Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе. Упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_po_razvitiyu_orfograficheskoy_zorkosti.docx53.11 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает частью языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении.

Уже в период обучения грамоте мы решаем эту задачу, используя орфографические сказки с целью формирования орфографической зоркости и проводя словообразовательные упражнения.

Для формирования привычных представлений об орфограмме орфографические сказки используются с учётом психологических особенностей учащихся.

Сформировать орфографическую зоркость - значит научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах, и развивающим способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.

Для выделения орфограммы нужно знать её опознавательные признаки:

  • для правописания безударных гласных буквы о-а, е-и-я; положение в безударном слоге;
  • - для правописания парных звонких и глухих согласных — буквы г-к, з-с, ж-ш, в-ф, д-т, б-п; положение в конце слова и перед глухими согласными. Усвоение опознавательных признаков орфограмм способствуют орфографические сказки о звуках и буквах.

Вот примеры орфографических сказок на уроках русского языка. Уже при чтении и письме первых слов с гласными а-о: сосны - сосна, осы - оса, страны - страна можно предложит детям сравнить произношение и написание гласных в безударных слогах, затем рассказать сказку о безударных гласных о-а: «Однажды гласные о и а гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему рассорились гласные? Когда гласные о-а стоят без ударения, хочет занять место и одна и другая. И туп: на помощь пришёл помощник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стаю слышаться ясно, и никакого сомнения в её написании уже не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные о или а. С тех пор эти дети пишут грамотно».

При чтении и письме слов с гласными е-и: реки - река, лес - леса, можно напомнить детям сказку о гласных о-а, и сообщить, что гласные е-и тоже ссорятся, если находятся в безударном слоге. Помирить их спешит волшебник - Ударение. К этой сказке дети обращаются постоянно, объясняя написание слов пила, остра, повар, земля и др. У детей появляется хорошая привычка: задумываться о написании гласных о-а, е-и-я в безударном слоге.

Аналогичная работа проводится с парными звонкими и глухими согласными в корне слова. На уроке при изучении [д], [д'] и букв Дд проводится игра «Буква потерялась» (б или и в словах ду, зу). После повторения парных согласных б-п, д-т, з-с учитель рассказывает сказку о звонких и глухих согласных: «Жили - были парные звонкие и глухие согласные. Жили дружно. Но однажды при составлении слов звонкие согласные оказались в конце слов. И началась между ними ссора, потому что звонкие согласные потеряли свою звонкость и стали слышаться как глухие. Эту ссору услышали гласные, они пришли на помощь, помирили парные согласные. Стоило гласным встать около согласных, как согласные стали слышаться ясно, и никакого сомнения в их написании уже не было. Помните, дети! Чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные на конце слов, надо позвать на помощь гласные»

В период обучения грамоте на уроке по теме «Звук [ч'], буквы Ч, ч» после характеристики звука [ч'] учитель рассказывает сказку о букве ч:

«Пошли однажды буквы в лес за грибами. Когда вернулись, буква Я расхвасталась: «Я больше всех грибов набрала, я, я, я, грибы у меня самые лучшие, я, я, я.» Буквы рассердились: «Мы так дружно жили, никто у нас не зазнавался. И решили буквы наказать букву Я. Буквы и её отправили в конец алфавита. Тогда вышла буква Ч и сказала, что никогда не встанет рядом с зазнайками Я и Ю, а будет дружить только с А и У. Запомните, дети, слог ЧА пишем с буквой А, слог ЧУ пишем с буквой У.»

Орфографические сказки вызывают интерес к изучаемым явлениям, а учение с увлечением всегда успешно. Да и в воспитательном плане орфографические сказки ценны: учат дружить, помогать друг другу в трудную минуту.

Орфографические сказки помогают учить детей не только видеть орфограммы, определять их тип, но и выполнять орфографические действия, т.е. подбирать проверочные слова так, чтобы звук в слабой позиции заменить звуком в сильной позиции и затем определить, какой буквой обозначается этот звук.

Таким образом, задачами уроков обучения грамоте и письма в 1 классе является аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами. Во 2 классе мы продолжаем эту работу, увеличивая её в объеме и сокращая во времени, так как у детей уже выработаны определённые умения и навыки.

Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращается внимание, можно расположить в определённой последовательности.

ПИСЬМО С ПРОГОВАРИВАНИЕМ.

(в основе письма - проговаривание по слогам)

Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают её, например: «За - пишу з с гласной а» и.т.д.

Результатом письма с проговариванием слогов является грамотное письмо, исключая столь распространённые ошибки на пропуски и замену букв. Как правило, такие работы написаны красиво, аккуратно, без исправлений. У детей вырабатывается единый темп письма, появляются положительные эмоции к трудному занятию - письму, воспитываются трудолюбие, культура труда, волевые качества, чувство коллективизма и товарищества.

СПИСЫВАНИЕ.

Списывание основывается на проговаривании по слогам. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельную работу учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Чтобы учащиеся не теряли времени на поиски слова в учебнике, они пользуются полоской бумаги, которую кладут вдоль строчки, списываемой из упражнения.

В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение (соотнесение количества букв в тетради и в книге), воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

КОММЕНТИРОВАННОЕ ПИСЬМО.

Этот вид диктанта также строится на проговаривании по слогам. Учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но обосновывают написание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Сначала комментируют сильные учащиеся, постепенно включаются и все остальные.

Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление.

Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.

Письмо развивает зрительную память, речь, мышление, представления, фонематический слух, внимание, интерес. В детях воспитывается коллективизм, организованность, самоконтроль, честность, объективная самооценка.

ПИСЬМО ПО ДИКТОВКУ.

Сначала диктуется слово так, как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха учитель проводит игру «Эхо». Учитель читает слово, дети повторяют его и по слогам хором и шёпотом, но так, чтобы учитель слышал. Если кто-то скопировал неправильно (исказил окончание слова, или безударную гласную в корне, или парную согласную), то предлагается ещё раз повторить это слово все, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам.

Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, интуитивное письмо. Ошибок типа «на деревьев» вместо - на деревьях 1 нет.

ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ.

Такой вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль.

Для письма по памяти подходят отрывки из стихотворений от 4 до 5-6 строк.

1 класс.

  1. Слава хлебу на столе!
  2. Широка страна моя родная.
  3. Наш Полкан попал в капкан.

4).Стоит в поле теремок.

5).На цветок сел жук. У жука шесть лап.

2 класс

  1. Весело сияет

Месяц над селом.

Белый снег сверкает

Синим огоньком. (Н.Никитин)

2) Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

На печальные поляны

Льёт печальный свет она …(А.Пушкин)

            3) Белка песенки поёт,

           И орешки всё грызёт,

           А орешки не простые,

           Все скорлупки золотые,

           Ядра - чистый изумруд...  (А.Пушкин)

Буквосочетания (жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн,чт,щн)

  1. Жизнь дана на добрые дела.
  2. Жить – Родине служить.
  3. Увидел грача - весну встречай.
  4. Делу время - потехе час.

Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным звуком.

  1. Написать слова-названия животных. Каждое слово должно заканчиваться парным по глухости-звонкости согласным звуком.
  2. Написать три слова, в которых все согласные звуки звонкие (ваза, забор, лимон), либо глухие (кот шкаф, кукушка)
  3. Голова на ножке,

В голове горошки.

  1. Почёт и труд рядом живут.
  2. Куропатки на ночлег

В голубой нырнули снег. (Т. Белозёров)

Разделительный мягкий знак.

  1. Друзья познаются в беде.
  2. Ученье-путь к уменью.
  3. Февраль силён метелью, а март капелью.
  4. Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

Заглавная буква в именах собственных.

Дал Макар Роману карамельки, А Роман Макару - карандаш. (пословица)

Обозначение буквами безударных гласных в корне слова.

                2 класс

  1. Март – с водой, апрель – с травой, а май- с цветами.
  2. В лесу под сосной нора лисы. В норе живёт лиса с лисятами.
  3. В саду цветут розы.
  4. Вода в морях солёная.

3  класс.

  1. Облетели листья с клёна,

Клён от холода дрожит.

На дорожке у балкона

Золотой ковёр лежит. (Е.Авдеенко)

  1. Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня.

