Урок русского языка в 1 классе на тему "Буквосочетания жи-ши,ча-ща,чу-щу"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Черепанова Юлия Сергеевна

Конспект урока представлен в технологической карте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА

«Буквосочетания жи - ши, ча - ща, чу – щу»

ЦЕЛЬ

Закреплять умение написания сочетаний жи - ши с буквой и, ча - ща с буквой а, чу - щу с буквой у

Тип урока

Урок  закрепления

Планируемые результаты

Личностные УУД:

-принятие и освоение социальной роли обучающегося;

- развитие мотивов учебной деятельности;

-формирование личностного смысла учения

-формирование уважительного отношения к иному мнению.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему и  цель урока;
  • выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности;
  • оценивать правильность выполнения действий по листу самооценки.

Познавательные УУД:

  • отвечать на вопросы;
  • обобщать собственное представление;
  • соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, пары

Коммуникативные УУД:

- развивать способности слушать собеседника и вести диалог,

-владеть диалогической формой речи.

  Предметные результаты:

научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи - ши, ча - ща, чу - щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи - ши,ча - ща,чу – щу

получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий, работать со страничкой для любознательных.

Технологии  обучения

технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, технология оценки образовательных достижений

Основные понятия

Правило написания буквосочетаний ча – ща, чу – щу, жи – ши, непроверяемая орфограмма в словарном слове

Ресурсы:

- учебник: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 1 класс. – М.: Просвещение,  2012.

- компьютер, проектор, мультимедийная презентация

- карточки с деформированным текстом для индивидуальной работы.

Организация пространства

- фронтальная

- индивидуальная

- парная

Технология

проведения

(этап урока, цель)

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированного результата

Планируемые результаты УУД

Предметные

УУД

Самоопределение к учебной деятельности

Цель:
- включить обучающихся  в учебную деятельность, на основе жизненной ситуации, возникшей на уроке

-самоорганизация,

- приветствие

- актуализация

знаний

 -определение цели урока

- создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

-организует формулировку и определение цели  урока детьми

-Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ли у тебя на месте,

Всё ль в порядке:

Лежит ли ручка на столе,

Линейка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

Старательно трудитесь!

-Посмотрите, ребята, к нам на поезде приехал гость. Кто это? ( на доске прикреплён Буратино)

-Ребята, у Буратино случилась беда. Он потерял некоторые буквы. ( на доску прикрепляются сочетания букв ж…- ш…, ч…- щ…)

-Поможем ему найти их?

- А чтобы их легче вам было искать, послушайте сказку.

Личностные УУД

- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Актуализация знаний.

Цель:
- актуализировать знания обучающихся

-отвечают на вопросы

-записывают слова

- организует актуализацию знаний обучающихся

Жили-были на свете шипящие ж, ш, ч, щ, а рядом гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут, когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули – многих нашли. Вот только не смогли найти гласные Ы, Ю, Я. Искали, с ног сбились, усталые и голодные поздно вечером возвращались они домой. Вдруг видят: сидят гласные Ы, Ю, Я, пьют чай с пряниками и телевизор смотрят. Обиделись шипящие – и с тех пор дружба у них врозь. Никогда они больше не стоят рядом с гласными Ы, Ю, Я, а дружат только с  И, У, А. Так в русском языке появились буквосочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ.

-Какие буквы потерял Буратино?

- Прочитаем, что у нас получилось.

- Как вы думаете, все ли в классе умеют писать слова с этими буквосочетаниями?

-А хотели бы вы научиться писать слова, в которых встречаются эти сочетания букв?

-Так что же мы будем делать на уроке?

- Открываем  наши тетради и записываем  число.

-Минутка чистописания. Напишите буквосочетания ча – ща, чу – щу, жи – ши в тетрадях.

-Давайте покажем Буратино, как мы красиво умеем писать.

- умение правильно писать соединения букв

-отработка навыков правописания

 Познавательные УУД

- совершенствуем умение ориентироваться в своей системе знаний

Постановка проблемы

Цель:
- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит постановка проблемы, определение темы урока и формулирование цели урока.

