Конспект урока по русскому языку 3кл. Род имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Цапина Елена Владиславовна

Конспект урока по русскому языку 3кл. Род имён существительных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема:

Род имён существительных.

Тип урока:

Закрепление материала.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить умение различать мужской,  женский и средний род имён существительных;

- ввести в активный словарь учащихся ряд слов, объяснив их значение и написание;

- активизировать активный словарь учащихся;

- научить применять полученные на уроке знания на практике.

Развивающие:

- развивать связную устную речь учащихся;

- развивать зрительную память (на основе узнавания и различения);

- развивать долговременную память учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать учебную мотивацию;

- прививать учащимся интерес к предмету.

Оборудование: таблички с новыми словами; карточки для индивидуальной работы; таблицы, предметные картинки, карточки для индивидуальной и групповой работы с учащимися; записи на доске.

Ход урока:

1. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.

2. Подготовка учащихся к усвоению материала

а) Тема урока

– Прочитайте слова: море, берег, земля, теплый.

- Какое слово «лишнее»? Почему?   (тёплый –т. к. это прилагательное,   а остальные слова- существительные).

- Как изменяются существительные?   (по родам).

- Какие слова помогают определить род существительных?   (он, мой; она, моя; оно, моё).

- Подумайте и назовите тему урока  (Род имён существительных).

На доске открывается запись темы урока.

б) Постановка цели урока

        - Сегодня на уроке будем упражняться различать род имён

существительных.

3. Актуализация и проверка знаний, имеющихся у учащихся по теме.

а) Изучение нового слова. Работа над лексическим значением слова

На доске слово «остров».

- Что обозначает слово «остров»? (Остров- это участок суши, со всех сторон окружённый водой.)

Выставляется на доске рисунок острова. На доске слово   О́СТРОВ.

б) Звуко-буквенный разбор слова. Один ученик работает у доски.

в) Подбор родственных слов

ОСТРОВ

ОСТРОВОК

ОСТРОВИТЯНКА

ОСТРОВИТЯНИН

ОСТРОВНОЕ

(ГОСУДАРСТВО)

Слова на доске.

- Запишите слова в тетрадь, выделите корень, определите род.

г) Мы отправимся в путешествие по морю к необитаемому острову на корабле. В пути нам встретятся морские обитатели, которые приготовили нам задание. Первое задание нам принесли парусники. Прочитайте их названия.

(родной, виднеется, знакомый, большой, омывается, лежит, необитаемый, далекий).

- Найдите среди названий парусников глаголы и запишите их в тетрадь. Что они обозначают?  (действия предметов).

- Слова какой части речи остались на парусниках?  (прилагательные).

- Соедини стрелками слова, противоположные по смыслу:

Необитаемый               Маленький

большой                          близкий

далёкий                      обитаемый

знакомый                            чужой

родной                       неизвестный

Выполняется проверка. 1 ученик читает вслух.

Молодцы, справились с заданием, плывём дальше.

4.   Физминутка

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнусь.

5. Закрепление изученного материала

а) Отгадайте загадку:

Живёт спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит,

Под ним, не зная страха,

Гуляет  …  (черепаха)

На доске появляется изображение морской черепахи.

Черепаха приготовила нам задание.

- Прочитайте слова (звезда, вода, приключение, порт, пират, черепаха, путешествие, воздух). Определите род существительных и запишите их в три столбика.

 Один ученик у доски расставляет слова в три столбика.

б) А вот навстречу к нам спешит дельфин.  Дельфин несёт задание: определите, что плавает и запишите слова в три столбика. (вывешены картинки – самолет, бабочка, крокодил, корабль, автобус и т.д.). Какие слова помогут определить род существительных?   (он, мой      она, моя       оно, моё).

в) - Молодцы, плывём дальше. И нас встречает рыбка. Нужно подобрать родственные слова к существительному рыбка.

Дети называют, учитель выставляет на доске.

Рыба

Рыбка

Рыбак

Рыбалка

Рыбёшка

Рыбий (жир)

Рыбацкое (судно)

Рыбные (консервы)

- Запишите, выделите корень, у существительных определите род. Выделите корень в словах.

г) Восстановите деформированное предложение:

Летучий, рыбка, выскочить, из, вода, и, парить, в, воздух.

- Молодцы, ребята! Мы доплыли до нашего необитаемого острова.

6. Подведение итогов урока

а) Вопросы учителя.

- Что мы сегодня учились делать на уроке?

- Какие слова помогали определить род существительных?

б) Выставление оценок с комментарием каждой оценки.

в) Объяснение и запись домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый проблемный урок по русскому языку "Три склонения имён существительных"

Открытый урок по русскому языку в 4 классе с применением технологии проблемного обучения...

Открытый урок по русскому языку. Творительный падеж имён существительных в 3 классе

   Конспект урока по теме: "Творительный падеж существительных, умение находить и определять их"....

Урок – исследование. Русский язык, 2класс. Род имён существительных. Система Л.В. Занкова.

Урок построен в форме исследования. Формы организации учебной деятельности на уроке способствуют развитию умений у учащихся вести исследовательскую деятельно...

Конспект урока по русскому языку. Тема"Род имён существительных", 3 класс

Тема урока, классТема: Род имён существительных, 3 класс Программа, УМК «Начальная школа ХХI века»Тип урока.Открытие нового знанияЦели урока. Цель, направленная на достижение предметных рез...

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс...

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языкуТема: « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения».Цели деятельности учителя:  познакомит...

Конспект урока по Русскому языку. Тема: «Род имён существительных» УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование понятия о роде имени существительном; формирование умения определять род имён существительных. Планируемые результаты: Предметные: Знать определение понятия род...