Словно пухом устилает

Все долины и поля.  (С.Дрожжин)

  1. Пословицы.

Зерно в колоске-не спи в холодке.

Смотри дерево по плодам, а человека по делам.

  1. Загадки.

Конь бежит, земля дрожит. (гром)

Зелёный поясок в траве затерялся. (ящерица)

4 класс

Чудесное утро в февральском лесу,

Где в жизни увидишь такую красу!

В алмазных накидках притихли берёзы,

Их в иней хрустальный укрыли морозы.  (Д.Гиряев)

Нивы сжаты, рощи голы.

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.  (С.Есенин)

Сначала детям предлагается объяснить правописание выделенных букв. Затем написать отрывок стихотворения по памяти и проверить себя.

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ.

Это самый трудный вид письма, требующий внимания, умения рассредоточить его и на составление предложений, и на запись своих предложений (диктуется каждое слово по слогам), и на логику изложения.

Самые легкие творческие работы - это составление предложений по опорным словам.

2  класс.

Составить предложения, используя данные слова.

Тёплый день, маленький пригорок, первый подснежник, был, наступил, стоял, появился, распустился, проснулся, оттаял, показался.

3 класс.

  1. Заменить в каждом словосочетании имя прилагательное антонимом.

Тяжёлый груз, широкая дорожка, горькая ягода, частый лес, чёрствый хлеб.

4 класс

  1. Составить несколько предложений на одну из следующих тем:

«Добрые дела красят человека»

«Весь день стоит как бы хрустальный…» (Ф.Тютчев)

Очень любят дети писать творческие диктанты. Далее по сложности идут изложение и сочинение.

Итак, перечисленные выше разнообразные приёмы, наглядность, игровые моменты, систематичность в работе, межпредметные связи помогают развивать орфографическую зоркость учащихся.

Моей задачей было проверить, повысится ли результативность работы по формированию орфографической грамотности, если в процессе обучения используются орфографические сказки и некоторые, перечисленные выше, приёмы.

Проверочные работы и их анализ показали, что систематическая работа по орфографии, начатая в период обучения грамоте, с использованием орфографических сказок и постоянного выделения орфограмм, приносит свои результаты.

Коллектив учащихся проявил себя как работоспособный, и во 2 классе работа по развитию орфографической зоркости будет направлена на достаточно хорошо усвоенные орфограммы.

ОБОБЩЕННЫЙ СПОСОБ ЗАПОМИНАНИЯ:

  • Прочитайте с доски первый ряд букв, и запиши их по памяти (так с каждым рядом):

е, о, ы

и, а, э, ю

н, б, р, в, ш

з, д, п, к, ж, ф

л, с, ш, т, х, ч ,щ

  • Прочитайте с доски словосочетание или предложение и запишите его по памяти.
  • Запишите словарные слова по памяти, которые мы проходили три дня назад, неделю назад.
  • что общего в написании слов: рабочий, пальто, сапоги, завтрак, завод, машина, трамвай? (Во всех словах безударный гласный а, и он не проверяемый
  • это общий орфографический признак.)
  • можно составить рассказ из этих слов:

«Рабочий надевает пальто, сапоги, берёт с собой завтрак и едет на машине на работу, на завод. А мы едем на трамвае и напеваем песенку:

Трам - тара - ра,

Трам -тара -ра,

Везде мы пишем букву а.

ПРИЁМ УСИЛЕНИЯ ОРФОГРАММЫ:

  • «усилить» орфограмму - значит сделать более ярким то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. «Усиление» требует творческой активности учащихся. Этапы работы по «усилению»:
  1. Выделение трудной орфограммы.
  2. Как «уярчить» орфограмму?
  3. Поиск способа.
  4. Коллективный выбор лучшего способа.
  5. Индивидуальный приём запоминания каждым учащимся.
  • «рабочий», «метро» - в слове спряталось другое слово, - «помидор» - запоминаем буква гласных звуков о и и;

  • Внутри овоща живут два семечка по имени Пом и Дор: 

-  «Шоколад» I в слове живёт сладкий «шок» и напиток «кола».

