Урок русского языка в 3-м классе по теме"Непроизносимые согласные в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шупенько Екатерина Валентиновна
  • Познакомить детей с непроизносимыми согласными;
  • учить находить непроизносимую согласную в словах;

        воспитывать интерес к 

        русскому языку и чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_neproiznosimyh_soglasnyh.doc71 КБ
Office presentation icon neproiznosimye_soglasnye.ppt1.72 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3-м классе

по теме"Непроизносимые согласные в корне слова"

Цели урока: 

  • познакомить детей с непроизносимыми согласными;
  • учить находить непроизносимую согласную в словах;
  • воспитывать интерес к русскому языку и чтению.

Содержание урока

№ слайда

1. Организационный момент

-Урок русского языка. Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке: книжки, ручки и тетрадки?

- Поднимите на меня свои глазки. Я посмотрю, все ли у вас в порядке. Сегодня мы снова будем раскрывать тайны русского языка, встретимся с новой орфограммой. Готовы?

Покажите, какое у вас настроение на урок.

/Слышится стук/

- Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне?

Это он, это он, дядя Печкин почтальон.

Печкин передал нам посылку, а в ней письмо и диск. Интересно, что это значит! А вам тоже интересно?

Письмо:

“Здравствуйте, друзья! Наступила долгая зима и у нас в Простоквашине стало очень скучно. Даже на фотоохоту я не хожу, там фотоохотиться не на кого. Приезжайте к нам в гости, будет веселей. Ваш Шарик.”

- А еще и диск. Посмотрим?

/ фрагмент из мультфильма “Зима в Простоквашине”/.

- Ну что, ребята, примем приглашение? Надо помочь Шарику. Ведь и зимой есть чем заняться интересным и увлекательным. Тогда в путь! Но для начала надо приготовиться к дороге.

1) Эмоциональный настрой учащихся:
-улыбнитесь друг другу, мне.

2) Гимнастика для рук:
-пальчики здороваются;
- лепим снежки;
- греем руки (потирание), кистью руки рисуем солнышко и лучи.

2. Минутка чистописания.

Запишем дату нашей поездки: …, классная работа.

Внимательно слушаем и пишем орфограммы и буквы:

*- БУРАН (безударная гласная)

У

- ВЕС (парная согласная)

С

- КНОПКА (парная согласная)

П

- СНЕЖОК (безударная гласная)

Е

- НИНА (Имя собственное)

Н

- МАСКА (парная согласная)

С

*- ГАЛКА (согласный, парный, глухой, твердый),

К

- ПИСЬМО (безударная гласная)

И

*- ЗАЙКА (согласный, непарный, звонкий, всегда мягкий)

Й

- Какое же слово получилось? УСПЕНСКИЙ

-Кто это? Что вы про него знаете?

3. Беседа о писателе.

22 декабря – день рождения Эдуарда Николаевича Успенского. Эдуард Николаевич Успенский – один из самых популярных и любимых детских писателей. Его стихи, сказки, рассказы и веселые повести нравятся не только ребятам, но и взрослым. Это именно он придумал для нас Чебурашку и Крокодила Гену, Дядю Федора, кота Матроскина, Шарика и почтальона Печкина, Колобков, которые ведут следствие, Бабу Ягу, которая против и многих, многих других.

4. Работа по теме урока.

Ребята, Колобки тоже хотят с нами отправиться в гости, но они ведут следствие. Из слов пропали буквы. Поможем Колобкам?

ГРУС..НЫЙ, ЗВЕЗ..НЫЙ, КАПУС..НЫЙ, СО..НЦЕ.

- Прочитать, определить орфограмму, проверить слова.

- Какие буквы вставили? Т,Д,Т,Л

Превратились сразу в тень!
Были звуки и звучали!
А теперь вдруг замолчали.

-Исчезли отдельные звуки на стыке трех, четырех согласных, так как трудно их произносить: СТК, ЗДН, СТН, ЛНЦ.

- А в какой части слова находятся непроизносимые согласные? (в корне)

Выделим умело линию родства,

Однокоренные подберем слова.

