свойствах лексических значений слов: однозначные и многозначные слова; слова, употреблённые в переносном значении; слова, близкие по значению (синонимы); слова, противоположные по значению (антонимы). Этимологические экскурсы в поисках истинного значения слов как родных, так и иноязычных. Толкование смысла фразеологизмов.

Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями.

Состав слова (морфемика) (6 ч). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова.

Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные окончания склоняемых частей речи, личные окончания глаголов).

Работа с морфемными, словообразовательными, этимологическими словарями. Разбор слова по составу.

Морфология (слово как часть речи) (46 ч). Части речи. Углубление понятий о частях речи — имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении). Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Наблюдение над назначением употребления каждой части речи в речи, их синтаксической ролью в предложениях.

Наблюдение над назначением и употреблением в речи имени числительного, наречия.

Имя существительное (15 ч). Расширение представлений о значениях, о категории рода имён существительных, об именах собственных — названиях книг, газет, журналов, фильмов, картин. Общее представление об именах существительных общего рода (плакса, неряха, умница, сирота) и особенностях их связи с прилагательными и глаголами в прошедшем времени единственного числа (ужасный задира, ужасная задира, осталась сиротой, остался сиротой).

 Склонение имён существительных. Имена существительные 1, 2, 3 склонения. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Падежные формы и падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе.

Назначение имён существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (подлежащее, второстепенный член). Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное (6 ч).Углубление представлений о значениях имён прилагательных: принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и отношение (добродушный, прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный и пр.).Общее представление о краткихприлагательных (по вопросам каков?, какова?, каково?, каковы?).

Склонение имён прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и множественном числе, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.

Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.

Назначение имён прилагательных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (второстепенный член-определение, сказуемое). Морфологический разбор имени прилагательного.

Местоимение (5 ч). Углубление представлений о местоимениях. Значение рода и числа личных местоимений. Изменение личных местоимений по падежам (склонение). Употребление местоимений с предлогами.

Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая роль в предложении (подлежащее, второстепенный член).

Глагол (16 ч).Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия (находится, считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление («повелительные формы»: расскажи, возьмите, отрежь). Понятие о неопределённой форме глагола. Различие в формах глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? (глаголы совершенного и несовершенного вида). Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). Глаголы 1 и 2 спряжения. Личные окончания глаголов.

Наблюдение над нормами согласования и управления глаголов и имён существительных. Назначение глаголов в речи («двигатель фразы»), синтаксическая роль глаголов в предложении (сказуемое, реже второстепенный член). Морфологический разбор глаголов.

Служебные части речи (4 ч). Предлоги, союзы, частицы как служебные части речи. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.

Назначение простых предлогов — участие в образовании падежных форм имён существительных и местоимений, выражение пространственных отношений.

«Служба» предлогов — связывать слова в словосочетании и предложении.

Назначение и употребление в речи союзов (и, а, но, как, что), их «служба» — связь слов и предложений, выражение соединительных, противительных, сравнительных и др. отношений.

Употребление отрицательной частицы не. Наблюдение над использованием в речи частиц ли, разве, бы.

Синтаксис (23 ч). Различение предложения, словосочетания, слова (осознания их сходства и различия в назначении, в строении).

Словосочетание (3 ч).Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак; действие и предмет, на который оно переходит; действие и предмет, с помощью которого оно совершается; действие и место (время, причина, цель) его совершения (интересная книга, читать книгу, косить траву, рубить топором, ходить по лесу, не пришёл из-за болезни). Наблюдение над лексической и грамматической сочетаемостью слов в словосочетаниях (рассказывать сказку, рассказывать о лете).

Словосочетание как строительный материал предложения. Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.

Предложение (20 ч). Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Использование интонационных и пунктуационных средств, порядка слов при выражении цели высказывания и отношения к содержанию предложений, при уточнении смысла высказывания, при выделении этикетных формул.

