Конспект урока по русскому языку 4 класс УМК "ПНШ"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Васюкова Таисия Анатольевна

Цель: создание условий для актуализации фонематических знаний о гласных буквах; продолжить формирование умения определять и сравнивать спряжения глагола; развитие орфографической зоркости.

Задачи урока: понять  закономерность  использования  предлогов о и об

 Закреплять  умения определять:

– состав слова

- производить фонематический разбор слов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravilo_upotrebleniya_predlogov_o_i_ob.docx16.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по русскому языку

4 класс

УМК «ПНШ»

Учитель начальных классов

Васюкова Т.А.

№27  Тема: Правило употребления предлогов о и об 

Цель: создание условий для актуализации фонематических знаний о гласных буквах; продолжить формирование умения определять и сравнивать спряжения глагола; развитие орфографической зоркости.

Задачи урока: понять  закономерность  использования  предлогов о и об

 Закреплять  умения определять:

– состав слова

- производить фонематический разбор слов.

Регулятивные УУД:- определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками при изучении того, что существительные склоняются, глаголы спрягаются; при определении вида орфограммы, сравнении личных окончаний глаголов, принадлежащих к разным спряжениям; работе с толковым, обратным, словообразовательным, орфоэпическим словарями; - прогнозирование и составление алгоритма решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками при изучении того, что существительные склоняются, глаголы спрягаются; при определении вида орфограммы, сравнении личных окончаний глаголов, принадлежащих к разным спряжениям; работе со словарями;

Познавательные УУД. Общеучебные УУД:- знаково – символическое моделирование при выделении приставок и суффиксов глаголов, обращении к условным знакам учебника, словаря и тетради; - поиск и выделение необходимой информации при работе с толковым, обратным, словообразовательным, орфоэпическим словарями; с инструкциями и таблицами; - умение структурировать знания при изучении правил русского языка, что гласные в личных окончаниях глаголов под ударением и без ударения пишутся одинаково; что глаголы, образованные от других глаголов с помощью приставки, всегда сохраняют спряжение «глаголов-родителей; об общих закономерностях, связывающих глагол со словами других частей речи: могут быть разные наборы окончаний (разные склонения в одном случае и разные  спряжения в другом); и там и здесь окончания могут быть ударными и безударными

Логические УУД:- анализ, синтез, сравнение, классификация при определении спряжений глаголов; вида орфограммы, какой частью речи выражены однородные дополнения; сравнении личных окончаний глаголов, принадлежащих к разным спряжениям; объяснении написания глагольных окончаний;

Коммуникативные УУД. - осознанное построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками (принятие различных точек зрения, умение формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать собственные действия  и действия партнера) при работе с толковым,  словообразовательным, орфоэпическим словарями; обсуждении различных орфограмм (в группах).

Методы и приемы организации деятельности учащихся: проблемно-репродуктивный метод; беседа, самостоятельная работа с учебником.

Пособия для урока: учебник «Русский язык», ч. 1, Тетрадь для самостоятельной работы № 1.

Ход урока

I. Оргмомент (1 мин).

II. Определение темы и цели урока. (2-5 мин). Чтобы  понять  закономерность  использования  предлогов о и об, школьники  должны  будут  актуализировать  свои  фонетические знания:  вспомнить,  что  слова,  начинающиеся  с  букв е,  Ё,  Ю,  я, имеют в начале согласный звук [й’]. Уточнив это, дети обнаружат, что изучаемая  ими  закономерность  не  имеет  никаких  исключений:  если слово  начинается  с  согласного  звука,  то  перед  ним  употребляется предлог о, если с гласного – предлог об.

III. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (12-15)

Упражнения  38. Для  того  чтобы  это  правило  хорошо  запомнилось,  можно  перед  письменным  выполнением  упражнений  предложить  школьникам  устно  по  цепочке  объяснить  выбор предлога. Например:

1.  (о/об) Марине. Марине – первый звук [м] – согласный, поэтому выбираю предлог о: о Марине;

2.  (о/об) Андрее. Андрее  –  первый  звук  [а]  –  гласный,  поэтому выбираю предлог об: об Андрее;

3.  (о/об) Яше.  Яше  –  первый  звук  [й’]  –  согласный,  поэтому выбираю предлог о: о Яшеи т. д.

При  выполнении  второй  части  упражнения  №  38  важно,  чтобы дети  правильно  выделяли  слово,  которое  диктует  выбор  предлога: это следующее за предлогом слово, а не существительное, в форму которого этот предлог входит. Так, дети должны говорить:

1.  (о/об) белой… белой – первый звук [б’] – согласный, поэтому выбираю предлог о: о белой;

2.  (о/об)  этой… Этой  –  первый  звук  [э]  –  гласный,  поэтому выбираю предлог об: об этой и т. д.

Физминутка (1 мин).

IV. Применение и закрепление теоретических положений в условиях выполнения упражнений (13-15 мин). 

Упражнения  39. Для  того  чтобы  это  правило  хорошо  запомнилось,  можно  перед  письменным  выполнением  упражнений   предложить  школьникам  устно  по  цепочке  объяснить  выбор предлога.

Рабочая тетрадь №32. Выполнить в соответствии с заданием.

VI. Рефлексия. Оценивание.

VII. Домашнее задание. Рабочая тетрадь: упражнение 33

VIII. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....