Звёздный – звезда, капустный – капуста, солнце – солнышко, грустный – грустит.

- Теперь мы услышали пропущенные буквы? Кто скажет, как же проверить непроизносимые согласные?

Читаем правило.

ФИЗМИНУТКА.

(звучит песня “Чебурашка”) Под музыку: упражнения для глаз, движения.

5. Работа над предложением.

- Любите ли вы лепить из пластилина? Из него можно слепить что угодно и даже это…

(Звучит песня “Пластилиновая ворона”)

- Ребята, ворона тоже просится с нами. А найдется ли для нее в Простоквашине друг? Конечно же, это галчонок. Но ворона – мудрая птица и увидела непорядок: ветер перемел слова. Надо составить предложение:

 ИЗВЕС..НЫЙ, В, П..САТЕЛЬ, ШКОЛУ, ПРИШ..Л.

Записать с комментированием. Дать характеристику предложению. Какую работу можно выполнить? (дифференцированно: разобрать по членам предложения, обозначить части речи, выделить орфограммы и т.д.)

6. Закрепление изученного.

(Звучит музыка “Пусть бегут неуклюже”)

Крокодил Гена и Чебурашка пришли к Вам за помощью, помогите им вставить пропущенные буквы

РАДОС..НЫЙ, СЧАС..ЛИВЫЙ, ЗДРА..СТВУЙ, СЕР..ЦЕ.

Вставить, проверить, записать, выделить корень.

7. Работа с сигнальными карточками.

НЕНАСТНЫЙ, МЕСТНОСТЬ, ЧЕСТНЫЙ, ПОЗДНО, УСТНО.

8. Итог урока.

Сделаем вывод

1. Какие непроизносимые согласные ты знаешь?

1. Непроизносимые согласные Л, Т, Д, В.

2. Что надо сделать для проверки слов с непроизносимой согласной?

2. Надо подобрать проверочное слово так, чтобы этот звук четко слышался.

3. Когда непроизносимая согласная четко слышится?

3. Непроизносимый согласный звук будет четко слышаться, если он стоит в конце слова или перед гласной.

4. Приведи примеры слов с непроизносимыми согласными с проверочными словами.

По ходу  появляются опоры:

Непроизносимые согласные Л, Т, Д, В.

В проверочном слове звук четко слышится

ЕСЛИ

  • он в конце слова
  • он перед гласной

Посмотрите, какие слова вам часто встречались сегодня на уроке? (Слова с непроизносимыми согласными.)

– Скажите, какие слова вы бы хотели слышать в повседневной жизни чаще?

Чудесный, честный, здравствуй, прелестный, радостный, чудесный.

– Какая орфограмма встречается во всех этих словах? Как ее проверить

Вывод: правило проверки непроизносимых согласных.

– И в заключение герои сказок Э. Успенского приготовили для вас пожелание. (Устно изменить слова в скобках.)

Будьте как , красивыми!
Будьте (прелесть), милыми!
Между собою (честь)!
Будьте всегда (Счастье)!

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме "Непроизносимые согласные в корне"

Данный урок проводится с целью формирования у детей представления о словах с непроизносимыми согласными звуками....

Урок русского языка в 3 классе по теме "Непроизносимые согласные в корне слова" ОС"Школа 2100"

Методическая разработка урока с применением деятельностного метода с указанием деятельности учителя и учащихся. Имеется презентация и ссылка на электронный ресурс....

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Парные согласные в корне слова".

Урок рефлексии разработан на основе деятельностного метода обучения....

Урок русского языка во 2 классе по теме "Непроизносимые согласные в корне слов"

Урок введения новых знаний. Соответствует ФГОС НОО. Умк "начальная школа 21 века".Автор Иванов С.В., Кузнецова М. И....

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные в корне слова"

Тема урока: Двойные согласные в корне слова.Цели урока: познакомить с орфограммой - «Двойные соглассные»; научить состовлять текст на заданную тему.Планируемые результаты:·...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Парные согласные в корне слова и на конце слова".

Урок русского языка в 3 классе по по теме "Парные согласные в корне слова и на конце слова", разработан в соответствии требованиям ФГОС....