Члены предложения. Предложения с однородными членами. Союзы и, да, но, а при однородных членах. Углубление сведений о частотных средствах выражения главных членов предложения (нарицательные и собственные имена существительные, личные местоимения в форме именительного падежа), второстепенных членов предложения (имена существительные, местоимения, прилагательные в косвенных падежах). Наблюдение над общими значениями, выражаемыми второстепенными членами предложения: признак предмета (определение), объект действия (дополнение), место, время действия (обстоятельство).Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация (37 ч). Правописание падежных окончаний имён существительных в формах единственного и множественного числа.

Употребление большой буквы и кавычек при написании имён собственных — названий книг, газет, журналов, фильмов, картин.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных в формах единственного и множественного числа.

Написание предлогов с местоимениями. Использование н в формах косвенных падежей личных местоимений 3 лица. Употребление гласных в корнях личных местоимений в формах косвенных падежей (меня, от тебя, к нему).

Употребление мягкого знака на конце глаголов неопределённой формы (мыть, испечь), на конце глаголов настоящего и будущего времени в форме 2 лица после шипящих (учишь, будешь, закричишь), сохранение мягкого знака перед -ся (мыться, учишься). Гласные перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени (таял, сеял).

Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Работа с орфографическим словарём. Развитие орфографической зоркости.

Знаки препинания, используемые при однородных членах, соединённых перечислительной интонацией, союзами.

Наблюдения над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями

Развитие речи*. Обогащение словарного запаса эмоционально-оценочной и глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов.

Упражнения по культуре речи:

— в соблюдении произносительных, акцентологических, словообразовательных, словоупотребительных норм речи, в уместном использовании средств интонационной выразительности, несловесных средств (мимики, жестов);

— в правильной связи слов в словосочетании: согласование прилагательных с существительными, выбор нужной падежной формы имени существительного при управлении им глаголом;

— в выборе и образовании нужных форм частей речи (помидоров, чулок и т.п.).

Расширение грамматического строя речи. Распространение предложений второстепенными членами, составление предложений по заданной теме, по схеме, по речевой задаче.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. Работа с планами текстов.

Воспроизведение (изложение) содержания услышанного, прочитанного (текстов тех же типов, жанров с 2—3 микротемами):

— дословно (устно — выразительное чтение вслух, декламирование наизусть, письменно — списывание текста, письмо под диктовку, письмо по памяти);

— близко к исходному тексту (устно — пересказ, письменно — изложение с опорой на самостоятельно составленный план, наброски, схемы);

— сжато (краткий пересказ);

— с элементами собственных высказываний: творческое списывание, свободные диктанты, изложение с элементами сочинения.

Составление текстов указанных выше жанров и тематики.

  1. Планируемы результаты изучения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

  • осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
  • восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
  • внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
  • способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
  • эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Обучающиеся научатся:

  • различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;
  • различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;
  • применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных,  имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными  второстепенными  членами предложения);
  • практически использовать знания алфавита при работе со словарём;
  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
  • находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но,частицу непри глаголах;
  • различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70-90 слов, 75-80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);
  • осознанно  передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу,  как часть речи)  в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений  для  выбора знаков препинания;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
  • проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
  • подбирать синонимы для  устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
  • определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
  • корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;
  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи)
  • использоватьприобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни дляобмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающиеся научатся на доступном уровне:

  • осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
  • планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
  • осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
  • руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;
  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).
  • осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающиесяполучат возможность научиться:

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
  • вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.

    Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;
  • дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
  • находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
  • классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
  • владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
  • выделятьсущественную информацию из читаемых текстов;
  • строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.

      Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • владеть диалоговой формой речи;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Электронно-цифровые комплекты и информационно-коммуникационные средства обучения и воспитания

Наглядные пособия, натуральные объекты и модели

Интерактивное учебное пособие по русскому языку 2 класс +

Интерактивное учебное пособие по русскому языку 3 класс +

Интерактивное учебное пособие по русскому языку 4 класс +

Комплект таблиц по русскому языку + дидактические раздаточные карточки 2 класс

Комплект таблиц по русскому языку+ дидактические раздаточные карточки 3 класс

Комплект таблиц по русскому языку+ дидактические раздаточные карточки 4 класс

Наборы сюжетных ( и предметных) картинок в соответствии с тематикой , определенной в стандарте начального образования по русскому языку

Опорные таблицы по русскому языку+

Технические средства обучения.

