урок русского языка Двойные согласные для 2 класса УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Ручкина Наталья Захаровна

урок русского языка Двойные согласные для 2 класса УМК "Перспектива" 

УУД:

Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и её результатом определять правила работы в группе,  положительное отношение к школе и учебной деятельности

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, распределение работы; формулировать своё мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению точно и полно выражать свои мысли

Регулятивные: осуществление контроля процесса и результатов деятельности; принимать и  сохранять учебную задачу, находить варианты решения учебной задачи, отличать верно выполненное задание от неверного, осуществлять самоконтроль, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение применять полученные знания в нестандартной ситуации: проводить анализ учебного материала, ориентироваться в учебнике

Планируемый результат:

-  Научаться слышать слова с удвоенными согласными в корне, правильно обозначать их на письме и обосновывать своё мнение;

- Смогут определять длинный и короткий звук в слове и обосновывать своё мнение;

- Используют  приобретённые знания для выполнения творческого задания по данной теме.

Оборудование:  Учебник Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина Ч. 1. Стр.122 - 123.

Рабочая тетрадь Ч. 1 стр. 59

Имеется дополнительный материал для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_dvoynye_soglasnye.docx105.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1                                                                         С ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЕМ»

Конспект открытого урока русского языка  2 класс

Тема урока «Знакомство с удвоенными согласными» УМК «Перспектива»

 Учитель Ручкина  Наталья Захаровна

12.01.2015

Удмуртия  г.Можга


Тема: Слова с удвоенными согласными    (2-й урок по теме)

(УМК «Перспектива» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина )

УУД:

Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и её результатом определять правила работы в группе,  положительное отношение к школе и учебной деятельности

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, распределение работы; формулировать своё мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению точно и полно выражать свои мысли

Регулятивные: осуществление контроля процесса и результатов деятельности; принимать и  сохранять учебную задачу, находить варианты решения учебной задачи, отличать верно выполненное задание от неверного, осуществлять самоконтроль, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение применять полученные знания в нестандартной ситуации: проводить анализ учебного материала, ориентироваться в учебнике

Планируемый результат:

-  Научаться слышать слова с удвоенными согласными в корне, правильно обозначать их на письме и обосновывать своё мнение;

- Смогут определять длинный и короткий звук в слове и обосновывать своё мнение;

- Используют  приобретённые знания для выполнения творческого задания по данной теме.

Оборудование:  Учебник Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина Ч. 1. Стр.122 - 123.

Рабочая тетрадь Ч. 1 стр. 59

Имеется дополнительный материал для учащихся. См. приложение

Ход урока.

Этапы

Деятельность учителя и ученика.

  1. Орг.момент.

1 мин.

 

  1. Чистописание.

4 мин.

3. Постановка цели урока.

1 мин

4. Применение теоретических  положений в условиях выполнения упражнений.

Работа в парах.

5 мин.

5.Динамическая пауза.

5 мин.

6.Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.

10 мин

7.Индивидуальная работа.

  3 мин.

8.Работа в группах.

 6 мин

(применяется личностно-ориентированное обучение, проблемно-дискуссионное обучение)

9. Итог урока.

1 мин

10.Домашнее задание.

2 мин.

11.Самооценивание

2 мин

Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.

И помните: как хорошо, что мы сегодня все здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.

Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

- Вспоминаем правила посадки при письме.

А теперь давайте сделаем гимнастику для пальчиков:

- Тесто мнём, мнём, мнём! – (очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки, одновременно и поочередно).

 - Тесто жмём, жмём, жмём! - Пироги мы испечём! – (руками совершаем движения, как будто лепим пирожки)

- На доске запись: бб, жк, нн, дк, кк, ск, лл, тр, ее, жж, зд, мм, пп, вс, рр, сс, тт

Посмотрите, пожалуйста, внимательно на доску. Прочитайте про себя буквосочетания. Слоги  ли это? Почему? (Нет, это не слоги. Здесь нет гласных. Они состоят только из согласных букв).

- Запишите в тетрадь согласные буквы-близнецы, соблюдая правила каллиграфии. Какие правила каллиграфии – знаете. Назовите их. Проверим все ли верно.

На доске: 1. соответствие образцу;

2. одинаковый наклон,

3. одинаковая высота,

4. одинаковое расстояние между буквами.

 Самые красивые буквы обводим карандашом в кружочек.

- Пальчики наши готовы к работе, подготовим внимание и память.

- Ребята, почему я именно такие сочетания букв для вас подобрала? ( Потому что изучена тема «Слова с удвоенными согласными»).

- А что вы запомнили про эти слова? (Написание таких слов надо запомнить).

-Назовите место удвоенной согласной в слове.

