Урок по Русскому языку
план-конспект урока по русскому языку на тему

Кутафина Лариса Борисовна

Урок по Русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc88 КБ
Office presentation icon prezentaciya.ppt1.54 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

План-конспект урока

по русскому языку в 3 классе по теме: «Правописание букв безударных гласных в корне слова»

Подготовила:

учитель начальных классов

Кутафина Л.Б.

Прохладный, 2015г.


Русский язык

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

В КОРНЕ СЛОВА

Тема: «Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне».

Цель:

Предметные:
-усвоение особенностей проверочных и поверяемых слов, овладение способами проверки;
-формирование умения подбирать проверочные слова, распознавать слова, которые нужно проверять;
-развитие орфографической зоркости.
Метапредметные:
-расширение творческой деятельности учащихся;
-формирование объективной самооценки.
Личностные:
-формирование личностных универсальных учебных действий;
- развитие внимания, мышления, интереса к языку;

-развитие умений анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму.

Формы организации:  фронтальная, дифференцированная, творческая, самостоятельная по вариантам, в парах.

Деятельность учеников:

 – Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

1. Посмотрите друг на друга.

Улыбнитесь. Посмотрите на меня.

Улыбнёмся друг другу. Я рада

видеть ваши улыбки и хочу,

чтобы хорошее настроение не

покидало нас.

– Тихонько сядьте, возьмите листок настроения(Слайд)

http://festival.1september.ru/articles/608316/Image6231.gif

Поставьте цифру 1 около лица, которое соответствует вашему настроению перед уроком.

– Откройте тетрадь.

Мы тетради все открыли,
Ровно сесть не позабыли.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

 4 5

Словарная работа. (Слайд)

Упражнение «Узнай слово».

Перед нами чудо-сад:

Не плоды – слова висят.

Догадайтесь, что за плод

Угодит вам в рот.

Вот что растёт в этом саду:

а) «китайское яблоко» (апельсин);

б) «персидское яблоко» (персик);

в) «золотое яблоко» (помидор);

г) «скороспелый» (абрикос).

– Какая орфограмма есть в этих словах?

– Какое слово является новым? (Абрикос.)

– Запишите эти слова.

Учитель на доске записывает слово абрикос, подчёркивает орфограммы, выделяет корень в слове.

– Опишите этот плод.

– Сравните ваше описание со значением из толкового словаря.

(Зачитывает.)

– Запишите однокоренные слова к слову абрикос.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения.

1 3 3 (Слайд)

– Прочитайте слова на доске:

Солить, больной, верхушка, краснеет, пищат.

– Какая орфограмма есть в каждом из этих слов? (Буква безударного гласного в корне, проверяемая ударением.)

– Как это можно определить? (Поставить в каждом слове ударение, выделить корень, подчеркнуть букву безударного гласного.)

– Почему написана именно эта буква гласного в корне? (Подбираем проверочные слова и пишем такую же букву гласного.)

– Сформулируйте тему урока. (Правописание букв безударных гласных в корне слова.)

– Составим план урока.

План (примерный).

Учитель составляет план вместе с детьми.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

1. Работа по учебнику.  6  5 (Слайд)

Упр. 100 – развивается умение различать ударные и безударные гласные в однокоренных словах. Выполняется коллективно по заданиям учебника.

– Почему важно уметь правильно ставить в словах ударение, различать ударный и безударные слоги? (Гласный звук в безударном слоге – признак, по которому обнаруживаем место орфограммы в слове.)

– Найдите в тексте однокоренные слова, выпишите их. (Морская –море.)

– Какое слово является проверочным?

– Каким двум условиям должно отвечать любое проверочное слово? (Оно должно быть однокоренным, в нём гласный звук проверяемой буквы должен быть под ударением.)

2. Наблюдение над словами с двумя безударными гласными в корне.

Упр. 101.

Сначала проводится устный разбор по заданиям упражнения.

Образец рассуждения при списывании:

Говорит. В слове 3 слога. Ударный третий слог.

В корне говор два безударных гласных. Проверяю букву 1-го безударного гласного – говор, вторую – разговор.

Обозначаю орфограмму.

3. Составление алгоритма написания безударных гласных в корне. (Слайд)

1. Ответы на вопросы учебника (с. 91).

2. Составление алгоритма.

Учитель может все «шаги» последовательно выводить на слайде

презентации или вывешивать на отдельных карточках.

• Читаю слово.

• Ставлю ударение.

• Выделяю корень.

• Подчёркиваю буквы безударных гласных в корне.

• Подбираю проверочные слова. (Сколько безударных гласных в корне, столько проверочных слов.)

• Пишу слово, вставляю буквы.