  1. .Персональный ноутбук
  2. Интерактивная доска.

Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http:// www.km-school.ru

3. Официальный сайт «Планета знаний» http://planetaznaniy.astrel.ru/

4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc. 1september.ru/urok

9. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Пояснительная записка к поурочному планированию

Автор программы: М.И. Башмаков,  М.Г.Нефёдова

Год издания: 2015. Издательство: Москва:АСТ: «Астрель»

Количество учебных часов: 170 (4 часа в неделю)

Количество учебных часов для выполнения:

•        контрольные диктанты:  7

.          контрольное списывание: 2

.          контрольный словарный диктант:  1

•        административных работ                                

Русский язык

        170часов,5часов в неделю,34 учебные недели.

Литература:

1.Программы общеобразовательных учреждений:Начальная школа: 2класс.Учебно-методический комплект «Планета знаний».Издательство «Астрель».2015

2.Учебник Русский язык для 4класса в двух частях,автор: Л.Я.Желтовская,О.Б.Калинина М.:        АСТ,Астрель2014

3.Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.М.Андриановой,В.А.Илюхиной(М.:АСТ,Астрель)2015

4.Т.М.Андрианова,В.А.Илюхина.Русский язык .4класс.Рабочие тетради№1,№2.-М.:,Астрель 2015

5. Русский язык: Контрольные и диагностические работы: 4-й класс: к учебнику Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина.- Москва: АСТ: Астрель,2014.

6.Электронный учебник Русский язык 4класс Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина.

№  п/п

Название разделов и тем занятий

Кол-во часов

Дата

Кор-ка

Речевое общение – 57 ч

I  четверть

        Общаемся устно и письменно-25 ч.

1.

 Вспоминаем качества русской речи. Часть 1   С. 6—7, № 1—5

1

1.09

2.

Свойства русского ударения С. 8—9, № 6—11.

1

2.09

Соблюдаем произносительные нормы и правила письма

3.

Нормы произношения. Правописание гласных букв в словах. С. 10—11, № 12—15

     1

3.09

4.

Нормы произношения. Правописание гласных букв в словах. С. 12—13, № 16—21

      1

4.09

5.

Нормы произношения парных согласных, твёрдых и мягких согласных. С. 14—15, № 22—25

      1

7.09

6.

Нормы произношения парных согласных, твёрдых и мягких согласных. С. 16—17, № 26—31

      1

8.09

7.

Употребление разделительных мягкого и твёрдого знаков. С. 18-19, № 32—37

     1

9.09

8.

Нормы произношения. Слова с удвоенными согласными.с.20-21.№38-42

     1

10.09

9.

Входной  диктант по теме: «Соблюдаем произносительные нормы и правила письма».

      1

11.09

В устной речи интонация, а в письменной ... пунктуация.

10.

Анализ диктанта.Интонация. Знаки препинания в конце предложения. С. 22-23, № 43-48

     1

14.09

11.

Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем отношение. С.24-25, № 49-53

     1

15.09

12.

Обращение. С. 26-27, № 54-55

     1

16.09

13.

Логическое ударение. С.28-29, № 59-63

     1

17.09

14.

Логическое ударение. Средства пунктуации в письменной речи С.30-31, № 64-69.

     1

18.09

15.

Этикетные слова и фразы С. 32—33, № 70-74.

     1

21.09

16.

Перечисляем…с.34-35,№75-80

     1

22.09

17.

Знаки препинания в конце предложений.Словарный диктант.стр.36-37, №81-87

     1

23.09

18.

Обобщение по теме « В устной речи интонация, а в письменной пунктуация»с.38-39.№1-4

     1

24.09

19.

Диктант по теме «Общаемся устно и письменно».».  

     1

25.09

20.

Анализ диктанта. Обобщение по теме «Общаемся устно и письменно».

     1

28.09

21.