- выдвигают гипотезы

- выполняют постановку цели

- помогает обозначить проблему урока

- Ребята, а  почему же надо запомнить написание гласных в сочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу?

-А поможет нам разобраться в этом наш учебник.

Личностные УУД

 - развиваем умение быть толерантным к чужим и собственным ошибкам

Регулятивные УУД

 - развиваем умение самостоятельно формулировать цель урока

Работа по теме урока  

Цель:


- Отработать навыки написания буквенных сочетаний

                                                                                             

1.Парная работа

учащихся.

- выполняют упражнения

- формулируют выводы

-выполняют задание

- формулирует задание

- наводящими вопросами подводит учащихся к выводу о том, что буквосочетания

жи – ши пишем с буквой и, ча – ща с буквой а,

чу – щу с буквой у.

-формулирует задание

-объединяет учащихся в пары

-организует  парную работу учащихся

-Открываем учебник на стр.115 упр.1.

-Прочитаем слова. Какие буквосочетания нам встретились?

-Ребята, чтобы выполнить это упражнение Буратино приготовил нам задание: сравнить  пары слов: нитка и кувшин, моржи и спица. (слайд 2)

-Вспомните, какую роль выполняет гласный звук [ и]? (обозначает мягкость предшествующего согласного)

- Во всех ли словах эта роль выполняется? В каком слове не выполняется?

-А, что мы знаем о звуках [ш], [ж]?

-Какой делаем вывод?

-Разбираем следующие пары слов: перчатки и капля, щука и муха. (слайд 3)

-Гласные звуки [ а], [ у] какую роль выполняют? (обозначают твёрдость предшествующего согласного).

-А что мы знаем, о согласных звуках [ч], [щ]?

Дети делают вывод.

-Итак, зачем же надо запоминать написание гласных в буквосочетаниях жи –ши, ча – ща, чу –щу?

Ребята, давайте обратимся к страничке для любознательных на стр. 116. Прочитайте.

-Делаем вместе с детьми  вывод: написание этих буквосочетаний нужно запомнить.

-Сейчас мы будем тренироваться в написании жи – ши, ча - ща,чу - щу. Будьте внимательными. Наш гость уже выполнил это задание, а теперь вы попробуйте.

Раздаю карточки со словами, объединив детей в пары.

жираф, роща, чугун, шишка, чайник, щука

-Ребята, прочитайте данные слова. Можно ли их разбить на группы? На какие?

-Попробуйте это сделать, работая в паре.

-Проверяем. Буратино всё правильно сделал? (на слайде 4  появляются группы слов)

-А теперь запишите эти группы в тетрадь и не забудьте, подчеркнуть  «опасные места».

-Посмотрите на экран и проверьте ещё раз себя.

-Молодцы, ребята. А чтобы понять справились ли все с заданием, поднимите красный или зелёный квадратик. (красный квадрат – что-то не получилось, зелёный – у меня всё правильно)

-умение видеть орфограммы в слове и их обозначать

Личностные УУД

 - умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

- умение вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

- умение быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению

Регулятивные УУД

 - умение работать с  информацией

- умение выполнять самопроверку,  корректировку, оценивать  результат своей деятельности

Познавательные УУД

- умение извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний


Коммуникативные УУД

- умение оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других

- умение слушать своего товарища, работая в паре.

Физминутка

Цель:

-развитие умения снимать напряжение .

2.Работа со словарным словом.

3.Работа по учебнику.

4.Работа с деформированным текстом.

Рефлексия учебной деятельности на уроке. (итоги урока)

Цель:

--обобщить полученные на уроке сведения

- организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности

-выполняют упражнения.

-отгадывают загадку

-записывают слово в тетрадь

-выполняют упражнение

-выполняют задание в тетради

-отвечают на вопросы

-обсуждают решение проблемы, поставленной в начале урока

- обобщают

- делают выводы

- выполняют самоанализ и

самооценку

 

-проводит физминутку.

- знакомит с непроверяемой орфограммой в словарном слове

-формулирует задание

- организует проверку

-организует беседу по вопросам.