(В середине, в начале, в конце слова.)

-Что нам поможет написать слова правильно? (Орфографический словарь.)

-Как правильно переносить слова с удвоенными согласными? ( при переносе слов удвоенные согласные разделяются)

Эти буквы-близнецы

Удалые молодцы,

Ты одной закончи строчку,

А с другой её начни!

-Есть ли исключения в этом правиле?

(Нельзя переносить односложные слова и не разделяются удвоенные согласные в самом начале слова или в конце слова.)

Какая цель нашего урока, если мы уже изучили данную тему?

( Нам необходимо сегодня закрепить знания и умения по этой теме и применять их  при выполнении различных заданий )

- Когда же надо писать двойные согласные в слове?

Когда при произношении согласный произносится долго.

- 1 задание. По нашей теме удвоенные согласные  я приготовила интересное задание.  Посмотрите внимательно, есть ли ошибка здесь?  Не забудьте обсудить свое решение с соседом.

- На доске запись: 
Я сегодня всем  наврал -  от стыда алею. 
Вот пойду и спрячусь  я в тёмную аллею.
Учитель. Почему мальчику хочется спрятаться? А что лучше сделать, если, так уж получилось, ты обманул? 
Уч-ся. Признаться и извиниться, больше так не делать. 
Учитель. Есть ошибка здесь или нет? 
Дайте правильный ответ. 
Учитель. Как объяснить удвоение согласной в данных словах? Составьте пары предложений.

Грипп – гриб,  металл - метал (мяч) 
Учитель (помощь). 
1. Гриб один в лесу растёт, 
грипп другой вас с ног собьёт. 
За первым - нагибаемся, 
вторым - все заражаемся. 
2. Оля ядра из металла 
дальше всех в длину метала. 
Олей мы теперь гордимся, 
обижать её боимся. 
Физминутка. 
Учитель. Встаньте, пожалуйста. Определите на слух слова с удвоенными согласными, поднимая при этом руки вверх и хлопая два раза в ладоши. 
1.Спросите, не повысив тона
Что больше, центнер или тонна? 
2.Необходимы соль и крупы, 
Чтоб кашу наварить для группы. 
3.Кто получит низкий балл
Не придёт на школьный бал
4. Если в доме много сора
Может в доме вспыхнуть ссора. 

 -Какие сложности встретились при выполнении задания? Какие слова требовали особого внимания?

Какие слова в тексте звучат  похоже, а пишутся по – разному? (тона, тонна, крупы, группы, бал, балл, сор, ссора). Объясните значение этих слов.

Учитель. Что нужно делать, чтобы уметь правильно писать слова с удвоенной согласной ?
Уч-ся. Уточнить, находится ли двойная согласная в этом слова, и запоминать как можно больше таких слов. В случае затруднений можно посмотреть слово в словаре. 

- Открываем учебник на стр. 122, упр. 183. Прочитайте задание.

Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

Прочитайте текст. Запишите его, вставляя подходящие по смыслу слова.

Подчеркните удвоенную согласную.

- Вспомните правило переноса слов с удвоенными согласными.

-Запишите слова с удвоенными согласными, разделяя для переноса.

Самопроверка.

Упр. 184 с 122

Игра «Найди свои слова»

Класс делится на группы по рядам. Каждой группе записать свои слова.

Составляют предложения с некоторыми словами.

- Группы  выберите того ученика, который будет представлять ваше общее мнение при проверке задания.

(Представители от групп  озвучивают правильные ответы.)

Упр.186. с. 123 (устно)

  • Чему учились на уроке?
  • Узнавали, когда и где в слове пишутся удвоенные согласные.
  • Упражнялись в написании слов с двойными согласными.
  • Пополняли словарный запас такими словами.

Домашнее задание.

В рабочей тетради дано интересное задание на стр. 58, упр. 102 (открывают, читают задание). Устная работа с объяснением.

Это упр. будет домашним заданием, запишите в дневники на завтра.

- Кто считает, что работал в полную силу и заслужит отметку «5»? «4»?

- Кто считает, что был не достаточно активен? Почему?

- Кто доволен своей работой в тетради?

Приложение.

Вставьте нужные буквы. Подумайте всегда ли это будут две согласные. (задание на 4)

                       Груп…а ребят в воскресенье поехала за город.

                    Они в  кас…е купили бил…еты.

                     Поезд подошел к пе…рону.

                    Па…сажиры  быстро вошли  в вагон…ы.

        

Распредели данные слова в 3 группы.(задание на 4)

В середине _________________________________________________                    

В начале     ________________________________________________                    

В конце ___________________________________________________

Аллея, можжевельник ссора грипп, класс, аппетит, вожжи, дрожжи, касса, перрон, эффект, ссылка, Анна, Римма, металл, Филипп, Кирилл, теннис,  рассказ, миллион, шоссе, программа, телеграмма, жжёт, балл, вверх.