«Школа грамотея» Орфограммы в приставках и в корне слова..стр40-41,№1-8

     1

29.09

22.

«Школа грамотея» Орфограммы в приставках и в корне слова.стр42-43№9-15

     1

30.09

23.

Творческая работа – свободный диктант.упр.5,стр.,39

     1

1.10

24.

Составляем текст поздравления с днём рождения. стр.45,№2-4     

     1

2.10

25.

Анализ и редактирование сочинений.

     1

5.10

Анализируем и строим предложения.32ч

26.

Главные и второстепенные члены предложения.с.48-50. № 88-93

     1

6.10

27.

Части речи и члены предложения. С. 50-51, № 94- 98

     1

7.10

28.

Неопределённая форма глаголов.стр.52-53, № 99-106

     1

8.10

29.

Глаголы прошедшего времени.стр.54-55. № 107-112

     1

9.10

30.

Формы глаголов в настоящем и будущем времени.стр56-57 № 113—117   

     1

12.10

31.

Спряжение глаголов.стр.58-59, № 118 - 122

      1

13.10

32.

Спряжение глаголов.Глаголы I и II спряжения.стр.60-61, № 123 - 127

      1

14.10

33

Контрольное списывание по теме «Формы изменения и правописание глаголов».

      1

15.10

34.

Спряжение глаголов. Работа над ошибками в контрольном списывании.            

      1

16.10

Правописание глаголов

35.

Мягкий знак в глаголах после шипящих С. 62 – 63, № 128 – 134.

      1

19.10

36.

Мягкий знак после шипящих в глаголах.Подготовка контрольному диктанту.

С. 64 – 65, № 135 – 141

      1

20.10

37.

Контрольный диктант по теме «Правописание личных окончаний глаголов.»

      1

21.10

38

Анализ диктанта. Правописание глаголов.

      1

22.10

39.

Краткое изложение текста.с.90,№1

      1

23.10

40.

Анализ изложений. Мягкий знак  в глаголах после шипящих с.66-67,№142-148

      1

2.11

II  четверть

41.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.с68-69. № 149 - 152

      1

3.11

42.

Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов.с.70-71.№153-160

      1

4.11

43.

Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов.с72-73.№161-165

      1

5.11

44.

Упражнения в написании личных окончаний глаголов, употребленных в текстах.с.74-75,№ 166 - 172

      1

6.11

45.

Упражнения в написании личных окончаний глаголов, употребленных в текстах.стр76-77,№173-178

       1

9.11

46.

Упражнения в написании личных окончаний глаголов, употребленных в текстах.стр78-79,№179-186

       1

10.11

47.

Упражнения в написании личных окончаний глаголов, употребленных в текстах.стр.80-81,187-191

       1

11.11

Выражение сказуемого разными формами времени глаголов.

48.

Выражение сказуемого разными формами времени глагола.с.82-83,№192-197

      1

12.11

Выражение сказуемого «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях.

49.

Глаголы-сказуемые в предложениях.с84-85

      1

13.11

50.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.с.88.

      1

16.11

51.

Краткое изложение текста.

      1

17.11

52

Анализ изложений. Безударные личные окончания глаголов.с.89

      1

18.11

53.

Сочинение «Осенняя пора»

     1

19.11

54.

Правописание безударных личных окончаний глаголов. Анализ сочинений.

     1

20.11

55.

Контрольный диктант  по теме:«Правописание глаголов»

      1

23.11

56.

Анализ диктанта. Синтаксический анализ предложений.

      1

24.11

57

Обобщение по теме «Анализируем и строим предложения»

      1

25.11

Язык как средство общения – 113 ч

Развёртываем. распространяем мысли-22ч

58.

Используем второстепенные члены предложения.с.94-95,№ 204 - 209

      1

26.11

59.

Падежные формы склоняемых частей речи (повторение).с.96-97,№210-216

      1

27.11

60

Начальная форма склоняемых частей речи

с.98-99,№ 217-222

      1

30.11

61.

Падежные формы склоняемых частей речи

С.100 – 101, № 223-228

      1

1.12

62.