-формулирует задание

-создаёт эмоциональный контроль

-обеспечивает мотивацию выполнения

-проводит беседу по итогам урока

- организует обобщение

- организует рефлексию

-Я вижу, вы устали. Давайте проведём физминутку.

Ча – ча – ча,

Мы сидели молча.

(встают, ходьба на месте)

Чу – чу – чу,

Снова прыгать я хочу.

( прыжки на месте)

Жи – жи – жи,

На плечи руки положи.

(круговые вращения руками)

Щу – щу – щу,

Руки вниз я опущу.

(наклоны вниз с вытянутыми руками)

Ща – ща – ща,

Приседаем, не пища.

(приседают)

Ши – ши – ши,

Посидим теперь в тиши.

(садятся за парту).

 -Ребята, пока мы с вами отдыхали, Буратино придумал загадку. Хотите её отгадать?

Пьёт бензин как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней?

-Вы догадались, что это? (на слайде 5 появляется слово машина)

-Ребята, наш сказочный друг не знает какую букву нужно вставить. Давайте ему поможем. Какая буква пропущена?(буква и) Почему?

-Правильно. А ещё это слово словарное. Его написание нужно запомнить.

-Запишем слово «машина» в тетрадь, подчеркнём в первом слоге букву а и буквосочетание ши.

- На какой слог падает ударение? (на второй слог).

-Давайте составим предложение с этим словом.

-Оцените свою работу.

-А теперь вернёмся к учебнику и выполним упр. 6 (с. 118).

– Прочитайте.

– Сколько предметов называют данные слова? (Один.)

– Измените, эти слова так, чтобы они называли несколько предметов и запишите любые три пары слов.

-Подчеркните «опасные места».

- Оцените свою работу. На полях нарисуйте зелёный или красный квадратики

Провожу пальчиковую гимнастику.

-На слайде 6 даны предложения:

Они рыч…т, пищ…т.

Там живут волч…та.

Мама обещ…ла принести еду.

Ч…щ… леса.

- Ребята, посмотрите, что перед нами? (предложение)

- А, что такое предложение?

-Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему?

-Давайте попробуем составить  связный текст.

-Посмотрите на экран и проверьте себя. (слайд 7)

-А теперь, вы должны записать получившийся текст в тетрадь, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть их.

-Ребята, Буратино тоже попытался вставить пропущенные буквы.Давайте проверим, что у него получилось.(слайд 8)

-Исправим ошибки Буратино? (слайд 9) Что же мы посоветуем нашему гостю?

-А у вас всё правильно? На полях оцените свою работу. Нарисуйте красный или зелёный квадратик.

-Что же мы делали на уроке?

-Итак, почему же надо запомнить написание гласных в сочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу?

-В сочетаниях ЖИ – ШИ, 

Только и всегда пиши!

В сочетаниях ЧА - ЩА

Пиши только букву а!

В сочетаниях ЧУ – ЩУ

Пишут только букву  у!

(слайд 10)

 

- Подводя итог нашего сегодняшнего урока,  я хочу попросить вас показать настроение, с которым мы заканчиваем этот урок.

(у каждого на парте лежат смайлики с разным настроением, ученики выбирают своё настроение, подходят к Буратино и прикрепляют около него свой смайлик.)

(слайд 11)

 

-развитие орфографической зоркости.

-развитие навыков грамотного письма.

-умение видеть орфограммы в слове и их обозначать

-развитие навыков грамотного письма.

-применение знаний в изменившейся ситуации

Регулятивные УУД

-осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.

Личностные УУД

-умение вносить свой вклад в работу класса для достижения общих результатов

- умение быть толерантным к ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению

Регулятивные УУД

- умение работать с  информацией

-умение действовать с учётом выделенных учителем ориентиров

-умение адекватно воспринимать словесную  оценку учителя.

Познавательные УУД

- умение ориентироваться в своей системе знаний

- умение делать выводы в результате индивидуальной работы

Коммуникативные УУД

-умение строить понятные речевые высказывания.

Личностные УУД

-умение понимать значение знаний для человека и принимают его

Регулятивные УУД

-умение прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала

Личностные УУД

- развиваем умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные УУД

- развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...