- «Уярчение» путём составления ребусов: «вокруг» О, «сорока» 40а, «опять» О5, «окрестность» О ность и т.д.

ПРОВЕДЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ.

Текст для диктанта пишется на доске заранее. Берётся одно - три предложения. По ходу работы запись закрывается, но не стирается, т.к. она понадобится для самопроверки или взаимопроверки.

Алгоритм проведения зрительного диктанта:

  1. даётся заранее на зрительное запоминание;
  2. учащиеся закрывают глаза и представляют предложения зрительно или идёт разбор предложений совместно с учителем;
  3. даётся задание «уярчить» трудную орфограмму;
  4. предложения записываются в тетрадь;
  5. проверка написанного.

СЛУХОВЫЕ ДИКТАНТЫ.

Алгоритм проведения слухового диктанта:

  1. даётся задание на запоминание предложения с первого раза,
  2. учащиеся повторяют его про себя;
  3. записывают его в тетрадь;
  4. проверка написанного под руководством учителя.

ИГРА «НАЙДИ ОШИБКУ»

На доске написано предложение или текст и в нём специально допущены ошибки на изученные правила. Например: Костя чайкин жыл в диревне дубровка. Он хадил с братом жорой нарыбалку.

ИГРА «ЗАПОМНИ И ВЫБЕРИ».

Этот материал подаётся со слов учителя (слуховое восприятие), или с доски (зрительное восприятие).

Перед выполнением упражнения учитель ставит следующие задачи:

  1. Прослушать или прочитать ряд слов или текст от начала до конца;
  2. Выбрать для запоминания объекты, установленные учителем. Например: запомните только те слова, в которых есть сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу: кричал, тянул, кружил, искал, чулок, играл, бегал, щука, носил, шина и др.

При повторении изученного материала предлагаю учащимся серии карточек. В каждой карточке представлены три задания. Например, в третьем классе предлагаю карточки для работы в конце четвёртой четверти.

Серия № 1. Карточка № 1.

  1. Разбери по составу слова

книжка        нагрузка        побег

  1. Вставь пропущенные буквы, докажи правописание орфограмм

(...) п__щат        (...) близкий

(...) к_вёр        (...) кни_ка

(...) сн_гири        (...) холо_

(...) с_довник        (...)заря_ка

  1. Разбери предложение, подчеркни подлежащее и сказуемое. Выпиши словосочетания.

Серия № 2. Карточка № 1.

  1. Выпиши слова в три столбика к данным схемам.

Ветер, гора, полёт, земля, холод, переход, море, дождь, подъезд.

  1. Выпиши слова в три столбика и подчеркни орфограмму: в первый столбик - слова с безударным гласным; во второй - слова с парными по звонкости- глухости согласными; в третий - слова с непроизносимыми согласными.

Конец, овраг, участник, репка, прелестный, сидят, утащили, ненастный, немножко.

  1. Разбери предложение, подчеркни главные члены предложения, надпиши над каждым словом части речи.

Развесила жёлтая осень золотые флажки.

Серия N 3. Карточка № 1.

  1. Подбери и запиши по два слова к схемам.
  2. Подбери и запиши слова в два столбика (по 3-4 слова): в первый столбик 8 слова с безударным гласным; во второй - слова с парными по звонкости- глухости согласными.
  3. Составь предложение по вопросам. Запиши его. Подчеркни главные члены предложения.

(Какой?) (кто?) (как?) (что делал?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе».

«Развитие орфографической зоркостина уроках русского языкав начальной школе»....

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.

Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся – задача не из легких. Довольно часто школьники ...

Компетентностно-ориентированные задания, как средство развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

Ключевая идея данной работы в возможности систематизации и обобщения комплексного подхода учителя по целенаправленному развитию орфографической зоркости и предупреждению ошибок на уроках русского язык...

Курсовая работа на тему"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформ...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.

        Формирование орфографической грамотности - актуальная задача обучения русскому языку школьников в современном обществе. Она является одной из составных частей общей ...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

материалы  по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе...

Творческий отчёт по самообразованию по теме: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе».

     Творческий отчёт  по самообразованию по теме:  «Развитие орфографической зоркости  на уроках русского языка в начальной школе»....