Предложения с однородными членами: подлежащими и сказуемыми. стр102-103

      1

2.12

63.

Однородные подлежащие и сказуемые

С. 104– 105, № 234- 238

      1

3.12

64.

Знаки препинания при  однородных членах предложения

С. 106 – 107, № 239 - 243

      1

4.12

65

Однородные  второстепенные члены предложения

С. 108 – 109, № 244 - 249

      1

7.12

66.

Однородные  второстепенные члены предложения

С. 110 – 111, № 250 – 255

      1

8.12

67.

Знаки препинания при однородных членах. С. 112 – 113, № 256 – 259

     1

9.12.

68.

Решение общих пунктуационных задач

С.114 – 115, № 260 - 265

     1

10.12

69

Осложненное списывание текста

С. 121, № 3

     1

11.12

70.

Проверочный диктант по теме «Знаки препинания при однородных членах» С. 122, № 4

      1

14.12

71

Знаки препинания при однородных членах предложения. Работа над ошибками в дик-танте.

      1

15.12

72

Проверочные работы

С. 120, № 1, с. 122, № 1, с.123, №2

      1

16.12

Строение текстов разных типов (повествование, описание и рассуждение)

73.

Строение текстов разных типов С. 116- 117, № 266-268

     1

17.12

74.

Строение текстов разных типов.стр118-119

№269-271.

      1

18.12

75.

Изложение повествовательного текста

«Переправа»стр124,№-1

      1

21.12

76.

Анализ изложений. Строение текстов разных типов.

      1

22.12

77

Итоговый контрольный диктант  за I полугодие

     1

23.12

78

Анализ диктанта.  Употребление знаков препинания при однородных членах предложения.

     1

24.12

79

Обобщение знаний по теме «Развёртываем, распространяем  мысли»

     1

25.12

III  четверть

Формы частей речи, или как изменяются разные части речи. 49 ч

Слово как часть речи

80

Повторение частей речи Часть 2   С. 6—7, № 1—4

     1

11.01

81

Связь слов в предложениях С. 8—9, № 5—10

     1

12.01

Формы частей речи

13.01

82

Изменение частей речи по числам и родам (повторение) стр.10-11.№11-16.

      1

14.01

83

Повторение. Изменение частей речи по числам и родам С. 12—13, № 17—23

      1

15.01

84

Личные местоимения С. 14—15, № 24—29

      1

18.01

85

Урок-тренинг. Рабочая тетрадь

      1

19.01

Спряжение и склонение (повторение)

86

Глагол и его личные формы С. 16—17, № 30—34

      1

20.01

87

Глагол и его личные формы

С. 18—19, № 35—41

      1

21.01

88

Склонение  частей речи. Падежные формы имён существительных С. 20, № 42—45

      1

22.01

89

Склонение  имён прилагательных

(с ударными окончаниями) С. 21, № 46—49

     1

25.01

90

Диктант по теме «Правописание окончаний в разных формах частей речи»

     1

26.01

Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи 

Имена существитеьные 1-го, 2-го, 3-го склонения

91

Имена сущест-вительные 1, 2,3 -го склонения С. 22-23, № 50 - 51

      1

27.01

92

Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения С. 24-25, № 52-58

      1

28.01

93

Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения С. 26-27, № 59-64

      1

29.01

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе 

94

Безударное окончание проверяем ударным С. 28—29, № 65-67

     1

1.02

95

Употребление гласных еи  в падежных окончаниях имен существительных разных склонений С.30-31, № 68-73

     1

2.02

96

Употребление гласных Е – И в падежных окончаниях С. 32-33, № 74- 81

     1

3.02

97

Употребление гласных Е – И в падежных окончаниях С. 34-35 № 82- 88

     1

4.02

98

Выбор гласного в окончаниях (обобщение) С. 36-37, № 89- 94

     1

5.02

99

Выбор: [а] — а, о; [и] — и, е (обобщение) С. 38, № 95- 97

     1

8.02

100

Выбор: [а] — а, о; [и] — и, е (обобщение) С. 39,№98-101

     1

9.02

101

Контрольный диктант по теме «Безударные падежные окончания существительных»

    1

10.02

102

Анализ диктанта. Выбор гласного в окончаниях.