• Обозначаю орфограмму.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙII. Развитие умений – применение знания.

1 3 4 1(Слайд)

Работа в учебнике.

1. Упр. 102 – развивается умение находить слова с двумя безударными гласными в корне, выбирать проверочные для буквы каждого из безударных гласных. Выполняется по алгоритму. Запись и обозначение орфограмм по образцу.

2. Упр. 103 – развивается умение разграничивать проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне, самостоятельно подбирать проверочные слова, где это необходимо. Выполняется под руководством учителя. Ученики работают на доске, проговаривают все «шаги».

Дополнительный вопрос:

– В каких словах есть непроверяемая буква безударного гласного в корне? (Слайд)

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать? (Выполнить звуко-буквенный анализ.)

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.

– Уточните тему, названную в начале урока. (Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова.)

– Как правильно выбрать буквы, если в корне слова есть два безударных гласных звука? (Нужно подобрать проверочное слово для буквы каждого безударного гласного.)  4  4 (Слайд)

http://festival.1september.ru/articles/608316/Image6231.gif

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

V. Домашнее задание.

(Слайд) 1. Упр. 1, с. 101.

2. Задание № 1, тема 3 в рабочей тетради.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык, 3 класс Правописание букв безударных гласных в корне слова урок № 30

Слайд 3

Словарная работа

Слайд 4

Вспоминаем то, что знаем Два моря. Я тоже море? – спросила морская капля у моря. Конечно, - ответило море. – Просто ты ещё маленькая. (В. Хмельницкий) Прочитайте. Назовите ударный и безударный слог в каждом слове. Назовите ударные и безударные гласные звуки. Какими буквами они обозначены? Почему важно уметь правильно ставить в словах ударение, различать в слове ударный и безударные слоги? Найдите в тексте однокоренные слова, выпишите их. В каком из слов есть орфограмма-буква безударного гласного в корне? А какое слово проверочное? Каким должно быть проверочное слово? море морская

Слайд 5

Определяем основной вопрос урока Прочитайте слова . Сколько слогов в каждом слове? Спишите. Поставьте ударение. Сколько безударных слогов в каждом слове? Подчеркните орфограммы-буквы безударных гласных. говорит молоток зеленеть корешок Какой вопрос возникает? Если в корне два безударных гласных звука, как проверить, какие буквы надо писать? Можно ли пользоваться уже знакомым правилом? Попробуйте предположить, как надо действовать?

Слайд 6

Решаем проблему, открываем новые знания говорит молоток зеленеть корешок Прочитайте слова второго и третьего столбиков. Поставьте в них ударение. Будут ли они проверочными? Объясните. Сформулируйте вывод. говор молот зелень корень разговор молотит зелёный коренья Спишите. Обозначьте орфограммы-буквы безударных гласных в корне. Составьте инструкцию: как надо действовать, чтобы правильно обозначить на письме безударные гласные звуки в корне слова. Образец записи: золотой – золото , позолота

Слайд 7

Сравниваем свой вывод с авторским Как нужно действовать, чтобы правильно написать слово с двумя безударными гласными звуками в корне. Ставлю ударение: зеленеть. Выделяю в слове корень: зеленеть Определяю буквы, обозначающие безударные гласные звуки: зеленеть Подбираю первое проверочное слово: зеленеть – зелень 5. Подбираю второе проверочное слово: зеленеть – зелень, зелёный.

Слайд 8

Применяем новые знания. Развиваем умения Произнесите слова. В каких есть два безударных гласных звука в корне? Спишите. Сначала запишите проверочные слова, затем слово с орфограммой . Образец записи: лебедь- лебёдушка -лебединый Головы, голова, головка. Лошаденка, лошадка, лошадь. Колос, колосок, колосья.

Слайд 9

Применяем новые знания. Развиваем умения Произнесите слова. Сколько в каждом слове безударных гласных звуков в корне? Подберите проверочные слова. Все ли безударные гласные можно проверить? Холодок, серебро, скатерть, полоса. Образец записи: колбаса – колбаска; молодой – молод, молоденький. Как нужно действовать, если из двух букв безударных гласных в корне слова можно проверить только одну? Спишите. Обозначьте орфограммы в корне слова. Холодок – холод, холодный; серебро – серебряный; скатерть – скатерти, скатёрка; полоса – полосы, полоска.

Слайд 10

Итог урока Если в корне гласный звук Вызвал вдруг сомнение, Ты его немедленно Ставь … под ударение . Какие безударные гласные звуки в слове надо проверять? Продолжите четверостишие:

Слайд 13

Домашнее задание

Слайд 14

спасибо за работу !!! до новой встречи!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "

На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....

Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»

Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется  понятие «приставка» и её роль в словообразовании...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...