_________________________________________________________

Карточка №1 (задание на «3»)

Прочитай слова. Спиши. Подчеркни удвоенные согласные буквы. Запомни, как пишутся эти слова. Выдели орфограммы.

    Жужжит, касса, сумма, жжёт, ванна, Анна, Жанна, коллекция, дрожжи, Римма.

     Анна стала командиром своего классаАлла получила за активную работу грамоту. Мама пошла умываться  в ванну. В свой сонник я записываю свои сны. Конное оборудование должно быть у каждого наездника. Грамматика важная часть русского языка.  Удвоенная согласная -  орфограмма  в  русском  языке.

Карточка №2 (задание на «4»)

Прочитай текст. Выпиши из текста слова с удвоенными согласными. Запомни, как они пишутся. Раздели эти слова для переноса.

В нашем классе все ребята чем-то увлекаются. Филипп собирает коллекцию марок. Алла любит отгадывать кроссворды. Вокруг неё всегда группа ребят. Кирилл - хоккеист. Инна играет в настольный теннис. Римма ходит в бассейн. А Вова увлекается булочками и творожной массой с изюмом. У него всегда отличный аппетит!

________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

Карточка №3 (задание на «5»)

Прочитай. Вставь вместо точек слова, подчеркни удвоенные согласные.

1.Дети нашего ……………… - это дружный …………………………… .

2. После взлёта самолёт медленно убирает ……………………….. .

3. По широкому ……………………….. мчались машины.

4. Тенистая ……………………….. привела нас к домику с …………………. .

5. Осенью вся наша семья болела ………………………… .

6 . ……………………….. стояли на перроне вокзала.

Слова для справок: шасси, класс, шоссе, коллектив, аллея, терраса, грипп, пассажиры

-------------------------------------------------------------------------------------------------

ДВОЙНАЯ   СОГЛАСНАЯ

аккуратно

аллея

бассейн

ванна

касса

килограмм

класс

коллектив

коллекция

кросс

масса

медленно

миллион

одиннадцать

пассажир

перрон

профессия

рассказ

расстояние

Россия

русский

суббота

троллейбус

хоккей

шоссе

 

 

Учитель. Сегодня к вам в гости пришли литературные герои. Кто это? 
1. Многим долго неизвестный 
стал он каждому дружок, 
всем по сказке интересной 
мальчик-луковка знаком. 
Очень быстро и недлинно 
он зовётся ... (Чиполлино) 
2. Он и весел и не злобен, 
этот милый чудачок. 
С ним приятель Пятачок. 
Для него прогулка - праздник, 
И на мёд особый нюх. 
Это плюшевый проказник, 
медвежонок ... (Винни-Пух) 

Учитель. Знаете ли вы ещё литературных героев, в именах которых была бы удвоенная согласная буква? 
Уч-ся. Муми - тролль (Туве Янссон), хоббит Бильбо Беггинс ( Дж.Р.Р. Толкин), Гулливер (Джонатан Свифт), Рикки-Тикки-Тави (Редьярд Киплинг), Пеппи Длинный чулок (Астрид Линдгрен), Гарри Поттер (Дж.К. Ролинг) 
Учитель. Знаете ли вы, какие географические названия пишутся с удвоенной согласной в корне? 
Уч-ся. Россия, Одесса, Марокко, Коралловое море, реки Миссисипи, Миссури, Маккензи (в Северной Америке), река Муррей (Австралия), Магелланов пролив (на севере Южной Америки)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Непроизносимые согласные" 3 класс

Урок разработан с использованием игровой технологии....

презентация к уроку русского языка "Непарные согласные", 1 класс

презентация к уроку русского языка "Непарные согласные", 1 класс...

Урок русского языка "Парные согласные" 2 класс

Цель и задачи урока:-  Различать сильные и слабые позиции парных согласных в корне слов; - Отработать   способы  проверки парных согласных на конце слов,  правильны...

Открытый урок по русскому языку "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Иванова....

Урок русского языка "Удвоенные согласные" 3 класс

Технологическая карта урока по русскому языку«Удвоенные согласные»1. Ф.И.О. учителя:  - Аглиулина А.В.2. Класс:  3 «Г» класс   Дата:  17.10.2017...

урок русского языка "Двойные согласные"

Этот урок позволит познакомить с фактом наличия в словах русского языка двойных согласных...

Буклет к уроку русского языка"Парные согласные", 2 класс

Данный буклет поможет организовать работу на уроках русского языка, где учащиеся исследуют различные способы проверки написания парных согласных....