    1

11.02

Безударные падежные окончания имён существительных  во множественном  числе

103

Ознакомление с падежными окончаниями  по таблице с. 40-41, № 102- 107

    1

12.02

104

Варианты окончаний винительного падежа С. 42-43, № 108- 112

     1

15.02

105

Гласные [и] — е, [а] — о  в окончаниях родительного падежа С. 44-45, № 114- 120

     1

16.02

106

Гласный [а] — а в окончаниях дательного, творительного и предложного падежей

С. 46-47, № 121-126

     1

17.02

107

Выбор гласных в окончаниях форм рахных падежей и чисел. С. 48, № 127-131

      1

18.02

108

Уроки-тренинги С. 49-50, № 132-137

     1

19.02

109

Контрольное списывание с.50.№136

     1

22.02

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных 

110

Падежные окончания имен прилагательных единственного и множественного числа С. 52, № 142-143, с. 53 (табл)

      1

24.02

111

Проверка безударных окончаний имён прилагательных

С. 54—55, № 144—148

      1

25.02

112

Проверка безударных окончаний имён прилагательных С. 56—57, № 149- 154

      1

26.02

113

Проверка безударных окончаний имён прилагательных С. 58-59, № 155- 161

      1

29.02

114

Проверка безударных окончаний имён прилагательных С. 60-61, № 162- 168

      1

1.03

115

Проверка безударных окончаний имён прилагательных С. 62, № 169- 170

      1

2.03

116

Закрепление написания падежных окончаний прилагательных

С.63, № 171-173

      1

3.03

117

Закрепление написания падежных окончаний прилагательных С. 64, № 174-176

      1

4.03

118

Закрепление написания падежных окончаний существительных и прилагательных  С. 65, № 177

      1

7.03

Употребление и правописание падежных форм личных местоимений

119

Употребление и правописание падежных форм личных местоимений С. 66-67, № 178- 182

     1

9.03

120

Употребление и правописание падежных форм личных местоимений С. 68-69, № 183- 188

      1

10.03

Правописание падежных форм склоняемых частей речи (обобщение и проверка) 

121

 Правописание   падежных форм склоняемых частей речи (обобщение) С. 70-71, № 189- 195

      1

11.03

122

Объяснительный диктант (подготовка к контрольному диктанту) С.89, № 4

      1

14.03

123

Контрольный диктант по теме «Безударные падежные окончания разных частей речи» С. 89, № 5

    1

15.03

124

Анализ диктанта. Обобщение знаний о правописании падежных форм С.88, № 1- 2

     1

16.03

125

Творческая работа (сочинение о под-снежнике)с.95.№2-3

     1

17.03

126

Анализ творческой работы

      1

18.03

IV  четверть

127

Правописание падежных форм склоняемых частей речи С. 72- 73, № 196-198

      1

30.03

128

Правописание падежных форм склоняемых частей речи

С. 73, № 199-201

      1

31.03

ЧАСТИ РЕЧИ  И ИХ РАБОТА В ПРЕДЛОЖЕНИИ И ТЕКСТЕ

(систематизация изученного) (41 ч)

Самостоятельные и служебные части речи (16ч)

129

Самостоятельные и служебные части речи с.74.№203-205

      1

1.04

130

Самостоятельные и служебные части речи с.75-77.№206-208

      1

4.04

131

Наблюдение над назначением

и синтаксической ролью прилагательных

С. 76—77, № 209—214

      1

5.04

132

Часть речи – причастие С. 78-79, № 215-219

      1

6.04

133

Часть речи – наречие С. 80, №  220- 222

      1

7.04

134

Часть речи – наречие С. 81, №  223- 225

      1

8.04

135

Часть речи – деепричастие С.  82-83, 226-229

      1

11.04

136

Частицы С. 84-85, № 230-235

      1

12.04

137

Предлоги, приставки, союзы С. 86, № 236-238

      1

1304

138

Междометия С. 87, № 239-241С

      1

14.04

139

Контрольный диктант по теме «Самостоятельные и служебные части речи»

      1

15.04

140

Анализ диктанта.Обобщение по теме «Правописание слов разных частей речи»с.90-91,№1-4

     1

18.04

142

Проверочный словарный диктант.

     1

19.04

143

Работа над ошибками. Правописание слов разных частей речи. С. 92-93, № 5-9

     1

20.04

144

Изложение С. 94, № 1

     1

21.04

145

Анализ изложения.Коррекция ошибок.с.88,№2

     1

22.04

Язык и речь. Слово (4ч)

146

Слово. Называть, обозначать, давать имя. С. 98-99, № 242- 248

     1

25.04

147

Лексическое значение слова. Формы речи: монолог, диалог. С. 100-101, № 249-254

     1

26.04

148

Лексическое (конкретное) и грамматическое (общее) значение слова

С. 102, № 255- 256

      1

27.04

149

Лексическое (конкретное) и грамматическое (общее) значение слова

С. 103, № 257-260

      1

28.04

Правописание слов(4ч)

150

Правописание мягкого знака (ь) в словах

С. 104-105, № 261-266

      1

29.04

151

Правописание  слов

с безударными гласными, проверяемыми

и не проверяемыми ударением

С. 106—107, № 268-269

      1

2.05

152

Правописание  слов

с безударными гласными, проверяемыми

и не проверяемыми ударением

С. 108—109, № 272-276

      1

3.05

153

Письмо под диктовку С. 108, № 275

      1

4.05

Используем средства языка в речи (повторяем, систематизируем)

Распространяем  предложения(11ч)

154

Синтаксические средства языка: словосочетание, предложение С. 110-111, № 277-289

      1

5.05

155

Распространение мыслей в предложении и тексте С. 112-113, № 283-286

      1

6.05

156

Предложения   в составе текста С. 114-115   № 290-293

      1

10.05

157

Разновидности повествовательного типа речи.с.116,№294-296

     1

11.05

158

История (рассказ) о случившемся событии.

Изложение текста-повествования.с.118,№299

     1

12.05

159

Анализ изложения. Разновидности повествовательного типа речи.с117,№297

     1

13.05

160

Описание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»с.120-121,№304-305

     1

16.05

161

Анализ изложения. Особенности текста-описания

     1

17.05

162

Особенности  текста-рассуждения с.119,№301-303

    1

18.05

163

Итоговый контрольный диктант за II полугодие

19.05

164

Анализ диктанта. Построение текстов

20.05

Язык мой – друг мой (итоговые уроки)(6ч)

165

О роли языка в жизни человека с.122-123,№306-311

     1

23.05

166

Повторение правил составления текста-письма с.128.№1

      1

24.05

167

Друзья мои – книги с.129,№3

25.05

168

Друзья мои – книги (составление отзыва о прочитанной книге.

26.05

169

Грамматическая контрольная работа

27.05

170

Обобщение темы о роли языка в жизни человека

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку Начальная школа 21 век - 4 класс

«Согласовано»Руководитель МО_____________/__________ФИОПротокол № ___ от «__»____________2011___г. «Согласовано»Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 42   »____________...

Рабочая программа курса "Русский язык" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Русский язык" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню под...

Рабочая программа по Русскому языку на 2013– 2014 учебный год 2 класс. УМК Гармония

Рабочая программа по учебному курсу Русский язык составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включает: поя...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ на 2013/2014 учебный год 3 классы Учитель: Максимова О.В.

Планирование составлено на основе    Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания лич...

Рабочая программа по русскому языку по школе России в 2 классе. Авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий На 2014 – 2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА            Рабочая программа курса «Русский язык» для   2   класса на 2014 – 2015 учебный год составлен...

Рабочая программа по русскому языку на 2015-16 учебный год.

Планирование на 2015 - 1 6 учебный год по русскому языку....

Рабочая программа по русскому языку на 2019 -2020 учебный год 1 класс

Рабочая программа по русскому языку 1 класс...